logo search
malyshu_var-t_2

3. История формирования социально-психологических идей в рамках философских и социологических учений.

Социальная психология имеет длинную предысторию, но короткую историю. Она формировалась из многих источников, поэтому в качестве предпосылок ее развития выступают различные области знаний: археология, этнография, языкознание, антропология, различные философские школы как идеалистического, так и материалистического толка. Многие социально-психологические проблемы были рассмотрены в рамках философских учений. Аристотель одним из первых в истории ф. обратил внимание на СП предпосылки и факторы политических сдвигов и изменений, в частности, на мятежные настроения людей, поднимающих восстание. («О политике»)

СП подход к объяснению политической жизни общества находит развитие у Сократа и Эпикура, у Гоббса, Гассенди, Спинозы, Локка и Руссо. Согласно теории общественного договора, государство и право возникли в результате того, что людям надоело состояние ничем не ограниченной свободы действий, проявляющееся в войне против всех, и они пришли к соглашению поступиться частью свободы в интересах безопасности.

Гельвеций говорил об определении места и роли психологии Личности в жизни общества. («Об уме», «О человеке»). Он подчёркивал роль обществ. Среды в воспитании человека и роль сознания и страстей, влечений, потребностей индивида в развитии общ-ва.

Фейербах подчёркивал решающую роль человеческих отношений, фактора общения как единственного способа проявления человеческой сущности и индивидуальности.

В работах Гегеля можно найти попытку СП подхода к объяснению и самого исторического процесса, и исторически значимых этапов в процессе соц. Развития. Он говорил о том, что действия людей вытекают из их потребностей и страстей, которые и являются пружиной человеческой истории.

   Самые первые социально-психологические идеи, вышедшие из философии, были сосредоточены на вопросе о соотношении общественного и индивидуального сознания. По этому вопросу можно выделить три методологические позиции:

1) общественное сознание преобладает над индивидуальным. Человек подчинен обществу и действует по его законам.

2) индивидуальное сознание – уникальное явление, способное определять общественное сознание.

3) предполагает противоречивость общественного и индивидуального сознания, т. е. в ее основе идея вечного противоречия между человеком и обществом. Это основное положение философии экзистенциализма.

   Таким образом, как и в любой дисциплине, зарождение социально-психологических идей осуществлялось в рамках философии, а лишь затем происходило отделение в самостоятельные дисциплины.