Классовая и стратификационная парадигмы социальной структуры
Являясь системным образованием, общество состоит из множества социальных элементов, каждый из которых занимает конкретную «нишу», обладает определенным положением. Социальная структура – это многомерное, иерархически организованное социальное пространство, в котором социальные элементы расположены в определенном порядке. В качестве элементов социальной структуры ученые обычно рассматривают социальные институты, а также социальные группы, представители которых занимают в обществе неравнозначное положение. Формирование в обществе социальных групп (в их качестве могут рассматриваться различные образования: классы, касты, варны, сословия, этнические, гендерные, возрастные, профессиональные группы и т. д.), занимающих в обществе неодинаковые позиции, связано с проблемой социального неравенства. Одним достается больше денег, славы, почета, привилегий и возможностей, а другим – меньше.
Социальное неравенство сопровождало развитие общества на протяжении всех исторических эпох и стало важной исследовательской проблемой для многих ученых. Но различные научные школы и направления по-разному объясняют его происхождение. На данный момент существует большое количество точек зрения на данную проблему. Все их многообразие можно свести к двум основным подходам: экономическому (иногда его также называют классовым) и функциональному.
Первый, представленный в работах К. Маркса и М. Вебера, определяет в качестве основной причины социального неравенства экономические факторы, такие как общественное разделение труда, а также условия производства материальных благ, при которых одни люди могут использовать в своих интересах труд других и обогащаться за их счет. Во всех существовавших в истории обществах К. Маркс выделял две большие группы: тех, кто эксплуатирует, и тех, кого эксплуатируют. В качестве таковых, по его мнению, выступали рабовладельцы и рабы, феодалы и крестьяне, буржуазия и наемные рабочие (пролетариат). В работах Маркса классовая модель представлена как система доминирования одних людей над другими, система, в которой господствующий класс использует армию, полицию, государственный аппарат, чтобы обезопасить себя от тех, кто готов выступить против существующего несправедливого порядка. Классы характеризуются не только объективными основаниями для социальных различий, но и субъективными дифференцирующими признаками, важнейшими из которых являются интересы. Интересы антагонистических классов всегда противоречивы, что неизбежно приводит к классовой борьбе. В связи с последним теоретическим положением марксистскую позицию часто относят к конфликтологическим.
М. Вебер также признает, что в соответствии с экономическими факторами общество можно подразделять на классы. Но помимо объективных экономических критериев (положения в системе производства, роли в процессе производства и величине получаемого дохода), существуют субъективные критерии, которые находят отражение в общественном сознании. Одним из таких критериев является престиж. М. Вебер обращал внимание на тот факт, что объективные и субъективные критерии могут не совпадать (например, тяжелый физический труд может приносить высокий доход, но не являться престижным), поэтому в обществах, помимо классов, можно выделить статусные группы (профессиональные, гендерные, образовательные). Таким образом, признавая фактор собственности в качестве основной причины классовой дифференциации, М. Вебер предложил более сложную теоретическую модель социального неравенства, включающую большее количество элементов и признаков.
Для представителей структурного функционализма (Э. Дюркгейма,
Т. Парсонса, П. Сорокина) характерна позиция, согласно которой в основе социального неравенства лежит дифференциация функций, выполняемых в обществе различными социальными группами. В традициях Э. Дюркгейма, представители данного подхода утверждают, что наличие социального неравенства обусловлено разделением труда: механического (природного, половозрастного) и органического (возникающего вследствие обучения и профессиональной специализации). Функционалисты считают, что социальное неравенство определяется значимостью и престижем функций, выполняемых для общества. Иерархия социальных функций порождает иерархию социальных групп. На вершину социальной пирамиды поднимаются те, кто осуществляет общее руководство и управление, поскольку именно они создают условия для успешного выполнения своих функций другими. По мнению П. Сорокина, на социальное положение оказывают влияние два важных момента: важность профессии и уровень интеллекта, соответствующий ее требованиям. Социальные классы
П. Сорокин относил к числу кумулятивных социальных групп (то есть групп, объединенных на основании нескольких признаков), поскольку принадлежность к какому-либо классу определяется имущественными, профессиональными и правовыми признаками.
Таким образом, ученые по-разному объясняют причины социального неравенства. Но, независимо от причин социального неравенства, которые они называют, ими признается существование социальных групп, которые занимают в обществе неравнозначные позиции, то есть являются носителями различных социальных статусов. Среди таковых они называют классы, социальные слои, страты, сословия. Особенности положения перечисленных социальных групп, их сознания, поведения, факторов, которые их определяют, а также динамики перечисленных феноменов, являются предметом постоянного внимания для социальных наук. Исследование состояния социальной структуры и тенденций ее развития позволяет понять социальные процессы и перспективы развития общества. Понимание изменений, которые происходят в социальной структуре, во многом может способствовать оптимизации социального управления и минимизировать вероятность социального взрыва, вызванного осознанием несправедливости социального устройства. Поэтому и в нашей стране, и за рубежом проблеме социального неравенства уделяют большое значение.
В настоящий момент в науке оформилось два основных подхода к исследованию социальной структуры: классовый и стратификационный. Ключевой категорией, определяющей название первого подхода, является категория «класс», определение которой было сформулировано В. И. Лениным и впоследствии стало хрестоматийным. Классы – это «большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают»1.
Классовый подход в XX веке был характерен для отечественной социологии и других гуманитарных наук в советский период, когда марксистское учение являлось единственным методологическим основанием. Такое положение определялось социальным заказом – требовалось анализировать те группы, существование которых признавалось официальной идеологией, то есть классы рабочих и крестьян в качестве основных в советском обществе, а также интеллигенцию в качестве социальной прослойки. При этом данные социальные группы принято было рассматривать как единое целое, без структурных образований, выделяемых на основании таких критериев, как уровень дохода, власть, образование, престиж, гендерная и национальная специфика и т. д..
Европейская социологическая традиция, одним из ярких представителей которой был М. Вебер, также характеризуется использованием классового подхода в описании социальной структуры. Кроме того, для европейской социологии характерно использование традиционных названий классов: рабочий класс, крестьянство, буржуазия.
В американской традиции проблеме исследования классов уделялось меньше внимания, причем более привычной категорией для их обозначения является категория «социально-экономический статус», с помощью которой общество дифференцировалось на «высший», «средний» и «низший» классы. Примерами данного подхода являются теоретические модели У. Уотсона и
Л. Уорнера, созданные в первой половине прошлого века в США на основании результатов большого числа эмпирических исследований.
Следует отметить еще один важный момент, характеризующий классовый подход в изучении социальной структуры. Сторонники данной парадигмы считают, что представителей конкретного класса нельзя рассматривать только как носителей того или иного права собственности (владельцев предприятия или людей наемного труда). Они считают также важной самоидентификацию представителей данных социальных образований, которая отражает не только общественную структуру, но и значимость принадлежности к данной группе для человека. Социальные классы и носители конкретного социально-экономического статуса характеризуются и как носители важных культурных образований: традиций, ценностей, нравов, поведенческих особенностей. Эти социальные феномены, передаваясь от поколения к поколению, меняются достаточно медленно, что делает классы устойчивыми социальными группами и определяют стабилизирующие тенденции в общественном развитии.
Классовый подход, представленный в работах К. Маркса на рубеже XIX и XX веков, отражал структуру индустриальных обществ. Однако усложнение социальной жизни в процессе модернизации показало его недостаточную продуктивность в условиях новых общественных процессов. Хотя большинство представителей социальных наук признавало и признает собственность на средства производства важнейшим основанием для анализа социальной дифференциации, использование единственного критерия для отражения многообразия проявлений социального неравенства считается недостаточным. Поэтому классовый подход часто дополняют стратификационным.
Категория «страта» заимствована из естественных наук (от лат. stratum– слой, настил) и впервые была использована в качестве социологической известным американским социологом П. Сорокиным, который внес существенный вклад в развитие теории социальной стратификации.Социальная страта – это социальный слой, представители которого в конкретном обществе занимают равные позиции.Это разновидность социальной общности, объединяющая людей по ранговым признакам. Социальные классы представляют собой очень крупные социальные страты. Современные классовые теории основаны на теории социальной стратификации. Это означает, что классы выделяются в качестве базисных структурообразующих характеристик, но признаются гетерогенными (неоднородными по составу) образованиями.
Примером подходов такого рода является теория американского ученого У. Л. Уорнера, который выделил шесть социальных слоев (в его терминологии - классов): высший-высший класс, нижний высший класс, высший слой среднего класса, низший средний класс, высший слой нижнего класса и низший слой низшего класса. В число представителей высшего-высшего класса он включил представителей знати, обладающих наивысшими показателями дохода; низшую часть высшего класса, по его мнению, составляют обладатели очень высокого дохода, не имеющие аристократического происхождения. К высшему слою среднего класса он причислил высокообразованных лиц, занятых интеллектуальным трудом, а также деловых людей, обладающих капиталом, а к нижнему слою среднего класса – служащих (секретарей, кассиров в банках, делопроизводителей). Два слоя нижнего класса в его теории состояли из высококвалифицированных и малоквалифицированных рабочих, а также не имеющих работы, самых бедных и отверженных членов общества.
В качестве критериев, по которым Л. Уорнер идентифицировал людей как представителей какого-либо класса, выступали следующие характеристики: доход, профессия, образование и этническая принадлежность, а также субъективные оценки репутации и престижа. Созданная им теоретическая модель позволяла определить социальную структуру американского общества в 40-е годы XXвека, но в настоящее время она не является универсальным инструментом для определения социальной структуры. Например, этническая принадлежность не во всех обществах выступает в качестве критерия социальной дифференциации, а в однородных с точки зрения национального состава обществах данный критерий не вполне пригоден. Тем не менее, предложенное Л. Уорнером деление обществ на три основных класса: высший, средний и низший стало общепринятым. Кроме того, большинство социологов признают, что в основе деления обществ на классы и социальные страты должны лежать объективные и субъективные критерии.
В последней трети двадцатого столетья ученым вновь приходится пересматривать методологические основы исследования классов и страт. Переход ряда обществ к постсовременной стадии развития породил новые тенденции в формировании социальной структуры, которая стала более диверсифицированной и мозаичной. Ее основными тенденциями стали следующие: распад традиционных социальных групп (рабочий класс, мелкая буржуазия, крестьянство и т. д.), дальнейшая социальная дифференциация и появление новых средних и высших слоев общества, изменение образа жизни, большая открытость социального пространства и рост числа социально-географических перемещений.
«Новый высший класс» в постсовременных обществах состоит из людей, которые происходят из образованных и обеспеченных семей, сами отличаются высоким уровнем образованности, заняты в высокотехнологичных отраслях хозяйства, имеют в собственности или свободно распоряжаются необходимыми им условиями производства и при этом либо являются руководителями промышленных или сервисных компаний, либо занимают высокие посты в корпоративной или государственной иерархии.
«Новый средний класс» является довольно аморфным образованием (в силу неопределенности критериев), состоящим из представителей многочисленных групп высококвалифицированных профессий с определенными жизненными стандартами, в число которых входят специалисты, занятые в высокотехнологичных отраслях, а также представители традиционных средних слоев населения, таких как преподаватели, врачи, адвокаты и т.д.
Низший класс нового общества состоит из рабочих и неквалифицированных мигрантов, не отличающихся высокой образованностью и не рассматривающих образование в качестве значимой ценности, движимых главным образом материальными мотивами, занятыми в массовом производстве или примитивных отраслях сферы услуг, зачастую являющихся временно или постоянно безработными1.
Таким образом, в современной социологии представлено два основных подхода к исследованию социальной структуры – классовый и стратификационный. Ученые рассматривают их не как взаимоисключающие, а как взаимодополняющие. Первый является более масштабным и предполагает достаточно высокий уровень теоретического обобщения. Второй строится на основании нескольких критериев и подразумевает более точный, детализированный анализ. Исследование социальных групп в современных индустриально и технологически развитых обществах показывает, что их структура претерпевает существенные изменения под влиянием трансформации элементов и связей между ними.
- Социология
- Содержание
- Предисловие
- Тема 1. Социология как наука
- 1. Объект и предмет социологии.
- 2. Внутреннее многообразие социологии.
- 3. Социология и жизнь общества. Функции социологии.
- I. Объект и предмет социологии
- 2. Внутреннее многообразие социологии
- 3. Социология и жизнь общества. Функции социологии
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 2. История возникновения и развития социологии
- 2. Западноевропейская социологическая традиция
- 3. Развитие социологической науки в хх в. Многообразие теоретико-методологических направлений в современной социологии
- 4. Социология в России
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 3. Методология и методика конкретно-социологических исследований
- Конкретные социологические исследования как составная часть процесса социологического познания
- 2. Программа социологического исследования
- 3. Методы социологического исследования
- 4. Анкета как инструмент социологического исследования
- Контрольные вопросы
- Список литература
- Тема 4. Базисные элементы социальной жизни
- 3. Социальные общности и социальные группы
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 5. Общество как социальная система
- 1. Социологические подходы к обществу как объекту познания
- 2. Механизм функционирования общества
- 3. Типы современных обществ. Характерные особенности информационного общества
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 6. Социальная структура общества
- Классовая и стратификационная парадигмы социальной структуры
- Социальная стратификация и социальная мобильность
- Изменения в социальной структуре современного российского общества
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 7. Социология межэтнических отношений
- 1. Этнонация: концепции сущности
- 2. Межэтнические отношения
- 3. Межэтнические конфликты и их типы
- 4. Особенности этнической ситуации в современной России
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 8.Личность и общеcтво
- 1. Понятие личности в социологии. Социологические
- 2. Макро - и микросоциологические концепции личности
- 3. Взаимодействие личности и общества
- 4. Социальная среда и социализация личности
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 9. Культура и общество
- Культура в системе социологического знания. Сущность, структура, функции, принципы культуры
- 2. Типы культуры и характер их взаимодействия. Ведущие тенденции развития культуры в современный период
- 3.Культура России: традиции и современность
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 10. Девиантное поведение
- 1. Девиации и нормы.
- 2. Причины и формы отклонений в поведении.
- 3. Основные тенденции мировой и российской преступности.
- 1. Девиации и нормы
- 2. Причины и формы отклонений в поведении
- 3. Основные тенденции мировой и российской преступности
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 11. Социально - демографические процессы в обществе
- 1.Демографические основы общественной жизни
- Возрастная пирамида населения России, 1994г. (на 1 января 1994 года) возраст (количество лет)
- 2.Основные социально-демографические формы движения населения
- 3. Социально-демографическая ситуация в Российской Федерации
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 12. Семья как социальный институт
- Предмет и основные теоретические направления изучения социологии семьи
- 2. Функции семьи
- 3.Типология семейных структур и жизненный цикл семьи
- 4.Основные направления изменения семьи
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 13. Социология молодежи
- 1. Предметная область социологии молодежи.
- 2. Молодежь как социально - демографическая группа.
- 3. Социальные аспекты государственной молодежной
- 1. Предметная область социологии молодежи
- 2. Молодежь как социально-демографическая группа
- 3. Социальные аспекты государственной молодежной политики (гмп)
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 14. Управление процессом развития социальных отношений
- 1. Социальное управление как система.
- Государственное регулирование как форма управления социальными отношениями
- Основные характеристики этапных моделей государственного развития социальных отношений
- Институт посредничества в регулировании социально-экономических отношений
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Краткий словарь основных понятий к темам курса
- Тема 1. Социология как наука
- Тема 2. История возникновение и развитИя социологии
- Тема 3. Методология и методика конкретно-социологических исследований
- Тема 4. Базисные элементы социальной жизни
- Тема 5. Общество как социальная система
- Тема 6. Социальная структура общества.
- Тема 7. Социология межэтнических отношений
- Тема 8. Личность и общество
- Тема 9. Культура и общество
- Тема 10. Девиантное поведение
- Тема 11. Социально-демографические процессы в обществе
- Тема 12. Семья как социальный институт
- Тема 13. Социология молодёжи
- Тема 14. Управление процессом развития социальных отношений
- Персоналии