Вопрос 15. Природа и сущность человека
″Природа - … что, что существует для всякого сущего с самого его возникновения. … С точки зрения своего происхождения и существования человек сам является частью природы. … Сферой, противоположной природе, является дух во всех формах его проявления, в частности, в форме культуры (или цивилизации). В человеке обе сферы граничат друг с другом. Именно это единство природы и духа в человеке и составляет его человеческую сущность…. Природа и дух полярно противоположны и одновременно связаны друг с другом.″
″Человек – высшая ступень живых организмов на Земле. Телесно человек принадлежит к млекопитающим, а именно к гоминидам (т.е. человекоподобным существам), ближайшим соседям понгид (человекообразных: гориллы, шимпанзе)….″ ″Более высокий уровень развития человека по сравнению с животными проявляется в прямой походке, в совершенстве руки как хватательного и производящего орудия, а особенно в увеличении объема мозга и его поверхности. … Что касается души, то в этом плане человек отличается не столько сознанием вообще, сколько сознанием самого себя, своей историчности, своей приближающейся смерти. В то время как поведение животного связано с окружающим миром и направляется инстинктами, поведение человека, напротив, не определяется средой и является свободным. Эта независимость от окружающего мира дает возможность специализировать органы чувств и расширять их функции, создает условия для появления самостоятельного мышления, чувствования, волеизъявления и возникновения совершенно нового явления – памяти и фантазии; на место окружающей среды приходит мир. Но все это грозит человеку имеющей далекие последствия опасностью противоестественной жизни, вызываемой оттеснением инстинктов. Вследствие того, что душа … противостоит телу, возникает вопрос об отношении души и тела. Над областью сознания и души возвышается индивидуальный дух, который устанавливает связь человека уже не только с материальным миром, окружающим его, но и с общим идейным содержанием (идеями) вещей, в связи с чем человек … удаляется от природы. Благодаря своей … телесно-душевно-духовной организации только человек является личностью, способной к целенаправленным … действиям, к творческим (состоящим в придании формы внешнему материалу) достижениям, среди которых …- создание человеческих форм общения…. Именно … воспитание и самопознание человек все больше ставит на службу своего самоформирования.
Зависимость человека от природы, с одной стороны, его духовно-культурное возвышение над природой – с другой, привела к различным с философской точки зрения толкованиям сущности человека…. Античность и особенно христианство видели сущность человека в его разуме, или познавательной способности, в его способности к формированию политической общности. Христианское средневековье видело в нем, с одной стороны, подобие Бога, а с другой – творение земных демонических сил. В 18 веке в человеке различали чувственное явление и сверхчувственную разумную сущность. Последнее из названных понятий стало … исходным пунктом для идеала гуманизма, который учил, что все люди обладают идеальной физически-душевно-духовной способностью к совершенствованию. Сегодня сущность человека видят в том, что он отличает ценностное от целесообразного, полезного, приятного. Способность оценивать находится в связи со способностью схватывать существо дела с помощью понятий и делать его наглядным средствами искусства, так же как и способность наделения смыслом личностей, предметов, явлений. Вокруг существенного и значительного возникает микрокосмос индивида.″
″Личность, персона. Уже на закате античности так называют индивида, поскольку он не является лишь природным организмом, а проявляется в своем человеческом качестве. … В процессе исторического развития, в особенности с начала нового времени, многие интерпретации личности выступают в философском обличье, и почти все они так или иначе сводятся к декартовскому дуализму тела и души и значит, к религиозному (христианскому) его источнику – будь то дуализм между Я и не-Я (Фихте), дуализм природы и духа (Гегель), воли и представления (Шопенгауэр), жизни и духа (романтизм, в последнее время - Клагес), сознательного и бессознательного (романтизм, Э. Гартман, психоанализ) или наличного бытия и существования (Кьёркегор, … экзистенциализм).
Личность … представляет собой содержание, центр и единство актов, интенционально направленных на другие личности. Подобно тому, как каждому субъекту принадлежит объект, так и каждой личности принадлежит … «вторая личность»: всякому «я» принадлежит «ты». … С 18 в. (особенно начиная с Канта и Гердера) личность начинают отличать от индивидуальности.″ ″Индивидуальность – 1) своеобразие, совокупность качеств и отличительных свойств, выражающих сущность … отдельного индивида…. 2) В отличие от личности специфическое, неповторимое в индивиде. Индивидуальность как таковая имеет идеальный ценностный характер, т.е. индивидуальная ценность независима от реальной личности. Этическая ценность личности состоит в сохранении верности самому себе, в подлинности и положительности её сущности.″
- Вопрос 1. Предмет философии. Специфика философского знания
- Вопрос2: Основные проблемы философии
- Вопрос 3. Онтология, гносеология, аксиология, праксиология. Философская антропология.
- Вопрос 4. Философия как мировоззрение и методология
- Вопрос 6. Модели бытия
- Вопрос 6. Идея развития в философии
- Вопрос 7: Детерминизм и индетерминизм. Принцип системности
- Вопрос 8. Метафизика. Философский метод
- Вопрос 8: Философские методы познания
- Вопрос 9. Основные течения философской мысли
- Вопрос 10. Философия и культура. Картины мира
- Вопрос 11. Проблема сознания в философии
- Вопрос 11. Психика, мышление, сознание. Субъективная реальность
- Вопрос 12. Измененные состояния сознания и бессознательное
- Вопрос 13. Сознание и мозг. Психофизическая проблема
- Вопрос 19. Гносеология. Базовые категории – субъект, объект, знание, вера
- Вопрос 20. Историческая природа познания. Знание и незнание
- Вопрос 23. Рациональное и иррациональное в познании
- Вопрос 24. Рост научного знания. Типы рациональности
- Вопрос 26. Аксиология. Ценности и смысл.
- Вопрос 29. Смысл человеческого бытия. Свобода и ответственность
- Вопрос31: Социальная философия. Структура общества
- Вопрос32: Основные характеристики человеческого существования: неповторимость, творчество, свобода
- Вопрос 33. Сущность и существование человека
- Вопрос 34. Человек и общество: проблемы социальной философии
- Вопрос 35. Человек и природа. Экологическая проблема
- Вопрос 15. Природа и сущность человека