logo search
malyshu_var-t_2

32. Половая социализация.

Социализация-процесс усвоения индивидом социального опыта(знаний, умений, навыков),необходимого для жизни в обществе, для эффективной адаптации человека к социальной среде. Половая социализация- процесс усвоения человеком своей половой роли и осознание себя принадлежащим к группе мужчин или женщин. Половая роль- система общественных предписаний в виде определенной модели поведения, которую должны усвоить и которой должен соответствовать человек, чтобы общество признавало его либо мужчиной либо женщиной. Содержание половых ролей выражается в понятиях мужественность(маскулинность) и женственность(феминность). Не является раз и навсегда данными характеристиками, а меняются в зависимости от исторических, культурных и экономических условий. Ребенок усваивает свою половую роль благодаря примеру взрослых(через игру..).В подростковом возрасте- подражание кумирам, сверстникам. Дети начинают осознавать свою принадлежность в 3года с помощью взрослых, ориентации на внешние признаки. В 5-6лет понимают необратимость своей половой принадлежности. Половая идентичность- единство поведения и самосознания человека, причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответствующей половой роли. Если рассматривать этот вопрос исторически, нельзя не заметить, что традиционная система дифференциации половых ролей и связанных с ними стереотипов маскулинности и феминности отличались след. характерными чертами: 1) мужские и женские виды деятельности и личные качества различались очень резко и казались полярными; 2) эти различия освящались религией или ссылками на природу и представлялись ненарушимыми; 3) мужские и женские функции были не просто взаимодополняющими, но и иерархическими. Сегодня положение радикально изменилось. Половое разделение труда потеряло былую жесткость, кол-во исключительно мужских и исключительно женских занятий резко уменьшилось, а взаимоотношения мужчин и женщин в семье и на производстве стали в принципе равноправными. Очень многие социальные роли стали в принципе равноправными. Очень многие социальные роли и занятия вообще не разделяются на "женские" и "мужские". Идеалы маскулинности и фемильности сегодня, как никогда, противоречивы. Во-первых, традиционные черты в них переплетаются с современными. Во-вторых, они значительно полнее, чем раньше, учитывают многообразие индивидуальных  вариаций. В-третьих, и это особенно важно, они отражают ее только мужскую, но и женскую точку зрения. В 1930-1970г.г. сконструировали несколько специальных шкал для измерения маскулинности - феминности умственных способностей, эмоций, интересов и т.д.( тест Термана-Майлз, шкала маскулинности Гилфорда). Эти шкалы предполагают, что индивиды могут в пределах какой-то нормы различаться по степени М и Ф. Однако свойства М - Ф представлялись при этом альтернативными, взаимоисключающими. Новые тесты рассматривают М и Ф уже не как альтернативы, а как независимые автономные измерения. Сравнение показателей одного и того же индивида по шкалам М и Ф позволяет вычислить степень его психологической андрогинии; андрогинными считаются индивиды, обладающие одновременно феминными и маскулинными чертами, что позволяет им менее жестко придерживаться полоролевых норм, свободнее переходить от традиционно женских занятий к мужским. При этом выяснилось, что высокая М у мужчин и высокая Ф у женщин, отнюдь не является гарантией психического благополучия. Высокая Ф у женщин часто коррелирует с повышенной тревожностью и пониженным самоуважением; эти черты входят в набор феминности. Высокофеминные женщины и высоко маскулинные мужчины хуже справляются с деят-тью, не совпадающей с традиционными нормами полоролевой дифференциации. Дети, поведение кот. строже всего соответствует требованиям их половой роли, часто отличаются более низким интеллектом и меньшими  творческими способностями. Напротив, индивиды, относительно свободные от жесткой половой типизации, обладают более богатым поведенческим репертуаром и психологически более благополучны.(И.С.Кон).