logo search
malyshu_var-t_2

27. Проблемы личности в социальной психологии. Определение личности. Структура личности.

Личность — относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и оценке, которую даёт себе сам человек.

Социальная характеристика личности: Личность – индивид, сознательно включенный в межличностные, социальные, трудовые отношения, в предметную деятельность.

Человек рождается индивидом а личностью становиться под влиянием жизни в обществе. В процессе онтогенеза человек развивается не только физически., но и социально, т.е. приобретает необходимые качества для жизни в реальном обществе.

Личность в СП понимается в 2х значениях: 1) Личность как отдельный конкретный человек

2) Личность – структурно-функциональная модель, отражающая социальную жизнь индивида, которая позволяет объяснить и предсказать поведение индивида.

Специфика СП подхода к личности заключается в том, что личность конкретного человека рассматривается обобщенно, как социальный тип, как представитель определенной социальной группы. СП подход подчеркивает социально-типичное в личности.

Личностные характеристики человека:

1) Социальные потребности: а) в общении б) познавательные потребности в) аффилиативные потребности (в принадлежности в любви и одобрении) г) потребность в самоутверждении (занятие определенного статуса в обществе) д) потребность в самореализации (найти свое призвание, смысл жизни) е) эстетическая потребность (ощущать чувство прекрасного) ж) потребность совершенствоваться з) потребность в эмоциональных ощущениях, событийности жизни

В отличии от биологических потребностей социальные потребности не передаются по наследству и не проявляются в готовом виде при рождении, а развиваются в течении жизни под влиянием окружающей среды. Человеку необходимо научиться легетивным способом удовлетворять эти потребности

2) Черты характера – формируются постепенно, под влиянием социальной среды на основе свойств темперамента. Черты характера отражают отношение человека к разным сторонам окружающей действительности.

3) Социальные роли человека (семейные, профессиональные, неформальные межличностные)

4) Коммуникативные качества стили общения

5) Жизненные ценности и ценностные ориентации

6) Приверженность социальным нормам как регуляторам поведения

7) Социальные стереотипы

8) Социальные установки

9) Направленность – идеалы убеждения мировоззрение

СП структура личности. В СП простой и наиболее удачной структурой личность является структура личности американского психолога Холландера: I ядро личности или образ Я II Общепсихологические свойства личности III Социально-психологические свойства Л

I ядро личности или образ Я состоит из: 1) Самооценка (объективная, завышенная, заниженная)

2) Самоуважение – уровень собственного достоинства, принятие себя как целого. С=Успех/УрП

3) Уровень притязаний (УрП) – стремления индивида к цели такой сложности, которой по его мнению соответствуют его способности. Может быть адекватным, то есть соответствовать способностям индивида, и неадекватным, заниженным или завышенным.

4) Образ Я – квинсистенция самосознания человека, т.е осознания самого себя в качестве субъекта деятельности, при котором представления о самом себе складываются в определенный образ Я.

II Общепсихологические свойства личности Психологическая сторона личности отражает специфику функционирования ее психических процессов, свойств, состояний. Психические процессы - психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности. Психические свойства – наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности, типичный для нее. Свойства личности: направленность, темперамент, характер и способности.

III Социально-психологические свойства Личности Эти качества сведены в четыре группы: 1) обеспечивающие развитие и использование социальных способностей (социальной перцепции, воображения, интеллекта, характеристик межличностного оценивания). 2) формирующиеся во взаимодействии членов группы и в результате ее социального влияния. 3) более общие, связанные с социальным поведением и позицией личности (активность, ответственность, склонность к помощи, сотрудничеству).

4) связанные с общепсихологическими и социально-психологическими свойствами (склонность к авторитарному или демократическому способу действия и мышления, к догматическому или открытому отношению к проблемам и т. д.).    Сухов и Бодалев включают в социально-психологическую свойства личности следующие качества: ментальность, ценностно-смысловую сферу, мотивационную сферу, когнитивные характеристики (картины мира); локус контроля; социально-психологическую компетентность личности; статусно-ролевые характеристики личности; эмоционально-психические состояния, социальные чувства личности.

Механизмы защиты. Большенству людей хочется иметь привлекательный образ Я. Иногда человек получает негативную информацию о себе, для некоторых людей это угроза их положительному образу Я, и они не готовы принять эту информацию с этой целью на подсознательном уровне они используют т.н. механизмы защиты Я. Открыл изучил и описал Ф. 1) Рационализация – сокрытие от самого себя истинных, но не приемлемых мотивов действий и мыслей. При этом происходит поиск правдоподобных причин для оправдания поступков, вызванных неприемлемыми чувствами и мотивами, для того чтобы обеспечить себе внутренний комфорт и избавиться от внутриличностного кон­фликта.

2) Отрицание – человек отрицает, что негативная информация относится к нему.

3) Вытеснение — процесс, в результате которого не приемлемые для личности мысли, воспоминания, переживания вытесняются из сознания и переводятся в сферу бессознательного.

4) Проекция — осознанное или бессознательное перенесение соб­ственных свойств, чувств и состояний, не приемлемых для личнос­ти, на внешние объекты.

5) Замещение – неодобряемые мысли или действия человек замещает более одобряемыми.

6) Идентификация – нахождение сходства между собой и более престижным человеком или социальной группой, вследствие чего происходит повышение собственной самооценки.

7) Бегство или уход (реальное бегство, фантазирование)

8) Идеализированное Я (близко к психопатологии) – человек не хочет воспринимать себя объективно, а идеализирует себя и требует от других того же.

9) Обособление — отказ от необходимости думать о возможных негативных последствиях будущих событий и действий.

10) Сублимация — преобразование инстинктивных форм психики (энергии либо агрессии) в более приемлемые для индивида и общества формы

11) Регрессия — возвращение индивида к ранним детским формам поведения, переход на предше­ствующие уровни психического развития.