Вопрос 29. Смысл человеческого бытия. Свобода и ответственность
″Каждый человек … ставит сам перед собой вопрос: кто я и каково моё предназначение на Земле? … Одни рассматривают смысл жизни отдельно взятой личности, другие – человека как родового существа, т.е. как социально-разумного феномена. … Чтобы жить разумно и действовать нравственно, человеку необходимо верить в сформулированный им самим … смысл своей жизни и следовать ему. … А посвятить жизнь – значит, … связать себя ответственностью перед тем, кому присягаешь на служение. … Поиск смысла жизни, осмысление своего жизненного пути есть целенаправленное определение своей судьбы. Человек обречен на постоянное … постижение самого себя, … на конструирование своей собственной судьбы.″ ″По … замечанию Платона, становиться человеком гораздо легче, чем быть им.″ ″Смысл своей жизни человек может реализовать только через общество. … Процесс выбора жизненного смысла … строго индивидуален; … по мере накопления жизненного опыта отношение к смыслу жизни меняется.″ ″Жизненное пространство личности определяются как объективные территориально-временные обстоятельства и субъективно-личностные факторы жизнедеятельности человека, которые позволяют ему сознательно строить свою жизнь. … В границах … жизненного пространства человеческий индивид как бы восходит … от некоего «животного существа» к возвышенной духовной жизни.″ ″Разумный образ жизни личности формирует меру в желаниях и делает его потребление ответственным – полезным для нормальной жизнедеятельности. Поиски такой меры ответственности … на всех этапах жизненного пространства (от младенчества до глубокой старости) совпадают с поиском смысла жизни. … Каждый человек должен быть свободным в выборе своего жизненного пространства.″ ″Свобода есть там, где есть … выбор альтернативных линий поведения. … В природе … ситуации выбора не возникает: реализуется та возможность, которая должна реализоваться в существующих объективных условиях. С возникновением человека, наделенного сознанием, ситуация меняется. Познавая законы природы и общества, человек становится способным выделять и различные возможности; … влиять на создание тех условий, при которых может реализоваться та или иная возможность. …Свобода … есть творчество – созидание ранее не бывшего.″ ″Свободное действие человека всегда предполагает его ответственность за свой поступок.″
″В истории развития понятия свободы понятие творческой свободы … вытесняет понятие свободы от препятствий (принуждения, казуальности, судьбы). В древней философии (у Сократа и Платона) речь идет, прежде всего, о свободе и судьбе, затем о свободе от политического деспотизма (у Аристотеля и Эпикура) и о бедствиях человеческого существования (у Эпикура, стоиков, в неоплатонизме). В средние века подразумевалась свобода от греха…. В эпоху ренессанса … под свободой понимали … всестороннее развертывание человеческой личности. Со времени Просвещения возникает понятие свободы, заимствованное у либерализма и философии естественного права (…Гоббс, Гроций…), сдерживаемое все углубляющимся научным взглядом, признающим господство всемогущей естественной причинности и закономерности. В немецкой … философии, … включая Лейбница, Канта…, ставится вопрос о свободе как вопрос о постулате нравственно-творческого соответствия сущности и её развития. Марксизм считает свободу фикцией: человек мыслит и поступает в зависимости от побуждений и среды….. Согласно экзистенциализму Хайдеггера, … страх … позволяет ему достигнуть … свободы, основанной на ничто, выбрать самого себя в своем неизбежном возлагании ответственности на себя самого, … собственное, имеющее ценность существование. Согласно экзистенциализму Ясперса, человек свободен преодолеть бытие мира в выборе самого себя и достигнуть трансценденции Всеобъемлющего. … Согласно экзистенциализму Сартра, свобода не свойство человека, а его субстанция. …Человек, так как он свободен, может проецировать себя на свободно выбранную цель, … всегда достоин того, что с ним случается.″
″Особенное значение … имеет анализ Э. Фроммом 2 способов существования человека («иметь» или «быть»), проблемы человеческой свободы и её видов («свобода от» и «свобода для»), проблем так называемого «социального» (т.е. «типичного» для той или иной эпохи или культуры) характера личности, являющегося результатом приспособления человека к требованиям общества″. ″Укорененные в человеческой природе противоречия (экзистенциальные дихотомии – между жизнью и смертью, между человеческими потенциями и невозможностью их полной реализации) порождают, по мысли Фромма, потребность в обретении равновесия и единства человека и окружающего мира, в ″системе ориентации и поклонения″. …[ Встает выбор – принятие свободы разумом или бегство от свободы в веру.] Рациональные системы стимулируют развитие зрелой, … созидательно активной личности; иррациональные же поощряют непродуктивные черты характера и удовлетворяют … стремления ″интегрировать в … направлении объекта поклонения.″
1 Можейко М.А. Онтология // Новейший философский словарь. - Мн., 2003. - С. 712.
2 Философский энциклопедический словарь. – М., 2007. – С. 109.
3 Бабайцев А.Ю. Гносеология // Новейший философский словарь. - Мн., 2003. - С. 251.
4 Абушенко В.Л. Аксиология // Новейший философский словарь. - Мн., 2003. – С. 25.
5 Абушенко В.Л. Праксеология // Новейший философский словарь. - Мн., 2003. – С. 794.
1 Философский энциклопедический словарь. – М., 2007. – С. 484-485.
2 Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник. – 4-е издание. – М., 2008. – С. 4.
3 Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник. – 4-е издание. – М., 2008. – С. 13.
4 Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник. – 4-е издание. – М., 2008. – С. 4.
5 Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник. – 4-е издание. – М., 2008. – С. 14.
6 Хрусталев Ю.М. Философия. – М., 2005. – С. 12.
7 Хрусталев Ю.М. Философия. – М., 2005. – С. 10-11.
8 Хрусталев Ю.М. Философия. – М., 2005. – С. 11.
1 Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. - 3-е изд. - М., 2003. - С. 207.
2 Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. - 3-е изд. - М., 2003. - С. 214.
3 Философский энциклопедический словарь. – М., 2007. – С. 356.
4 Философский энциклопедический словарь. – М., 2007. – С. 501.
5 Хрусталев Ю.М. Философия. – М., 2005. – С. 251.
6 Хрусталев Ю.М. Философия. – М., 2005. – С. 252.
7 Хрусталев Ю.М. Философия. – М., 2005. – С. 237.
1 Можейко А.А. Космос // Новейший философский словарь. – Мн., 2003. – С. 512-513.
2 Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. - 3-е изд. - М., 2003. - С. 445.
3 Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. - 3-е изд. - М., 2003. - С. 451-452.
4 Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. - 3-е изд. - М., 2003. - С. 452.
5 Барковская А.В. Материя // Новейший философский словарь. – Мн., 2003. – С. 607-608.
6 Философский энциклопедический словарь. – М., 2007. – С. 223.
7 Карако П.С. Витализм // Новейший философский словарь. – Мн., 2003. – С. 173-174.
1 Философский энциклопедический словарь. – М., 2007. – С. 382.
2 Гриненко Г.В. История философии. - М., 2006. - С. 20.
3 Хрусталев Ю.М. Философия. – М., 2005. – С. 243.
4 Большой психологический словарь / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – СПб., 2003. - С. 507.
5 Философский энциклопедический словарь. – М., 2007. - С. 470.
6 Философский энциклопедический словарь. – М., 2007. – С. 303-301.
7 Философский энциклопедический словарь. – М., 2007. – С. 172.
8 Философский энциклопедический словарь. – М., 2007. – С. 125.
9 Можейко М.А. Движение // Новейший философский словарь. – Мн., 2003. – С. 289.
10 Философский энциклопедический словарь. – М., 2007. – С. 137.
11 Философский энциклопедический словарь. – М., 2007. – С. 367.
12 Философский энциклопедический словарь. – М., 2007. – С. 131.
13 Философский энциклопедический словарь. - М., 2007. – С. 436.
1
1
2
3
4
1 Жбанков М.Р. Миф // Новейший философский словарь. – Мн., 2003. – С. 634.
2 Хрусталев Ю.М. Философия. – М., 2005. – С. 449.
3 Хрусталев Ю.М. Философия. – М., 2005. – С. 450.
4 Хрусталев Ю.М. Философия. – М., 2005. – С. 456.
5 Хрусталев Ю.М. Философия. – М., 2005. – С. 461.
6 Хрусталев Ю.М. Философия. – М., 2005. – С. 420.
7 Хрусталев Ю.М. Философия. – М., 2005. – С. 426.
8 Хрусталев Ю.М. Философия. – М., 2005. – С. 421.
9 Хрусталев Ю.М. Философия. – М., 2005. – С. 13.
10 Хрусталев Ю.М. Философия. – М., 2005. – С. 426.
11 Хрусталев Ю.М. Философия. – М., 2005. – С. 17.
12 Хрусталев Ю.М. Философия. – М., 2005. – С. 18.
13 Хрусталев Ю.М. Философия. – М., 2005. – С. 259.
1 Хрусталев Ю.М. Философия. – М., 2005. – С. 265.
2 Философский энциклопедический словарь. – М., 2007. – С. 423.
3 Хрусталев Ю.М. Философия. – М., 2005. – С. 266.
4 Философский энциклопедический словарь. – М., 2007. – С. 147-148.
5 Петушкова Е.В. Сознание // Новейший философский словарь. – Мн., 2003. – С. 950-951.
1 Хрусталев Ю.М. Философия. – М., 2005. – С. 263.
2 Грицанов А.А., Абушенко В.Л. Рефлексия // Новейший философский словарь. – Мн., 2003. – С. 828-829.
3 Хрусталев Ю.М. Философия. – М., 2005. – С. 264.
4 Хрусталев Ю.М. Философия. – М., 2005. – С. 274.
5 Хрусталев Ю.М. Философия. – М., 2005. – С. 275.
6 Большой психологический словарь / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – СПб., 2007. - С. 519.
7 Грицанов А.А., Абушенко В.Л. Рефлексия // Новейший философский словарь. – Мн., 2003. - С. 829.
8 Большой психологический словарь / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – СПб., 2003. - С. 420.
9 Большой психологический словарь / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – СПб., 2003. – С. 280.
10 Философский энциклопедический словарь. – М., 2007. – С. 181-182.
11 Философский энциклопедический словарь. – М., 2007. – С. 183.
12 Философский энциклопедический словарь. – М., 2007. – С. 441.
13 Философский энциклопедический словарь. - М., 2007. – С. 314.
14 Философский энциклопедический словарь. – М., 2007. – С. 441.
15 Петушкова Е.В. Сознание // Новейший философский словарь. – Мн., 2003. – С. 950.
1 Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. – 2-е изд. – СПб., – С. 565-566.
2 Можейко М.А. Бинаризм // Новейший философский словарь. – Мн., 2003. – С. 103.
3 Философский энциклопедический словарь. – М., 2007. .– С. 42-43.
4 Большой психологический словарь / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – СПб., 2007. - С. 57-58.
5 Философский энциклопедический словарь. – М., 2007. – С. 43.
6 Ахмедов Т.И., Жидко М.Е. Психотерапия в особых состояниях сознания. – Харьков, М., 2000. - С. 6.
7 Ахмедов Т.И., Жидко М.Е. Психотерапия в особых состояниях сознания. – Харьков, М., 2000. - С. 50.
1 Большой психологический словарь / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – СПб., 2007. - С. 589.
2 Философский энциклопедический словарь. – М., 2007. – С. 423.
3 Петушкова Е.В. Сознание // Новейший философский словарь. – Мн., 2003. - С. 950.
4 Большой психологический словарь / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – СПб., 2003. - С. 303.
5 Усманова А.Р. Код // Новейший философский словарь. – Мн., 2003. - С. 485-486.
6 Философский энциклопедический словарь. - М., 2007. – С. 76.
7 Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. – 2-е изд. – СПб., 2007. - С. 479.
8 Философский энциклопедический словарь. - М., 2007. – С. 104.
9 Философский энциклопедический словарь. - М., 2007. – С. 489.
10 Философский энциклопедический словарь. - М., 2007. – С. 68-69.
1 Большой психологический словарь / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – СПб., 2003. - С. 451.
2 Философский энциклопедический словарь. – М., 2007. – С. 145.
3 Философский энциклопедический словарь. - М., 2007. – С. 109.
4 Философский энциклопедический словарь. – М., 2007. – С. 346.
5 Философский энциклопедический словарь. – М., 2007. – С. 45.
6 Философский энциклопедический словарь. – М., 2007. – С. 498.
7 Философский энциклопедический словарь. – М., 2007. – С. 479.
8 Философский энциклопедический словарь. – М., 2007. – С. 259.
9 Хрусталев Ю.М. Философия. – М., 2005. – С. 284.
10 Бабайцев А.Ю. Гносеология // Новейший философский словарь. – Мн., 2003. – С. 251.
1 Хомич Е.В. Субъект и объект // Новейший философский словарь. – Мн., 2003. – С. 1001.
2 Философский энциклопедический словарь. – М., 2007. – С. 166.
3 Большой психологический словарь / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – СПб, 2003. - С. 298.
4 Можейко М.А., Щекин Н.С. Вера // Новейший философский словарь. – Мн., 2003. – С. 160.
5 Хрусталев Ю.М. Философия. – М., 2005. – С. 284-285.
1 Философский энциклопедический словарь. – М., 2007. – С. 349-350.
2 Философский энциклопедический словарь. – М., 2007. – С. 350.
3 Большой психологический словарь / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – СПб., 2003. - С. 176.
4 Абушенко В.Л. Знание // Новейший философский словарь. – Мн., 2003. – С. 394.
5 Философский энциклопедический словарь. – М., 2007. – С. 64.
6 Философский энциклопедический словарь. – М., 2007. – С. 166.
7 Философский энциклопедический словарь. – М., 2007. - С. 280.
8 Философский энциклопедический словарь. – М., 2007. – С. 354.
1 Философский энциклопедический словарь. – М., 2007. – С. 314.
2 Майборода Д.В. Интерсубъективность // Новейший философский словарь. – Мн., 2003. – С. 429.
3 Философский энциклопедический словарь. – М., 2007. – С. 394.
4 Философский энциклопедический словарь. – М., 2007. – С. 166.
5 Философский энциклопедический словарь. – М., 2007. – С. 23.
6 Философский энциклопедический словарь. – М., 2007. – С. 26.
7 Философский энциклопедический словарь. – М., 2007. – С. 27.
8 Философский энциклопедический словарь. – М., 2007. – С. 26.
9 Философский энциклопедический словарь. – М., 2007. – С. 166.
10 Философский энциклопедический словарь. – М., 2007.– С. 420.
11 Философский энциклопедический словарь. – М., 2007. – С. 362.
12 Философский энциклопедический словарь. – М., 2007. – С. 469.
1 Хрусталев Ю.М., Царегородцев Г.И. Философия науки и медицины: учебник для аспирантов и соискателей кандидатской степени в области медицины и фармацеи, а также их научных руководителей. – М., 2007. – С. 221.
2 Хрусталев Ю.М., Царегородцев Г.И. Философия науки и медицины: учебник… – М., 2007. – С. 222.
3 Хрусталев Ю.М., Царегородцев Г.И. Философия науки и медицины: учебник… – М., 2007. – С. 223.
4 Хрусталев Ю.М., Царегородцев Г.И. Философия науки и медицины: учебник… – М., 2007. – С. 224.
5 Хрусталев Ю.М. Философия. – М., 2005. – С. 428.
1 Абушенко В.Л. Знание // Новейший философский словарь. – Мн., 2003. – С. 392.
2 Семенков О.И. Информация // Новейший философский словарь. – Мн., 2003. - С. 431.
3 Хрусталев Ю.М. Философия. – М., 2005. – С. 285.
4 Хрусталев Ю.М. Философия. – М., 2005. – С. 286.
5 Хрусталев Ю.М. Философия. – М., 2005. – С. 287.
6 Хрусталев Ю.М. Философия. – М., 2005. – С. 286.
7 Хрусталев Ю.М. Философия. – М., 2005. – С. 287.
8 Хрусталев Ю.М. Философия. – М., 2005. – С. 289.
9 Философский энциклопедический словарь. – М., 2007. – С. 287-288.
10 Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник. – 4-е издание. – М., 2008. - С. 74-75.
1 Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник. – 4-е издание. – М., 2008. - С. 395-396.
2 Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник. – 4-е издание. – М., 2008. - С. 397.
3 Философский энциклопедический словарь. – М., 2007. – С. 107.
4 Философский энциклопедический словарь. – М., 2007. – С. 386.
5 Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник. – 4-е издание. – М., 2008. - С. 317.
6 Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник. – 4-е издание. – М., 2008. - С. 321.
7 Философский энциклопедический словарь. – М., 2007. – С. 459.
8 Философский энциклопедический словарь. – М., 2007. – С. 350.
9 Хомич Е.В. Познание // Новейший философский словарь. – Мн., 2003. – С. 766.
10 Философский энциклопедический словарь. – М., 2007. – С. 514.
11 Философский энциклопедический словарь. – М., 2007. – С. 42.
12 Философский энциклопедический словарь. – М., 2007. – С. 327.
1 Философский энциклопедический словарь. – М., 2007. – С. 514.
2 Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник. – 4-е издание. – М., 2008. - С. 267.
3 Философский энциклопедический словарь. – М., 2007. – С. 320.
4 Философский энциклопедический словарь. – М., 2007. – С. 385.
5 Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник. – 4-е издание. – М., 2008. - С. 276.
6 Философский энциклопедический словарь. – М., 2007. – С. 442.
7 Философский энциклопедический словарь. – М., 2007. – С. 467.
8 Философский энциклопедический словарь. – М., 2007. – С. 383.
9 Философский энциклопедический словарь. – М., 2007. – С. 185.
10 Хрусталев Ю.М. Философия. – М., 2005. – С. 134.
11 Хрусталев Ю.М. Философия. – М., 2005. – С. 162.
12 Хрусталев Ю.М. Философия. – М., 2005. – С. 173.
13 Хрусталев Ю.М. Философия. – М., 2005. – С. 162.
14 Хрусталев Ю.М. Философия. – М., 2005. – С. 135.
1 Хрусталев Ю.М. Философия. – М., 2005. – С. 172.
2 Хрусталев Ю.М. Философия. – М., 2005. – С. 184.
3 Хрусталев Ю.М. Философия. – М., 2005. – С. 185.
i Хрусталев Ю.М. Философия. – М., 2005. – С. 235-236.
ii Хрусталев Ю.М. Философия. – М., 2005. – С. 236.
iii Майборода Д.В. Бытие // Новейший философский словарь. - Мн., 2003. – С. 139.
iv Философский энциклопедический словарь. – М., 2007. – С. 304-305.
v Философский энциклопедический словарь. - М., 2007. – С. 389.
vi Философский энциклопедический словарь. - М., 2007. – С. 440.
vii Философский энциклопедический словарь. - М., 2007. – С. 364.
viii Барковская А.В. Материя // Новейший философский словарь. – Мн., 2003. – С. 606.
ix Философский энциклопедический словарь. - М., 2007. – С. 77.
x Философский энциклопедический словарь. - М., 2007. – С. 369.
xi Философский энциклопедический словарь. – М., 2007. – С. 444.
xii Грицанов А.А. Сущность и явление // Новейший философский словарь. - Мн., 2003. – С. 1008.
xiii Тузова Т.М. Экзистенция // Новейший философский словарь. - Мн., 2003. – С. 1214.
xiv Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. - 3-е изд. - М., 2003. - С. 422.
xv Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. - 3-е изд. - М., 2003. - С. 489.
xvi Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. - 3-е изд. - М., 2003. - С. 360.
xvii Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. - 3-е изд. – М., 2003. - С. 407
. Вопрос 30. Проблема человека в современной философской антропологии
″Философская антропология – 1) … дисциплина, занимающаяся проблематикой человека. [Она] конституируется на протяжении последней четверти 20 в. … по принципу спецификации собственного объекта и … его рассмотрения (человек в … рефлексии; учение о человеке, его сущности и природе) в ряду: учение о природе, учение о социуме, учение о сознании … и т.д. 2) совокупность … концепций, возникших в … философии в результате …антропологического поворота (предметом рефлексии начало выступать … разъяснение и раскрытие смысла человеческого бытия), впервые ярко артикулированного Фейербахом … в «антропологическом принципе». … Антропологический принцип провозглашает человека исходным пунктом и конечной целью философии…. [Но ещё для] Канта … человек сам по себе последняя цель. Во второй половине 20 в. указанный принцип был дополнен «антропным принципом» современной космологии, устанавливающим зависимость существования человека от физических параметров Вселенной (истоки – в концепциях космизма – Циолковский, Чижевский, Вернадский, Теяйр де Шарден)…. 3) В более строгом смысле слова философская антропология – направление в немецкоязычной философии…. Исходная установка философской антропологии задается тезисом о том, что любое вопрошание в философии является всегда вопросом о том, что есть человек, а любое философствование есть исследование структур человеческого опыта…. Человеческое понимаемо только исходя
из него самого….″ ″Основные идеи и методологические установки восходят к работам М. Шелера, Г. Плеснера…. Это течение вовлекает в сферу исследования все слои душевно-духовной жизни человека (эмоции, инстинкты, влечения), занимаются поисками антропологических оснований человеческой жизнедеятельности, культуры, … социальных институтов.″
″Современная философская ситуация характеризуется … кризисом традиционной проблемы человека, который обусловлен, с одной стороны, признанием невозможности создания целостной модели человека, способной синтезировать основные философские и научные достижения. Показательно, что разочарование в конструктивных возможностях философии осуществляется на фоне … бурного развития … прикладных наук о человеке (психологии, социологии, культурологии, этнографии, лингвистики и др.). С другой стороны, одним из лозунгов философии постмодерна, стала идея ″смерти субъекта″, растворения человека в витальных, технических, семантических и других процессах.″
″Кризис общества, с точки зрения большинства представителей философской антропологии, есть проявление и результат кризиса личности, который … вытекает из того, что философия следует … традиции сводить человека к точке-субъекту, к сознанию (мышлению) и противопоставлять его объекту, миру. Корни же проблематичности, нестабильности, раздвоенности человеческого бытия заключены в почти абсолютном игнорировании биологической, витальной подосновы…, того, что он животное, хотя и специфическое. … Человек изначально вписан в мир, но в силу своей природной недостаточности не может быть объяснен из природы, центрирован в ней. Он трансцендирован вовне, вынужден искать центр вне себя; будучи лишенным основания, он вынужден постоянно преодолевать ″ничто″. Животное тождественно самому себе и своей среде, потому оно ″не обладает телом″ и ″центрично″ (слито со средой), тогда как человек, дистанцируя себя по отношению к самому себе (своей телесности) и к своей среде (миру) … (Плеснер).… Основная проблема философской антропологии … - удержание субъекта в мире. … В силу того, что человек, будучи ″недостаточным″, усугубляет свою ситуацию тем, что живет в мире, постоянно провоцирующим различные ″разрывы″, бытие человека всегда проблематично, требует постоянного усилия для снятия своей ″неопределенности″. … Акцент на том или ином ″знании″, необходимом для ″удержания″ человека в мире, и особенности видения его механизмов предопределили различия четырех основных видов … философской антропологии: антропобиологический, социологический, культурологический и теологический.″
[Антропологический:] ″Ф.А. Плеснер … сформулировал идею … занятия человеком позиции в социуме согласно мере дистанцирования от природной реальности (эксцентрическая позициональность)…. [Социологический:] Гелен … пошел по пути … социологизирования этой идеи через акцентирование преодоления ″нестабильности″ человеческого бытия…. Х. Фрайер, заостривший внимание на антропологических измерениях современного человека, привнесенных (спровоцированных) индустриальным обществом…. [Культурологический:] в работах Ротхакера, М. Ландмана. Место социальных институтов … у них занимает план ″выражения″, т.е. ″ведение себя″ человеком. Мир понимается здесь как самоистолкование человека, дифференцируемое в зависимости от занимаемых позиций. [Теологический:] эта линия представлена … именами Хенгстенберга и Ф. Хаммера. Признавая объективность человека, … центрируется вокруг тезиса любви к Богу как высшем проявлении этой объективности (незаинтересованности) любви…, … развивает … тезис о теле, как ″метафизическом слове духа″ и конституировании истории через слово….″
- Вопрос 1. Предмет философии. Специфика философского знания
- Вопрос2: Основные проблемы философии
- Вопрос 3. Онтология, гносеология, аксиология, праксиология. Философская антропология.
- Вопрос 4. Философия как мировоззрение и методология
- Вопрос 6. Модели бытия
- Вопрос 6. Идея развития в философии
- Вопрос 7: Детерминизм и индетерминизм. Принцип системности
- Вопрос 8. Метафизика. Философский метод
- Вопрос 8: Философские методы познания
- Вопрос 9. Основные течения философской мысли
- Вопрос 10. Философия и культура. Картины мира
- Вопрос 11. Проблема сознания в философии
- Вопрос 11. Психика, мышление, сознание. Субъективная реальность
- Вопрос 12. Измененные состояния сознания и бессознательное
- Вопрос 13. Сознание и мозг. Психофизическая проблема
- Вопрос 19. Гносеология. Базовые категории – субъект, объект, знание, вера
- Вопрос 20. Историческая природа познания. Знание и незнание
- Вопрос 23. Рациональное и иррациональное в познании
- Вопрос 24. Рост научного знания. Типы рациональности
- Вопрос 26. Аксиология. Ценности и смысл.
- Вопрос 29. Смысл человеческого бытия. Свобода и ответственность
- Вопрос31: Социальная философия. Структура общества
- Вопрос32: Основные характеристики человеческого существования: неповторимость, творчество, свобода
- Вопрос 33. Сущность и существование человека
- Вопрос 34. Человек и общество: проблемы социальной философии
- Вопрос 35. Человек и природа. Экологическая проблема
- Вопрос 15. Природа и сущность человека