44. Наука и политика
Политика в идеале должна быть сплавом, синтезом искусства и науки. Единство политики как науки и искусства означает, что нельзя разрывать, а тем более противопоставлять эти две стороны политики. Научная обоснованность политики уже включает в себя момент искусства, мастерства, всесторонности и гибкости теоретического анализа разнообразных фактов и событий действительности. Как бы правильно и обоснованно ни была выработана стратегическая политическая линия, ее окончательная судьба зависит от качества проведения ее в жизнь, т. е. от искусства политического управления. В свою очередь никакое "искусство", никакие ухищрения и уловки не спасут от неминуемого провала политику, лишенную научных основ, не учитывающую объективные потребности развития общества и коренные интересы народных масс.
Научный подход в политике требует учитывать место, роль и взаимосвязь объективного и субъективного в общественном развитии. Политика как наука имеет дело с анализом объективных экономических условий, должна учитывать законы общественного развития, реальное соотношение политических сил и др. Эти факторы лежат в основе стратегии и тактики действий субъектов политики. Политика как искусство имеет дело прежде всего с субъективной стороной общественного процесса: уровнем развития политической культуры населения, способностью руководителей овладевать современными формами и методами политического управления, умением учитывать имеющиеся социальные противоречия, гибкостью реагирования на изменения в раскладе политических сил внутри страны и на международном уровне и т. д.
Здесь полностью применима общая диалектика соотношения объективного и субъективного факторов в общественном развитии: объективные факторы являются определяющими, решающими, но и субъективные факторы оказывают влияние на политику и при некоторых условиях (когда имеются все объективные предпосылки) могут выдвигаться на первый план, играть решающую роль. На ход исторического развития, на политические процессы могут влиять черты характера тех или иных политических лидеров.
Именно сложное сочетание объективного и субъективного в политике, в которую вовлекаются многие миллионы людей со своими интересами, страстями, предрассудками и т. д., многоплановое идеологическое обоснование или, наоборот, затушевывание, извращение истинных целей и стремлений — все это обусловливает настоятельную необходимость для страны, регионов иметь политических лидеров, способных лучше других ориентироваться в этом лабиринте отношений и находить оптимальные политические решения.
Политика не только сложное, но и динамичное явление. То, что еще вчера казалось (и было) правильным и бесспорным, сегодня в силу изменившихся условий (причем не всех, а некоторых) уже не является правильным. Словом, в политике легко остаться во вчерашнем дне.
В нашей стране в период перестройки и радикальных реформ произошел почти полный разрыв политики с наукой, научным управлением. На смену пришли метод "проб и ошибок", политических импровизаций, бездумное заимствование иноземных рецептов, волюнтаризм и самонадеянность реформаторов с изобретенной ими управленческой формулой "Хотели как лучше, а получилось как всегда". Социально-экономическая цена издержек и ошибок в проведении перестройки и радикальных реформ оказалась столь внушительной, что ставит под сомнение их необходимость, вызывает у многих либо безразличное к ним отношение, либо активное или пассивное им сопротивление. Мировым опытом доказано, что даже самые необходимые и назревшие реформы могут быть извращены, загублены неумелым их исполнением. Однако сами реформы тут ни при чем, виноваты горе-реформаторы, их некомпетентность, безответственность.
Наш горький опыт учит, что политика не поле для дилетантского экспериментирования, а отрыв политики от науки социально опасен, за него приходится дорого платить.
- 2. Наука и её взаимоотношение с философией, религией и искусством
- 4. Античная наука: социально-исторические условия формирования, существенные хар-ки
- 6. Аристотелевско-птолемеевская космология и физика
- 8. Средневековая наука и теологическая картина мира
- 10.Теория двойственной истины и её роль в развитии науки
- 12. Индуктивная логика Бэкона как теоретическое обоснование экспериментального метода
- 14. Г. Галилей и его роль в становлении науки Нового времени
- 16. И.Ньютон и его роль в становлении классической науки
- 18. Естественные науки классического периода и их философское обоснование
- 20. Философские аспекты современной космологии и космогонии
- 22. Боровско-эйнштейновская картина мира и её особенности
- 24.Основне этапы развития философии науки (эмпириокритицизм и неопозитивизм)
- 26. Научные парадигмы и научные революции
- 28. Типы знания; специфика научного исследования
- 30. Дисциплинарная структура современной науки и её динамика
- 32. Научная методология и её специфика
- 34. Структура и методы теоретического исследования
- 36. Субъект социально-гуманитарного познания
- 38. Жизнь как категория наук об обществе и культуре
- 40. Объяснение и понимание в социальных и гуманитарных науках
- 42. Наука как социальный институт
- 44. Наука и политика
- 46. Этика науки
- 1. Наука как культурный феномен, место науки в техногенной цивилизации
- 3. Преднаука и мифологическая картина мира
- 5. Философская картина мира в эпоху древних цивилизаций.
- 3.1. Милетская школа (Miletus Philosophy)
- 3.2. Эфесская школа
- 3.3. Пифагореизм
- 3.5. Элейская школа (Eleatic Philosophy)
- 3.6. Эмпедокл (Empedocle)
- 3.7. Анаксагор (Anaxagoras)
- 3.8. Атомизм (Atomic Theory)
- Глава 4. Классический период античной философии
- 4.2. Сократ (Sokrates)
- 4.3. Платон (Plato)
- 7. Античная наука в эпоху эллинизма и ее особенности
- 9. Проблема знания и веры в средневековой философии
- 12.5. Проблема знания и веры в европейской схоластике
- 11. Становление экспериментального метода и математизации науки
- 13. Революция в астрономии 16-17 в.В. И ее значение для общего развития естественных наук
- 15.Рационализм Декарта и его учение о научной методологии Нового времени
- 17. Ньютоно-картезианская картина мира
- 19. Становление неклассической физики.
- 21. Становление концепции глобального эволюционизма
- 23, 25. Основные этапы развития философии науки (классический позитивизм, постпозитивизм)
- 27. Cмена типов научной рациональности
- 29. Наука и псевдонаука
- 31. Язык науки и его специфика
- 33. Структура и методы эмпирического познания
- 35, 37. Науки о природе и науки об обществе и культуре. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании
- 39. Время, пространство и хронотоп в социальном и гуманитарном знании
- 41. Вера, сомнение и знание в социальных и гуманитарных науках
- 43.Научные сообщества и их исторические типы
- 45. Наука и бизнес