Задания для самоконтроля
1. Политологию принято делить на классическую, прикладную, модернистскую, эмпирическую, фундаментальную, теоретическую, постмодернистскую и т.д.
Выберите из представленного хаотичного ряда определения, характеризующие политологию на основе порядковой логики:
а) по критерию уровня исследования политики;
б) по критерию направленности исследования политики;
в) по критерию парадигмального подхода к исследованию политики.
2. Назовите и кратко охарактеризуйте существующие в политологии два подхода к определению субъектности в политике.
3. Ответьте на вопрос: При каких условиях неполитическое явление трансформируется в политическое?
4. Ответьте на следующие вопросы:
– Что такое цели и средства в политике?
– Какие бытуют воззрения на соотношение целей и средств в политике? О чем свидетельствует существование именно таких воззрений?
5. Может ли деятельность промышленной корпорации приобретать политический характер? Выберите правильный ответ.
1. Да, так как ее деятельность связана с обеспечением определенных потребностей людей.
2. Да, если она, например, оказывает финансовую поддержку определенным политическим партиям.
3. Нет, так как ее деятельность имеет только экономический характер.
6. Согласно современному представлению о политологии, она является.... Завершите фразу.
а) одной из наук о политике;
б) междисциплинарным знанием о политике;
в) универсальной, единой и внутренне дифференцированной наукой о политике.
7. Хаос следует рассматривать и в качестве созидающего начала для конструирования и развития качественно нового порядка. К какому из методов познания политической реальности можно отнести приведенное выше положение?
1. К бихевиористскому
2. К синергетическому
3. К компаративному
4. К структурно-функциональному
8. Раскройте логику Аристотеля в формуле «Человек – государственное животное».
9. Ответьте на вопрос: Каково важнейшее условие свободы личности в государстве по утверждению Дж.Локка?
10. Ответьте на вопрос: Почему Никколо Макиавелли, жившего за несколько столетий до возникновения политологии, иногда называют первым политологом на планете?
11. Чьи взгляды отражает суждение об общественном порядке как о «примирении начала свободы с началами власти и закона»?
1. Леонтьева К.Н.
2. Чичерина Б.Н.
3. Бакунина М.А.
4. Ленина В.И.
12. Политические концепции приведите в соответствие с философскими системами, внутри которых они развивались.
1. Этическая концепция политики | А. Философия эпохи Возрождения |
2. Инструментальная концепция политики | Б. Философия Средневековья |
3. Религиозная концепция политики | В. Античная философия |
13. Раскройте отличие русского консерватизма от идеологии западного классического консерватизма.
14. Кому принадлежит определение анонимной, индивидуализированной и институциализированной власти как трех исторических ее форм?
1. Д.Истону; 2. М.Веберу; 3. М.Дюверже; 4. П.Бурдье
15.К особенностям политической власти не относится....
а) верховенство;
б) наличие подчинения;
в) публичность;
г) легальность в использовании силы;
16. Какие характеристики отличают политическую власть, установленную в результате революционного переворота, поддержанного большинством населения?
1. Нелегальность и легитимность.
2. Легальность и легитимность.
3. Легальность и нелегитимность.
4. Нелегальность и нелегитимность.
17. В аспекте модернистской парадигмы напряжение внутри поля политической власти создает....
а) столкновение политических интересов;
б) несоответствие общественной реальности «высшему идеалу» (коммунизму, прогрессу, модернизации и т.п.);
в) столкновение между силами самих производителей власти, участников «политической игры».
18. Кому принадлежит определение политической системы как системы взаимодействия различных форм политического поведения государственных и негосударственных структур на уровнях политических институтов и политической культуры?
1. Д.Истону; 2. Г.Алмонду; 3. Дж.Пауэллу; 4. М.Веберу
19. К функциям политической системы не относится....
а) определение задач и целей общественного развития;
б) интеграция общества вокруг социально-политических целей и ценностей;
в) нормирование жизни всего общества;
г) мобилизация ресурсов общества в соответствии с задачами и целями общественного развития.
20. Кибернетическую модель политической системы разработал: 1. Г.Алмонд; 2. Д.Истон; 3. К.Дойч; 4. Т.Парсонс
21. Дополните альтернативы в трехмерном пространстве политических режимов
1. Демократия – ....
2. Анархия – ....
3. Либерализм – ....
22. Назовите и охарактеризуйте уникальное свойство государства как политического института.
23. Определите соответствие характеристик типам политических систем согласно типологии Р.Даля
1. Практическое отсутствие оппозиции и ничтожная доля населения с правом публичного соперничества. | А. Полиархии |
2. Практическое отсутствие политической конкуренции и большое политическое участие населения. | Б. Конкурирующие олигархии |
3. Большая степень оппозиционности и ничтожная часть населения, участвующая в публичном соперничестве за власть. | В. Включающие гегемонии |
4. Значительная политическая конкуренция и большое участие населения в процессе публичного соперничества. | Г. Закрытые гегемонии |
24. Проведите сравнительный анализ либеральной и социальной парадигм демократии по таким критериям: а) истолкование человека в обществе; б) определение субъекта суверенности в обществе; в) представление об обществе; г) идеальное состояние интересов; д) соотношение прав и обязанностей; е) представление об идеальной форме демократии; ж) соотношение меньшинства и большинства.
25. Какой тип государства соответствует следующим четырем принципам: свободы, справедливости, солидарности, социальной защиты?
1. Правовое государство.
2. Социальное государство.
3. Военно-полицейское государство.
26. Проанализируйте, рассмотрев полномочия всех ветвей власти в изложении соответствующих глав Конституции РФ с внесенными поправками – гл. 4 (Президент РФ), 5 (Федеральное Собрание РФ), 6 (Правительство РФ) и 7 (Судебная власть), – к какому типу республики относится современная Россия?
1. Президентская республика.
2. Парламентская республика.
3. Полупрезидентская республика.
27. Проведите сравнительный анализ политических партий и общественно-политических движений по целям, особенностям организации и идейно-политической ориентации, по временным параметрам деятельности.
28. Определите соответствие:
1.Социал-демократические, социалистические, коммунистические и религиозно-социалистические партии. | А. Правоцентристские |
2. Консервативные, либеральные, либерально-демократические, религиозно-демократические партии. | Б. Леворадикальные |
3.Неофашистские, националистические, религиозно-фундаменталистс-кие партии. | В. Правоэкстремистские |
4. Анархистские, троцкистские, религиозно-коммунитарные партии. | Г. Левоцентристские |
29. Основными качественными характеристиками состоявшейся партийной системы являются: 1) относительная стабильность состава партий в системе; 2) обеспечение альтернативными программами партий обобщенных требований нации; 3) способность элементов партийной системы быстро находить компромиссные решения; 4) жизненная стойкость составляющих систему партий; 5) наличие нормативно-правовой базы образования и функционирования политических партий.
-
Проанализируйте по этим параметрам партийную систему современной России. Можно ли считать ее состоявшейся или она находится в процессе образования?
30. Кто сформулировал в теории элитизма «железный закон олигархии»?
1. Г. Моска; 2. Р. Михельс; 3. В. Парето
31. Поразмыслите, правомерно ли называть подлинной национальной политической элитой группу, хотя и обладающую политической властью, но опирающуюся в своей сплоченности не на общественный, не на государственный, а на корпоративный интерес?
Какими качествами, на ваш взгляд, должна обладать национальная политическая элита?
32. Определите соответствие теорий элит именам их идеологов:
1. Макиавеллистские теории элит. | А. Р.Миллс |
2. Теории демократического элитизма | Х. Ортега-и-Гассет |
3. Леволиберальные теории элит | В. Р.Даль, С.Липсет |
4. Ценностные теории элит | Г. В.Парето, Г.Моска, Р.Михельс |
33. Определите соответствие:
1. Лидерство, основанное на вере в исключительные, выдающиеся качества личности. | А Традиционное |
2. Лидерство, основанное на вере, что лидерская роль субъекта политического господства установлена в законном порядке, например, вследствие победы на выборах. | Б. Харизматическое |
3. Лидерство, основанное на вере в то, что субъект политического господства вступает в лидерскую роль в полном соответствии с обычаями предков. | В. Рационально-легальное |
34. Активное избирательное право – это....
а) право быть избранным;
б) право избирать и быть избранным;
в) право избирать;
г) право выдвигать кандидатов.
35. Проведите сравнительный анализ мажоритарных систем относительного и абсолютного большинства.
36. Выберите из приведенного хаотичного ряда характеристик типы политической культуры, относящиеся к типологии Г.Алмонда и С. Вербы.
-
Интегрированная, фрагментированная, патриархальная, активистская, гомогенная, подданическая.
37. Вставьте пропущенное слово в приведенном ниже фрагменте из работы английского ученого М. Оукшотта:
«Быть .... означает предпочитать известное неизвестному, то, что испытано, тому, что не прошло проверку практикой, факт – выдумке, действительность – тому, что возможно, ограниченное – безграничному, близкое – далекому, достаточное – изобилию, сегодняшнее веселье – утопическому блаженству».
-
Варианты ответа: «либералом», «консерватором», «коммунистом».
38. Проанализируйте причины неудач коммунистической идеологии во второй половине ХХ века. Чем объясняется современный кризис либерально-демократической идеологии?
39. Определите соответствие:
1. Совокупность участников международных отношений. | А. Международные отношения (в социологическом аспекте – мировая система) |
2. Система связей, отношений и взаимодействий государств и народов на основе сложившегося баланса сил. | Б. Мировая политика |
3. Процесс выработки, принятия и реализации решений, затрагивающих жизнь мирового сообщества. | В. Мировое сообщество |
40. Определите соответствие:
1. Государства, совокупная сила которых обеспечивает им приоритетные возможности воздействовать на международные отношения. | А. Микрогосударства |
2. Самодостаточные эффективные государства, воздействующие на мировое развитие, но не господствующие в международных отношениях. | Б. Сверхдержавы |
3. Государства, имеющие прочное влияние в ближайшем окружении. | В. Малые государства |
4. Слабо влияющие на международные отношения государства, совокупная сила которых позволяет им сохранять независимость и территориальную целостность. | Г. Региональные (или средние) государства |
5. Государства с малыми территориями и населением в пределах 1-2 млн. чел. | Д. Великие (или мировые) государства |
41. Что послужило причиной нового понимания роли ядерного оружия в системе национальной безопасности?
1. Мирное сосуществование государств.
2. «Новое политическое мышление».
3. Чудовищная разрушительная сила ядерного оружия.
42. Какая из международных организаций стала наиболее эффективным воплощением регионализации?
1. АСЕАН; 2. АТЭС; 3. ЕС
43. Что является главным средством реализации международных отношений?
1. Встречи на высшем уровне.
2. Народная дипломатия.
3. Внешняя политика государств.
44. Какое направление внешней политики любого государства определяется коренным национальным интересом?
1. Экономическое.
2. Информационно-представительское.
3. Охранительное.
4. Регулирующее.
- Содержание
- М.В. Калмыкова английский язык
- Пояснительная записка
- Тематический план
- Тематический план первого года обучения
- Тематический план второго года обучения
- Программа курса
- Тема 1. Фонетика
- Тема 2. Грамматика
- Стран изучаемого языка
- Литература
- Задания к зачету
- I. Выберите правильную форму глагола
- II. Выберите правильный вариант перевода с английского на русский язык
- III. Выберите правильный вариант
- IV. Выберите правильный вариант перевода с русского на английский язык
- Пояснительная записка
- Государственный образовательный Стандарт высшего профессионального образования гсэ.Ф.10 по дисциплине «русский язык и культура речи»
- Программа курса Тема 1. Русский язык в современном мире
- Тема 2. Структурные и коммуникативные свойства языка
- Тема 3. Понятие о культуре речи. Правильность речи и языковая норма. Типы и виды норм русского языка
- Тема 4. Нормы устной формы речи
- Тема 5. Нормы письменной формы речи
- Тема 6. Нормы устной и письменной форм речи
- Тема 7. Коммуникативный аспект культуры речи
- Тема 8. Этический аспект культуры речи
- Тема 9. Функциональные стили литературного языка
- Учебно-методические материалы
- 1. Русский язык в современном мире
- 2. Структурные и коммуникативные свойства языка
- 3. Понятие о культуре речи. Правильность речи и языковая норма. Типы и виды норм русского языка
- 4. Нормы устной формы речи
- 5. Нормы письменной формы речи
- 6. Нормы устной и письменной форм речи
- 7. Коммуникативный аспект культуры речи
- 8. Этический аспект культуры речи
- 9. Функциональные стили литературного языка
- Литература Основная литература
- Дополнительная литература
- Справочная литература
- Тест № 1. Акцентологический минимум
- Тест № 2. Нормы орфографии
- Часть I.
- Часть II.
- Часть III.
- Часть IV.
- Тест № 3. Грамматические нормы
- Тест № 4. Употребление фразеологических оборотов
- Вопросы к зачету
- Государственный образовательный Стандарт высшего профессионального образования гсэ.Ф.04 по дисциплине «отечественная история»
- Раздел 1. Древняя русь
- Раздел 2. Средневековая русь
- Раздел 3. Российская имерия
- Раздел 4. Советский период
- Раздел 5. Современная россия (1992 – 2009 гг.)
- Тема 1. Русские земли
- Тема 2. Русские земли периода раздробленности
- Тема 3. Московское государство в XV-XVI вв.
- Тема 4. Московское царство в XVII в.
- Тема 5. Российская империя
- Тема 6. Российская империя в середине и второй половине XVIII в.
- Тема 7. Российская империя
- Тема 8. Российская империя
- Тема 9. Российская империя в начале хх века
- Тема 10. Россия в 1917-1922 годах
- Тема 11. Ссср в 20-30-ые годы
- Тема 12. Ссср в годы второй мировой войны
- Тема 13. Ссср в послевоенный период (1945-1991 гг.)
- Тема 14. Россия в 90-ые гг. Хх в.
- ТеМа 15. Россия в начале XXI века
- Е.А. Плеханов философия
- Пояснительная записка
- Государственный образовательный Стандарт высшего профессионального образования гсэ.Ф.01 по дисциплине «философия»
- Тематический план
- Программа курса «философия»
- Тема 1. Философия в духовной культуре общества
- Тема 2. Античная философия
- Тема 3. Философия средних веков и возрождения
- Тема 4. Философия нового времени и
- Тема 5. Немецкая классическая философия
- Тема 6. Марксистская философия
- Тема 7. Русская философия XIX-XX вв.
- Тема 8. Неклассическая западная философия
- Тема 9. Западная философия
- Литература
- Тема 10. ФилософсКая онтология
- Тема 11. Проблема развития в философии
- Тема 12. Общество и природа. Глобальные проблемы современности
- Тема 13. Общество как социокультурная реальность. Основные общесоциологические теории
- Тема 14. Философская антропология.
- Тема 15. Философия культуры и теория ценностей
- Тема 16. Проблема сознания в философии
- Тема 17. Философская гносеология
- Литература
- Тема 18. Эпистемология как
- Тема 19. Гуманитарное
- Литература
- Философская теория марксизма
- Западная философия второй половины XX века
- Проблема развития в философии
- Основные теории общества
- М.В. Калмыкова социология
- Пояснительная записка
- Государственный образовательный Стандарт высшего профессионального образования гсэ.Ф.06 по дисциплине «социология»
- Тематический план
- Учебная программа
- Тема 1. Социология как наука. Предмет и объект социологии
- Тема 2. Классические социологические теории
- Тема 3. Русская социологическая мысль
- Тема4. Современные социологические теории
- Тема 5. Социология личности
- Тема 6. Социальные группы, организации и институты
- Тема 7. Теория социальной стратификации
- Тема 8. Социальный контроль и отклоняющееся поведение
- Тема 9. Социальные изменения и социальное развитие
- Тема 10. Специальные социологические теории
- Семинарские занятия Социология как наука
- Возникновение и развитие социологии в России
- Социальные группы и организации
- Социальная стратификация
- Социальная мобильность
- Социология личности
- Социальный контроль и отклоняющееся поведение
- Социология семьи
- Темы рефератов
- Литература
- Вопросы для самопроверки
- Вопросы к экзамену
- 1. Общество – это:
- 8. Малая группа – это:
- 9. Референтная группа – это:
- 10. Социальная общность – это:
- 16. Социальные изменения – это:
- 17. Социальная структура:
- 18. Социальная деятельность – это:
- 19. Социальный контроль – это:
- 20. Социализация – это:
- 21. К первичной социализации относится:
- 22. Личность – это:
- 23. Для фрустрированного типа личности характерны:
- 35. Социологический позитивизм – это:
- 36. Плюралистическая социология – это концепция, согласно которой:
- 37. Понимающая социология – это направление, согласно которому:
- 38. Психологическое направление в социологии – это:
- 39. Классы – это:
- 40. Брак – это:
- 41. Семья – это:
- Глоссарий
- Л.В. Якушева политология
- Пояснительная записка
- Государственный образовательный Стандарт высшего профессионального образования гсэ.Ф.07 по дисциплине «политология»
- Учебно-тематический план
- Программа курса
- Тема 1. Политология как наука и учебная дисциплина
- Тема 2. История развития политической мысли
- Тема 3. Политическая власть
- Тема 4. Политическая система
- Тема 5. Политический режим
- Тема 6. Политические партии и партийные системы. Общественно-политические движения
- Тема 7. Политические элиты и политическое лидерство
- Тема 8. Политические отношения и политические процессы
- Тема 9. Избирательные системы
- Тема 10. Политическая культура
- Тема 11. Личность и политика
- Тема 12. Политическое сознание
- Тема 13. Мировая политика и международные отношения. Государственные интересы России в современном международном пространстве
- Литература
- Практические занятия
- Методические ориентиры в процессе подготовки к семинару
- Литература
- Методические ориентиры в процессе подготовки к семинару
- Студенческие теоретические конференции
- Взаимодействие и современная специфика»
- Литература
- Литература
- Аналитический тренинг
- Дополнительная литература
- Матрица сравнительного анализа (образец)
- Семинары
- Функционирования исполнительной власти в
- Литература
- Методические ориентиры в процессе подготовки к семинару
- Литература
- Методические ориентиры в процессе подготовки к семинару
- Студенческая теоретическая конференция Тема: «Процессы политической модернизации: классические представления и современность»
- Литература
- Игровой тренинг «Принимаем ответственные политические решения»
- Этапы проведения тренинга
- Семинары
- Литература
- Литература
- Методические ориентиры в процессе подготовки к семинару
- Студенческая теоретическая конференция Тема: «Политическое консультирование как фактор электорального успеха»
- Литература
- Деловая игра
- Семинар «Личность в политике» План
- Литература
- Методические ориентиры в процессе подготовки к семинару
- Студенческая теоретическая конференция
- Литература
- Задания для самоконтроля
- Вопросы для подготовки к зачету
- М.Е. Ульянова культурология
- Пояснительная записка
- Государственный образовательный Стандарт высшего профессионального образования гсэ.Ф.03 по дисциплине «культурология»
- Тематический план
- Учебная программа
- Тема 1. Культурология как система знания. Методы, цели и специфика культурологического исследования
- Тема 2. Предмет и основные
- Тема 3. Проблема культурной целостности.
- Тема 4. Типология культур
- Тема 5. Культурно-исторические типы
- Тема 6. Русская культура и
- Тема 7. Культура и контркультура
- Тема 8. Культурология будущего
- Литература Учебная литература
- Словари, справочные издания, хрестоматии
- СеминарскиЕ занятиЯ
- ТестЫ для самопроверки
- Вопросы для подготовки к зачету
- Л.Е. Петрова психология и педагогика
- Пояснительная записка
- Государственный образовательный Стандарт высшего профессионального образования гсэ.Ф.08 по дисциплине «психология и педагогика»
- Тематический план
- Программа курса
- Тема 6. Эмоционально-волевая сфера личности
- Межгруппового взаимодействия
- Феномен и педагогический процесс
- Литература
- Практическое занятие 1 Личность: самопознание и профессиональное самоопределение (психодиагностический практикум)
- Образовательная система в России и за рубежом
- Семья – социокультурная среда воспитания и развития личности
- Аддиктивное поведение как социально-психологическая проблема
- Тесты для самопроверки
- Часть 1 – психология
- 5. Личность в психологии понимается как:
- 6. Структура личности – это:
- 7. Потребность-это:
- 8. Мотив в психологии понимается как:
- 9. Самосознанием личности является:
- 19. Представление это:
- 20. Волевыми качествами личности являются:
- Часть 2 – педагогика
- 1. Воспитание в широком смысле это:
- Вопросы к зачету
- Л.Е. Петрова психология общения
- Пояснительная записка
- Тематический план
- Программа курса
- Психологического знания
- Средства общения
- Друг друга
- В процессе общения
- Публичного выступления
- Литература
- Планы семинарских и практических занятий Роль электронной коммуникации в построении взаимоотношений
- Гендерные особенности общения
- Манипулятивные приемы воздействия в жизни человека
- Тесты для самопроверки
- Общение-это…
- Социальный интеллект-это…
- Какой процент информации передается по невербальным каналам?
- Характерные признаки «открытой» позы:
- Комплимент-это:
- Коммуникативная совместимость-это:
- Ассертивное поведение-это…
- Способы преодоления нервозности перед публичным выступлением:
- Юмор в публичном выступлении уместен, когда…
- Вопросы к зачету
- Н.В. Зин, а.К. Тихонов религиоведение
- Пояснительная записка
- Тематический план
- Программа курса
- Тема 1. Религиоведение как научная дисциплина
- Тема 2. Религии древних народов
- Тема 3. Национальные религии востока
- Тема 4. Буддизм
- Тема 5. Раннее христианство
- Тема 6. Православие
- Тема 7. Католицизм
- Тема 8. Протестантизм
- Тема 9. Ислам
- Тема 10. Современные нетрадиционные религиозные движения и культы
- Ресурсы интернет
- Планы семинаров Религии древних народов
- Национальные религии востока
- Буддизм
- Раннее христианство
- Православие
- Протестантизм
- Современные нетрадиционные религии и культы
- Вопросы для самоконтроля
- Вопросы к зачету
- Глоссарий
- Методические разработки по дисциплинам социально-гуманитарного цикла