3. Преднаука и мифологическая картина мира
Ок. 40 тыс. лет назад – появление homo sapience
В ходе деятельности человек приобретает первые знания о мире, знания бессистемны.
Антропоморфные и магические представления о мире (Закон партиципации – внутренне связанные явления все внешне сходны, а все, что соприкасается, оказывается взаимосвязанным).
С появлением языка значительно расширяется возможность хранить и передавать опыт. При этом развитие языка дает толчок для появления зачатков абстрактного мышления.
Исследовательскую деятельность человека тормозит традиционализм общества: люди стремятся вторить опыту предков, а не искать причинно-следственные связи. Однако человек не оставляет попытки теоретического познания мира. Первые попытки объяснения явлений в мире приводит к возникновению мифологии. Происходит накопление эмпирических знаний.
Неолитическая революция – переход от присваивающего хозяйства к производящему, что ведет к разделению труда, затем росту производства, затем появлению излишков материальных благ, что в свою очередь позволяет отдельным категориям лиц отойти от физического труда и перейти к систематизации знаний. Люди, занимающиеся такой систематизацией (шаманы, жрецы, хранители храмов) находились наверху социальной пирамиды.
Систематизация знаний начинается с появлением письменности и числовой записи.
Преднауке характерна конкретность мышления. (Крупное астрономическое открытие – солнце одно и то же каждый день).
Мифологическая картина мира: Антропоцентризм в порядке мироустройства.
Миру свойственны отношения, схожие с отношениями между людьми. Существуют духи и боги, им свойственны человеческие черты.
Боги воспринимаются как космические силы. Космология:
- Из хаоса возникает небо и земля (порядок возникновения разнится в различных культурах)
- От неба и хаоса зарождается время
- Происходит структуризация мира ( выражается в рождении и гибели богов).
- 2. Наука и её взаимоотношение с философией, религией и искусством
- 4. Античная наука: социально-исторические условия формирования, существенные хар-ки
- 6. Аристотелевско-птолемеевская космология и физика
- 8. Средневековая наука и теологическая картина мира
- 10.Теория двойственной истины и её роль в развитии науки
- 12. Индуктивная логика Бэкона как теоретическое обоснование экспериментального метода
- 14. Г. Галилей и его роль в становлении науки Нового времени
- 16. И.Ньютон и его роль в становлении классической науки
- 18. Естественные науки классического периода и их философское обоснование
- 20. Философские аспекты современной космологии и космогонии
- 22. Боровско-эйнштейновская картина мира и её особенности
- 24.Основне этапы развития философии науки (эмпириокритицизм и неопозитивизм)
- 26. Научные парадигмы и научные революции
- 28. Типы знания; специфика научного исследования
- 30. Дисциплинарная структура современной науки и её динамика
- 32. Научная методология и её специфика
- 34. Структура и методы теоретического исследования
- 36. Субъект социально-гуманитарного познания
- 38. Жизнь как категория наук об обществе и культуре
- 40. Объяснение и понимание в социальных и гуманитарных науках
- 42. Наука как социальный институт
- 44. Наука и политика
- 46. Этика науки
- 1. Наука как культурный феномен, место науки в техногенной цивилизации
- 3. Преднаука и мифологическая картина мира
- 5. Философская картина мира в эпоху древних цивилизаций.
- 3.1. Милетская школа (Miletus Philosophy)
- 3.2. Эфесская школа
- 3.3. Пифагореизм
- 3.5. Элейская школа (Eleatic Philosophy)
- 3.6. Эмпедокл (Empedocle)
- 3.7. Анаксагор (Anaxagoras)
- 3.8. Атомизм (Atomic Theory)
- Глава 4. Классический период античной философии
- 4.2. Сократ (Sokrates)
- 4.3. Платон (Plato)
- 7. Античная наука в эпоху эллинизма и ее особенности
- 9. Проблема знания и веры в средневековой философии
- 12.5. Проблема знания и веры в европейской схоластике
- 11. Становление экспериментального метода и математизации науки
- 13. Революция в астрономии 16-17 в.В. И ее значение для общего развития естественных наук
- 15.Рационализм Декарта и его учение о научной методологии Нового времени
- 17. Ньютоно-картезианская картина мира
- 19. Становление неклассической физики.
- 21. Становление концепции глобального эволюционизма
- 23, 25. Основные этапы развития философии науки (классический позитивизм, постпозитивизм)
- 27. Cмена типов научной рациональности
- 29. Наука и псевдонаука
- 31. Язык науки и его специфика
- 33. Структура и методы эмпирического познания
- 35, 37. Науки о природе и науки об обществе и культуре. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании
- 39. Время, пространство и хронотоп в социальном и гуманитарном знании
- 41. Вера, сомнение и знание в социальных и гуманитарных науках
- 43.Научные сообщества и их исторические типы
- 45. Наука и бизнес