36. Субъект социально-гуманитарного познания
Познание является разновидностью и особой формой деятельности, сохраняет общую структуру: субъект, который ее осуществляет, объект, на который она направлена; результаты, которые предполагается получить при осуществлении деятельности, а также методы, с помощью кот. деятельность осуществляется. Субъект – источник предметно-практической и познавательной активности, направленный на объект. Субъект вырабатывает и реализует все основные компоненты деятельности: постановку цели; выбор и определение объекта, формирование плана или программы самой деятельности, фиксацию ее этапов, контроль промежуточных результатов, переход от одного этапа к другому. В сфере познания субъект определяет предмет исследования, выделяя его как некий срез противостоящего ему объекта, также выстраивает концептуальную и эмпирическую модели познания предмета. В современном познании субъект проектирует ряд условий познания данного предмета, переходит основные этапы процесса познания, опираясь на те, которые в наибольшей степени соответствуют характеристикам и самой природе познаваемого объекта. Субъектами социального и гуманитарного познания могут быть как индивиды (отдельные исследователи, ориентированные на актуальные проблемы социума и культуры), так и исследовательские коллективы. При этом, если конкретная школа начинает складываться, то ее представляют индивиды – «зачинатели»(Бахтин, выявивший сущностные характеристики диалоговой культуры в литературе); Лотман - структуралистический подход в отечественной теории культуры и т.д.) Коллективный субъект социально-гуманитарного познания отличается от подобного субъекта естественнонаучного познания рядом особенностей: - развитым «эмоционально-смысловым» климатом, позволяющим достигать не только рационального, но и интуитивно-смыслового взаимопонимания сотрудников коллектива; - общее мировосприятие, взаимоприемлемые культурно-художественные вкусы; развитая гуманитарная и художественная культура сотрудников, ориентация на целостность идеально-духовной сферы конкретного исторического периода и конкретного общества. Смысл и ценность этого познания складывается из реального опыта жизнедеятельности социальных общностей разного уровня. Анализ опыта таких субъектов –раскрывает субъективные закономерности общества и культуры: интересы, цели, ценностные ориентации и т.д., но прежде всего – позицию самого субъекта познания, его мировоззрение, ценностные ориентации и установки, выбор аспектов рассмотрения объектов, смысловые стороны и отношения.
- 2. Наука и её взаимоотношение с философией, религией и искусством
- 4. Античная наука: социально-исторические условия формирования, существенные хар-ки
- 6. Аристотелевско-птолемеевская космология и физика
- 8. Средневековая наука и теологическая картина мира
- 10.Теория двойственной истины и её роль в развитии науки
- 12. Индуктивная логика Бэкона как теоретическое обоснование экспериментального метода
- 14. Г. Галилей и его роль в становлении науки Нового времени
- 16. И.Ньютон и его роль в становлении классической науки
- 18. Естественные науки классического периода и их философское обоснование
- 20. Философские аспекты современной космологии и космогонии
- 22. Боровско-эйнштейновская картина мира и её особенности
- 24.Основне этапы развития философии науки (эмпириокритицизм и неопозитивизм)
- 26. Научные парадигмы и научные революции
- 28. Типы знания; специфика научного исследования
- 30. Дисциплинарная структура современной науки и её динамика
- 32. Научная методология и её специфика
- 34. Структура и методы теоретического исследования
- 36. Субъект социально-гуманитарного познания
- 38. Жизнь как категория наук об обществе и культуре
- 40. Объяснение и понимание в социальных и гуманитарных науках
- 42. Наука как социальный институт
- 44. Наука и политика
- 46. Этика науки
- 1. Наука как культурный феномен, место науки в техногенной цивилизации
- 3. Преднаука и мифологическая картина мира
- 5. Философская картина мира в эпоху древних цивилизаций.
- 3.1. Милетская школа (Miletus Philosophy)
- 3.2. Эфесская школа
- 3.3. Пифагореизм
- 3.5. Элейская школа (Eleatic Philosophy)
- 3.6. Эмпедокл (Empedocle)
- 3.7. Анаксагор (Anaxagoras)
- 3.8. Атомизм (Atomic Theory)
- Глава 4. Классический период античной философии
- 4.2. Сократ (Sokrates)
- 4.3. Платон (Plato)
- 7. Античная наука в эпоху эллинизма и ее особенности
- 9. Проблема знания и веры в средневековой философии
- 12.5. Проблема знания и веры в европейской схоластике
- 11. Становление экспериментального метода и математизации науки
- 13. Революция в астрономии 16-17 в.В. И ее значение для общего развития естественных наук
- 15.Рационализм Декарта и его учение о научной методологии Нового времени
- 17. Ньютоно-картезианская картина мира
- 19. Становление неклассической физики.
- 21. Становление концепции глобального эволюционизма
- 23, 25. Основные этапы развития философии науки (классический позитивизм, постпозитивизм)
- 27. Cмена типов научной рациональности
- 29. Наука и псевдонаука
- 31. Язык науки и его специфика
- 33. Структура и методы эмпирического познания
- 35, 37. Науки о природе и науки об обществе и культуре. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании
- 39. Время, пространство и хронотоп в социальном и гуманитарном знании
- 41. Вера, сомнение и знание в социальных и гуманитарных науках
- 43.Научные сообщества и их исторические типы
- 45. Наука и бизнес