1. Социологические подходы к обществу как объекту познания
Человеческое общество сложный организм, где необходимость и случайность находятся во взаимосвязи, взаимной обусловленности. Исследователями предлагаются различные его дефиниции.
Наряду с тремя гипотезами происхождения общества (естественной, божественной и космической) современными учеными разработана инструментальная теория. Она ставит во главу человеческую догадливость и сообразительность, повлекшие изобретение орудий труда для выживания. Сексуальная теория базируется на характере размножения человека, развитие естественного воспроизводства. Кратическая теория опирается на естественное разнообразие людей в умственном и физическом отношении, что позволяет некоторым индивидам занять позицию лидера и заняться распределением привилегий среди членов общины.
Гендерная теория основана на распределении социальных ролей между мужчинами и женщинами. Семантическая теория строится на развитии коммуникативных средств через общение с использованием языка. Именно речь служит основанием возникновения упорядоченных взаимодействий и выделения определенных групповых функций. С точки зрения структурно-функционального подхода (одна из классических социологических теорий) общество определяется как система взаимодействующих и саморегулирующих подсистем, как система индивидуальных действий интегрированных общепризнанными образцами поведения.
Конфликтологическая теория рассматривает общество как множество взаимодействий людей, в основе которых лежат социальные конфликты, выступающие стимулом развития и являющиеся важнейшим элементом взаимодействия, уравновешивающего различные противоречия.
По утверждению некоторых ученых основные компоненты общества (люди, идеи и вещи) связываются в социальное целое системообразующим фактором – культурой, формирующей у людей чувство принадлежности и сопричастности к определенной группе, общности.
Во всех социологических подходах в той или иной степени отражено восприятие общества как целостной системы элементов, находящихся в тесной взаимосвязи. Наиболее емко и образно системное понимание общества сформулировал Т.Парсонс – как такой тип социальной системы, который обладает наивысшей степенью самодостаточности относительно своей окружающей среды. От Г.Спенсера идет понимание общества как социального организма, состоящего из сложного, взаимосвязанного и противоречивого комплекса социальных общностей, институтов, коллективов, групп, выполняющих определенные функции. Человеческое общество, по мнению П.Сорокина, «похоже на волнующееся море, в котором отдельные люди, подобно волнам, окруженные себе подобными, постоянно сталкиваются друг с другом, возникают, растут и исчезают , а море – общество - вечно бурлит, волнуется и не умолкает»1. Общество определяется как самоувековечивающееся объединение людей, системная организация социального взаимодействия и социальных связей, обеспечивающая удовлетворение всех основных потребностей человека.
Это определенный тип общения, сложившийся между людьми на определенной территории в процессе практически-хозяйственной и социальной жизни.
Общество формируется по мере способности людей отделить себя от природы . В социологии выделяют три группы факторов, определяющих специфику и тенденции развития общества, которые органически взаимосвязаны, относительно самостоятельны, исторически изменчивы во времени и пространстве.
1.Труд – специфически человеческая целесообразная деятельность, направленная на преобразование окружающей среды. В процессе труда человек при помощи орудий труда осваивает, изменяет и приспосабливает к своим целям предметы природы. По мере развития науки и техники меняется соотношение физического и умственного труда. Ведущим, определяющим становится труд творческий, интеллектуальный, ответственный. А это в свою очередь требует, чтобы работники были личными, частными собственниками результатов своей деятельности. Именно благодаря непрерывному совершенствованию трудовой деятельности, системы управления и культуры увеличивается свободное время для самообразования людей, возрастает значение духовного начала их жизни.
2.Коллективный характер деятельности людей является определяющим фактором образования и развития общества. Потребности обеспечения своей жизни заставляют людей действовать совместно, вырабатывать правила взаимоотношений. По образному выражению К.Маркса, интерес «предприимчив», он «подслушивает», «высматривает», «оценивает», «охраняет», «хватает». Поэтому интерес является побудительным мотивом деятельности и социальных действий людей.
Только в коллективе человек формируется как неповторимая личность. В коллективе происходит совершенствование и обогащение содержания отношений между людьми, удовлетворение в общении, приобретение социального статуса. Здесь зарождаются те социально-психологические процессы, благодаря которым осуществляется «переход» от общества к отдельной личности.
З.Духовное начало является основой самоорганизации и самосохранения общества. Сознание, интеллект, информированность обеспечивают познавательную активность человека, развивают способности самооценки и самосовершенствования, стремление больше понимать и чувствовать. Оперативно реагируя на социальные требования, осознавая моральный смысл ценностей общества, человек способен принимать решения и делать нравственный выбор.
На основе анализа имеющихся определений общества можно выделить пять основных системных параметров, характеризующих общество как социальную систему.
4.Саморегуляция. Социальная система постоянно корректирует свою деятельность, учитывая влияние окружающей среды и воздействие стихийных механизмов воспроизводства и развития ее структуры. Каждая новая ступень деятельности людей, направленная на изменение, преобразование социальных отношений, опирается на предыдущий потенциал. Саморегуляция в значительной степени осуществляется и на основе сознательного, планомерного управления. Общество регулируется исключительно теми институтами и организацияи, которые возникают и создаются внутри него самого. Способность общества к саморегуляции определяет его самостоятельность и жизнеспособность. Это него фундаментальное свойство.
5.Открытость. Взаимодействие социальной системы с окружающей средой происходит с помощью обмена информацией, энергией и осуществляется в форме целеустремленной деятельности людей по преобразованию природной социальной среды, опираясь на достигнутую материальную и духовную культуру предыдущих поколений. Общество не может существовать без взаимодействия с природой, так как оно берет из нее средства и ресурсы, необходимые для жизнедеятельности людей.
В процессе труда общество видоизменяет природные ландшафты, использует различные искусственные материалы и источники. Вместе с тем оно оказывает огромное влияние на природу, так как вырабатывает различные средства приспособления, адаптации к окружающей природной стихии.
Социальная жизнь людей в значительной степени зависит от природы, ибо потребительское отношение к ней ставит перед обществом задачу выживания, сохранения рода человеческого. И только гармоничное единение с природой обеспечивает обществу устойчивость. Канадский ученый Селье замечает: «Законы природы не предписывают, а лишь описывают. Они просто констатируют, что именно произойдет в определенных условиях. Законы общества предписывают, что можно делать, а чего нельзя. На каждом этапе они могут быть неточно сформулированы, но не могут быть нарушены»1.
6.Информированность. Значительное число видов человеческой деятельности немыслимо без использования социальной информации, позволяющей каждому поколению опираться на опыт своих предшественников, анализировать достигнутое и диагностировать существенующее состояние проблем. Человек не может жить без информации. С момента рождения он погружен в мощное «информационное поле», воспринимая информацию через множество «каналов» - органов чувств и на основе ее обработки регулирует свою деятельность и поведение. Более того он сам постоянно создает и передает информацию во вне, порождая тем самым информационное взаимодействие с окружающим миром.
Единственным источником информации, циркулирующим в обществе ,является человеческое мышление, типом которого определяется потенциальная информационная мощь социальной системы. Мышление и неразрывно связанный с ним язык составляют основу механизма контроля, регулирующего воспроизводство человеческого общества и функционирование всех его подсистем. Мышление и язык образуют своего рода генератор полезной информации, являясь двигателем социального прогресса в направлении все более упорядочного состояния общества. Через язык и неразрывно связанное с ним мышление человек обрел механизм конструирования и удержания неограниченного количества информационных сообщений. Именно с развитием мышления и языка происходили одновременно повышение мощности социальных систем и подъем производительных сил общества.
Информационное взаимодействие есть фундаментальное свойство человека и общества, определяющее связь, называемую коммуникацией. Homo sapiens (человек разумный) всегда был, есть и будет homo communication (человек общающийся). Компьютерно-коммуникационная революция быстро меняет облик общественной жизни, социальной структуры и в силу своих неограниченных технических возможностей несет обществу огромные перспективы.
7.Детерминированность. В общественном развитии существует зависимость последующих состояний общества от предыдущих. Сформированные в обществе производительные силы, способы деятельности людей отражаются на жизни будущих поколений. Способность общества поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность внутренних связей формировалась постоянно. Стабилизирующим фактором становились социальные институты, т.е. устойчивые образования, связи, отношения. Возникнув для регулирования совместной жизни, в результате рационального отбора они обеспечивают преемственность развития и прогрессивное движение общества. Присущие обществу объективные законы предопределяют общее направление, тенденции социальных изменений, а конкретные формы, методы, темпы определяются условиями, складывающимися в стране и мире.
8.Иерархичность. Общество характеризуется сложным взаимодействием множества элементов, уровней и звеньев организации и субординации между ними. Материально-производственная, социально-политическая, духовно-культурная, информационно-коммуникационная и образовательная сферы, обладая относительной самостоятельностью, функционируя и развиваясь по своим законам, вместе с тем создают целостное образование.
В зависимости от стоящих перед обществом задач, значимость политического или экономического меняется, но не при каких условиях их нельзя рассматривать отдельно. Политика как и экономика в равной мере обусловлены естественным социальным окружением, где взаимосвязаны действующие в обществе традиции, установивающиеся государственные и общественные институты, образ и стиль жизни. Планомерность, правильное расположение частей общества в определенной связи, со строгой последовательностью действий обеспечивает единый нормальный порядок, реализуемый в системе культуры и политической власти. Культура задает образцы человеческой деятельности, поддерживает и воспроизводит нормы, апробированные опытом многих поколений, а политическая система законодательными и правовыми актами регулирует и укрепляет связи между социальными системами.
Основным элементом строения общества являются люди, причиной их объединения и последующего формирования общности выступает социальное взаимодействие, базирующееся на функциональных связях. Социальные отношения формируют внешний образ общества и отражают его внутреннее строение и тип развития. Постоянное воспроизводство сложной системы социальных отношений в обществе обеспечивается его способностью к внутренней саморегуляции. Только в обществе складываются механизмы контроля всей совокупности социальных связей. Это находит свое отражение в создании институтов, обеспечивающих координацию и регулирование разнородных социальных образований и социальное равновесие.
Общество подчиняет своей логике возникающие институты, организации, общности, заставляет их действовать в соответствии со сложившимися социальными нормами и правилами. Таким образом идет процесс адаптации структурных элементов к формам и способам функционирования социальной системы. Чем последовательнее осуществляется функциональное разделение деятельности на уровне институтов и социальных ролей, тем стабильнее общество. Социальный порядок, под которым понимается упорядочность и организация социальных связей и взаимодействий, свидетельствует о взаимной согласованности и предсказуемости деятельности людей.
Таким образом, современная жизнь людей – сложное системное образование. Общество относится к числу саморазвивающихся, динамических систем, которые, сохраняя свою качественную определенность, способны самым существенным образом менять их состояние.
- Социология
- Содержание
- Предисловие
- Тема 1. Социология как наука
- 1. Объект и предмет социологии.
- 2. Внутреннее многообразие социологии.
- 3. Социология и жизнь общества. Функции социологии.
- I. Объект и предмет социологии
- 2. Внутреннее многообразие социологии
- 3. Социология и жизнь общества. Функции социологии
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 2. История возникновения и развития социологии
- 2. Западноевропейская социологическая традиция
- 3. Развитие социологической науки в хх в. Многообразие теоретико-методологических направлений в современной социологии
- 4. Социология в России
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 3. Методология и методика конкретно-социологических исследований
- Конкретные социологические исследования как составная часть процесса социологического познания
- 2. Программа социологического исследования
- 3. Методы социологического исследования
- 4. Анкета как инструмент социологического исследования
- Контрольные вопросы
- Список литература
- Тема 4. Базисные элементы социальной жизни
- 3. Социальные общности и социальные группы
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 5. Общество как социальная система
- 1. Социологические подходы к обществу как объекту познания
- 2. Механизм функционирования общества
- 3. Типы современных обществ. Характерные особенности информационного общества
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 6. Социальная структура общества
- Классовая и стратификационная парадигмы социальной структуры
- Социальная стратификация и социальная мобильность
- Изменения в социальной структуре современного российского общества
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 7. Социология межэтнических отношений
- 1. Этнонация: концепции сущности
- 2. Межэтнические отношения
- 3. Межэтнические конфликты и их типы
- 4. Особенности этнической ситуации в современной России
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 8.Личность и общеcтво
- 1. Понятие личности в социологии. Социологические
- 2. Макро - и микросоциологические концепции личности
- 3. Взаимодействие личности и общества
- 4. Социальная среда и социализация личности
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 9. Культура и общество
- Культура в системе социологического знания. Сущность, структура, функции, принципы культуры
- 2. Типы культуры и характер их взаимодействия. Ведущие тенденции развития культуры в современный период
- 3.Культура России: традиции и современность
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 10. Девиантное поведение
- 1. Девиации и нормы.
- 2. Причины и формы отклонений в поведении.
- 3. Основные тенденции мировой и российской преступности.
- 1. Девиации и нормы
- 2. Причины и формы отклонений в поведении
- 3. Основные тенденции мировой и российской преступности
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 11. Социально - демографические процессы в обществе
- 1.Демографические основы общественной жизни
- Возрастная пирамида населения России, 1994г. (на 1 января 1994 года) возраст (количество лет)
- 2.Основные социально-демографические формы движения населения
- 3. Социально-демографическая ситуация в Российской Федерации
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 12. Семья как социальный институт
- Предмет и основные теоретические направления изучения социологии семьи
- 2. Функции семьи
- 3.Типология семейных структур и жизненный цикл семьи
- 4.Основные направления изменения семьи
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 13. Социология молодежи
- 1. Предметная область социологии молодежи.
- 2. Молодежь как социально - демографическая группа.
- 3. Социальные аспекты государственной молодежной
- 1. Предметная область социологии молодежи
- 2. Молодежь как социально-демографическая группа
- 3. Социальные аспекты государственной молодежной политики (гмп)
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 14. Управление процессом развития социальных отношений
- 1. Социальное управление как система.
- Государственное регулирование как форма управления социальными отношениями
- Основные характеристики этапных моделей государственного развития социальных отношений
- Институт посредничества в регулировании социально-экономических отношений
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Краткий словарь основных понятий к темам курса
- Тема 1. Социология как наука
- Тема 2. История возникновение и развитИя социологии
- Тема 3. Методология и методика конкретно-социологических исследований
- Тема 4. Базисные элементы социальной жизни
- Тема 5. Общество как социальная система
- Тема 6. Социальная структура общества.
- Тема 7. Социология межэтнических отношений
- Тема 8. Личность и общество
- Тема 9. Культура и общество
- Тема 10. Девиантное поведение
- Тема 11. Социально-демографические процессы в обществе
- Тема 12. Семья как социальный институт
- Тема 13. Социология молодёжи
- Тема 14. Управление процессом развития социальных отношений
- Персоналии