logo search
УММ для бакалавров

4. Нормы устной формы речи

Нормы устной формы речи: орфоэпические (нормы произношения), акцентологические (нормы постановки ударения), интонационные (основные интонационные конструкции русской речи).

Р.И. Аванесов определяет орфоэпию как «совокупность правил устной речи, обеспечивающих единство ее звукового оформления в соответствии с нормами национального языка, исторически выработавшимися и закрепившимися в литературном языке» [Аванесов 1984: 13]. Произношение, соответствующее орфоэпическим нормам, облегчает и ускоряет процесс общения.

Полный стиль произношения необходим для произнесения публичных речей, научных докладов и лекций, он предполагает небыстрый темп речи, строгое соблюдение норм орфоэпии: умеренную редукцию безударных гласных (г[ъ]л[^]ва – голова, х[ъ]р[^]шо – хорошо), оглушение и уподобление согласных (хле[п] – хлеб, смо[к] смог; горо[ц]кой – городской, учи[цъ] – учиться и др.).

Неполный стиль произношения может использоваться только в разговорно-бытовой речи при неофициальном общении. Этому стилю свойственна чрезмерная редукция безударных гласных, приводящая к неотчетливому произношению и даже выпадению отдельных звуков, слогов, к упрощению звукосочетаний, например: Сан Саныч – вм. Александр Александрович, кода – вм. когда, у теа – вм. у тебя и под.

Ударение в русском языке свободное, разноместное и подвижное, например: кóмпас, дорóга, докумéнт, медикамéнт; дом, дóма, к дóму, мн.ч. домá, домóв. (Ср.: в армянском, французском языках ударным всегда бывает последний слог, в венгерском, латышском, эстонском, чешском, финском –первый, в польском, грузинском – предпоследний). Эти особенности делают ударение в русском языке индивидуальным признаком каждого отдельно взятого слова. Неверное ударение, снижая культуру устной речи, мешает восприятию смысла (валовóй, договорённость, нáчал, началá, пóнял, понялá, срéдства, квартáл, шофёры, заворожённый, недооценённый и т.д.).