1. Этнонация: концепции сущности
Этносы как сложные социальные группы, связанные с
разными сферами общественной жизни, исследуются различными науками. В социологической науке они изучаются этносоциологией («этнической социологией») - наукой, возникшей на стыке социологии, этнологии, социальной психологии. Являясь пограничной научной дисциплиной, она изучает социальные процессы в разных этнических группах и средах и одновременно – этнические процессы в социальных группах.
Выделение этносоциологии в самостоятельное направление науки относится к концу 60-х годов XX века, когда был накоплен и изучен огромный этнографический материал, возникла потребность более глубокого изучения взаимосвязи социальных и этнических процессов, накоплен опыт соединения социологических исследований с межнациональными. В отечественной науке большую роль сыграл Институт этнографии АН СССР (с 1990 года - Институт этнографии и антропологии РАН), его директор Ю.В. Бромлей, ученые-этнографы и социологи Ю.В. Арутюнян, И.С. Кон, О.И. Шкаратан и другие. В середине 80-х годов была сделана попытка обобщения этносоциологических исследований1, а в 90-е годы этносоциология была «переведена» на язык учебных пособий для вузов2.
Есть отличия в содержании этносоциологии. В западной науке термину «этносоциология» соответсвует понятие «социология межэтнических отношений». Исследования ведутся в основном в малых группах (молодежи, военнослужащих, спортивных лагерей), причем ситуация заранее моделируется3. В России объектом исследования являются целые народы, этнические группы, меньшинства, диаспоры, их профессиональные ориентации, мобильность, социальные перемещения, внутри и межреспубликанская миграция, использование русского языка и других языков в различных социальных группах, этническое самосознание в них, социальные и социально-психологические основы межэтнических конфликтов, межнациональные браки, соотношение традиционной и современной культуры городского и сельского населения, социальная и демографическая структура народов и т.д. Как видно, спектр изучаемых этносоциологией объектов широк.
Этническая группа в социологическом понимании является частью общества, его сегментом, члены которого осознают себя (или определяются таковыми другими группами) носителями общей культуры, обладают чувством солидарности. Она выступает одновременно формой человеческой групповой интеграции и дифференциации.
Этническая социология является социологической теорией среднего уровня, возникающей на основе социологических исследований. В ней различаются два направления:
- изучение этнической специфики общего социального направлений плана;
- исследование собственно этнических признаков – национального (этнического) самосознания, языков, традиций и других элементов культуры в их социальной обусловленности.
Необходимость изучения этносов обусловлена полиэтничностью современного шестимиллиардного населения Земли (4-5 тысячи этносов, хотя и эта цифра не является абсолютно точной). В России перепись населения 2002 года зафиксировала свыше 160 этносов. Из общего числа 145,2 млн.человек – 116 млн.- русские. По современным оценкам, в РФ проживает 170 народов, среди которых русские составляют 80 % населения. Тульская область (бывшая Тульская губерния) в «Алфавитном списке народов, обитающих в Российской империи» (издание Канцелярии Комитета Министров, СПб, 1905), характеризовалась как «сплошь русская» (99,7 % населения). В 1979 году русские составляли здесь 95,9 % жителей, в 1989 году – 95,3 %, а в начале XXI в. – 96.1 %,
Изучение взаимосвязи социального и этнического моментов (нацелено на выполнение ряда функций), среди них: теоретико-познавательная, прогностическая, просветительская (воспитательная), практико-преобразовательная.
Следует заметить, что при осуществлении этих функций значительную роль играет этническое самосознание. В то же время четкого представления о нем у многих индивидов нет, что зафиксировала перепись 2002 г.: отмечено 800 вариантов ответов об этническом самоопределении граждан.
Рассмотрим сущность этноса. Возникновение этносов совпало с процессом антропогенеза (около 4 млн. лет тому назад), трансформации продолжаются и до настоящего времени. Отсюда множество теорий, подходов к раскрытию этнической общности людей.
Понятие «этнос» (от греческого «ethnos» - народ, племя) получило распространение в науке в последние два десятилетия XX в. До этого чаще применялись понятия «племя», «народность», «нация» как различные формы этноса, соответствующие разным ступеням человеческой цивилизации1.
В отечественной этнологии и социологии сейчас используются понятия «этнонация», «национальность», «народ», помимо принятого во всем мире понятия «этническая группа». При этом термин «нация» употребляется в двух значениях:
- как политическая общность («нация – государство», «нация согражданство»);
- как «этническая нация» («этнонация»).
В первом случае нация рассматривается как образование, отражающее эволюцию этнической общности в условиях развития товарного производства, создания национального государства, возникновения согражданства проживающих в нем людей. Государства-нации образуют мировое сообщество, в том числе ООН. Отсюда приняты в политическом языке понятия «государства-нации», «национальные интересы», «национальная безопасность», «национальные границы» и т.д. В них преобладает политический, а не этнический момент.
В отечественной литературе доминирует понятие «этнонация». Этносоциологи выделяют три подхода к пониманию этнического феномена:примордиалистский; инструменталистский; кострукти -
вистский. Этнологи называют еще две концепции – информационную и системно-статистическую (компонентную).
Примордиалистский (исконный, обусловленный данностью, онтологический) подход наиболее распространенный, он распадается на два крупных направления эволюционно-историческое и социобиологическое. Первое доминировало в мировой мысли до 60-70-х гг. XX в., было единственным в отечественной науке вплоть до 90-х гг. Ю.В. Бромлей определяет важнейшие свойства этносов: язык, культура, этническое самосознание, закрепленное в самоназвании (этнониме). Эти свойства формируются в соответствующих территориальных, природных, социально-экономических, государственно – правовых условиях1. Социобиологическое направление рассматривает этнос как «расширенную родственную группу», «круг родственников на основе биологического происхождения» (П. Ван-ден-Берг). Американский ученый Б. Барбер, ранжируя стратификационную структуру, последним элементом называет в ней родственные группы и их продолжение в форме этнических групп. Отмечая снижение роли этих групп, он все же приходит к выводу, что связь с этническими группами «по-прежнему считается достоинством или недостатком, как в различных видах социального взаимодействия, так и в сфере возможностей получения доступа к разнообразной социальной мобильности»1.
В отечественной науке социобилогическое направление своеобразно представлено Л. Н. Гумилевым: структурно-системная целостность, называемая этноценозом, включает в себя людей, доместикаты (домашние животные и культурные растения), ландшафты (как преобразованные человеком, так и девственные), богатство недр, взаимоотношения с соседями (либо дружеские, либо враждебные), то или иное сочетание языков, элементов материальной, духовной культуры и т.д. Не считая возможным выделить признаки этносов, Л.Н. Гумилев определяет основное, универсальное положение: «Мы такие-то, а все прочие другие».
Второй, инструменталистский подход (Н.Глезер, Д.Мойнихан, Д.Дэвис, Г. Дилигенский), характеризует этническую группу как общность, связанную интересами, а этничность – как средство для достижения групповых интересов, равенства, утверждения достоинства, условие этнической мобилизации к политической борьбе.
Третий, конструктивистский подход (Б. Андерсон, Э. Гэллнер,
Э. Хобсбаум, В.Тишков), определяет этничность как интеллектуальную конструкцию ученых, политиков, которая вводится в сознание людей для достижения каких-то целей, совпадающих или не совпадающих с интересами этнической группы. Особую роль здесь играют социальные и политические лидеры.
К конструктивистскому подходу близка информационная концепция этничности. Ее суть сводится к тому, что информация внутри этнической группы в силу объективных причин (язык, территория, традиции и т.д.) всегда более интересна, нежели вне ее, что содействует этнической сплоченности, формированию, говоря словами Э. Дюркгейма, «механической солидарности»
Сложность этносов положена в основу еще одной теории – системно- статистической, или компонентной. В ее русле этносы определяются как исторически возникшие, эволюционизирующие сложные самовоспроизводящиеся социальные системы, обладающие многосоставной структурой. Структурные образования, в свою очередь, обладают сложным строением. В качестве компонентов этноса называются: расселение (Т-компонента), воспроизводство и демографическая структура (Д-компонента), производственно-экономическая деятельность и ее характер (Е-компонента), система социальных отношений и институтов (S – компонента), язык и разнообразие форм речевой деятельности (L - компонента), создание, использование и сохранение культуры (К-компонента), быт, или устойчивые стериотипы в поведении, реализуемые в привычках, обычаях, обрядах (С-компонента), существенные стороны психологического восприятия своего этноса и общей этнической культуры мира (Р – компонента), система личностного контактирования и взаимодействия (R – компонента) и другие.
При всем различии в подходах к определению этноса видно, что в них учитываются собственно этнические характеристики (язык, этнический характер, этническое самосознание, особенности культуры, традиций и т.д.) и условия формирования и бытия этих свойств. Спектр этих условий широк – от природно-географических, территориальных до социально- экономических, государственно-правовых. Отсюда широкий смысл этноса – «этносоциальный организм», включающий как собственно-этнические свойства, так и разнообразные условия формирования и развития этноса, и узкий – «этникос», включающий собственно этнические свойства.
Таким образом, этнос можно определить как исторически сложившуюся на определенной территории межпоколенную общность
людей, обладающую общими, относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также самосознанием своего единства и отличия от всех других подобных общностей, проявляющимися прежде всего в самосознании (эндоэтнониме).
Этносы структурированы не только по собственно - этническим, но и по социальным признакам каждый из них имеет конкретное соотношение слоев, групп. В полиэтнических обществах, государствах этносы своими слоями, группами входят в многонациональные классы и слои. Характер взаимоотношений внутри последних, степень их структурированности влияют на взаимоотношения между этническими группами, на их социальную мобильность. Нагляднее всего это происходит в модернизационные периоды жизни полиэтнического общества.
- Социология
- Содержание
- Предисловие
- Тема 1. Социология как наука
- 1. Объект и предмет социологии.
- 2. Внутреннее многообразие социологии.
- 3. Социология и жизнь общества. Функции социологии.
- I. Объект и предмет социологии
- 2. Внутреннее многообразие социологии
- 3. Социология и жизнь общества. Функции социологии
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 2. История возникновения и развития социологии
- 2. Западноевропейская социологическая традиция
- 3. Развитие социологической науки в хх в. Многообразие теоретико-методологических направлений в современной социологии
- 4. Социология в России
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 3. Методология и методика конкретно-социологических исследований
- Конкретные социологические исследования как составная часть процесса социологического познания
- 2. Программа социологического исследования
- 3. Методы социологического исследования
- 4. Анкета как инструмент социологического исследования
- Контрольные вопросы
- Список литература
- Тема 4. Базисные элементы социальной жизни
- 3. Социальные общности и социальные группы
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 5. Общество как социальная система
- 1. Социологические подходы к обществу как объекту познания
- 2. Механизм функционирования общества
- 3. Типы современных обществ. Характерные особенности информационного общества
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 6. Социальная структура общества
- Классовая и стратификационная парадигмы социальной структуры
- Социальная стратификация и социальная мобильность
- Изменения в социальной структуре современного российского общества
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 7. Социология межэтнических отношений
- 1. Этнонация: концепции сущности
- 2. Межэтнические отношения
- 3. Межэтнические конфликты и их типы
- 4. Особенности этнической ситуации в современной России
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 8.Личность и общеcтво
- 1. Понятие личности в социологии. Социологические
- 2. Макро - и микросоциологические концепции личности
- 3. Взаимодействие личности и общества
- 4. Социальная среда и социализация личности
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 9. Культура и общество
- Культура в системе социологического знания. Сущность, структура, функции, принципы культуры
- 2. Типы культуры и характер их взаимодействия. Ведущие тенденции развития культуры в современный период
- 3.Культура России: традиции и современность
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 10. Девиантное поведение
- 1. Девиации и нормы.
- 2. Причины и формы отклонений в поведении.
- 3. Основные тенденции мировой и российской преступности.
- 1. Девиации и нормы
- 2. Причины и формы отклонений в поведении
- 3. Основные тенденции мировой и российской преступности
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 11. Социально - демографические процессы в обществе
- 1.Демографические основы общественной жизни
- Возрастная пирамида населения России, 1994г. (на 1 января 1994 года) возраст (количество лет)
- 2.Основные социально-демографические формы движения населения
- 3. Социально-демографическая ситуация в Российской Федерации
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 12. Семья как социальный институт
- Предмет и основные теоретические направления изучения социологии семьи
- 2. Функции семьи
- 3.Типология семейных структур и жизненный цикл семьи
- 4.Основные направления изменения семьи
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 13. Социология молодежи
- 1. Предметная область социологии молодежи.
- 2. Молодежь как социально - демографическая группа.
- 3. Социальные аспекты государственной молодежной
- 1. Предметная область социологии молодежи
- 2. Молодежь как социально-демографическая группа
- 3. Социальные аспекты государственной молодежной политики (гмп)
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 14. Управление процессом развития социальных отношений
- 1. Социальное управление как система.
- Государственное регулирование как форма управления социальными отношениями
- Основные характеристики этапных моделей государственного развития социальных отношений
- Институт посредничества в регулировании социально-экономических отношений
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Краткий словарь основных понятий к темам курса
- Тема 1. Социология как наука
- Тема 2. История возникновение и развитИя социологии
- Тема 3. Методология и методика конкретно-социологических исследований
- Тема 4. Базисные элементы социальной жизни
- Тема 5. Общество как социальная система
- Тема 6. Социальная структура общества.
- Тема 7. Социология межэтнических отношений
- Тема 8. Личность и общество
- Тема 9. Культура и общество
- Тема 10. Девиантное поведение
- Тема 11. Социально-демографические процессы в обществе
- Тема 12. Семья как социальный институт
- Тема 13. Социология молодёжи
- Тема 14. Управление процессом развития социальных отношений
- Персоналии