logo search
malyshu_var-t_2

41. Социальные стереотипы и предрассудки.

Социальные стереотипы являются частным случаем аттитюда (социальной установки). Они заключаются в том, что какого-либо человека причисляют к определённой соц.группе и далее автоматически приписывают ему все характеристики данной группы игнорируя его человеческую индивидуальность. Разновидности социальных стереотипов: 1) гендерные стереотипы (пр: если блондинка, значит тупая), 2) физиогномические (толстые - добрые), 3) профессиональные стереотипы (продавец - не честный), 4) национальные, 5) религиозные. Смысл стереотипов: экономия энергии человека, наличие стереотипов у человека, говорит о низком интеллекте (плохое образование), узком кругозоре и тд. Источники предрассудков: 1) Социальные источники. а) соц.неравенство (существуют хозяева и подчинённые), б) феномен уязвимости в отношении стереотипа; разрушительно влияющее отношение, что кто то подтвердит правильность негативного стереотипа, в) внутригрупповая пристрастность; тенденция к благосклонному отношению к своей группе. Чем больше группа к которой вы принадлежите, тем больше пристрастность. 2) Эмоциональный источник. а) фрустрация и агрессия-это "козлы отпущения", б) потребность в статусе и принадлежности - ощущение превосходства. 3) Когнитивные источники. а) категоризация, т.е. отнесение людей к разным категориям облегчает их понимание и даёт полую информацию при минимально затраченных усилиях, б) воспринимаемые сходства и различия; эффект "чужой" группы - они похожи, а мы нет, в) различительные стимулы (пр: женщина среди мужчин выглядит лучше). Яркие события, люди не похожие на других привлекают внимание, г) особые случаи, чем меньше знаем группу, тем больше на нас оказывают влияние немногочисленные особые случаи, д) яркие события-иллюзорные взаимосвязи; ложное восприятие взаимосвязи 2х переменных.

   Стереотипизация – устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным сокращением при взаимодействии с этим явлением. Термин был введен У. Липпманом в 1922 г., видевшим в этом явлении лишь ложное и неточное представление, используемое пропагандой. Часто встречается стереотип, связанный с групповой принадлежностью человека, например, к какой-либо профессии.    Следствием стереотипизации может быть:    1) упрощение процесса познания другого человека;    2) возникновение предубеждения. Если прошлый опыт был негативным, то человек, связанный с этим опытом, будет при новом восприятии вызывать неприязнь. Зная об эффектах восприятия, человек может использовать это знания в своих целях, создавая у окружающих положительный имидж – воспринимаемый и передаваемый образ личности. Условиями принимаемого имиджа являются: ориентация на социально одобряемые формы поведения, соответствующие социальному контролю, и ориентация на средний класс по социальной стратификации. Выделяют три уровня имиджа: биологический (пол, возраст, здоровье и т. п.), психологический (качества личности, интеллект, эмоциональное состояние и т. д.), социальный (слухи, сплетни).