logo search
malyshu_var-t_2

38. Ролевая теория личности

Теория,  согласно к-рой личность  описывается посредством усвоенных и принятых субъектом (интернализованных) или вынуждено выполняемых (неинтернализованных) соц. функций и образцов поведения - ролей, обусловленных соц. статусом личности в данном сооб.-ве или соц. группе. Основные положения Т.л.р. (к-рая не столько законченная теория, сколько междисциплинарный для социологии и соц. психологии подход  к изучению личности) сформулированы в соц. психологии Дж. Мидом и в социологии соц. антропологом Р. Линтоном. Первый акцентирует внимание на механизмах "научения роли", освоения ролей в процессах межличностного взаимодействия (интеракции), подчеркивая стимулирующее воздействие "ролевых ожиданий" со стороны "значимых" для данного индивида  лиц, с к-рыми он вступает в общение.  Линтон обращает внимание на соц.-культурную природу ролевых предписаний и их связанность с соц. позицией личности, а также на поддержание ролевых требований системой обществ. и групповых санкций. В рамках Т.л.р. были экспериментально выявлены такие феномены, как "ролевой конфликт"  - переживание субъектом неоднозначности или противоборства ролевых требований со стороны разных соц. общностей, членом к-рых он является, что создает стрессовую ситуацию-интеграция и дезинтеграция ролевой структуры личности - следствие гармоничности или конфликтности соц. отношений. Используя понятийный аппарат Т.л.р., отечественная социология  качественно различает институционализированные и конвенциональные соц. роли, где первые являются ведущими, т. к. вытекают из соц. структуры об-ва, а вторые возникают относительно произвольно в групповых взаимодействиях и предполагают активную субъективную их окраску Вместе с тем в отечественной социологии отмечается ограниченность Т.л.р. вследствие ее преимущественно описательного характера, недооценки устойчивости свойств личности как субъекта соц. отношений, сведения субъективности только к активности в принятии или непринятии роли. Наиболее выпукло эти особенности ролевого подхода представлены в концепции Р. Дарендорфа о человеке  как деиндивидуализированном продукте  ролевых предписаний ("хомо социологикус"). Преодоление односторонности ролевого подхода в теории личности предполагает исследование  субъективных свойств (самосознание,  диспозиционная структура,  мировоззрение), формирующихся в процессах предметной деятельности личности и выражающихся в разнообразных творческих проявлениях, включая активное формирование новых общественно необходимых функций и образцов поведения (соц. творчество), персонифицированное выполнение соц. функций с учетом соц.-историч., соц.-груп-повых и предметно-локальных условий для достижения общественно значимых целей.

39. Соц-психологические факторы альтруизма и оказание помощи.

Альтруизм - мотив оказания кому-либо помощи, не связанный сознательно с собственными эгоистическими целями.Существует теории взаимодействия: 1. теория социального обмена. Оказание помощи как замаскированный эгоизм. Эмпатия как источник истинного альтруизма. Человеческое взаимодействие представляет собой своеобразные сделки, ставящие свое целью увеличить вознаграждение и уменьшить затраты. 2. Теория социальных норм - человек оказывает помощь, т.к. он склонен поступать в соответствии с указанными нормами.  Две социальные нормы которые мотивируют альтруизм: 1. норма взаимности - ожидание того, что люди скорее помогут тем, кто им помог, а не навредят. 2. нормы социальной ответственности - люди будут помогать тем, кто от них зависит. 3. Эволюционная теория. Сущность жизнисохранение, продолжение рода. "Ген эгоизма"-идея о наличии в человеке глубоко укоренившегося первородного греха, заставляющего людей "печься" о своих интересах.