Вопрос32: Основные характеристики человеческого существования: неповторимость, творчество, свобода
″Благодаря своей единственной в некотором роде телесно-душевно-духовной организации только человек является личностью, способной к целенаправленным, планомерным действиям, к творческим (состоящим в придании формы внешнему материалу) достижениям, среди которых на первом месте стоит создание человеческих форм общения; на этой основе развивается речь и письмо, способность создавать технические конструкции, сбор и понятийная обработка наблюдений и знаний, а также все более увеличивающееся разделение труда и совместный труд, возрастающая сила идейного воспитания и моральной ответственности, расширяющееся познание природы и господства над природой. Именно идейное воспитание и самопознание человек все больше ставит на службу своего самоформирования.″ ″Внутреннее … устройство человеческого существа, его специфицирующая характеристика как экзистенции состоит в том, что оно есть нехватка, неполное, незавершенное существование, понимающее и истолковывающее мир и себя самого. Поскольку человек есть бытие, в котором имеется вопрос о самом бытии (Хайдеггер, Сартр), экзистенция – постоянный выбор человеком своих возможностей, своего будущего, постоянное доопределение человеком себя в акте своего радикального решения о мире и о своем собственном способе быть в нём.″
″Каждый человек … творит свою собственную самость, свое особое ментальное лицо, не похожее ни на какое другое. … Атрибутными (необъемлемыми) свойствами обладает каждый человек, без них он просто не сможет стать личностью. Это … разум, воля, совесть, творческо-созидательная деятельность, ответственность, свобода.″ ″Индивид воспринимается … как единичный представитель рода человеческого…, индивидуальность … указывает на … уникальные … свойства и качества отдельного человека. … Личность как индивидуальный представитель социальных интересов и потребностей в общественных связях и отношениях предстает как уникальная человеческая единица.″
″Творчество – деятельность, производящая что-то качественно новое и уникальное, которые таковым признается социумом, использующим определенные критерии оценки творческого начала…″
″Способность к творчеству (креативность) не находится в сильной корреляции с интеллектуальными способностями, … принципиальное отличие интеллектуальной и творческой деятельности, по-видимому, заключается в направленности на решение разных типов задач: понимание смысла и порождение нового смысла. … «Человек понимающий» должен постоянно следовать за … носителем … связей и понятий, например, вслед за учителем, за книгой и т.д. Он должен также иметь точные рецепты для своих пошаговых мыслительных действий. «Человек творящий» … обладает способностью к порождению понятий, которые ничем внешне не обусловлены, способностью делать неожиданные для большинства людей выводы, которые … рассматриваются как … разрывы в … стандартной логике рассуждений. … Эффективность творческого процесса…, возможно, связана с комбинацией нескольких факторов (способностей):
1. Способности к быстрому и, главное, постоянно идущему перебору множества вариантов связей между уже существующими понятиями (узлами сети). … В связи с этим выход из проблемы перебора связан с наличием способностей, определяющих возможность формирования процедур … не полного, выборочного перебора. Важное значение в этом плане имеет несколько типов следующих способностей.
2. Способность к формированию открытого, в смысле постоянно генерируемого (дополняемого и изменяемого), списка атрибутов какого-либо явления или понятия. Очевидно, списки атрибутов и их приоритетов должны меняться в зависимости от задачи и предметной области.
3. Способность к формированию удачной системы приоритетов среди вариантов связей, подготовляемых к перебору.″ ″При этом системы приоритетов должны меняться в зависимости от решаемой задачи (предметной области).
4. Способность к формированию новых понятий (узлов). Данная процедура может рассматриваться как циклический (итерационный) процесс формирования способа построения дедуктивного и/или индуктивного рассуждения на основании имеющихся фактов или понятий, т.е. с опорой на ранее образованные участки сети и связи между ними.″
″Человеческий опыт и наука показывают, что даже самые, на первый взгляд, иррациональные поступки человека всегда обусловлены внутренним миром человека или внешними обстоятельствами. Абсолютная свобода воли – это абстракция от реального процесса формирования волевого акта человека. … Реальное свободное действие человека выступает, прежде всего, как выбор альтернативных линий поведения. Свобода есть там, где есть выбор: выбор целей деятельности, выбор средств, ведущих к достижению цели, выбор поступков в определенной жизненной ситуации и т.д. … В природе реальной ситуации выбора не возникает: реализуется та возможность, которая должна реализоваться в существующих объективных условиях. С возникновением человека, наделенного сознанием, ситуация меняется.″
- Вопрос 1. Предмет философии. Специфика философского знания
- Вопрос2: Основные проблемы философии
- Вопрос 3. Онтология, гносеология, аксиология, праксиология. Философская антропология.
- Вопрос 4. Философия как мировоззрение и методология
- Вопрос 6. Модели бытия
- Вопрос 6. Идея развития в философии
- Вопрос 7: Детерминизм и индетерминизм. Принцип системности
- Вопрос 8. Метафизика. Философский метод
- Вопрос 8: Философские методы познания
- Вопрос 9. Основные течения философской мысли
- Вопрос 10. Философия и культура. Картины мира
- Вопрос 11. Проблема сознания в философии
- Вопрос 11. Психика, мышление, сознание. Субъективная реальность
- Вопрос 12. Измененные состояния сознания и бессознательное
- Вопрос 13. Сознание и мозг. Психофизическая проблема
- Вопрос 19. Гносеология. Базовые категории – субъект, объект, знание, вера
- Вопрос 20. Историческая природа познания. Знание и незнание
- Вопрос 23. Рациональное и иррациональное в познании
- Вопрос 24. Рост научного знания. Типы рациональности
- Вопрос 26. Аксиология. Ценности и смысл.
- Вопрос 29. Смысл человеческого бытия. Свобода и ответственность
- Вопрос31: Социальная философия. Структура общества
- Вопрос32: Основные характеристики человеческого существования: неповторимость, творчество, свобода
- Вопрос 33. Сущность и существование человека
- Вопрос 34. Человек и общество: проблемы социальной философии
- Вопрос 35. Человек и природа. Экологическая проблема
- Вопрос 15. Природа и сущность человека