logo search
книга семьеведенье Дивицына

1. Материнство, отцовство, детство и система социального обеспечения

  • Конституция РФ предусматри­вает, что в Российской Федерации обеспечивается государственная под­держка семьи, материнства, отцов­ства и детства (п. 2 ст. 7). В ней также указано, что материнство и детство, семья находятся под защитой госу­дарства (п. 1 ст. 38).

  • Государственная поддержка семьи, материнства и детства осуществля­ется в различных сферах и формах, в том числе в правовой форме. Особый статус работающей женщины, жен­щины-матери, а в ряде случаев при ее отсутствии отца либо других чле­нов семьи, осуществляющих уход за детьми и их воспитание, закреплен в трудовом законодательстве. Речь идет о ряде дополнительных трудо­вых прав и гарантий: о запрещении применения труда женщин на тяже­лых работах и на работах с вред­ными условиями труда, а также на подземных работах (кроме некоторых нефизических работ и работ по санитарному и бытовому обслуживанию), об огра­ничении труда женщин на работах в ночное время, запреще­нии ночных, сверхурочных работ и направлении в команди­ровку беременных женщин и женщин, имеющих детей в воз­расте до трех лет; введении дополнительных оплачиваемых перерывов для кормления ребенка и т. д.

  • Богатый арсенал правовых способов поддержки семьи, мате­ринства, отцовства и детства содержится в праве социального обеспечения. К их числу относятся, в частности, пенсии на детей в случае потери кормильца; отпуск по беременности и родам с выплатой пособия, которое возмещает в полном объеме утрачен­ный заработок; содержание и обслуживание детей дошкольного возраста в яслях и детских садах за небольшую плату или бес­платно; бесплатная лекарственная помощь детям младшего воз­раста; дополнительные меры социальной защиты многодетных семей; предоставление семьям с детьми иных социальных услуг. Ратификация Россией 30 октября 1999 г. Конвенции о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и жен­щин: трудящиеся с семейными обязанностями, принятой 67-й сес­сией Генеральной конференции МОТ 29 июня 1981 г.1, дает новый импульс для усиления экономических и социальных гарантий тем, кто трудится и одновременно несет семейные обязанности.

  • Одной из наиболее действенных форм социальной защиты семьи и детей являются комплекс денежных выплат, адресо­ванных родителям, семье с детьми либо непосредственно детям, лишенным родительской опеки и попечительства. Все эти выплаты неразрывно связаны между собой.

  • Единая система государственных пособий гражданам, име­ющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государственную материаль­ную поддержку материнства, отцовства и детства, установлена Федеральным законом от 19 мая 1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (в дальнейшем в него вносились изменения и дополнения).

  • Действие Закона от 19 мая 1995 г. распространяется на всех граждан России, проживающих на ее территории, а также ино­странных граждан и лиц без гражданства, в том числе бежен­цев, проживающих на территории России.

  • Вправе получать пособия и граждане Российской Федерации, проходящие военную службу по контракту и некоторую иную службу на территории иностранных государств. Исключение составляют: граждане, дети которых находятся на полном госу­дарственном обеспечении; граждане, лишенные родительских прав; граждане, выехавшие на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации. На этих граждан действие закона не распространяется.

  • Порядок назначения и выплаты пособий устанавливается Правительством РФ. Положение о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утверж­дено им 4 сентября 1995 г.

  • Федеральным законом от 24 июля 1999 г. «Об основных гаран­тиях прав ребенка в Российской Федерации» предусмотрено, в частности, установление минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей. Они включаются в установленный минимальный объем услуг по гарантирован­ной выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием. Система таких пособий безусловно претерпит в перспективе существенные изменения, поскольку уровень некоторых пособий явно недоста­точен, он не обеспечивает необходимое качество жизни детей. В данной лекции рассмотрим социальные пособия, кото­рые предусмотрены Федеральным законом «О государствен­ных пособиях гражданам, имеющим детей», а также другие пособия, компенсации и льготы, направленные на поддержа­ние института семьи.

  • Пособие по беременности и родам, пособие женщинам, встав­шим на учет в ранние сроки беременности.

  • Пособие по беременности и родам введено в нашей стране одновременно с пособием по временной нетрудоспособности. Причем до начала 40-х годов беременность и роды рассматрива­лись как один из случаев обеспечения пособием в связи с времен­ной нетрудоспособностью. Впоследствии данная выплата по бере­менности и родам превратилась в самостоятельный вид пособия. Цель такого пособия—возместить утраченный заработок в связи с необходимостью прекращения женщиной трудовой деятельно­сти в период беременности и родов, обеспечить охрану здоровья женщины-матери, восстановление ее здоровья после родов и материнский уход за ребенком в первые месяцы после его рождения. Данное пособие рассчитано на работающих женщин

  • России это право закреплено в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в Кодексе законов о труде, в Федеральном законе «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Уже многие годы всем работающим женщинам без какого-либо исключения пособие выдается в размере полного фактического заработка.

  • Право на пособие по беременности и родам имеют жен­щины, которые:

    • подлежат государственному социальному страхованию, т. е. выполняют работу по найму и некоторую иную работу (к ним приравнены женщины, уволенные в связи с ликвидацией предприятий, учреждений и организаций в течение 12 месяцев, предшествующих дню признания их в установленном порядке безработными);

    • обучаются с отрывом от производства в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего професси­онального образования, а также в учреждениях послеву­зовского профессионального образования;

    • проходят военную службу по контракту, службу в органах внутренних дел и некоторую иную службу;

    • принадлежат к гражданскому персоналу воинских фор­мирований РФ, находящихся на территории иностранных государств в случаях, предусмотренных Международным договором РФ.