1. Наука как культурный феномен, место науки в техногенной цивилизации
Понятие науки, научного знания
Наука – совокупность научного знания
Наука – деятельность по получению научного знания
Наука – совокупность лиц и социальных институтов, занимающихся получением научного знания.
Научное знание – истинное, объективное, проверяемое, систематизированное, закрепленное в теории знание (отсутствие одного из элементов ведет к потере статуса научного знания)
Понятие культуры – множественность позиций по данному вопросу.
Самый распространенный подход к понятию культуры состоит в отождествлении ее со всей совокупностью материальной и духовной деятельности, в которой, как казалось, совершенно определенно обнаруживались два аспекта – материальная и духовная культура. Так, С.А. Лебедев утверждает, что культура – это «вся совокупность продуктов деятельности человека – от орудий производства, зданий, социальных институтов и политический учреждений до языка, произведений искусств, религиозных систем, науки, норм нравственности и права». Культура противостоит «натуре», природе, культура – искусственно созданная человеком среда обитания.
Логическому переходу к новому взгляду способствовало переосмысление давно известного понятия цивилизации, которое в связи с этим обрело второе дыхание. Вещественный, материально-технический состав культуры, как ее себе представляли просветители, отошел в смысловую область понятия цивилизации. «Цивилизация, – как утверждается в одном из современных учебных пособий по философии, – это исторический тип существования общества в природе». Приведем в пример еще одну формулировку. «Культура (осознанно или бессознательно) устремлена, –пишет В.В. Бычков, – только и исключительно на реализацию творческой, нравственно полноценной, духовно наполненной жизни… Более широкая сфера деятельности человека как homo sapiens, наделенного свободной волей и постоянно совершенствующегося на путях рационально –научно – технических достижений, обозначается здесь как цивилизация». В рамках этого подхода к культуре как духовной жизни общества возможны различные уточняющие и конкретизирующие варианты, но все они так или иначе сфокусированы на главную смыслопорождающую функцию культуры. (Духовное – культура, материальное – цивилизация)
Наука проявляется как в духовных аспектах деятельности человека (поиск Истины, процесс познания себя, мира и своего места в мире), так и в материальных (наука как двигатель развития средств производства).
Именно активное использование технологий как средства улучшения жизни, средств производства и т.д. привели к тому, что западная цивилизация пошла по техногенному пути развития пути (зависимость от человека от техники, чем дальше, тем сильнее).
Наука в техногенной цивилизации попала в ловушку и стала заложницей самой себя – будучи основным двигателем развития общества, в настоящий момент наука ориентируется «от заказчика» (общества) на материальный результат, при этом ученые зачастую подчиняются людям, не понимающим особенностей научной деятельности. Риск прозябания науки в нищете.
Предоставление готового интеллектуального продукта лишает общество необходимости к интеллектуальной деятельности, что затормаживает процесс развития научного мышления. Данная тенденция усиливается в связи с переходом от «текстового» восприятия мира (из научной литературы) к визуальному (телевидение, Интернет), который подчас не имеет системности.
Особенности российской научной мысли: в связи с долгим воздействием идеологического гнета в российской философии не выработалась традиция поиска Истины, научного диспута на эту тему, сформирована идеология, что данный вопрос «не наша проблема», ученые видят своей целью защиту науки от дилетантов, отсутствие сильной связи научного сообщества и общества, слабый междисциплинарный контакт. Отсутствие контакта общества с научным сообществом привело к появлению большого спектра псевдонаучных и сектантских учений
Основные оценки воздействия науки на человеческое общество:
Положительные: Первыми о науке как культурном феномене заговорили просветители. Вклад научного познания и знания в культуру ими оценивался исключительно позитивно и составлял важнейший момент их доктрины об общественном прогрессе. «Природа, – утверждал Ж.А. Кондросе, – неразрывно связала прогресс просвещения с прогрессом свободы, добродетели, уважения к естественным правам человека».
Отрицательные: На вопрос Дижонской академии «Способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов?» Руссо ответил трактатом, где было сказано, что наука развивает порок гордости человека, что она (вместе с искусством) отрывает человека от простого и естественного существования и учит человека казаться, а не быть, что наука и искусство подкапывают под ос-новы религиозной веры и уничтожают фундамент добродетели, что, наконец, и наука, и искусство полны шарлатанов, пользующихся легковерными людьми и развращающих их.
- 2. Наука и её взаимоотношение с философией, религией и искусством
- 4. Античная наука: социально-исторические условия формирования, существенные хар-ки
- 6. Аристотелевско-птолемеевская космология и физика
- 8. Средневековая наука и теологическая картина мира
- 10.Теория двойственной истины и её роль в развитии науки
- 12. Индуктивная логика Бэкона как теоретическое обоснование экспериментального метода
- 14. Г. Галилей и его роль в становлении науки Нового времени
- 16. И.Ньютон и его роль в становлении классической науки
- 18. Естественные науки классического периода и их философское обоснование
- 20. Философские аспекты современной космологии и космогонии
- 22. Боровско-эйнштейновская картина мира и её особенности
- 24.Основне этапы развития философии науки (эмпириокритицизм и неопозитивизм)
- 26. Научные парадигмы и научные революции
- 28. Типы знания; специфика научного исследования
- 30. Дисциплинарная структура современной науки и её динамика
- 32. Научная методология и её специфика
- 34. Структура и методы теоретического исследования
- 36. Субъект социально-гуманитарного познания
- 38. Жизнь как категория наук об обществе и культуре
- 40. Объяснение и понимание в социальных и гуманитарных науках
- 42. Наука как социальный институт
- 44. Наука и политика
- 46. Этика науки
- 1. Наука как культурный феномен, место науки в техногенной цивилизации
- 3. Преднаука и мифологическая картина мира
- 5. Философская картина мира в эпоху древних цивилизаций.
- 3.1. Милетская школа (Miletus Philosophy)
- 3.2. Эфесская школа
- 3.3. Пифагореизм
- 3.5. Элейская школа (Eleatic Philosophy)
- 3.6. Эмпедокл (Empedocle)
- 3.7. Анаксагор (Anaxagoras)
- 3.8. Атомизм (Atomic Theory)
- Глава 4. Классический период античной философии
- 4.2. Сократ (Sokrates)
- 4.3. Платон (Plato)
- 7. Античная наука в эпоху эллинизма и ее особенности
- 9. Проблема знания и веры в средневековой философии
- 12.5. Проблема знания и веры в европейской схоластике
- 11. Становление экспериментального метода и математизации науки
- 13. Революция в астрономии 16-17 в.В. И ее значение для общего развития естественных наук
- 15.Рационализм Декарта и его учение о научной методологии Нового времени
- 17. Ньютоно-картезианская картина мира
- 19. Становление неклассической физики.
- 21. Становление концепции глобального эволюционизма
- 23, 25. Основные этапы развития философии науки (классический позитивизм, постпозитивизм)
- 27. Cмена типов научной рациональности
- 29. Наука и псевдонаука
- 31. Язык науки и его специфика
- 33. Структура и методы эмпирического познания
- 35, 37. Науки о природе и науки об обществе и культуре. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании
- 39. Время, пространство и хронотоп в социальном и гуманитарном знании
- 41. Вера, сомнение и знание в социальных и гуманитарных науках
- 43.Научные сообщества и их исторические типы
- 45. Наука и бизнес