15.Рационализм Декарта и его учение о научной методологии Нового времени
Декарт (Descartes)
Биографические сведения. Рене Декарт (1596—1650) — французский философ, математик и естествоиспытатель. Родом из знатной дворянской семьи, он девять лет учился в иезуитском колледже в г. Ла Флеш (изучал гуманитарные науки, теологию и математику, особенно увлеченно занимаясь последней). В дальнейшем изучал право в университете в Пуатье, где получил звание бакалавра. В 1618 г. Декарт вступил во французскую армию, воевавшую в Голландии против испанцев.
Голландия в это время отличалась свободомыслием и веротерпимостью, поэтому, уволившись из армии, Декарт поселился в этой стране, где прожил 20 лет; здесь же он написал большую часть своих работ. На Декарта тяжело подействовал процесс над Галилеем и осуждение взглядов того как еретических, поскольку сам Декарт разделял эти взгляды. Неудачно сложились и отношения Декарта с профессорами Лейденского университета, запретившими изучение трудов Декарта. В 1649 г. Декарт принял приглашение шведской королевы Христины и переехал в Стокгольм, где вскоре умер.
Декарт совершил ряд крупных открытий в математике (аналитическая геометрия) и естествознании, особенно в оптике (закон преломления света) и в механике (закон инерции). Декарт — один из родоначальников философии Нового времени и классического рационализма.
Основные труды. «Рассуждение о методе» (1637), «Метафизические размышления» (1641), «Начала
философии» (1644).
Философские воззрения. Отношение к теологии. Декарт практически ни в одной своей работе не касается проблем теологии. Все теологические исследования в конечном счете имеют целью спасение души. Но, как он замечает в «Рассуждениях о методе», путь на небеса одинаково открыт невеждам и образованным людям.
Отсюда легко сделать вывод, который сам Декарт явно не формулирует: изучение теологии не существенно для обретения вечного блаженства. Сам же Декарт, обосновывая отсутствие интереса к теологии, делает акцент на другой широко распространенной идее: религиозные истины выше нашего понимания (они даются в Откровении, и в них надо просто верить), поэтому «я бы никогда не осмелился охватить их своим слабым рассуждением».
Онтология. Декарта можно назвать дуалистом. В основе бытия он усматривает две различные субстанции — человеческое сознание и материю. Но, по Декарту, обе эти субстанции сотворены Богом, поэтому, строго говоря, данное учение является одним из вариантов объективного идеализма.
Субстанцией Декарт называет то, что для своего существования не нуждается ни в чем другом, поэтому единственная субстанция — Бог. Тем не менее человеческое сознание и материя характеризуются как субстанции, поскольку они, в отличие от всех остальных сотворенных вещей, для своего существования нуждаются только в «обычном содействии Бога и не нуждаются в содействии других сотворенных объектов. Основные характеристики данных субстанций следующие (табл. 57).
Сознание | Материя |
Дано непосредственно | Открывается опосредованно — через чувства и воображение
|
Атрибут (неотъемлемое свойство) — мышление
| Атрибут — протяженность (по трем направлениям: в длину, глубину и ширину) |
Непротяженно, неделимо, не имеет частей и определенной формы (фигуры) | Делима на части, имеет определенную фигуру, расположение частей, обладает движением
|
Таблица 57. Сознание и материя
Материя заполняет все пространство, т.е. пустоты не существует. Движение всегда относительно — это движение одного тела или частицы (корпускулы) относительно другого; отсюда: в мире не существует абсолютного покоя, так как относительно любого тела совершается движение других тел. Свет, тепло и другие чувственно воспринимаемые качества Декарт относил не к свойствам самих материальных тел, а к особенностям нашего восприятия этих тел, т.е. их фигур и движений, вызывающих в нас ощущения, которые мы называем светом, теплом и т.д.
Космология. Первоначально природа находилась в состоянии хаоса. Но Бог с самого начала придал материальным частицам вихревое центробежное движение, именно оно привело к возникновению организованного и упорядоченного мира. Все сотворенные частицы сначала были одинаковыми. В процессе кругового движения в результате трения их друг о друга образовалось три основных вида частиц, из которых, в свою очередь, возникли различные природные тела.
Процесс становления мира из хаоса протекал по законам механики, вложенным в природу Богом, но в сам процесс становления Бог не вмешивался. Внутри мира Богу более не отводится никакого места, Он выводится за пределы мира. На прямой вопрос: «Где находится Бог?» — Декарт был вынужден ответить: «Нигде». Тем самым здесь закладываются основы деизма.
Биология и антропология. Механистически Декарт истолковывает не только неживую природу, но и живую.
Организм животного — это автомат, в котором мышцы, связки, суставы выполняют роль шестеренок, рычагов и т.п. От мозга по всему телу, как нити, тянутся нервы, через них осуществляется воздействие предметов внешнего мира на мозг, и через них передаются команды мозга мышцам. Но с помощью механики невозможно объяснить деятельность мышления, и это одна из причин того, почему Декарт считал сознание особой субстанцией. Резкое противопоставление тела как механизма сознанию (душе) поставило перед Декартом сложную проблему их взаимосвязи у человека. Он попытался решить ее механистически, утверждая, что данные органов чувств (механические воздействия) передаются сознанию в шишковидной железе.
Учение о методе. Научное познание мира должно быть основано на использовании строгих методов, что позволит нам перейти от случайного нахождения отдельных истин к их систематическому и целенаправленному «производству» Если Фр. Бэкон основой науки считал опыт, относящийся к предметам внешнего мира, то Декарт основное внимание обращал на деятельность человеческого разума, на поиск правил, по которым должен действовать человеческий ум. В книге «Правила для руководства ума» он предлагает 21 такое правило, в «Рассуждении о методе» сводит их к четырем.
Первое | Считать истинами лишь то, что с очевидностью признается мною таковым, т.е. тщательно избегать поспешности и предубежденности и принимать в свои суждения только то, что представляется моему уму так ясно и отчетливо, что ни в коем случае не возбуждает во мне сомнения. |
Второе | Разделить каждое из рассматриваемых мною затруднений на столько частей, на сколько возможно и сколько требуется для лучшего их разрешения. |
третье | Мыслить по порядку, начиная с предметов простых и легко познаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных.
|
четвертое | Составлять всюду настолько полные перечни и такие общие обзоры, чтобы быть уверенным, что ничего не пропустил. |
Гносеология и рационализм. Первое правило есть одновременно и последнее: с него все начинается и все им заканчивается. Но что может считаться абсолютно ясным и очевидным, не вызывающим никаких сомнений?
Наши чувства временами нас обманывают. Значит, можно предположить, что ничто в мире не является таким, каким нам представляется. Другой источник знания — наш ум. Чистый ум порождает, например, математику. И мы можем сказать, что 2+2=4 при любых обстоятельствах, во сне и наяву. Но ведь возможно, что и математическое знание есть всего лишь мистификация, изобретенная каким-либо злым духом?
Сомнение полезно и необходимо, оно — обязательный этап на пути к истине. Сомневаться можно во всем, но для этого все-таки необходимо, чтобы существовал тот, кто сомневается, думает, размышляет. Отсюда, как совершенно очевидный и бесспорный, выводит Декарт свой знаменитый тезис: «Мыслю, следовательно, существую». Абсолютная очевидность данного тезиса для нашего ума делает его образцом тех истин, которые могут считаться настолько ясными и отчетливыми, что не вызывают никаких сомнений. С другой стороны, именно очевидность идеи для ума оказывается высшим критерием истины. В уме человека Декарт выделяет три вида идей (табл. 60).
Таблица 60. Идеи, содержащиеся в уме человека
Вид идей | Характеристика идей |
Врожденные | Обнаруживаются в сознании человека как изначально содержащиеся там |
Приобретенные | Приходят извне и относятся к вещам, которые находятся вне мыслящего субъекта |
Сотворенные | Идеи, сконструированные самим человеком |
Врожденные идеи содержатся в человеческом уме в свернутом виде, как зародыши. Важнейшей среди них является идея Бога как бесконечной, вечной, неизменной, независимой, всезнающей субстанции, породившей человека и весь мир. Благость Бога есть гарантия того, что и человек — Его творение — способен познавать мир, т.е. те идеи, которые Бог вложил при сотворении в мир как фундаментальные законы бытия. Эти же идеи, и в первую очередь математические законы и аксиомы, Бог вложил в сознание человека. В уме человека, занимающего наукой, они разворачиваются и становятся ясными и отчетливыми.
Этика. Этические воззрения Декарта также строятся на базе рационализма: задача мыслящего человека состоит в том, чтобы укрепить власть разума над тиранией чувств. В работе «Страсти души» он сформулировал свои основные правила морали (максимы)
Первое правило - Подчинение законам и обычаям моей страны, уважение к религии, под сенью которой Бог дал мне милость получить образование, начиная с самого раннего возраста направлял меня во всех делах в соответствии с наиболее умеренными взглядами, далекими от каких-либо крайностей, повсеместно принятыми и распространенными среди людей, в обществе которых мне приходилось жить.
Второе правило - Твердость, решимость и упорное следование избранным позициям, даже если они вызывают сомнение, как если бы они были надежнейшими.
Третье правило Побеждать, скорее, себя самого, нежели судьбу, и менять, скорее, свои желания, чем мировой порядок; верить, что нет ничего, что было бы целиком в нашей власти, за исключением наших мыслей.
Четвертое правило Употребить всю мою жизнь на культивирование разума и, насколько возможно, продвигаться вперед в познании истины, следуя методу, который я сам себе предписал.
Судьба учения. Разнообразные идеи Декарта оказали весьма существенное влияние на развитие всей последующей западной философии. Так, дуализм Декарта получил развитие в особом течении — окказионализме, но не был принят другими философами — даже Спинозой, которой считал себя учеником Декарта. Заложенные в учении Декарта основы деизма и механицизма активнейшим образом развивались в учении Ньютона, а позднее и многими просветителями. Рационализм Декарта лег в основу всего рационализма Нового времени, но уже в конце XVII в. в философии зарождается противоположное ему учение — сенсуализм
- 2. Наука и её взаимоотношение с философией, религией и искусством
- 4. Античная наука: социально-исторические условия формирования, существенные хар-ки
- 6. Аристотелевско-птолемеевская космология и физика
- 8. Средневековая наука и теологическая картина мира
- 10.Теория двойственной истины и её роль в развитии науки
- 12. Индуктивная логика Бэкона как теоретическое обоснование экспериментального метода
- 14. Г. Галилей и его роль в становлении науки Нового времени
- 16. И.Ньютон и его роль в становлении классической науки
- 18. Естественные науки классического периода и их философское обоснование
- 20. Философские аспекты современной космологии и космогонии
- 22. Боровско-эйнштейновская картина мира и её особенности
- 24.Основне этапы развития философии науки (эмпириокритицизм и неопозитивизм)
- 26. Научные парадигмы и научные революции
- 28. Типы знания; специфика научного исследования
- 30. Дисциплинарная структура современной науки и её динамика
- 32. Научная методология и её специфика
- 34. Структура и методы теоретического исследования
- 36. Субъект социально-гуманитарного познания
- 38. Жизнь как категория наук об обществе и культуре
- 40. Объяснение и понимание в социальных и гуманитарных науках
- 42. Наука как социальный институт
- 44. Наука и политика
- 46. Этика науки
- 1. Наука как культурный феномен, место науки в техногенной цивилизации
- 3. Преднаука и мифологическая картина мира
- 5. Философская картина мира в эпоху древних цивилизаций.
- 3.1. Милетская школа (Miletus Philosophy)
- 3.2. Эфесская школа
- 3.3. Пифагореизм
- 3.5. Элейская школа (Eleatic Philosophy)
- 3.6. Эмпедокл (Empedocle)
- 3.7. Анаксагор (Anaxagoras)
- 3.8. Атомизм (Atomic Theory)
- Глава 4. Классический период античной философии
- 4.2. Сократ (Sokrates)
- 4.3. Платон (Plato)
- 7. Античная наука в эпоху эллинизма и ее особенности
- 9. Проблема знания и веры в средневековой философии
- 12.5. Проблема знания и веры в европейской схоластике
- 11. Становление экспериментального метода и математизации науки
- 13. Революция в астрономии 16-17 в.В. И ее значение для общего развития естественных наук
- 15.Рационализм Декарта и его учение о научной методологии Нового времени
- 17. Ньютоно-картезианская картина мира
- 19. Становление неклассической физики.
- 21. Становление концепции глобального эволюционизма
- 23, 25. Основные этапы развития философии науки (классический позитивизм, постпозитивизм)
- 27. Cмена типов научной рациональности
- 29. Наука и псевдонаука
- 31. Язык науки и его специфика
- 33. Структура и методы эмпирического познания
- 35, 37. Науки о природе и науки об обществе и культуре. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании
- 39. Время, пространство и хронотоп в социальном и гуманитарном знании
- 41. Вера, сомнение и знание в социальных и гуманитарных науках
- 43.Научные сообщества и их исторические типы
- 45. Наука и бизнес