4. Анкета как инструмент социологического исследования
Важным моментом подготовки исследования и сбора информации является разработка инструментария: анкет, бланков-интервью, учетных карточек, дневниковых наблюдений и т.п. Поскольку анкетирование является наиболее распространенным методом сбора социологической информации, остановимся на нем подробнее. Что представляет собой анкета и каковы требования к ней?
Социологическая анкета - это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественных и качественных характеристик объекта исследования. Составление анкеты - дело сложное, трудоемкое, требующее наличия определенных профессиональных навыков. Только при соблюдении определенных требований при ее составлении возможно получить объективные количественно-качественные характеристики объекта исследования.
Все вопросы в анкете следует четко формулировать, чтобы они были понятны респондентам, включая и используемые термины.
Вопросы не должны:
- превышать возможности памяти и компетенции
опрашиваемых;
- вызывать отрицательных эмоций и задевать самолюбие
респондентов;
- навязывать мнение социолога;
- быть перегружены вариантами ответов.
Если анкета включает значительное количество вопросов, то они группируются по тематическим блокам. Можно охарактеризовать несколько групп вопросов.
1. Вопросы по содержанию: а)о фактах сознания(направленные на выявление мнений, пожеланий, суждений, планов); б)о фактах поведения(направленные на выявление поступков, результатов деятельности, поведения); в) оличности респондента(или так называемая "паспортичка", дающая характеристику личности респондента).
2. Вопросы, различающие по форме: а) вопросы закрытые (к ним дается перечень вариантов ответов); б) открытые (варианты ответов не прилагаются, респондент сам должен сформулировать ответ и вписать его); в) полуоткрытые (в данном случае сочетается возможность выбора предложенных вариантов ответа с возможностью также сформулировать и вписать ответ). Последнее используется исследователем тогда, когда он не уверен в полноте известных ему вариантов ответов.
Закрытые вопросы могут быть также альтернативными и неальтернативными.
Альтернативные закрытые вопросы предполагают возможность выбора респондентом только одного варианта ответа. Например: да, участвую; нет, не участвую.
Неальтернативные закрытые вопросы предполагают выбор одного или нескольких вариантов ответов. Например: "Из каких источников Вы получаете политическую информацию - телевидение, радио, газеты, коллеги по работе, друзья?"
Имеют место вопросы прямые и косвенные. Прямые вопросы - это такие, которые требуют критического отношения к себе, к окружающим.
Косвенные вопросы - в которых преодолевается необходимость критического отношения к себе или близким людям. Пример прямого вопроса: "Что мешает Вам хорошо учиться?" Пример косвенного вопроса: "Когда я слышу упрек в адрес студента, что он плохо учится, я думаю, что..."
Вопросы различаются такие по своим функциям: это - основные и неосновные вопросы. Основные вопросы направлены на сбор информации о содержании исследуемого явления. Неосновные вопросы направлены на поиск адресата основных вопросов. К неосновным относятся вопросы-фильтры и контрольные вопросы.
Вопросы-фильтры используются, когда нужно получить данные, характеризующие не всю совокупность опрашиваемых, а только ее часть. Контрольные вопросы используются для проверки искренности ответов.
При проведении анкетирования определенное значение имеет и композиционное построение анкеты.
В первой части анкеты содержится обращение к респонденту, где ясно излагаются цели и задачи исследования, объясняется порядок заполнения анкеты. Если анкетирование анонимное, то об этом сообщается респонденту. Вторая часть анкеты содержит вопросы. Причем в начале располагаются более простые вопросы, затем более сложные и в конце опять легкие вопросы. Это обеспечивает лучшую восприимчивость.
В конце анкеты, как правило, имеется "паспортичка" и благодарность респонденту за его труд по заполнению анкеты.
Кроме названных элементов социологического инструментария, необходимы другие методические и вспомогательные материалы: инструкции анкетеру, рекомендации по обработке и выбраковке анкет, кодификаторы и т.д.
В социологическом исследовании используются понятия: индикатор и шкала измерения. Индикаторами называются все факты (показатели), которые используются для социологического измерения. Эти показатели могут быть объективными (например, уровень образования) и субъективными (степень удовлетворенности работой и т.д.) Последовательность расположения их образует шкалу измерения. Шкалы могут быть номинальные (в качестве показателей выступают объективные признаки и характеристики: пол, возраст, образование и т.д.) и ранговые, где показатели перечисляются в порядке значимости.
После завершения социологического опроса проводится прежде всего проверка анкет и бланков-интервью на точность и полноту заполнения. Если они заполнены неправильно или не заполнены на 30 %, то такие анкеты (бланки) выбраковываются и не подлежат обработке.
Небольшое количество анкет (до 300 экземпляров) можно обрабатывать вручную, большое - на персональных компьютерах. В последнем случае проводятся такие дополнительные операции, как кодировка информации, подбор программы обсчета и др.
После получения результатов математического обсчета исследователь может приступить к анализу социологических данных и их интерпретации. Глубина анализа, научность, объективность и полнота интерпретации зависят от компетентности исследователя, уровня его специальной подготовки, умения применять знания к анализу социальной реальности.
На заключительном этапе исследования его результаты оформляются документально: в виде отчета, приложения к нему и аналитической справки.
Отчет должен включать обоснование актуальности исследования и его характеристику (цели, задачи, выборочную совокупность и т.д.); анализ эмпирического материала; теоретические выводы и практические рекомендации. Приложение к отчету включает методические и вспомогательные документы.
Выводы
1.Процесс социологического исследования в общем виде есть не что иное, как применение субъектом определенных средств для получения нового знания об объекте и практического овладения им.
2.Разработка хорошей программы требует не менее половины интеллектуальных затрат всего исследования.
3.По мере составления программы решаются проблемы выбора объекта, разрабатываются конкретные методики сбора, обработки и анализа данных, проблема надежности эмпирической информации, проблема научной интерпретации данных.
4.Плохо обоснованное, плохо подготовленное социологическое исследование приводит к ничтожным теоретическим выводам, к малоэффективным практическим рекомендациям и нередко совершенно не оправдывает тех, часто значительных материальных ресурсов, которые были затрачены на проведение данного исследования.
5. Социологическое исследование является лишь одним из инструментов познания социальных процессов и явлений, его результаты при всей значимости нельзя абсолютизировать. И вместе с тем это важное и в определенном плане незаменимое средство получения объективной информации, которое наряду с другими методами расширяет наши возможности познания общества, повышает эффективность практической деятельность.
- Социология
- Содержание
- Предисловие
- Тема 1. Социология как наука
- 1. Объект и предмет социологии.
- 2. Внутреннее многообразие социологии.
- 3. Социология и жизнь общества. Функции социологии.
- I. Объект и предмет социологии
- 2. Внутреннее многообразие социологии
- 3. Социология и жизнь общества. Функции социологии
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 2. История возникновения и развития социологии
- 2. Западноевропейская социологическая традиция
- 3. Развитие социологической науки в хх в. Многообразие теоретико-методологических направлений в современной социологии
- 4. Социология в России
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 3. Методология и методика конкретно-социологических исследований
- Конкретные социологические исследования как составная часть процесса социологического познания
- 2. Программа социологического исследования
- 3. Методы социологического исследования
- 4. Анкета как инструмент социологического исследования
- Контрольные вопросы
- Список литература
- Тема 4. Базисные элементы социальной жизни
- 3. Социальные общности и социальные группы
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 5. Общество как социальная система
- 1. Социологические подходы к обществу как объекту познания
- 2. Механизм функционирования общества
- 3. Типы современных обществ. Характерные особенности информационного общества
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 6. Социальная структура общества
- Классовая и стратификационная парадигмы социальной структуры
- Социальная стратификация и социальная мобильность
- Изменения в социальной структуре современного российского общества
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 7. Социология межэтнических отношений
- 1. Этнонация: концепции сущности
- 2. Межэтнические отношения
- 3. Межэтнические конфликты и их типы
- 4. Особенности этнической ситуации в современной России
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 8.Личность и общеcтво
- 1. Понятие личности в социологии. Социологические
- 2. Макро - и микросоциологические концепции личности
- 3. Взаимодействие личности и общества
- 4. Социальная среда и социализация личности
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 9. Культура и общество
- Культура в системе социологического знания. Сущность, структура, функции, принципы культуры
- 2. Типы культуры и характер их взаимодействия. Ведущие тенденции развития культуры в современный период
- 3.Культура России: традиции и современность
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 10. Девиантное поведение
- 1. Девиации и нормы.
- 2. Причины и формы отклонений в поведении.
- 3. Основные тенденции мировой и российской преступности.
- 1. Девиации и нормы
- 2. Причины и формы отклонений в поведении
- 3. Основные тенденции мировой и российской преступности
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 11. Социально - демографические процессы в обществе
- 1.Демографические основы общественной жизни
- Возрастная пирамида населения России, 1994г. (на 1 января 1994 года) возраст (количество лет)
- 2.Основные социально-демографические формы движения населения
- 3. Социально-демографическая ситуация в Российской Федерации
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 12. Семья как социальный институт
- Предмет и основные теоретические направления изучения социологии семьи
- 2. Функции семьи
- 3.Типология семейных структур и жизненный цикл семьи
- 4.Основные направления изменения семьи
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 13. Социология молодежи
- 1. Предметная область социологии молодежи.
- 2. Молодежь как социально - демографическая группа.
- 3. Социальные аспекты государственной молодежной
- 1. Предметная область социологии молодежи
- 2. Молодежь как социально-демографическая группа
- 3. Социальные аспекты государственной молодежной политики (гмп)
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 14. Управление процессом развития социальных отношений
- 1. Социальное управление как система.
- Государственное регулирование как форма управления социальными отношениями
- Основные характеристики этапных моделей государственного развития социальных отношений
- Институт посредничества в регулировании социально-экономических отношений
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Краткий словарь основных понятий к темам курса
- Тема 1. Социология как наука
- Тема 2. История возникновение и развитИя социологии
- Тема 3. Методология и методика конкретно-социологических исследований
- Тема 4. Базисные элементы социальной жизни
- Тема 5. Общество как социальная система
- Тема 6. Социальная структура общества.
- Тема 7. Социология межэтнических отношений
- Тема 8. Личность и общество
- Тема 9. Культура и общество
- Тема 10. Девиантное поведение
- Тема 11. Социально-демографические процессы в обществе
- Тема 12. Семья как социальный институт
- Тема 13. Социология молодёжи
- Тема 14. Управление процессом развития социальных отношений
- Персоналии