20. Психологическая совместимость и срабатываемость.
Психологическая совместимость – это осуществление взаимодействия в отсутствии психологического напряжения и при максимально возможной взаимозаменяемости и взаимодополняемости. Это ложный феномен, проявляющий себя на нескольких уровнях:
5.1 Биологический уровень – совместимость крови.
5.2 ПС по типу темперамента. Она подчиняется принципу комплиментарности – чем ближе отношения между людьми, тем более противоположенные темпераменты являются совместимыми.
5.3 ПС по чертам характера и по духовному, культурному различию. Тут действует принцип сходства.
5.4 Социально-психологическая совместимость – совместимость по жизненным целям и ценностям, по идеалам, по убеждениям. Действует принцип сходства. [ПС - парный феномен]
Психологическая совместимость между людьми субъективно ощущается как:
1) Наличие легкого взаимопонимания, сопереживания.
2) Общность интересов и потребностей (когнитивный аспект)
3) Взаимная привлекательность (эмоциональный аспект)
4) Взаимная удовлетворенность общением
5) Бесконфликтность в общении, отсутствие ярко выраженного эгоцентризма
6) Проявление телепатической связи (lolwut?)
Психологическая несовместимость между людьми субъективно ощущается как:
1) Чувство дискомфорта, близкое к стрессу (напряженность, скованность, зажатость)
2) Антипатия – неприязнь
3) Отвержение – активное нежелание общаться, работать вместе, находиться в одном месте.
Причины психологической несовместимости:
1) Несовпадение норм, жизненных ценностей, установок
2) Различия в социальном статусе, материальном положении, интеллектуальном уровне.
3) Эгоцентризм – неспособность к сочувствию и сопереживанию
4) Неумение ставить себя на место другого человека, войти в его жизненную ситуацию.
Экспериментально установлено, что наиболее совместимы: 1) Люди, испытывающие высокую потребность в общении; 2) Эмоциональные, аффективные лица, предпочитающие иметь дело с себе подобными; 3) Субъекты с сильной нервной системой, склонные к общению с людьми со слабой нервной системой; 4) Лица с разным практическим интеллектом.
Профессиональные отношения между людьми строятся на основе профессиональной этики общения. Независимо от того, с кем человек совместим, а с кем нет, он должен исходить из норм профессиональной этики при общении с людьми.
Срабатываемость участников группы – это легкость достижения совместных результатов в какой-либо деятельности. С для новых участников возникает не сразу, необходимо время. На срабатываемость влияет так же мотивация на достижение группового успеха. С можно рассматривать на 2х уровнях:
1) Психофизиологический – С образуется благодаря синхронности и слаженности выполнения деятельности.
2) Социально-психологический – С вырабатывается благодаря оптимальному распределению обязанностей с учетом индивидуальных особенностей.
Совместимость и срабатываемость – разные феномены.
Отсутствие лидера в группе или наличие в ней двух и более лидеров считается неблагоприятным фактором для срабатываемости партнеров.
- 1. Современная социальная психология: предмет и объект исследования, связь с другими науками.
- 2. Методологические принципы социальной психологии
- 3. История формирования социально-психологических идей в рамках философских и социологических учений.
- 4. Социальные и теоретические предпосылки выделения социальной психологии в самостоятельную дисциплину.
- 5. Первые социально-психологические теории: «психология народов», «психология масс».
- 7. Отличие научной социальной психологии от житейской.
- 8. Основные этапы становления и развития социальной психологии.
- Социальный эмпиризм (7в.Д.Н.Э.-19в.Н.Э.)
- Социальная философия (Сер. 19го века – 20е 20го века)
- 3. Социальный анализ ( начиная с 20х годов…)
- 9. Практические приложения социальной психологии.
- 10. Классификация методов социально-психологических исследований.
- 11. Наблюдение и визуальная психодиагностика.
- 12. Опросные методы, их возможности и ограничения.
- 13.Тестирование и эксперимент в социальной психологии.
- 14. Активные методы социально-психологической диагностики и обучения.
- 15. Гол и метод экспертных оценок.
- 16. Психология группы: определение социальной группы; классификация группы.
- 17. Структурные и динамические характеристики малой группы.
- 18. Социально-психологические феномены (характеристики) малой группы.
- 19. Социометрическая теория Морено и социометрические метод исследования.
- 20. Психологическая совместимость и срабатываемость.
- 21. Теория поля к. Левина.
- 22. Типы лидеров. Комплементарная функция лидера.
- 23. Проблемы личности и группы. Взаимодействия личности и группы (по а.В. Петровскому).
- 24. Разновидности референтных (эталонных) групп.
- 25 Конформность как социально-психологический феномен.
- 26. Закономерности принятия групповых решений. Влияние большинства и меньшинства в группе. Феномен «сдвига риска».
- 27. Проблемы личности в социальной психологии. Определение личности. Структура личности.
- 28. Проблема образа «я» в социальной психологии.
- 29. Социальная идентичность личности.
- 30.Нарицательные характеристики личности и поведения.
- 31. Социализация: этапы, институты, механизмы, эффекты.
- 32. Половая социализация.
- 33. Критерий зрелой личности. Самоактуализирующаяся личность (по а.Маслоу)
- 34. Диспозиционная концепция личности в.А. Ядова.
- 35. Авторитарность и агрессивное поведение. Теории агрессии.
- 36. Теория когнитивного диссонанса л.Фестингера.
- 37. Особенности детской и молодёжной субкультуры.
- 38. Ролевая теория личности
- 40. Социальная установка. Парадокс Лапьера.
- 41. Социальные стереотипы и предрассудки.
- 43. Общения как коммуникация. Психологические барьеры общения. Средства общения.
- 44. Общение как социальная перцепция. Закономерности первого впечатления. Эффекты межличностного восприятия.
- 45.Общение как понимание людей друг друга и аттракция.
- 46. Коммуникативная компетентность и её развитие.
- 47.Тренинг сенситивности и делового общения. Профессиональный отбор тренеров.
- 48.Общение как интеракция.
- 49. Соотношение категорий «общение» и «деятельность».
- 50. Феномен каузальной атрибуции и его проявление в общении.
- 51. Массовидные явления психики.
- 52.Механизмы влияния: заражение, внушении, убеждение.
- 54.Ролевые конфликты.
- 55. Адаптация к новой культурной среде и пути её оптимизации.
- 56. Межгрупповые отношения и социальная справедливость.