33. Структура и методы эмпирического познания
Наиболее часто методы эмпирического познания (такие как наблюдение, измерения, описание и эксперимент) применяются в научных естественных дисциплинах (биологии, географии, химии, физике и других). Несмотря на то, что для математики данные методы являются совершенно не характерными, они сыграли огромную роль в возникновении и развитии математических знаний и становления математики на уровень самостоятельной дисциплины. Математическое школьное обучение повторяет путь развития эмпирических знаний, поскольку широко применяются такие эмпирические методы научного познания, как наглядность и техническое обучение. Достаточно часто проявляется совместное применение методов наблюдения, измерения, описания и становления эксперимента, что:
Уменьшает пассивную созерцательность.
Активизирует деятельность учащихся в школе.
Приводит к целенаправленной работе по использованию приборов, моделей и прочих демонстрационных пособий.
Не являясь экспериментальной наукой, недостаточно провести опыт и быть достаточным истинным результатом предложений. Исходя из существующих школьных задач, обучение осуществляется как с применением готовых знаний, так и эмпирических методов познания, позволяющих получить данные знания. Методы эмпирического уровня познания позволяют формулировать научные гипотезы, которые научными методами можно обосновать или опровергнуть. С помощью наблюдения, измерения и описания создаются определенные специальные направления при обучении детей, а также предоставляются реальные возможности разглядеть вполне очевидные закономерности, доказательства, геометрические факты и многое другое. Результаты применения подобных методов позволяют сделать индуктивные выводы и осуществить открытие новых истин.
В эмпирическом познании чаще преобладает чувственное познание. Одним из простейших видов научного познания, которое опирается на органы чувств, является наблюдение. Оно предполагает максимальное влияние на органы чувств конкретного субъекта и минимальное на проявляемую активность объекта.
Существует несколько видов наблюдения:
Вооруженное или невооруженное – заключается в применении различных приборов (или без применения приборов), позволяющих измерять и рассматривать конкретные объекты;
Лабораторное – заключается в изучении деятельности объектов в искусственной среде;
Полевое – заключается в изучении деятельности объектов в естественной среде.
Наблюдение позволяет получать наиболее ценную и обширную информацию, если ее нельзя получить иным методом. Процесс наблюдения с целью получения конкретных информационных данных требует длительного времени отличного восприятия объекта, т.е. Вам необходимо иметь слух, зрение и обоняние, достаточное для наблюдения.
Познание и его структура.
Методы эмпирического уровня познания получили свою распространенность в связи со стремлением человечества к получению новых знаний и умений. Развитие цивилизации невозможно без познания. Таким образом, познание – это длительный постоянный процесс накопления и совершенствования знаний о существующем мире, в котором мы живем. Процесс познания достаточно обширный, поскольку отличается высочайшим уровнем профессионализма в данной сфере, а также использованием средств и источников. Учитывая это, познание делится на научное и обыденное. Обыденные знания присущи каждому индивиду и не требуют специальных навыков и умений. Научные методы эмпирического познания могут быть получены от профессиональной рабочей деятельности по научным каналам.
Структура познания:
Субъект познания – индивид, формирующий новейшее знание, или научное сообщество (лаборатории, университеты, научно-исследовательские институты и т.д.);
Объект познания – часть действительности, которую необходимо исследовать объективно и субъективно.
К объекту может быть отнесено психическое состояние индивидуального лица или целой группы, образ мышления и общественное мнений; любой предмет; процесс развития религии, мифологии и многое другое, т.е. все то, что необходимо исследовать.
Само знание, как метод и результат исследования.
Теоретические и эмпирические методы научного познания, их основные различия.
Теоретические и эмпирические методы научного познания выражаются в качестве чувственного и рационального отражения действительности. Эмпирическое познание включает три основные формы, взаимосвязанные между собой:
Представление – образ предмета, который воздействовал на чувственные органы в далеком прошлом и имел обобщенный наглядный образ, но не воспринимаемый в реальном времени;
Восприятие – создание образа предмета в реальном времени со всех сторон;
Ощущение – непосредственное отражение свойств или прочих характеристик на органах чувств в сознании каждого индивида.
Теоретические и эмпирические методы научного познания и исследования различны, поскольку в своем основании сильно различаются. Методы эмпирического уровня познания представляют в основном сами способы познавательной активности. Для их реализации разрабатываются специальные программы исследований, организация наблюдений, организация экспериментов и изучение (обработка) полученных экспериментальных данных, обобщение и классификация полученных данных. Теоретические методы познания действительности отражаются характерными существующими свойствами достигнутых наукой результатов. Теоретическое познание осуществляется на уровне высоких порядков абстракции с применением законов, гипотез, различных понятий и категорий и прочего. Оба метода исследования тесно взаимосвязаны друг с другом, несмотря на то, что эмпирическое предшествует теоретическому познанию.
Единственным главным отличием является момент:
Эмпирическое познание основано на чувственном аспекте;
Теоретическое познание основано на реальных рациональных фактах.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что научное исследование должно не только двигаться вперед, но и совершенствоваться в реальном времени.
Особенность эмпирического знания, его структура и основные типы. Методы эмпирического познания.
Научное познание есть процесс, т. е. развивающаяся система знания, которая включает в себя два основных уровня — эмпирический и теоретический. Они хотя и связаны, но отличаются друг от друга, каждый из них имеет свою специфику. Эмпиризм отрицает активную роль и относительную самостоятельность мышления. На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание (чувственное познание), рациональный момент и его формы (суждения, понятия и др.) здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение. Поэтому исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений (Иногда утверждают, что эмпирическое познание отражает лишь внешние свойства и отношения предметов и процессов. Но это неверно, ибо тогда мы никогда не выявим их внутренние связи, существенные, закономерные отношения), доступных живому созерцанию и выражающих внутренние отношения. Сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация, классификация и иная фактофиксирующая деятельность — характерные признаки эмпирического познания.
Эмпирическое, опытное исследование направлено непосредственно (без промежуточных звеньев) на свой объект. Оно осваивает его с помощью таких приемов и средств, как описание, сравнение, измерение, наблюдение, эксперимент, анализ, индукция, а его важнейшим элементом является факт
Понятие «факт» им значения: 1. Нек фрагмент действительности, объективные события, результаты, относящиеся либо к объективной реальности («факты действительности»), либо к сфере сознания и познания («факты сознания»). 2. Знание о к-л событии, явл, достоверность которого доказана, т. е. синоним истины. 3. Предложение, фиксирующее эмпирическое знание, т. е. полученное в ходе наблюдений и экспериментов.
«научный факт» - когда он явл элементом логической структуры конкретной системы научного знания, включен в эту систему.
В понимании природы факта в современной методологии науки выделяются две крайние тенденции: фактуализм (независимость и автономность фактов по отношению к различным теориям) и теоре¬тизм( при смене теорий происходит изменение всего фактуального базиса науки).
Роль: 1сов-ть фактов образует эмпирическую основу для выдвижения гипотез и построения теорий; 2 имеют решающее значение в подтверждении теорий (если они соответствуют совокупности фактов) или их опровержении (если тут нет соответствия). Расхождение отдельных или нескольких фактов с теорией не означает, что последнюю надо сразу отвергнуть.
Наряду с ними могут быть вычленены системы определенных научных фактов, основной формой которых являются эмпирические обобщения. Это тот основной фонд науки, научных фактов, их классифи¬каций и эмпирических обобщений, который по своей достоверности не может вызвать сомнений и резко отличает науку от философии и религии. Ни философия, ни религия таких фактов и обобщений не создают.
Ограниченность эмпиризма состоит в преувеличении роли чувственного познания, опыта и в недооценке роли научных абстракций и теорий в познании, в отрицании активной роли и относительной самостоятельности мышления.
- 2. Наука и её взаимоотношение с философией, религией и искусством
- 4. Античная наука: социально-исторические условия формирования, существенные хар-ки
- 6. Аристотелевско-птолемеевская космология и физика
- 8. Средневековая наука и теологическая картина мира
- 10.Теория двойственной истины и её роль в развитии науки
- 12. Индуктивная логика Бэкона как теоретическое обоснование экспериментального метода
- 14. Г. Галилей и его роль в становлении науки Нового времени
- 16. И.Ньютон и его роль в становлении классической науки
- 18. Естественные науки классического периода и их философское обоснование
- 20. Философские аспекты современной космологии и космогонии
- 22. Боровско-эйнштейновская картина мира и её особенности
- 24.Основне этапы развития философии науки (эмпириокритицизм и неопозитивизм)
- 26. Научные парадигмы и научные революции
- 28. Типы знания; специфика научного исследования
- 30. Дисциплинарная структура современной науки и её динамика
- 32. Научная методология и её специфика
- 34. Структура и методы теоретического исследования
- 36. Субъект социально-гуманитарного познания
- 38. Жизнь как категория наук об обществе и культуре
- 40. Объяснение и понимание в социальных и гуманитарных науках
- 42. Наука как социальный институт
- 44. Наука и политика
- 46. Этика науки
- 1. Наука как культурный феномен, место науки в техногенной цивилизации
- 3. Преднаука и мифологическая картина мира
- 5. Философская картина мира в эпоху древних цивилизаций.
- 3.1. Милетская школа (Miletus Philosophy)
- 3.2. Эфесская школа
- 3.3. Пифагореизм
- 3.5. Элейская школа (Eleatic Philosophy)
- 3.6. Эмпедокл (Empedocle)
- 3.7. Анаксагор (Anaxagoras)
- 3.8. Атомизм (Atomic Theory)
- Глава 4. Классический период античной философии
- 4.2. Сократ (Sokrates)
- 4.3. Платон (Plato)
- 7. Античная наука в эпоху эллинизма и ее особенности
- 9. Проблема знания и веры в средневековой философии
- 12.5. Проблема знания и веры в европейской схоластике
- 11. Становление экспериментального метода и математизации науки
- 13. Революция в астрономии 16-17 в.В. И ее значение для общего развития естественных наук
- 15.Рационализм Декарта и его учение о научной методологии Нового времени
- 17. Ньютоно-картезианская картина мира
- 19. Становление неклассической физики.
- 21. Становление концепции глобального эволюционизма
- 23, 25. Основные этапы развития философии науки (классический позитивизм, постпозитивизм)
- 27. Cмена типов научной рациональности
- 29. Наука и псевдонаука
- 31. Язык науки и его специфика
- 33. Структура и методы эмпирического познания
- 35, 37. Науки о природе и науки об обществе и культуре. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании
- 39. Время, пространство и хронотоп в социальном и гуманитарном знании
- 41. Вера, сомнение и знание в социальных и гуманитарных науках
- 43.Научные сообщества и их исторические типы
- 45. Наука и бизнес