18. Социально-психологические феномены (характеристики) малой группы.
1) Размер или численность группы. С т.з. взаимоотношений и управления группой оптимальным размером группы будет 7 ± 2. Для целей обучения оптимальным считается 25 человек т.к. необходима вариативность мнений.
2) Структура группы отражает характер связей и взаимоотношений между участниками группы. Выделяют 2 вида групповых структур:
2.1 Формальная структура группы – задается вышестоящей организацией и характеризует формальные, предписанные обязательные связи между участниками группы (Руководитель -> замы -> подчиненные ). ФС предполагает деловое общение между участниками группы для реализации групповых целей. Эти отношения являются предписанными обязательными, т.е. при ФС люди общаются в группе из необходимости осуществлять групповую деятельность.
2.2 Неформальная структура группы – основана на эмоциональных привязанностях, на симпатиях/антипатиях людей. С т.з. Морено НфС состоит из 4 элементов в соответствии с тем статусом или позицией которую занимает каждый из участников:
Звезды (лидеры) – люди, пользующиеся максимальной популярностью.
Предпочитаемые – участники группы, по отношению к которым преобладает ”+” отношение, нежели ”-”.
Отвергаемые – те участники группы у кого ”-” выборы преобладают над “+”.
Изгои (аутсайдеры) – те, кто не получил ни ”-” ни “+”, самая неблагоприятная группа.
Считается, что группа хотя бы с одним лидером более успешна, чем без него. Такие группы менее подвержены панике, более организованны, легче управляются. Соотношение ФС и НфС в реал жизни: 1) Ф и НфС частично совпадают 2) полностью совпадают 3) вообще не совпадают.
3) Групповая сплоченность – мера тесноты и устойчивости связей внутри группы. Это такое морально-психологическое состояние участников группы, при котором чувство Я заменяется чувством Мы, и возникает возможность жертвовать чем либо ради групповых интересов, такая группа более мобильна и организованна. Факторы способствующие ГС:
1) Фактор общей территории
2) Общий язык, национальность
3) Схожий культурно-интеллектуальный уровень
В современной СП феномену ГС предается большое значение.
4) Фасилитация — повышение эффективности (в плане скорости и продуктивности) деятельности личности в условиях ее функционирования в присутствии других людей, которые в сознании субъекта выступают в роли либо простого наблюдателя, либо конкурирующего с ним индивида или индивидов.
Ингибиция — ухудшение продуктивности выполняемой деятельности, ее скорости и качества в присутствии посторонних людей или наблюдателей, как реальных, так и воображаемых.
5) Психологическая совместимость – сложный феномен, проявляющий себя на неск. уровнях:
5.1 Биологический уровень – совместимость крови.
5.2 ПС по типу темперамента. Она подчиняется принципу комплиментарности – чем ближе отношения между людьми, тем более противоположенные темпераменты являются совместимыми.
5.3 ПС по чертам характера и по духовному, культурному различию. Тут действует принцип сходства.
5.4 Социально-психологическая совместимость – совместимость по жизненным целям и ценностям, по идеалам, по убеждениям. Действует принцип сходства. [ПС - парный феномен]
6) Срабатываемость участников группы – легкость достижения совместных результатов в какой-либо деятельности. С для новых участников группы возникает не сразу. 2 уровня С:
1) Психофизиологический – С образуется благодаря синхронности и слаженности выполнения деятельности.
2) Социально-психологический – С вырабатывается благодаря оптимальному распределению обязанностей с учетом индивидуальных особенностей.
7) Внушаемость – стихийное эмоциональное давление в группе на ее участников (прямое/косвенное). Человек не осознает этого влияния на рациональном уровне, он становиться объектом внушения.
8) Конформность – податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства. Различают внешнюю (публичную) и внутреннюю (личную) конформности. Первая представляет собой демонстративное подчинение навязываемому мнению группы с целью заслужить одобрение или избежать порицания, а возможно, и более жестких санкций со стороны входящих в группу лиц; вторая — действительное преобразование индивидуальных установок в результате внутреннего принятия позиции окружающих, оцениваемой как более обоснованная и объективная, чем собственная точка зрения.
9) Эмпатия – способ-ть эмоционально воспринимать других людей проникать в их настроение
И Э состояние в процессе общения. Лежит в основе сочувствия и сопереживания. Развитие Э-ии зависит от типа темперамента, пола, даже возраста.
10) СПК – преобладающий относительно-устойчивый эмоциональный настрой в группе, влияющий на образ жизни людей, их повседневное самочувствие, работоспособность. СПК зависит от: 1) Сумма индивидуальных эмоциональных вкладов 2) Характеристики проф или учеб деятельности 3 вида СПК: 1)Благоприятный 2)Не благоприятный 3) Нейтральный
- 1. Современная социальная психология: предмет и объект исследования, связь с другими науками.
- 2. Методологические принципы социальной психологии
- 3. История формирования социально-психологических идей в рамках философских и социологических учений.
- 4. Социальные и теоретические предпосылки выделения социальной психологии в самостоятельную дисциплину.
- 5. Первые социально-психологические теории: «психология народов», «психология масс».
- 7. Отличие научной социальной психологии от житейской.
- 8. Основные этапы становления и развития социальной психологии.
- Социальный эмпиризм (7в.Д.Н.Э.-19в.Н.Э.)
- Социальная философия (Сер. 19го века – 20е 20го века)
- 3. Социальный анализ ( начиная с 20х годов…)
- 9. Практические приложения социальной психологии.
- 10. Классификация методов социально-психологических исследований.
- 11. Наблюдение и визуальная психодиагностика.
- 12. Опросные методы, их возможности и ограничения.
- 13.Тестирование и эксперимент в социальной психологии.
- 14. Активные методы социально-психологической диагностики и обучения.
- 15. Гол и метод экспертных оценок.
- 16. Психология группы: определение социальной группы; классификация группы.
- 17. Структурные и динамические характеристики малой группы.
- 18. Социально-психологические феномены (характеристики) малой группы.
- 19. Социометрическая теория Морено и социометрические метод исследования.
- 20. Психологическая совместимость и срабатываемость.
- 21. Теория поля к. Левина.
- 22. Типы лидеров. Комплементарная функция лидера.
- 23. Проблемы личности и группы. Взаимодействия личности и группы (по а.В. Петровскому).
- 24. Разновидности референтных (эталонных) групп.
- 25 Конформность как социально-психологический феномен.
- 26. Закономерности принятия групповых решений. Влияние большинства и меньшинства в группе. Феномен «сдвига риска».
- 27. Проблемы личности в социальной психологии. Определение личности. Структура личности.
- 28. Проблема образа «я» в социальной психологии.
- 29. Социальная идентичность личности.
- 30.Нарицательные характеристики личности и поведения.
- 31. Социализация: этапы, институты, механизмы, эффекты.
- 32. Половая социализация.
- 33. Критерий зрелой личности. Самоактуализирующаяся личность (по а.Маслоу)
- 34. Диспозиционная концепция личности в.А. Ядова.
- 35. Авторитарность и агрессивное поведение. Теории агрессии.
- 36. Теория когнитивного диссонанса л.Фестингера.
- 37. Особенности детской и молодёжной субкультуры.
- 38. Ролевая теория личности
- 40. Социальная установка. Парадокс Лапьера.
- 41. Социальные стереотипы и предрассудки.
- 43. Общения как коммуникация. Психологические барьеры общения. Средства общения.
- 44. Общение как социальная перцепция. Закономерности первого впечатления. Эффекты межличностного восприятия.
- 45.Общение как понимание людей друг друга и аттракция.
- 46. Коммуникативная компетентность и её развитие.
- 47.Тренинг сенситивности и делового общения. Профессиональный отбор тренеров.
- 48.Общение как интеракция.
- 49. Соотношение категорий «общение» и «деятельность».
- 50. Феномен каузальной атрибуции и его проявление в общении.
- 51. Массовидные явления психики.
- 52.Механизмы влияния: заражение, внушении, убеждение.
- 54.Ролевые конфликты.
- 55. Адаптация к новой культурной среде и пути её оптимизации.
- 56. Межгрупповые отношения и социальная справедливость.