25 Конформность как социально-психологический феномен.
Конформность - это зависимость человека от группы, ее влияние на принимаемые им решения. Такая зависимость имеет разные степени выраженности - от полного подчинения индивида группе до личностной автономии. Конформизм может проявляться не только в рамках конкретной группы, но и в рамках общества, когда его давление достигает столь высокой степени, что люди боятся проявить свою индивидуальность и меняют свой образ мыслей.
Этот феномен впервые был обнаружен Шарифом в 30х годах XX века (Направление движение точки). Саламон Аш в 50ые специально изучал этот феномен с использованием подсадной группы. Феномен К исследовал так же Крачфилд.
Теории объяснения конформности:
1) Мотив быть как все – реакция самозащиты в непринципиальных случаях.
2) В ситуациях неопределенности. Если человек не уверен в своем ответе он принимает т.з. большинства.
3) Конформные реакции иногда сплачивают социальные группы
Проявления конформности в группе может зависеть от:
1) характеристики самого индивида, который подвергается групповому давлению: пол, возраст, национальность, интеллект, тревожность, внушаемость и т. д.
2) Во-вторых, это характеристики группы, которая СО является источником давления: величина группы, степень единодушия, наличие членов группы, которые отклоняются от общего мнения. 3) особенности взаимосвязи индивида и группы (статус, степень приверженности к группе, уровень ее референтности.
4) содержание задачи, стоящей перед индивидом и группой, не может не сказаться на уровне его конформности. Чем больше человек заинтересован в выполнении общей задачи, тем в большей степени он будет подвержен групповому давлению.
Крачфилд в своем исследовании определял, как конформность соотноситься с личностными характеристиками используя 16 опросник Кетелла:
1) Интеллектуальный фактор: низкий IQ, стереотипность мышления, регидность и несамостоятельность, бедность идей связана с высокой конформностью.
2) Эмоциональный фактор: высокая тревожность, эмоциональная скованность, низкое самообладание, подозрительность связаны с высокой конформностью.
3) Волевой фактор: слабая воля, плохая саморегуляция, слабохарактерность связаны с высокой конформностью.
4) Фактор самосознания: заниженная самооценка, неуверенность в себе, связаны с связаны с высокой конформностью.
5) Поведенческий фактор: социальная пассивность, повышенная озабоченность мнением других людей о себе, догматизм, морализаторство, узкий кругозор связаны с высокой конформностью.
По незначительным, непринципиальным поводам любой человек периодически проявляет К реакции.
Слабое влияние группового давления определяется как нонконформизм. Нонконформизм не имеет ничего общего с негативизмом (конформизмом наоборот), поскольку негативизм проявляется в стремлении человека обязательно поступить вопреки правилам, и в этом смысле он зависит от групповых норм. Нонконформист имеет свой независимый взгляд на явления окружающего мира и доверяет своему мнению. При этом он относится с уважением и к мнениям других людей, но поступать будет в соответствии со своими представлениями о действительности.
Причины :
желание быть как все
ситуация неопределенности
когда конфортное поведение способствует сплоченности группы.
Характеристики группы влияющие на проявление конфорных реакций :
размер группы. Чем больше группа тем меньше давление.
Высокая сплоченность группы.
Референтность группы для ее участников (авторитетность, значимость).
Вероятность применения групповых санкций (наказание).
Характеристики ситуации.
тип решаемой проблемы или задачи.
Соревнование с другими группами.
Время решения проблемы или задач.
Характер совместной деятельности.
- 1. Современная социальная психология: предмет и объект исследования, связь с другими науками.
- 2. Методологические принципы социальной психологии
- 3. История формирования социально-психологических идей в рамках философских и социологических учений.
- 4. Социальные и теоретические предпосылки выделения социальной психологии в самостоятельную дисциплину.
- 5. Первые социально-психологические теории: «психология народов», «психология масс».
- 7. Отличие научной социальной психологии от житейской.
- 8. Основные этапы становления и развития социальной психологии.
- Социальный эмпиризм (7в.Д.Н.Э.-19в.Н.Э.)
- Социальная философия (Сер. 19го века – 20е 20го века)
- 3. Социальный анализ ( начиная с 20х годов…)
- 9. Практические приложения социальной психологии.
- 10. Классификация методов социально-психологических исследований.
- 11. Наблюдение и визуальная психодиагностика.
- 12. Опросные методы, их возможности и ограничения.
- 13.Тестирование и эксперимент в социальной психологии.
- 14. Активные методы социально-психологической диагностики и обучения.
- 15. Гол и метод экспертных оценок.
- 16. Психология группы: определение социальной группы; классификация группы.
- 17. Структурные и динамические характеристики малой группы.
- 18. Социально-психологические феномены (характеристики) малой группы.
- 19. Социометрическая теория Морено и социометрические метод исследования.
- 20. Психологическая совместимость и срабатываемость.
- 21. Теория поля к. Левина.
- 22. Типы лидеров. Комплементарная функция лидера.
- 23. Проблемы личности и группы. Взаимодействия личности и группы (по а.В. Петровскому).
- 24. Разновидности референтных (эталонных) групп.
- 25 Конформность как социально-психологический феномен.
- 26. Закономерности принятия групповых решений. Влияние большинства и меньшинства в группе. Феномен «сдвига риска».
- 27. Проблемы личности в социальной психологии. Определение личности. Структура личности.
- 28. Проблема образа «я» в социальной психологии.
- 29. Социальная идентичность личности.
- 30.Нарицательные характеристики личности и поведения.
- 31. Социализация: этапы, институты, механизмы, эффекты.
- 32. Половая социализация.
- 33. Критерий зрелой личности. Самоактуализирующаяся личность (по а.Маслоу)
- 34. Диспозиционная концепция личности в.А. Ядова.
- 35. Авторитарность и агрессивное поведение. Теории агрессии.
- 36. Теория когнитивного диссонанса л.Фестингера.
- 37. Особенности детской и молодёжной субкультуры.
- 38. Ролевая теория личности
- 40. Социальная установка. Парадокс Лапьера.
- 41. Социальные стереотипы и предрассудки.
- 43. Общения как коммуникация. Психологические барьеры общения. Средства общения.
- 44. Общение как социальная перцепция. Закономерности первого впечатления. Эффекты межличностного восприятия.
- 45.Общение как понимание людей друг друга и аттракция.
- 46. Коммуникативная компетентность и её развитие.
- 47.Тренинг сенситивности и делового общения. Профессиональный отбор тренеров.
- 48.Общение как интеракция.
- 49. Соотношение категорий «общение» и «деятельность».
- 50. Феномен каузальной атрибуции и его проявление в общении.
- 51. Массовидные явления психики.
- 52.Механизмы влияния: заражение, внушении, убеждение.
- 54.Ролевые конфликты.
- 55. Адаптация к новой культурной среде и пути её оптимизации.
- 56. Межгрупповые отношения и социальная справедливость.