logo
Билеты по философии (1)

39. Время, пространство и хронотоп в социальном и гуманитарном знании

Поскольку само понятие эволюции, или прогрессивного развития, предполагает изменение во времени, то это последнее понятие стало привлекать особое внимание. Кантовский тезис о том, что время — это априорная форма чувственного созерцания, был в основном отвергнут, хотя и породил дифференциацию понятий объективного и субъективного времени и исследования в области последнего. В целом относительно времени в настоящий момент существуют следующие понятия.

Понятия пространства и времени были сформулированы еще в Древнем Мире. Так, по Демокриту пространство есть вместилище пустоты.

Одним из основных вопросов относительно природы пространства был вопрос об ограниченности/бесконечности пространства ( По Демокриту – пространство бесконечно, по Аристотелю – ограниченно), а также вопрос о характере взаимодествия пространства и находящихся в нем объектов.

Относительно понятия времени стояли аналогичные вопросы: 1. Вопрос о делимом/неделимом и бесконечном времени (Аппурии Зенона про Ахиллеса и черепаху, про летящую стрелу); 2. Вопрос о происхождении времени (Бог создал время, бог существует вне времени).

Ньютон ввел 2 сопряженных понятия – абсолютн./относительное пространство и -/- время.

Важнейшие новации в понимании объективного физического времени имели место в естествознании и были связаны с преодолением ньютоновской дифференциации относительного и абсолютного времени и отказом от его учения об абсолютном времени. Это произошло в первую очередь благодаря разработке теории относительности Эйнштейна, в которой утверждалась принципиальная взаимосвязь пространства и времени и их связь с материей (массой) и движением, а также возможность относительного замедления времени при скоростях, близких к скорости света («парадокс близнецов»).

В области социальных наук важнейшей новацией стало понятие объективного исторического времени, и именно оно стало рассматриваться как основа истории, культуры и человеческого бытия в целом, т.е. социальная реальность стала описываться как историческая. Свое подтверждение эта тенденция получила в развитии всеобщей истории как научной дисциплины, в археологии, этнографии (изучавшей первобытные племена), в интересе к истории науки (в частности, в позитивизме) и истории культуры (что способствовало появлению культурологии) и т.д.

В философии историческое время стало одним из базовых понятий в философии жизни (например, в учении о «вечном круговороте» Ницше, в учении о «творческой эволюции» Бергсона, в учении о развитии локальных культур как организмов у Шпенглера). Оно же послужило основой для создания различных концепций периодизации человеческой истории: в марксизме (учение об общественно-экономических формациях), в позитивизме (учение Конта о трех стадиях развития общества, эволюционное учение Спенсера), в эволюционизме Тейяра де Шардена, в учении Сорокина, в историко-культурологической концепции Тойнби, в русском космизме (Федоров, Соловьев, Вернадский, Циолковский, Чижевский) и т.д.

Важнейшей особенностью современных представлений о времени (как объективном, так и субъективном) является его характеристика как односторонне направленного: от прошлого к будущему («стрела времени»). Однако иногда звучат мысли об идее обратимости времени.

Но при этом имеют место и некоторые противоположные воззрения. Так, в своем учении о субъективном времени Бергсон указывал, что благодаря деятельности памяти в сознании субъекта постоянно происходит «возвращение в прошлое» и сосуществование разных временных пластов. А в современной физике имеют место гипотезы о сферах бытия, где объективное онтологическое время течет в обратном направлении (например, в антимире).

Хронотоп – производное от пространства и времени, термин введен Батиным.

Хронотоп – художественный способ отражения пространства и времени, используемое автором для отражения его позиции по конкретной проблеме.