3. Работа по формированию здорового образа жизни
Ведущей фигурой в организации внебольничной помощи детям является участковый врач-педиатр детской городской поликлиники. Вся деятельность участкового врача-педиатра строится в соответствии с задачами детской поликлиники в четырех основных направлениях:
профилактическая работа;
лечебная работа;
противоэпидемическая работа;
лечебно-профилактическая работа в детских организованных коллективах.
Профилактическая работа
Главной целью профилактической деятельности участкового педиатра является проведение мероприятий, способствующих правильному физическому и нервно-психическому развитию детей, широкое внедрение гигиенических требований в повседневную жизнь семьи.
Основным методом в профилактической работе является диспансерный метод—метод активного динамического наблюдения не только за больными, но и за здоровыми детьми.
Под особым наблюдением участковой врача находятся дети из группы риска:
дети из двоен;
недоношенные;
родившиеся с большой массой тела;
с родовой травмой;
родившиеся у матерей с патологией беременности, родов или перенесших инфекционное заболевание во время беременности;
выписанные из отделения патологии новорожденных;
дети из неблагоприятных социально-бытовых условий.
Для осуществления профилактической работы со здоровыми детьми раннего возраста в составе детской, поликлиники организуется кабинет профилактической работы с детьми (кабинет здорового ребенка).
Основными задачами кабинета здорового ребенка являются:
— пропаганда здорового образа жизни в семье;
обучение родителей основным правилам воспитания здорового ребенка (режим, питание, физическое воспитание, закаливание, уход и др.);
санитарное просвещение родителей по вопросам гигиенического воспитания детей, профилактики заболеваний и отклонений в развитии ребенка;
гигиеническое обучение и воспитание ребенка. Медицинский персонал кабинета здорового ребенка;
оказывает помощь участковым врачам-педиатрам в проведении занятий «Школ молодых матерей, отцов»;
проводит индивидуальные и коллективные беседы с родителями детей раннего возраста, выдает им памятки и методическую литературу по вопросам охраны здоровья ребенка;
обучает родителей методике ухода за детьми, организации режима дня, возрастным комплексам массажа, гимнастики, проведению закаливающих процедур, технологии приготовления детского питания, правилам введения докорма и прикорма;
проводит работу по профилактике рахита у детей;
совместно с участковым педиатром и участковой медицинской сестрой проводит индивидуальную подготовку детей к поступлению в детское дошкольное учреждение;
обучает участковых медицинских сестер вопросам профилактической работы с детьми, методике массажа, гимнастики, закаливающих процедур и др.;
осуществляет связь с центром здоровья для изучения и распространения новых материалов, оформления кабинета по вопросам развития и воспитания здорового ребенка;
ведет необходимую рабочую документацию и учет инструктивно-методических материалов по развитию и воспитанию детей раннего возраста.
Диспансеризация является основной формой работы детских поликлиник и проводится, во-первых, по возрастному признаку вне зависимости от состояния ребенка, во-вторых, в зависимости от имеющегося заболевания.
Важнейшим звеном диспансеризации детского населения является организация профилактических осмотров. Выделяют следующие виды профилактических осмотров: профилактический осмотр, который проводит врач, обслуживающий ребенка но месту жительства или в детском учреждении; углубленный профилактический осмотр, при котором осмотру предшествует проведение определенных функционально-диагностических исследований; комплексные профилактические осмотры, при которых здоровье ребенка оценивается бригадой врачей-специалистов.
В поликлиниках выделяют три группы детей, подлежащих профилактическим осмотрам:
дети до 7-летнего возраста, не посещающие детские дошкольные учреждения;
дети, посещающие детские дошкольные учреждения;
школьники.
В настоящее время профилактические осмотры детей, посещающих образовательные учреждения, проводятся в виде обязательных углубленных обследований в соответствии с «декретированными возрастными группами»:
перед поступлением в дошкольное учреждение;
за год до поступления в школу;
перед поступлением в школу;
конец первого года обучения;
переход к предметному обучению;
пубертатный период (14—15 лет);
перед окончанием общеобразовательного учреждения — 10—11 класс (15—17 лет).
По завершении профилактических осмотров проводится комплексная оценка здоровья детей. На каждого ребенка с выявленными заболеваниями, подлежащими диспансерному наблюдению, заводится «Контрольная карта диспансерного больного» (ф. 030/у). «Контрольная карта» наряду с выполнением сигнальных функций (контроль за диспансерными посещениями), отражает такие данные о больном, которые помогают врачу в проведении диспансерного наблюдения.
Лечебная работа
Лечебная работа участкового педиатра включает в себя:
— лечение на дому детей с острыми заболеваниями и обострениями хронической патологии до полного клинического выздоровления;
прием в детской поликлинике реконвалесцентов острых заболеваний, не представляющих опасности для окружающих;
активное заявление больных с хроническими формами заболеваний на ранних стадиях, постановка их на учёт своевременное лечение и оздоровление;
проведение комплексного этиопатогенетического лечения заболеваний с использованием средств восстановительного лечения (физиотерапевтических методов, лечебной физкультуры, водолечения);
осуществление преемственности в лечении больных детей с детскими дошкольными учреждениями, стационарами, санаториями;
экспертиза временной нетрудоспособности;
— организация госпитализации. Противоэпидемическая работа
В деятельности участковых педиатров борьба с инфекционными заболеваниями, обеспечение эпидемиологического благополучия занимает видное место. Этот вид деятельности участковых врачей осуществляется под руководством и контролем центра санэпиднадзора. Основными задачами этой работы являются: раннее выявление и госпитализация инфекционных больных, наблюдение за возможным очагом инфекционного заболевания, контактными лицами, реконвалесцентами и бациллоносителями. Врачи несут ответственность за санитарное состояние на участке и организуют профилактические прививки.
Наряду с участковой службой в детских поликлиниках организована широкая специализированная помощь, являющаяся составной частью «единой цепочки» поликлиника—стационар—санаторий.
Специализированная медицинская помощь может быть представлена в виде:
— специализированных кабинетов поликлиники;
— районных и межрайонных специализированных диспансеров.
В крупных городах создаются специализированные центры, в состав которых входят амбулаторное звено (консультативный поликлинический приезд), специализированный стационар, специализированный санаторий.
В зависимости от мощности поликлиники объем представленной в ней специализированной помощи может быть различным.
Районные специалисты ведут прием на базе одной из детских поликлиник, а межрайонные—в каждом из прикрепленных районов.
Специализированные кабинеты поликлиник должны быть оснащены современной аппаратурой для проведения диагностических и лечебных мероприятий.
Врач «узкой" специальности работает в тесном контакте с другими врачами детской поликлиники, участвует в оздоровлении детей в школах и дошкольных учреждениях.
Для проведения диспансеризации детей и лечения острых больных врачи узких специальностей детских поликлиник, как правило, закрепляются за определенными педиатрическими участками, школами и дошкольными учреждениями, расположенными на этих участках. Это позволяет специалисту детской поликлиники в течение ряда лет наблюдать за одними и теми же контингентами детей.
По достижении 15-летнего возраста или завершении обучения в образовательном учреждении дети, состоящие на учете в детской поликлинике, переводятся под наблюдение в поликлиники для взрослых.
Детские дошкольные учреждения
К детским дошкольным учреждениям относятся детские ясли, детские сады и детские сады-ясли, а также детские дошкольные учреждения общего назначения санаторного типа и специального назначения (для детей с нарушением зрения, слуха, речи, интеллекта и т. д.).
Кроме того, могут создаваться детские дошкольные учреждения (группы) интернатного типа (для детей старше одного года). Для детей старше 3-х лет могут быть организованы дежурные группы, которые работают как в будний', так и в воскресные и праздничные дни. Детские дошкольные учреждения специального назначения функционируют круглосуточно, как учреждения интернатного типа.
Подготовка детей к поступлению в дошкольные учреждения осуществляется участковым врачом-педиатром, участковой медицинской сестрой, фельдшером или медицинской сестрой кабинета здорового ребенка.
Лечебно-профилактическую помощь детям в детских дошкольных учреждениях организует детская поликлиника, для чего в ее составе создаются специальные школьно-дошкольные отделения.
Школы, школы-интернаты, лагеря отдыха
Подготовку детей в школу осуществляет участковый врач-педиатр детской поликлиники.
Комплексные углубленные медицинские осмотры с участием врачей-специалистов (отоларинголог, офтальмолог, невропатолог, стоматолог, хирург, ортопед, а по показаниям: фтизиатр, кардиоревматолог, эндокринолог, дерматовенеролог и т. д.) с целью максимального оздоровления выявленных больных ко времени поступления в школу проводятся детям трех и пяти лет.
Перед оформлением в школу врач-педиатр и другие врачи-специалисты снова осматривают детей, оценивают эффективность проведенного лечения, состояние ребенка и его функциональную готовность к школе.
Все данные диспансерного наблюдения за детьми, поступающими в школу, с подробным анамнезом, заключением о состоянии здоровья и рекомендациями по дальнейшему наблюдению за ребенком в условиях школы фиксируются в «Медицинской карте ребенка» (учетная форма №026/у), которая передается в школу к началу учебного года.
Всю лечебно-профилактическую работу с детьми в школах до недавнего времени осуществляли, помимо медицинских сестер, врачи дошкольно-школьных отделений детских поликлиник. Однако, как и в детских дошкольных учреждениях, в дальнейшем их планируется заменить специально подготовленными средними медицинскими работниками. Медицинский работник школы обязан:
проводить амбулаторный прием в школе и оказывать медицинскую помощь нуждающимся;
организовывать и проводить периодические профилактические медицинские осмотры школьников и на основе их результатов разрабатывать план мероприятий, направленных на укрепление здоровья школьников;
обеспечивать динамическое наблюдение за диспансерной группой больных и проводить их оздоровление;
осуществлять медицинский контроль за проведением физического воспитания, режимом учебной работы, трудовым обучением, организацией питания учащихся; за проведением санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
заниматься профилактикой травматизма, учетом и анализом всех случаев травм; санитарно-просветительной работой среди персонала школы, родителей и учащихся.
Для детей, которым семья по тем или иным причинам не может обеспечивать правильное воспитание, создаются школы-интернаты (общего типа; для детей с недостатками умственного или физического развития, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). Кроме того, школы-интернаты создаются для углубленного изучения отдельных предметов (языковые, спортивные и т. д.). В школах-интернатах дети находятся на полном государственном обеспечении круглосуточно и лишь на воскресные, праздничные дни, а также на каникулы по желанию возвращаются в семьи. Школы-интернаты требуют особого внимания со стороны детской поликлиники.
В школах-интернатах, помимо обычных школьных помещений, должны быть предусмотрены спальни.
Разделы работы медицинских работников школ-интернатов общего типа и углубленного изучения отдельных предметов во многом совпадают с разделами работы медицинских работников обычных школ, а в специализированных—с разделами работы медицинских работников детских домов.
Летняя оздоровительная работа с детьми школьного возраста осуществляется в лагерях отдыха.
С целью оздоровления больных детей с хроническими заболеваниями профсоюзными органами совместно с органами народного образования и здравоохранения на летний период создаются лагеря отдыха санаторного типа.
Дом ребенка
Дом ребенка—это государственное лечебно-воспитательное учреждение для детей от рождения до 3-х лет. В специализированных домах ребенка содержатся дети с дефектами физического или психического развития, с тяжелыми нарушениями слуха и речи до 4-летнего возраста. В дом ребенка принимаются: сироты, дети одиноких матерей, покинутые дети, а также дети, родители которых по суду лишены родительских прав или отбывают наказание.
Дома ребенка находятся в ведении органов здравоохранения, и дети принимаются туда только по путевкам местных органов здравоохранения.
Организация стационарной помощи детям
Детские стационары могут быть объединенными (с детской поликлиникой) и необъединенными; по профилю—многопрофильными и специализированными, различной коечной мощности. В организации работы детского стационара детской больницы много общего с организацией работы стационара для взрослых, однако, имеются и некоторые свои особенности.
Больные дети поступают в стационар детской больницы по направлению врачей детских поликлиник, станций скорой и неотложной помощи и детских учреждений.
Плановая госпитализация ребенка осуществляется через детскую поликлинику при наличии следующих документов:
Направление.
Подробная выписка из истории развития ребенка о начале заболевания, лечении и проведенных анализах в условиях поликлиники. Кроме того, должны быть сведения о развитии ребенка, о всех перенесенных соматических и инфекционных заболеваниях.
Справка об отсутствии контакта ребенка с инфекционными больными дома, в детских учреждениях и в школе (срок действия—24 ч).
Справка о проведенных прививках.
В комплексе лечебных мероприятий важное значение имеет правильное, организованное питание детей. Для этого дети грудного возраста госпитализируются с матерями или обеспечиваются грудным донорским молоком. Все другие продукты питания дети первого года жизни получают с детской молочной кухни. Детям старше года питание организуется на пищеблоке больницы соответственно возрасту.
Выписка ребенка из больницы производится:
при полном его выздоровлении:
при необходимости перевода его в другие лечебные учреждения:
стойком улучшении состояния больного, когда дальнейшая госпитализация уже не нужна;
при хроническом течении заболевания, не поддающемся лечению в данном учреждении;
по требованию родных или опекуна до излечения заболевания, если выписка не угрожает непосредственно жизни больного и не опасна для окружающих.
Организация работы отделений для новорожденных и недоношенных детей имеет весьма существенные особенности.
Основными задачами этих отделений являются:
оказание квалифицированной диагностической и лечебной помощи больным доношенным и недоношенным новорожденным, создание оптимальных условий выхаживания детей;
проведение организационно-методической работы и повышения квалификации педиатров по актуальным вопросам неонаталогии;
анализ заболеваемости и смертности новорожденных в районе обслуживания.
В крупных детских больницах организуются специализированные отделения для новорожденных с неинфекционной, инфекционной, хирургической и неврологической патологией.
Больничные листы и справки по уходу за больными детьми родителям на период лечения в дневном стационаре не выдаются, ибо уход, кормление и лечение детей берет на себя дневной стационар.
Вопросы для самоконтроля
Раскройте понятие «охрана материнства и детства».
На какие группы можно условно разделить учреждения системы охраны материнства и детства?
Какими учреждениями оказывается акушерско-гинекологическая помощь населению?
Какие задачи являются основными в работе женских консультаций?
В каком законе определяются права несовершеннолетних в интересах охраны их здоровья?
Какие лечебно-профилактические учреждения созданы для детей?
Литература
Конституции Российской Федерации (1993)—ст. 2, 19, 20, 21, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 58.
Медик В. А., Юрьев В. К. «Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению». М., 2001.
Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник для студ. / Под ред. В. А. Миняева, Н. И. Вишнякова. М, 2003.
ФЗ «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан». 1993.
Юрьева В. К., Куценко Г. И. «Общественное здоровье и здравоохранение». СПб., 2000.
- Н.Ф.Дивицына
- 2. Методологическая база семьеведения и ее место в системе общественных наук
- 3. История развития общественной мысли о семье
- Лекция №2 Брак и семья как фактор стабильности общества
- 1. Определение и сущность понятий «семья» и «брак»
- В современной науке и праве
- 2. Исторические формы брака
- 3. Исторические перемены в функционировании семьи
- Лекция №3 Основные функции семьи в изменяющемся мире
- 1. Определение понятия «функция» семьи
- 2. Характеристика основных функций семьи
- Лекция №4 Демографические аспекты состояния и развития семьи
- 1. Предмет демографии и демографической политики
- 2. Из истории вопроса
- 3. Демографический кризис в современной России: причины и последствия
- 4. Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 г.
- Лекция №5 Социально-экономическое положение семьи в условиях перехода к рыночным отношениям
- 1. Семейная структура населения Российской Федерации
- 2. Факторы изменения среднего размера и структуры семьи
- 3. Сущность социально-экономических проблем современной семьи
- 4. Пути решения социально-экономических проблем семьи
- Лекция №6 Культура и быт семьи
- 1. Роль отца и матери в семье
- 2. Общение в семье
- 3. Быт семьи
- 4. Влияние быта на жизнь и формирование личности
- Лекция №7 Принципы социальной защиты семьи
- 1. Сущность и содержание социальной защиты
- 2. Государственные гарантии и минимальные социальные стандарты в системе социальной защиты населения
- 3. Роль и место социальных служб в социальной защите населения
- Лекция №8 Приоритеты, принципы и механизмы реализации Государственной семейной политики в условиях рыночной экономики России
- 1. Сущность государственной семейной политики
- 2. Формирование и реализация государственной семейной политики в Российской Федерации
- Лекция №9 Развитие и совершенствование денежных и натуральных выплат семье
- 1. Материнство, отцовство, детство и система социального обеспечения
- 2. Компенсационные выплаты
- 3. Виды социальных льгот
- Лекция №10 Охрана материнства и детства
- 1. Организация акушерско-гинекологической помощи
- I. Диспансеризация беременных и родильниц.
- II. Гинекологическая помощь.
- III. Профилактика абортов, контрацепция.
- 2. Организация лечебно-профилактической помощи детям
- 3. Работа по формированию здорового образа жизни
- Лекция №11 Молодая семья как объект социальной защиты
- 1. Социальный портрет современной молодой семьи
- 2.Проблемы молодой семьи
- 3. Меры социальной, экономической и правовой защиты молодых семей
- Лекция №12 Многодетная семья и её социальная защита
- 1. Типы многодетной семьи
- 2. Основные проблемы современной многодетной семьи
- 3. Социальная защита многодетной семьи
- 4. Технология социальной работы с многодетными семьями
- Лекция №13 Социальная работа с семьями, имеющими в своём составе инвалидов
- 1.Положение детей-инвалидов в современной России
- 2. Проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями
- 3. Государственно-правовая основа социальной защиты лиц с ограниченными возможностями и их семей
- 4.Опыт работы социальных служб по реабилитации семей,
- Имеющих детей-инвалидов
- Лекция №14 Социальная защита неполных семей
- 1. Источники формирования неполных семей
- 2. Социально-экономические проблемы неполных семей
- 3. Социально-психологические проблемы неполных семей
- 4. Проблемы воспитания и социализации детей в неполной семье
- Лекция №15 Социальная работа с семьёй пожилых людей
- 1.Пожилые люди как социальная общность
- 2. Роль семьи в жизни пожилых людей
- 3. Концепция государственной социальной политики
- В отношении граждан старшего поколения
- 4. Нормативно-правовые основы социальной поддержки пожилых людей
- 5. Технология социального обслуживания пожилых людей
- Лекция №16 Служба социальной помощи семье. Структура, функции, учреждения
- 1. Социальная работа в системе социального обслуживания населения
- 2. Система социального обслуживания населения:
- Принципы, функции, виды и формы деятельности
- 3. Учреждения социального обслуживания семьи: их виды и специфика деятельности
- Лекция №17 Зарубежный опыт социальной защиты семьи
- 1. Цели и методы систем социальной защиты семьи за рубежом
- 2. Социальная поддержка семьи в странах Европы и Северной Америки
- 3. Социальная поддержка семьи в развитых государствах Азии
- И странах «третьего мира»