3. Основные тенденции мировой и российской преступности
Преступность стала мировой проблемой после Второй мировой войны. По данным ООН, прирост преступности в мире составляет в среднем 5 % в год.
Отмечается несколько тенденций, характеризующих мировую преступность это:
- профессионализация преступности;
- интенсификация преступности;
- структурные изменения, связанные с ростом организованной преступности;
- интеллектуализация преступности – вытеснение уголовного типа из сферы корыстной преступности и замена его интеллектуальным, предприимчивым типом;
- увеличение изощренности, вооруженности и технической оснащенности преступности;
- возрастание доли таких преступлений, которые сопровождаются насилием (особенно широких масштабов достигает терроризм), уничтожением материальных ценностей;
- коррумпированность, сращение органов власти и криминальных структур;
- увеличение выживаемости и самозащищенности преступного мира;
- интенсивное расширение криминогенной социальной базы за счет увеличения маргинального слоя люмпенизированных групп населения (безработных, бездомных и других категорий);
- криминализация сообщений СМИ;
- превращение обыденного поведения в атрибут повседневной жизни.
Для России, помимо вышеотмеченных тенденций, в качестве важнейших выделяются:
- усиление корыстной направленности преступности;
- рост преступности в молодежной среде и преобладание доли молодежи в структуре преступников;
- акоголизация молодежи;
- рост наркотизма, особенно это касается молодежи.
Эта тенденция является особенно острой. Социологический анализ наркоситуации, проведенный сектором девиантного поведения института Социологии РАН среди различных групп населения, позволил выявить ее важнейшие тенденции.
Злоупотребление наркотиками приобретает все более массовый характер. На сегодняшний день в стране практически нет ни одного города, где не было бы лиц, злоупотребляющих наркотиками. При этом наркотики проблема не только города, но и села. Особенность современной наркотизации и в том, что наркомания является не только молодежной проблемой. По экспертным данным, более 12 % населения употребляет наркотики. Преимущественный возраст наркоманов от 13 до 40 лет. Снизился и уровень обращаемости в наркоучреждения.
Первая проба наркотиков происходит в группе. Но характер таких групп принципиально изменился. Если раньше формировались спонтанно, то сейчас создаются по принципу употребления наркотиков в качестве способа проведения досуга. Доступность наркотиков приводит к декриминализации их употребления, облегчает включение в наркоупотребление социально благополучных слоев. Тип наркотика зависит от цены и моды на него в определенной социальной среде.
Фиксируется и усиление влияния гедонистического сознания во всех половозрастных группах, что означает переориентацию молодежи, связанную с изменением социальных норм. Прежние ценности вытесняются идеей личного блага, материального благополучия. Основа наркотической субкультуры - представление об удовольствии как главной жизненной ценности. Отметим в этой связи, что в иерархии мотивов употребления наркотиков молодежь Тульского региона, по данным исследований 1996 – 2004 гг., «удовольствие» и «любопытство» выходят на первый план.
Специалистами отмечается также такой феномен, как бродяжничество и попрошайничество в современной России.
Еще одним явлением отклонений в России выступает проституция и трэффик женщин за рубеж. Многие женщины видят в работе за рубежом или браке с иностранцем основную возможность разрешения своих жизненных трудностей. И в настоящее время в российском обществе распространены мифы о красивой, легкой и богатой жизни за границей, поддерживаемые большим объемом материала в желтой прессе, искажающей действительность. Женщины, имеющие опыт занятия проституцией, считают, что работа в секс- индустрии за рубежом более выгодна, безопасна, меньше контролируется сутенерами. При наличии высокого спроса в зарубежных странах на неквалифицированный труд и работу в секс-индустрии существует противоречивая ситуация. Миграционная политика западных государств проявляется в жестких ограничениях получения рабочей визы. Тяжелое материальное положение, трудовая дискриминация, социальная и правовая незащищенность, стремление обеспечить будущее своим детям являются основой желания российских женщин уехать за границу или выйти замуж за иностранца.
В качестве новой и усиливающейся тенденции роста отклонений в поведении можно выделить и развивающееся компьютерное «пиратство» в России.
В последние 15 - 20 лет в современном российском обществе фиксируется также значительный рост алкоголизма и суицидов, что объясняется усилением факторов социетального уровня. В числе важнейших факторов влияния - экономическая и политическая нестабильность, удорожание жизни, безработица и т. д. Значимыми также являются и факторы психологического уровня. Суициды характерны в большей степени для слабозащищенных категорий.
На усиление отклонений влияет целый комплекс социальных, экономических, политических, социально-психологических, биологических и ситуационных факторов. Речь о социальных и психологических факторах уже шла ранее. Под биологическими предпосылками отклонений понимается генетическая предрасположенность к ним, пол, возраст, состояние здоровья индивидов. Ситуационные факторы могут действовать двояко: вынуждать или располагать к отклонениям. Поэтому среди ситуационных факторов можно выделить факторы экстремальности и благоприятствующие. Ситуационные факторы рассматриваются на индивидуальном и групповом уровнях. Этот комплекс определяется конкретными историческими условиями развития общества, конкретным социальным временем.
На рост отклонений влияют и факторы субъективные, определяемые структурой личности, ее социальной средой. И, наконец, специфика отклоняющегося поведения заключается в том, что оно возникает "на пересечении" этих трех групп факторов.
Процесс развития девиантного поведения можно представить следующим образом. Исходным пунктом для большинства девиаций являются биологические факторы. Затем в процессе социализации через социальные институты, через агентов социализации усваиваются ценности и нормы своей культуры и субкультуры референтных групп. В случае отсутствия, противоречивости или несформированности норм социализация является слабой, отклоняющейся. Могут проявиться и патологические наклонности. В результате социальных потрясений могут наблюдаться также явления десоциализации и ресоциализации (в различной степени успешные). Затем в определенных ситуациях происходят первичные, а затем и вторичные отклонения.
Кроме того, различные виды девиаций могут обуславливать друг друга, но такая взаимообусловленность их сложна. В одних случаях одно негативное социальное явление усиливает другое, в других ослабляет его.
Одной из важнейших проблем социологии отклоняющегося поведения является профилактика отклонений, то есть своевременное предотвращение их. В настоящее время в России наметился отход от карательных, жестких мер к комплексу мер защитных, превентивных. Эти меры предполагают помощь группам риска со стороны социологов, психологов, медиков, психотерапевтов, всех структур, работающих с молодежью. Не являются исключением здесь и педагоги, преподаватели. Поэтому за последние два - три года созданы различные центры социальной помощи молодежи, центры социальной адаптации, социальной реабилитации.
Но, какие бы меры не предпринимались на уровне общества по отношению к решению вопросов профилактики правонарушений, очень значимо и то, как относятся люди к группам риска и делинквентам, то есть каков "порог терпимости" общества к отклонениям.
Выводы
1.Проблема отклоняющегося поведения сложна, многогранна, требует комплексного подхода не только социологов, но и психологов, психотерапевтов, юристов, а также представителей всех структур, работающих с молодежью.
2.Понятие "девиации" имеет смысл только при сопоставлении его с понятием нормы, которые выступают как регуляторы поведения индивидов в обществе.
3.Динамика отклонений в обществе непосредственно зависит от общей социально-политической, экономической ситуации. И, если мы будем рассматривать явления отклонений на уровне социальной системы, то следует помнить, что отклонения в поведении зависят от "соотношения" социального порядка и социальной организации в обществе.
4.С точки зрения усиления отклоняющегося поведения определяющими являются факторы социальной среды. Неуверенность в завтрашнем дне, страх, неумение адаптироваться к стремительно меняющейся жизненной ситуации, с одной стороны, и неспособность многих людей контролировать свои действия, которая проявляется часто как особенности характера, с другой стороны, увеличивают вероятность отклонений. В то же время следует подчеркнуть комплексный характер влияния различных факторов.
5.Направленность отношения человека к окружающий среде, восприятие им социума, а, значит, и его поведение во многом определяются ценностными ориентациями человека. А поскольку нынешнее российское общество характеризуется как общество переходного этапа развития всей системы общественных отношений, то в социальной системе фиксируется изменение шкалы ценностей, что, в свою очередь, также оказывает существенное влияние на рост отклонений в поведении.
6.Кризис культуры также во многом определяет рост преступности. Это проявляется, прежде всего, в "поставке" в российское общество низкосортной, видео - и кино - продукции, литературы преступной среды и асоциального поведения.
В этой связи необходимо привлечение внимания к данной проблеме всего общества с целью налаживания профилактической работы в молодежной среде. И одной из важнейших составляющих профилактики правонарушений является правовая подготовка учащейся и работающей молодежи.
- Социология
- Содержание
- Предисловие
- Тема 1. Социология как наука
- 1. Объект и предмет социологии.
- 2. Внутреннее многообразие социологии.
- 3. Социология и жизнь общества. Функции социологии.
- I. Объект и предмет социологии
- 2. Внутреннее многообразие социологии
- 3. Социология и жизнь общества. Функции социологии
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 2. История возникновения и развития социологии
- 2. Западноевропейская социологическая традиция
- 3. Развитие социологической науки в хх в. Многообразие теоретико-методологических направлений в современной социологии
- 4. Социология в России
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 3. Методология и методика конкретно-социологических исследований
- Конкретные социологические исследования как составная часть процесса социологического познания
- 2. Программа социологического исследования
- 3. Методы социологического исследования
- 4. Анкета как инструмент социологического исследования
- Контрольные вопросы
- Список литература
- Тема 4. Базисные элементы социальной жизни
- 3. Социальные общности и социальные группы
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 5. Общество как социальная система
- 1. Социологические подходы к обществу как объекту познания
- 2. Механизм функционирования общества
- 3. Типы современных обществ. Характерные особенности информационного общества
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 6. Социальная структура общества
- Классовая и стратификационная парадигмы социальной структуры
- Социальная стратификация и социальная мобильность
- Изменения в социальной структуре современного российского общества
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 7. Социология межэтнических отношений
- 1. Этнонация: концепции сущности
- 2. Межэтнические отношения
- 3. Межэтнические конфликты и их типы
- 4. Особенности этнической ситуации в современной России
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 8.Личность и общеcтво
- 1. Понятие личности в социологии. Социологические
- 2. Макро - и микросоциологические концепции личности
- 3. Взаимодействие личности и общества
- 4. Социальная среда и социализация личности
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 9. Культура и общество
- Культура в системе социологического знания. Сущность, структура, функции, принципы культуры
- 2. Типы культуры и характер их взаимодействия. Ведущие тенденции развития культуры в современный период
- 3.Культура России: традиции и современность
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 10. Девиантное поведение
- 1. Девиации и нормы.
- 2. Причины и формы отклонений в поведении.
- 3. Основные тенденции мировой и российской преступности.
- 1. Девиации и нормы
- 2. Причины и формы отклонений в поведении
- 3. Основные тенденции мировой и российской преступности
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 11. Социально - демографические процессы в обществе
- 1.Демографические основы общественной жизни
- Возрастная пирамида населения России, 1994г. (на 1 января 1994 года) возраст (количество лет)
- 2.Основные социально-демографические формы движения населения
- 3. Социально-демографическая ситуация в Российской Федерации
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 12. Семья как социальный институт
- Предмет и основные теоретические направления изучения социологии семьи
- 2. Функции семьи
- 3.Типология семейных структур и жизненный цикл семьи
- 4.Основные направления изменения семьи
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 13. Социология молодежи
- 1. Предметная область социологии молодежи.
- 2. Молодежь как социально - демографическая группа.
- 3. Социальные аспекты государственной молодежной
- 1. Предметная область социологии молодежи
- 2. Молодежь как социально-демографическая группа
- 3. Социальные аспекты государственной молодежной политики (гмп)
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 14. Управление процессом развития социальных отношений
- 1. Социальное управление как система.
- Государственное регулирование как форма управления социальными отношениями
- Основные характеристики этапных моделей государственного развития социальных отношений
- Институт посредничества в регулировании социально-экономических отношений
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Краткий словарь основных понятий к темам курса
- Тема 1. Социология как наука
- Тема 2. История возникновение и развитИя социологии
- Тема 3. Методология и методика конкретно-социологических исследований
- Тема 4. Базисные элементы социальной жизни
- Тема 5. Общество как социальная система
- Тема 6. Социальная структура общества.
- Тема 7. Социология межэтнических отношений
- Тема 8. Личность и общество
- Тема 9. Культура и общество
- Тема 10. Девиантное поведение
- Тема 11. Социально-демографические процессы в обществе
- Тема 12. Семья как социальный институт
- Тема 13. Социология молодёжи
- Тема 14. Управление процессом развития социальных отношений
- Персоналии