I. Объект и предмет социологии
Социология - это одна из множества существующих сегодня общественных наук. Со времени возникновения - основы социологии были заложены в первой половине XIX в. трудами французского мыслителя Огюста Конта (1798-1857) - она прошла большой путь своего развития и совершенствования. В настоящее время социология обладает развитой атрибутикой, характерной для любой зрелой науки.
Важнейшим из атрибутов, то есть неотъемлемых свойств любой науки, в том числе и социологии, является изучаемый ею предмет. Предмет науки - это та сторона (сфера) действительности, окружающего нас мира, которая изучается данной наукой. У каждой науки свой предмет. При этом предмет науки имеет двойственную природу, что, кстати, не всегда принимается во внимание. Во-первых, он представляет, как только что было отмечено, конкретную сторону объективной реальности, а, с другой, - выступает в качестве результата, своего рода продукта исследовательской работы ученых, суть которой в вычленении и абстрагировании из окружающего нас мира для специального изучения данной его стороны.
Чтобы учесть эту двойственность предмета науки в науковедении используют и такое понятие, как «объект науки». Благодаря этому проводится различие между тем, с чем непосредственно имеет дело ученый как представитель данной науки (предмет науки), и тем, что существует в самом окружающем нас мире как объективная реальность (объект науки).
Нередко различные явления, процессы окружающего нас мира выступают как объекты междисциплинарного исследования, то есть они могут рассматриваться как общие объекты целого ряда наук.
Именно так и обстоит дело с социологией. Ответ на вопрос, что она изучает, содержится уже в самом ее названии: «социология». Оно образовано в результате сочетания двух терминов - латинского societas (общество) и греческого logos (слово, учение). В нем указывается, прежде всего, на объект социологии - общество. Общество как объект изучается и другими науками. У социологии имеется свой угол зрения на общество, не совпадающий с подходами к его изучению, характерными для других общественных дисциплин. При этом, хотя социология имеет дело с любой стороной (сферой) жизни общества, она не подменяет собой других наук. В то же время и ни одна из общественных наук в отдельности, как и все они, вместе взятые, не могут заменить собой социологию.
Итак, объектом исследования социологии является общество.
Что же выступает в таком случае предметом социологии как одной из общественных наук?
Ответ на данный вопрос, хотя и весьма общий, также имплицитно содержится в самом названии этой дисциплины - социология (наука об обществе). Дело в том, что в этом названии, в отличие от конкретных общественных дисциплин, скажем, той же политологии, совсем ничего не говорится о том, какую сторону или сферу общества - экономическую, политическую, духовную, географическую, этническую и т. д. - изучает социология. Такое указание содержится лишь в названиях частных наук, изучающих общество (наука о политике - политология; наука об экономике - экономическая теория; наука о морали - этика и т. д.).
Социология - это наука об обществе. В этом заключен глубокий смысл, если иметь в виду проблему определения ее предмета. Предмет социологии - просто общество, или иными словами, общество вообще (общество как таковое), общество в целом. Именно в этом заключается специфика того угла зрения на общество, который характерен для социологии.
Но что это значит - изучать общество вообще, общество в целом? Определение предмета социологии предполагает обязательное разъяснение данного вопроса. Это тем более следует сделать, потому что при данной формулировке предмета науки, о которой здесь идет речь, вполне возможен упрек в том, что общества вообще (общества как такового) нет; оно просто не существует. Реально существуют лишь конкретные общества, скажем, российское, японское, французское; традиционное, индустриальное, постиндустриальное; западное, восточное; демократическое, недемократическое. Общество вообще - это абстракция. И с этим надо согласиться. Но в таком случае выходит, что социология имеет дело не с реально существующей жизнью, а лишь с понятиями (абстракциями) и является в высшей степени абстрактной дисциплиной, наподобие философии, которая, как известно, не является наукой в точном смысле этого слова.
Социология не единственная наука, которая имеет дело с общими понятиями. Таковыми являются все теоретические дисциплины. В общих понятиях, абстракциях, отражаются характерные для реально существующих явлений, процессов, вещей общие им черты, признаки, свойства. Общество как абстракция фиксирует в себе общие признаки, свойства, характерные черты, присущие всем без исключения конкретным, реально существующим обществам. Они, эти признаки, свойства могут и должны быть предметом специального рассмотрения. Прерогатива этого рассмотрения и принадлежит как раз социологии как общей, комплексной науке об обществе. Адекватное представление о них является весьма важным для понимания самих реально существующих, конкретных обществ, ибо как бы эти последние не отличались друг от друга, они тем не менее представляют собой один и тот же тип объективной реальности - социальную жизнь.
Определение «социология - наука об обществе как таковом, обществе в целом» означает также то, что она изучает не какие-то отдельные стороны общества, а общество в единстве всех его сторон (сфер). Здесь чрезвычайно важным является понимание того, что общество не равно простой сумме образующих его сторон. Общество не суммативная, а целостная, органическая система. Оно больше, нежели простая сумма составляющих его сторон. Это «больше» образуется за счет функционального взаимодействия различных сторон общества и проявляется в особых качествах, свойствах, признаках общества, которыми не обладает ни одна из его сторон, взятая сама по себе. Это новое также обусловливает возможность и, что очень важно, необходимость особого, специального изучения общества, которое и закрепляется как раз за социологией. Это есть изучение общества как органического целого, как системы.
Таким образом, предмет социологии - это, во-первых, общество вообще (как таковое) и, во-вторых, общество в целом (как целое).
В данных двух аспектах социологии заключается ее специфика и отличие от других наук об обществе.
Также как и первый, второй из этих аспектов предмета социологии связан с изучением общего. Только в первом случае, как уже было показано, речь идет об изучении общих черт, свойств и признаков, характерных для любого общества, любого с точки зрения принадлежности к тому или иному историческому типу, - а во втором, - об изучении общего, что является характерным для любой из сфер общества, для любого его процесса или явления. Таким общим у всех сторон или сфер жизни общества выступает то, что все они представляют собой конкретную, но только на этот раз не историческую, а функциональную форму проявления социального. «Социальное» - вторая важнейшая, наряду с «обществом» категория социологии как науки. Она также, как и категория «общество», имеет заглавный характер и имманентно содержится в самом названии науки «социология». Социология - наука о социальном. И это - не игра слов или случайное совпадение. В этой полизначности (дуальности) названия «социология» объективно содержится глубокий смысл.
Дело в том, что понятие «общество» и понятие «социальное» существуют лишь как взаимосвязанные, соотносительные категории, фиксирующие две стороны одного и того же - предмета социологии, выступающего в реальной действительности как исторический процесс жизни и деятельности (жизнедеятельности) людей. Понятие «общество» фиксирует организационную форму (структуру) социального; оно представляет социальное во всем его многообразии проявлений. Понятие «социальное» же фиксирует и выражает сущность того, что является объектом социологии - общества. Понятие «общество» отражает объект социологии прежде всего со стороны его объема, тогда как понятие «социальное» - фиксирует и выражает то, что составляет главное качество, специфику и сущность, отличие общества от природы.
Социальное - это сущностная основа всех общественных отношений и взаимодействий людей. Благодаря тому, что социальное как бы разлито по всему обществу - составляет своего рода субстрат общественных отношений - в компетенцию социологии входит изучение любой стороны, а также этапа и уровня функционирования и развития общества.
При этом социология изучает социальное как само по себе, так и конкретные формы его проявления в различных сферах и на различных уровнях общественной жизни. Она изучает не экономику в обществе, а социальное в экономике (социальный аспект экономики); не политическое в социальной жизни людей, а социальный аспект политики (социальное содержание и социальный смысл политики).
Социология изучает, кроме того, взаимосвязь этих различных форм проявления социального. Дело в том, что взаимосвязь, взаимодействие в обществе - это и есть главное содержание «социального».
Понимание социального как взаимосвязи, взаимодействия еще в большей мере имеет смысл применительно к человеческим индивидам как социальным существам. Именно взаимные ориентации и зависимость, взаимные ожидания ответных действий и взаимные обязательства, то есть взаимодействие человеческих индивидов, и составляет суть социального, его квинтэссенцию. По мнению известного немецкого социолога М.Вебера, сопряженная система взаимных ожиданий-обязательств составляет основу совместного, коллективного, то есть общественного проживания людей; обеспечивает упорядоченность, стабильность общества, регулярность в его функционировании, надежность, управляемость и прогнозируемость и тем самым рациональность коллективной, то есть общественной формы жизни человеческих индивидов. Данная система служит также основанием становления, формирования самих человеческих индивидов как социальных существ в процессе их социализации.
Исходя из этого, а также учитывая то, что общество состоит из индивидов и что носителями (субъектами) социального являются, прежде всего, индивиды и их различные объединения, группы, социология изучает не только собственно общество и образующие его различные сообщества людей, но и самих индивидов. При этом социолог имеет дело не только с такими общими понятиями, как «индивид», «человек», «личность», но и с реальными, конкретными, живыми людьми. Более того, только через изучение реально существующих, взаимодействующих между собой живых человеческих индивидов и возможно изучение различных сообществ, групп людей, их агрегатов и организаций и тем самым общества как такового.
Поэтому социология в качестве своего предмета рассматривает также индивида (человека), личность и социальную группу как объединение индивидов и, наконец, общество как особого рода сообщество людей.
К предмету социологии следует отнести и мировое сообщество людей, ибо в нем, хотя и в весьма специфической форме, также проявляется социальное. Взаимодействие человеческих индивидов на этом уровне опосредуется соответствующими организациями: одни из них возникают и существуют в рамках отдельных стран (государств), а другие возникают и функционируют как международные, межгосударственные структуры (например, ООН, ЕС, и др.). Учитывая сказанное ранее, можно заключить, что существует четыре уровня предметной области социологии как науки: межличностный, групповой, социетальный (уровень, представленный обществом как страной, государством), мирового сообщества.
Являясь специальной или собственно наукой об обществе, предмет которой и понятие «общество» совпадают, социология выступает как «прима - общественная наука», лидер среди всех наук, изучающих общество. Таковой она является также потому, что, с одной стороны, наиболее полно охватывает общество как объект изучения, а с другой, - изучает самое суть того, что составляет общество - социальное как особое качество жизни человека в обществе и посредством общества.
Полнее и лучше понять специфику социологии как науки, предмета ее изучения поможет ответ на вопрос: в каком соотношении она находится с другими науками, так или иначе изучающими общество. При этом следует подойти дифференцированно к данному вопросу, рассматривая раздельно то, как соотносится социология с более общими и менее общими, чем она сама, дисциплинами. К первым относится философия, которая также имеет отношение к анализу общества в таких своих составных частях, как философия истории и социальная философия. Кстати, раз речь зашла о философии, заметим, что первоначально, то есть когда социологии как таковой еще не существовало, знания об обществе развивались преимущественно в рамках философии и как раз в лице философии истории и социальной философии. Затем, с накоплением достаточного материала для того, чтобы смогла образоваться отдельная, специальная наука об обществе (материала по объему и качеству, который не мог уже прирастать и совершенствоваться в рамках философии как умозрительной, мировоззренческой дисциплины), произошло отпочкование его от философии и оформление в особую науку, которую О. Конт и назвал как собственно науку об обществе социологией.
Особенностью философии в познании общего с социологией объекта - общества является то, что философия изучает общество как один из видов своего объекта, - объективной реальности окружающего нас мира. То есть, в философии общество рассматривается главным образом лишь как специфическая часть природы, а не само по себе, не как таковое. Тем более философия не ставит перед собой задачу анализировать конкретно-исторические и структурно-функциональные проявления общества.
Ко вторым, то есть общественным наукам менее общим, нежели социология, относятся, например, политология, экономическая теория, теория государства и права, этика.
К примеру, политология также не изучает общество как таковое и тем более общество в целом: политология - это наука лишь об одной, пусть даже весьма важной, но все же одной, отдельной стороне общества - политической сфере жизни людей, о политике.
И в первом (философия), и во втором (политология) случаях, как видно, общество не идентично, не тождественно предмету изучающих его дисциплин. Графически это можно представить следующим образом.
философия социология политология
А – общество.
Б - предмет науки:
1) философия - мир в целом, природа;
2) политология - политика;
3) социология - общество как таковое, общество в целом.
В первом случае общество как понятие меньше по своему объему предмета изучения; во втором – «общество» больше по своему объему предмета изучения. В случае же с социологией понятие «общество» и предмет изучения совпадают, они тождественны по своему объему, более того одноименны.
Социология занимает поэтому как бы серединное положение между философией, как общей мировоззренческой дисциплиной и частными общественными науками. С одной стороны, она является общей научной дисциплиной, тяготеющей к философии (вспомним, что социология даже происходит от философии) и в какой-то своей части пересекается с ней; с другой стороны, она близка к частным общественным наукам, как наукам специальным, изучающим реально существующие, конкретные стороны, явления, процессы общественной жизни, и потому более точным и более верифицируемым дисциплинам, имеющим не только мировоззренческое, но и прикладное значение. Социология в некоторых своих частях опирается на философию (философия истории, социальная философия, гносеология или теория познания, методология). Да и сама она представляет большой научный материал для разного рода философских обобщений.
Опирается социология и на частные общественные науки, сотрудничая с ними в изучении общества; использует родившиеся в их лоне, но ставшие сегодня уже собственно социологическими, конкретные методы исследования общества. В то же время социология сама является одной из методологических основ развития частных общественных наук.
Таким образом, социология это наука об обществе, о социальной жизни, ее базисных элементах и закономерностях, о человеке как социальном существе.
- Социология
- Содержание
- Предисловие
- Тема 1. Социология как наука
- 1. Объект и предмет социологии.
- 2. Внутреннее многообразие социологии.
- 3. Социология и жизнь общества. Функции социологии.
- I. Объект и предмет социологии
- 2. Внутреннее многообразие социологии
- 3. Социология и жизнь общества. Функции социологии
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 2. История возникновения и развития социологии
- 2. Западноевропейская социологическая традиция
- 3. Развитие социологической науки в хх в. Многообразие теоретико-методологических направлений в современной социологии
- 4. Социология в России
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 3. Методология и методика конкретно-социологических исследований
- Конкретные социологические исследования как составная часть процесса социологического познания
- 2. Программа социологического исследования
- 3. Методы социологического исследования
- 4. Анкета как инструмент социологического исследования
- Контрольные вопросы
- Список литература
- Тема 4. Базисные элементы социальной жизни
- 3. Социальные общности и социальные группы
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 5. Общество как социальная система
- 1. Социологические подходы к обществу как объекту познания
- 2. Механизм функционирования общества
- 3. Типы современных обществ. Характерные особенности информационного общества
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 6. Социальная структура общества
- Классовая и стратификационная парадигмы социальной структуры
- Социальная стратификация и социальная мобильность
- Изменения в социальной структуре современного российского общества
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 7. Социология межэтнических отношений
- 1. Этнонация: концепции сущности
- 2. Межэтнические отношения
- 3. Межэтнические конфликты и их типы
- 4. Особенности этнической ситуации в современной России
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 8.Личность и общеcтво
- 1. Понятие личности в социологии. Социологические
- 2. Макро - и микросоциологические концепции личности
- 3. Взаимодействие личности и общества
- 4. Социальная среда и социализация личности
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 9. Культура и общество
- Культура в системе социологического знания. Сущность, структура, функции, принципы культуры
- 2. Типы культуры и характер их взаимодействия. Ведущие тенденции развития культуры в современный период
- 3.Культура России: традиции и современность
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 10. Девиантное поведение
- 1. Девиации и нормы.
- 2. Причины и формы отклонений в поведении.
- 3. Основные тенденции мировой и российской преступности.
- 1. Девиации и нормы
- 2. Причины и формы отклонений в поведении
- 3. Основные тенденции мировой и российской преступности
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 11. Социально - демографические процессы в обществе
- 1.Демографические основы общественной жизни
- Возрастная пирамида населения России, 1994г. (на 1 января 1994 года) возраст (количество лет)
- 2.Основные социально-демографические формы движения населения
- 3. Социально-демографическая ситуация в Российской Федерации
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 12. Семья как социальный институт
- Предмет и основные теоретические направления изучения социологии семьи
- 2. Функции семьи
- 3.Типология семейных структур и жизненный цикл семьи
- 4.Основные направления изменения семьи
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 13. Социология молодежи
- 1. Предметная область социологии молодежи.
- 2. Молодежь как социально - демографическая группа.
- 3. Социальные аспекты государственной молодежной
- 1. Предметная область социологии молодежи
- 2. Молодежь как социально-демографическая группа
- 3. Социальные аспекты государственной молодежной политики (гмп)
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 14. Управление процессом развития социальных отношений
- 1. Социальное управление как система.
- Государственное регулирование как форма управления социальными отношениями
- Основные характеристики этапных моделей государственного развития социальных отношений
- Институт посредничества в регулировании социально-экономических отношений
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Краткий словарь основных понятий к темам курса
- Тема 1. Социология как наука
- Тема 2. История возникновение и развитИя социологии
- Тема 3. Методология и методика конкретно-социологических исследований
- Тема 4. Базисные элементы социальной жизни
- Тема 5. Общество как социальная система
- Тема 6. Социальная структура общества.
- Тема 7. Социология межэтнических отношений
- Тема 8. Личность и общество
- Тема 9. Культура и общество
- Тема 10. Девиантное поведение
- Тема 11. Социально-демографические процессы в обществе
- Тема 12. Семья как социальный институт
- Тема 13. Социология молодёжи
- Тема 14. Управление процессом развития социальных отношений
- Персоналии