logo
Билеты по философии (1)

4. Античная наука: социально-исторические условия формирования, существенные хар-ки

Этап развития науки с VI в. до н.э. до VI в.н.э.). Древняя  Греция является  прародительницей науки (здесь впервые появляются научные школы – милетская, пифагорейский союз, элейская, ликей, сады и др.). Ученые были одновременно и философами. Возникшая наука о природе была натурфилософией, исполняя роль «науки наук» (была вместилищем всех человеческих знаний об окружающем  мире, а естественные науки были только ее составной частью). Этот этап развития науки характеризовался: 1) попыткой целостного  охвата  и  объяснения  действительности; 2)  созданием  умозрительных конструкций (не связанных с практическими задачами); 3) вплоть до XIX в. отсутствием  дифференцированостью наук  (только  в  XVIII  в.  самостоятельными областями науки стали механика, математика, астрономия и физика; химия, биология и геология – только начали формироваться); 4)  отрывчатостью знаний об объектах природы (оставалось место для вымышленных связей). Античная натурфилософия прошла несколько этапов в своем развитии: ионийский, афинский, эллинистический, римский.  Развитие науки в античном мире, как обособленной сферы духовной культуры было связано с появлением людей, которые специализировались на получении новых знаний. Естественные науки существуют и развиваются  неотделимо  от  философии  в  форме  натурфилософии,  знания  носят умозрительный  (рациональный)  и  теоретический  характер. Экспериментальная база наук практически отсутствует. Методологической основой античности является создание дедуктивного метода исследований («Логика» Аристотеля) и аксиоматического метода изложения научных теорий («Начала» Эвклида). В античной науке формируются умозрительные догадки, обоснованные в более поздние времена: атомизм, гелиоцентрическое устройство мира и  др. Формируются традиции научных школ, основными долгожителями которых являются  Академия Платона  и  Ликей  Аристотеля.  Огромное  значение  для  развития  науки  имело возникновение письменности на основе более совершенного, нежели древневосточный папирус, писчий материал –  пергамент. Возникают библиотеки, крупнейшей из которых была Александрийская библиотека. Письменность  входит в повседневный быт и процесс обучения. Научные труды античности были оформлены в форме литературных произведений, то есть имели гуманитарную составляющую. Основными заказчиками научных исследований являются правители, используя их в основном для военных целей. Зарождается техника: строительное дело  (благоустройство  городов  требовало  создание  системы  водоснабжения и канализации,  строительство  бань,  цирков,  театров),  механика,  промышленное производство металлов способствовало изготовлению инструментов и оружия. На этой основе формируется знание в области химии.

Основная черта: НЕ БАЗИРОВАЛАСЬ НА ЭКСПЕРИМЕНТЕ, базировалась на наблюдении, а не на теоретич. опыте. (эксперимент = физич. деятельность - унизительна для знати; все откровения, как считалось, имели божественную природу)

Наука ещё не отличалась от искусства (музы)