1. Русский язык в современном мире
Русский язык это государственный язык Российской Федерации. Он используется как средство межнационального общения в самой России и в ближнем зарубежье. Русский язык входит в число официальных международных языков ООН наряду с английским, французским, испанским, китайским.
Акад. Д.С. Лихачев полагал, что, подобно биосфере, каждого из нас по отдельности и весь этнос в целом окружает атмосфера родного языка и родной культурной среды концептосфера национального языка, которая «…тем богаче, чем богаче вся культура нации – ее литература, фольклор, наука, изобразительное искусство…, она соотносима со всем историческим опытом нации и религией особенно» [Лихачев 1997: 282]. Когда мы обращаемся к русскому языку, то невольно вспоминается хрестоматийное утверждение великого русского писателя И.С. Тургенева о том, что «…русский язык богат, велик и могуч»!
В XX-XXI вв. изменяется концептосфера языка в связи с постмодернистскими изменениями мышления (от лат post ‘после’ и фран. moderné ‘современный, новейший’; термин возник в годы Первой мировой войны, а впервые для характеристики современной эпохи был употреблен в 1947 г. английским историком А. Тойнби). Современное постмодернистское мышление противостоит идее мировоззренческой цельности, оно принципиально антииерархично. Язык как часть культуры в постмодернистскую эпоху теряет равновесие, цельность, поскольку теряют смысл прежние понятия высокого и низкого, прекрасного и безобразного, нравственного и безнравственного.
В России постмодернистское нарушение равновесия концептосферы усугубляется в связи с революционными событиями 1917 г. и 90-х гг. XX в.
В.В. Колесов отмечает, что после 1917 г. происходит деформация стилистического баланса в связи с утратой высокого стиля, с которым в России исторически связывался церковнославянский язык. В функции высокого стиля стал использоваться так называемый «новояз» (приблизительная калька с английского слова newspeak, введенного писателем и публицистом Д. Оруэллом в романе-антиутопии «1984», впервые изданном в 1948 г.). «Новояз» – это «русский советский язык», который употреблялся на официальных собраниях, в газетных передовицах. В недрах «новояза» рождались стандартные выражения, штампы, например: солдат революции, светлое будущее, благо народа, враг народа, дружба народов, мудрость партии, генеральная линия, верный соратник, продолжительные овации, бойцы идеологического фронта, поднять вопрос на должную высоту и под. А.Д. Васильев полагает, что совокупность некоторых лексико-фразеологических средств современного дискурса можно определить как «постновояз», «с учетом хронологической приуроченности и значительного типологического и функционального подобия «новоязу» советской эпохи», например: вынужденные переселенцы, шоковая терапия, временно неработающий, непопулярные меры, гуманитарная катастрофа, прорабы перестройки, всенародно избранный, правовое государство, средний класс и под. [Васильев 2000: 58].
Как прецедентные (играющие роль образца) стали восприниматься тексты средств массовой информации. Однако тексты современных СМИ не дают образцов использования литературного языка, поскольку содержат значительное количество нарушений норм грамматики, словоупотребления, произношения – примеры можно найти в работах А.Д. Васильева, К.С. Горбачевича, В.В. Колесова, Л.Н. Крысина, А.П. Романенко, Л.В. Савельевой, В.В. Химика и др., а также найти самому, достаточно открыть газету или включить радио / телевизор.
В перестроечную и постперестроечную эпоху как принадлежащие к высокому стилю стали воспринимаются заимствования, в связи с чем исследователи говорят об «американизации», или «вестернизации», или «креолизации» русского языка.
Наплыв заимствований угрожает русской ментальности, поскольку происходит постепенная подмена ключевых слов – концептов русской культуры (В.В. Колесов, Л.В. Савельева). Например: консенсус вместо согласие, лад; форум вм. собрание, съезд; брачные партнеры вм. супруги, секс вм. любовь, киллер вм. убийца, уголовник, душегуб; рейтинг вм. уважение, авторитет, почитание; тинейджер вм. подросток и под.
Утрата высокого стиля приводит к дальнейшей расбалансировке стилевой системы: место высокого стиля занимает средний стиль, а место среднего – низкий, в связи с чем происходит жаргонизация литературного языка. В настоящее время жаргонизмы и арготизмы активно включают в свою речь (и тем самым пропагандируют и в какой-то степени кодифицируют) представители наиболее «успешных» профессий: во-первых, чиновники, менеджеры (социалка, оборонка, продавить поправку, прописать закон, изложить конкретику, проплатить обучение, озвучить новости, пересечемся, отзвонюсь, отслеживать), во-вторых, ведущие телепередач, шоу-мены (понты понтам рознь, забить эфир и получить бабло), в-третьих, компьютерщики, программисты (хрюк, крякер, ломануть, дисплюй, глюк, нычка, емеля, технокрыса, висельник, слей мне мыло зухелем и под.) Как известно, в пространстве Интернета функционирует так называемый «а(о)лбанский» язык, или язык «падонкафф», в котором написание максимально приближается к произношению, в котором порча русского языка декларируется как норма (превед – привет, кросавчек – красавчик, аффтар, жывотноё, креатифф, удафф, пешы исчо, ржунемогу – в одно слово). В СМС-сообщениях, которые отправляются через мобильные телефоны, как правило, не используются знаки препинания, содержится множество ошибок и ненормативных сокращений, что сближает их с языком «падонкафф».
Второе нарушение концептосферы после 1917 г., как отмечает Л.В. Савельева, – это разрыв традиции речевого этикета. В связи с ликвидацией сословий, упразднения «Табели о рангах» были отменены многообразные способы обращения друг к другу (ваше превосходительство, ваше высокородие, ваше благородие, господин, госпожа, барышня, любезный, почтенный, милейший, милостивый государь, сударь, сударыня). Все эти обращения были заменены одним единственным словом – товарищ. Само по себе товарищ – слово хорошее, оно встречается в древнерусском языке с XIV в. в значении ‘спутник’, ‘соучастник походов’. Однако в советский период слово товарищ превратилось в казенный знак, стало восприниматься как символ партийной номенклатуры.
В связи с перестройкой, с переоценкой ценностей было девальвировано и обращение товарищ. В бытовом общении употребляются просторечные гендерные обращения, заимствованные из южных диалектов – девушка, молодой человек, мужчина, женщина (мужчина в очках, женщина в кофте и под.).
Следующее нарушение концептосферы – переименование этноисторического пространства. Как известно, после 1917 г. были переименованы многие города, поселки, деревни. Приведем лишь некоторые примеры: Петроград (Ленинград), Екатеринбург (Свердловск), Екатеринослав (Днепропетровск), Екатеринодар (Краснодар), Новониколаевск (Новосибирск), Царицын (Сталинград, Волгоград), Ижевск (Устинов), Сергиев Посад (Загорск) и др. Л.В. Савельева подчеркивает, что «переименование, к тому же частое, – приводит к стиранию памяти народной, к отторжению народа от национально-исторического пространства обитания» [Савельева 1997: 16].
Еще одно нарушение концептосферы связано с искажением антропонимических традиций. В 20-30-е годы произошел отказ от традиционного православного именника при выборе личного имени. Стал активно формироваться новый именослов. Например, Нинель (Ленин в прочтении справа налево), языковые аббревиатуры: Вилор (В.И. Ленин - организатор революции), Марлен (Маркс + Ленин), Гертруда (героиня труда), Донара (дочь народа) и под. Необходимо отметить, что процесс создания подобных имен продолжается и в наши дни, например, в «Комсомольской правде» от 6-13 декабря 2007 г. (№ 181) указывается, что в Хакасии девочку назвали Выбориной, а в Кемеровской области – Едросой (Единой Россией).
Кроме того, более тонкое, но тоже разрушительное воздействие на антропонимическую традицию оказывает распространяющееся в последние десятилетия наименование людей по западным образцам при помощи только двух компонентов – имени и фамилии (а не трех, как было принято в русской традиции): академик Андрей Сахаров, министр Юрий Иванов, директор театрального комплекса Борис Гунин, председатель регионального отделения Союза журналистов Александр Карпилович и под. Отчество во времена Московской Руси составляло особую привилегию высшего сословия князей и бояр, которая регламентировалась жалованными государевыми указами. Постепенно спустившись в более низкие социальные слои и охватив все русское общество, наименование лиц по отчеству сохранило стилистическое созначение уважительности, почтительности.
Следует отметить, что многие ученые-языковеды, несмотря на произошедшие и происходящие нарушения концептосферы, с оптимизмом смотрят на дальнейшую судьбу современного русского языка, поскольку полагают, что язык – это саморазвивающаяся и саморегулирующаяся система, которая со временем отбросит все лишнее и наносное, но сохранит необходимое.
Современное общество предпринимают попытки восстановления языкового баланса в русской речевой культуре: как известно, был принят Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации», утверждались Федеральные целевые программы «Русский язык» на 1996-1997, 2002-2005 и 2006-2010 гг., 2007 год был объявлен Годом русского языка, в связи с чем в некоторых газетах появились рубрики «Давайте говорить правильно», «Поговорим о языке», «Русская речь», «Наш язык», стали выходить радиопередачи «Грамотей», «С русского на русский, или Как сказать», «Как это по-русски?» и под. Но закончился 2007 год – закончилась очередная компания, вновь произошел спад интереса к русскому языку, «умерли» многие передачи и рубрики.
В.В. Химик говорит о необходимости возвысить русский язык в ранг национальной идеи, национальной ценности, поскольку «мысль порождается в слове» (А.А. Потебня), и только в хорошей речи может формулироваться хорошая (нравственная) мысль. Предлагается, во-первых, центростремительный способ (пропаганда хорошей речи как достоинства личности, вручение наград за хорошую речь), во-вторых, центробежный (распространение русского языка и русской культуры на постсоветском пространстве, за рубежом).
Следует отметить, что постмодернистская концепция свободы предполагает чувство ответственности человека за все совершающееся вокруг него. По словам русского философа Н.А. Бердяева, «чувство вины за всё совершающееся вокруг него – это чувство свободного человека». В связи с этим в постмодернистской реальности человек должен осознавать свое чувство ответственности за сохранение баланса концептосферы, без которого невозможно существование ни культуры вообще, ни самого языка как одной из форм общественного сознания.
Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил,
в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – речь. (И. Бунин, 1915 г.)
- Содержание
- М.В. Калмыкова английский язык
- Пояснительная записка
- Тематический план
- Тематический план первого года обучения
- Тематический план второго года обучения
- Программа курса
- Тема 1. Фонетика
- Тема 2. Грамматика
- Стран изучаемого языка
- Литература
- Задания к зачету
- I. Выберите правильную форму глагола
- II. Выберите правильный вариант перевода с английского на русский язык
- III. Выберите правильный вариант
- IV. Выберите правильный вариант перевода с русского на английский язык
- Пояснительная записка
- Государственный образовательный Стандарт высшего профессионального образования гсэ.Ф.10 по дисциплине «русский язык и культура речи»
- Программа курса Тема 1. Русский язык в современном мире
- Тема 2. Структурные и коммуникативные свойства языка
- Тема 3. Понятие о культуре речи. Правильность речи и языковая норма. Типы и виды норм русского языка
- Тема 4. Нормы устной формы речи
- Тема 5. Нормы письменной формы речи
- Тема 6. Нормы устной и письменной форм речи
- Тема 7. Коммуникативный аспект культуры речи
- Тема 8. Этический аспект культуры речи
- Тема 9. Функциональные стили литературного языка
- Учебно-методические материалы
- 1. Русский язык в современном мире
- 2. Структурные и коммуникативные свойства языка
- 3. Понятие о культуре речи. Правильность речи и языковая норма. Типы и виды норм русского языка
- 4. Нормы устной формы речи
- 5. Нормы письменной формы речи
- 6. Нормы устной и письменной форм речи
- 7. Коммуникативный аспект культуры речи
- 8. Этический аспект культуры речи
- 9. Функциональные стили литературного языка
- Литература Основная литература
- Дополнительная литература
- Справочная литература
- Тест № 1. Акцентологический минимум
- Тест № 2. Нормы орфографии
- Часть I.
- Часть II.
- Часть III.
- Часть IV.
- Тест № 3. Грамматические нормы
- Тест № 4. Употребление фразеологических оборотов
- Вопросы к зачету
- Государственный образовательный Стандарт высшего профессионального образования гсэ.Ф.04 по дисциплине «отечественная история»
- Раздел 1. Древняя русь
- Раздел 2. Средневековая русь
- Раздел 3. Российская имерия
- Раздел 4. Советский период
- Раздел 5. Современная россия (1992 – 2009 гг.)
- Тема 1. Русские земли
- Тема 2. Русские земли периода раздробленности
- Тема 3. Московское государство в XV-XVI вв.
- Тема 4. Московское царство в XVII в.
- Тема 5. Российская империя
- Тема 6. Российская империя в середине и второй половине XVIII в.
- Тема 7. Российская империя
- Тема 8. Российская империя
- Тема 9. Российская империя в начале хх века
- Тема 10. Россия в 1917-1922 годах
- Тема 11. Ссср в 20-30-ые годы
- Тема 12. Ссср в годы второй мировой войны
- Тема 13. Ссср в послевоенный период (1945-1991 гг.)
- Тема 14. Россия в 90-ые гг. Хх в.
- ТеМа 15. Россия в начале XXI века
- Е.А. Плеханов философия
- Пояснительная записка
- Государственный образовательный Стандарт высшего профессионального образования гсэ.Ф.01 по дисциплине «философия»
- Тематический план
- Программа курса «философия»
- Тема 1. Философия в духовной культуре общества
- Тема 2. Античная философия
- Тема 3. Философия средних веков и возрождения
- Тема 4. Философия нового времени и
- Тема 5. Немецкая классическая философия
- Тема 6. Марксистская философия
- Тема 7. Русская философия XIX-XX вв.
- Тема 8. Неклассическая западная философия
- Тема 9. Западная философия
- Литература
- Тема 10. ФилософсКая онтология
- Тема 11. Проблема развития в философии
- Тема 12. Общество и природа. Глобальные проблемы современности
- Тема 13. Общество как социокультурная реальность. Основные общесоциологические теории
- Тема 14. Философская антропология.
- Тема 15. Философия культуры и теория ценностей
- Тема 16. Проблема сознания в философии
- Тема 17. Философская гносеология
- Литература
- Тема 18. Эпистемология как
- Тема 19. Гуманитарное
- Литература
- Философская теория марксизма
- Западная философия второй половины XX века
- Проблема развития в философии
- Основные теории общества
- М.В. Калмыкова социология
- Пояснительная записка
- Государственный образовательный Стандарт высшего профессионального образования гсэ.Ф.06 по дисциплине «социология»
- Тематический план
- Учебная программа
- Тема 1. Социология как наука. Предмет и объект социологии
- Тема 2. Классические социологические теории
- Тема 3. Русская социологическая мысль
- Тема4. Современные социологические теории
- Тема 5. Социология личности
- Тема 6. Социальные группы, организации и институты
- Тема 7. Теория социальной стратификации
- Тема 8. Социальный контроль и отклоняющееся поведение
- Тема 9. Социальные изменения и социальное развитие
- Тема 10. Специальные социологические теории
- Семинарские занятия Социология как наука
- Возникновение и развитие социологии в России
- Социальные группы и организации
- Социальная стратификация
- Социальная мобильность
- Социология личности
- Социальный контроль и отклоняющееся поведение
- Социология семьи
- Темы рефератов
- Литература
- Вопросы для самопроверки
- Вопросы к экзамену
- 1. Общество – это:
- 8. Малая группа – это:
- 9. Референтная группа – это:
- 10. Социальная общность – это:
- 16. Социальные изменения – это:
- 17. Социальная структура:
- 18. Социальная деятельность – это:
- 19. Социальный контроль – это:
- 20. Социализация – это:
- 21. К первичной социализации относится:
- 22. Личность – это:
- 23. Для фрустрированного типа личности характерны:
- 35. Социологический позитивизм – это:
- 36. Плюралистическая социология – это концепция, согласно которой:
- 37. Понимающая социология – это направление, согласно которому:
- 38. Психологическое направление в социологии – это:
- 39. Классы – это:
- 40. Брак – это:
- 41. Семья – это:
- Глоссарий
- Л.В. Якушева политология
- Пояснительная записка
- Государственный образовательный Стандарт высшего профессионального образования гсэ.Ф.07 по дисциплине «политология»
- Учебно-тематический план
- Программа курса
- Тема 1. Политология как наука и учебная дисциплина
- Тема 2. История развития политической мысли
- Тема 3. Политическая власть
- Тема 4. Политическая система
- Тема 5. Политический режим
- Тема 6. Политические партии и партийные системы. Общественно-политические движения
- Тема 7. Политические элиты и политическое лидерство
- Тема 8. Политические отношения и политические процессы
- Тема 9. Избирательные системы
- Тема 10. Политическая культура
- Тема 11. Личность и политика
- Тема 12. Политическое сознание
- Тема 13. Мировая политика и международные отношения. Государственные интересы России в современном международном пространстве
- Литература
- Практические занятия
- Методические ориентиры в процессе подготовки к семинару
- Литература
- Методические ориентиры в процессе подготовки к семинару
- Студенческие теоретические конференции
- Взаимодействие и современная специфика»
- Литература
- Литература
- Аналитический тренинг
- Дополнительная литература
- Матрица сравнительного анализа (образец)
- Семинары
- Функционирования исполнительной власти в
- Литература
- Методические ориентиры в процессе подготовки к семинару
- Литература
- Методические ориентиры в процессе подготовки к семинару
- Студенческая теоретическая конференция Тема: «Процессы политической модернизации: классические представления и современность»
- Литература
- Игровой тренинг «Принимаем ответственные политические решения»
- Этапы проведения тренинга
- Семинары
- Литература
- Литература
- Методические ориентиры в процессе подготовки к семинару
- Студенческая теоретическая конференция Тема: «Политическое консультирование как фактор электорального успеха»
- Литература
- Деловая игра
- Семинар «Личность в политике» План
- Литература
- Методические ориентиры в процессе подготовки к семинару
- Студенческая теоретическая конференция
- Литература
- Задания для самоконтроля
- Вопросы для подготовки к зачету
- М.Е. Ульянова культурология
- Пояснительная записка
- Государственный образовательный Стандарт высшего профессионального образования гсэ.Ф.03 по дисциплине «культурология»
- Тематический план
- Учебная программа
- Тема 1. Культурология как система знания. Методы, цели и специфика культурологического исследования
- Тема 2. Предмет и основные
- Тема 3. Проблема культурной целостности.
- Тема 4. Типология культур
- Тема 5. Культурно-исторические типы
- Тема 6. Русская культура и
- Тема 7. Культура и контркультура
- Тема 8. Культурология будущего
- Литература Учебная литература
- Словари, справочные издания, хрестоматии
- СеминарскиЕ занятиЯ
- ТестЫ для самопроверки
- Вопросы для подготовки к зачету
- Л.Е. Петрова психология и педагогика
- Пояснительная записка
- Государственный образовательный Стандарт высшего профессионального образования гсэ.Ф.08 по дисциплине «психология и педагогика»
- Тематический план
- Программа курса
- Тема 6. Эмоционально-волевая сфера личности
- Межгруппового взаимодействия
- Феномен и педагогический процесс
- Литература
- Практическое занятие 1 Личность: самопознание и профессиональное самоопределение (психодиагностический практикум)
- Образовательная система в России и за рубежом
- Семья – социокультурная среда воспитания и развития личности
- Аддиктивное поведение как социально-психологическая проблема
- Тесты для самопроверки
- Часть 1 – психология
- 5. Личность в психологии понимается как:
- 6. Структура личности – это:
- 7. Потребность-это:
- 8. Мотив в психологии понимается как:
- 9. Самосознанием личности является:
- 19. Представление это:
- 20. Волевыми качествами личности являются:
- Часть 2 – педагогика
- 1. Воспитание в широком смысле это:
- Вопросы к зачету
- Л.Е. Петрова психология общения
- Пояснительная записка
- Тематический план
- Программа курса
- Психологического знания
- Средства общения
- Друг друга
- В процессе общения
- Публичного выступления
- Литература
- Планы семинарских и практических занятий Роль электронной коммуникации в построении взаимоотношений
- Гендерные особенности общения
- Манипулятивные приемы воздействия в жизни человека
- Тесты для самопроверки
- Общение-это…
- Социальный интеллект-это…
- Какой процент информации передается по невербальным каналам?
- Характерные признаки «открытой» позы:
- Комплимент-это:
- Коммуникативная совместимость-это:
- Ассертивное поведение-это…
- Способы преодоления нервозности перед публичным выступлением:
- Юмор в публичном выступлении уместен, когда…
- Вопросы к зачету
- Н.В. Зин, а.К. Тихонов религиоведение
- Пояснительная записка
- Тематический план
- Программа курса
- Тема 1. Религиоведение как научная дисциплина
- Тема 2. Религии древних народов
- Тема 3. Национальные религии востока
- Тема 4. Буддизм
- Тема 5. Раннее христианство
- Тема 6. Православие
- Тема 7. Католицизм
- Тема 8. Протестантизм
- Тема 9. Ислам
- Тема 10. Современные нетрадиционные религиозные движения и культы
- Ресурсы интернет
- Планы семинаров Религии древних народов
- Национальные религии востока
- Буддизм
- Раннее христианство
- Православие
- Протестантизм
- Современные нетрадиционные религии и культы
- Вопросы для самоконтроля
- Вопросы к зачету
- Глоссарий
- Методические разработки по дисциплинам социально-гуманитарного цикла