logo search
grigoreva_e_i_sovremennye_tehnologii_socialno_k

Технологии информационно-познавательной и просветительной деятельности в сфере культуры Задачи и основные направления информационно-просветительной деятельности

В предыдущей главе мы уже говорили о том, что в совре­менном обществе все больше внимания уделяется информаци­онным процессам и технологиям, и давали определение таким понятиям, как «информация» и «пропаганда». Сегодня «информация» - один из основных способов отражения внешнего мира с помощью различных сигналов и знаков. В системах различной природы действия с информацией: обмен, хранение, обработка, трансляция, называют информационными процессами. Последние, в свою очередь, вызывают к жизни такие по­нятия, как «информационное пространство», «информационная культура», «информационная этика». Многие научные дисцип­лины используют теорию информации, чтобы подчеркнуть новое направление в старых науках. Нередко в теоретических построе­ниях термин «информация» наполнен разным смыслом, а, следо­вательно, сами теории высвечивают лишь часть граней некото­рой системы знаний, которую можно назвать общей теорией информации или «информологией» — наукой о процессах и задачах передачи, распределения, обработки и преобразования информации, возникшей в конце 50-х годов XX века.

По подсчетам ученых, с начала нашей эры для удвоения знаний потребовалось 1750 лет, второе удвоение произошло в 1900 году, третье - в 1950 году. Сегодня знания удваиваются за 5 лет. Это явление, получившее название «информационный прорыв»,

Опираясь на количественные меры аналитической теории, информации, американский ученый Д.С. Робертсон ранжирует цивилизации по количеству произво­димой ими информации следующим образом:

• уровень 0 - информационная емкость отдельного челове­ка! О7 бит;

• уровень 1 - устное общение внутри общины (деревни, племени), где количество циркулирующей информации приблизительно 109бит;

• уровень 2 - письменная культура; мерой информированности Александрийская библиотека, имеющая 532000 свитков с объемом информации в 1017 бит;

• уровень 3 - индустриальное общество с информационными коммуникациями в 1020 бит;

• уровень 4 - информационное общество с электронной обработкой информации объемом в 1025 бит.

По мере развития и углубления познания окружающего мира становится очевидной необходимость не только профессиональ­ного, но и самодеятельного интеллектуального творчества, мас­сового приобщения к информационной культуре.

«Технологическая революция», «цифровое будущее», «пор­тативные кибертехнические устройства», «компьютерные про­граммы», «виртуальные миры», и информатизация... - эти и другие понятия все больше входят в нашу реальность и дополняют привычные познания и представления о современном мире. В мировом рекреационно-досутовом опыте одним из важ­нейших направлений социально-культурной деятельности насе­ления является прикладная педагогика досуга, в которой наибо­лее полно реализуется образовательный и воспитательный по­тенциал свободного времени.

По определению Аристотеля, свободное время - это «высо­кий досуг», ибо в нем проявляется «самоценность» гражданина и, прежде всего, развивается разум - высшая способность в че­ловеке. Древнегреческий философ точно увидел и отразил в сво­ей «Метафизике» специфику человека в сфере свободного вре­мени. Если в государственной, социально-политической, про­фессионально-трудовой деятельности поведение человека де­терминировано определенными обстоятельствами, субординаци­ей или другими факторами, корректирующими позицию личности, то в условиях свободного времяпрепровождения он остается самим собой, ориентируется на свои интересы и потребности, в меру своих способностей реализует себя как индивидуальность.

Культурно-информационные ценности могут усваиваться как стихийно, на основе саморазвития личности, так и целена­правленно - с помощью специалистов, способных квалифициро­ванно передавать эти ценности другим людям. Поэтому всегда базовыми понятиями культуры были образование, воспитание и социальная адаптация личности. Понимая, что чем человек про­свещеннее, тем он полезнее Отечеству, русская интеллигенция XVIII-XX веков внесла достойный вклад в развитие российской культуры. В этот период времени формировались педагогиче­ские концепции, теория самообразования, подвижнически осуществлялась практическая просветительская деятельность, внешкодьная работа. В становлении современных культурно-нравственных, духовных исканий сыграли роль взгляды деятелей «ученой дружины» Ф. Прокоповича, А. Кантемира, В. Татищева, а также социальные идеи московских прогрессистов А. Курбатова, И. Филиппова, С. Яворского, прогрессивные взгляды А. Радищева, М. Ломоносова, Н. Новикова, Н. Гоголя, Ф. Достоевского, Н. Доб­ролюбова, Н. Чернышевского, Н. Пирогова, В. Соловьева, Н. Бер­дяева, А. Сахарова и многих других.

Научная, техническая, творческая интеллигенция на основе добровольной самоорганизации, при поддержке меценатов всегда осуществляла пропаганду знаний, искусства, передовых идей, тем самым создавая предпосылки для современной системы непрерыв­ного образования и воспитания, для информационно-просвети­тельской деятельности. В прошлом веке возникли и были популяр­ны такие традиционные формы, как народные чтения, народные университеты, воскресные школы, лектории, дискуссии, встречи в салонах и гостиных, активный обмен культурной информацией.

Сегодня социальная ценность досуга возрастает, и для того чтобы человек любого возраста и общественного положения осознанно предпочитал конструктивные, социально оправдан­ные занятия, в свободное время необходимо:

• последовательно обучать его навыкам самоорганизации досуга;

• создавать условия для овладения новейшими информа­ционно-просветительскими технологиями на уровне поиска, об­работки и трансляции информации;

, • включать в интерактивные формы потребления знаний, развития навыков.

В настоящее время мы живем в информационном обществе, признаками которого являются:

• возрастание значения информации как стратегического ресурса развития;

• разнообразие релаксаторских технологий (релаксация -расслабление, освобождение тела, психики от ненужного напря­жения; снятие стресса);

• увеличение информационной емкости всех сфер челове­ческой деятельности, расширение информационных услуг;

• широкое использование информационных технологий.

Однако информационная перенасыщенность, борьба за сред­ства массовой информации, явление пиара, порой откровенное лоббирование политической, экономической, правовой информа­ции затрудняют общественное восприятие, «раскачивают» обще­ственное мнение, обостряют ощущение нестабильности, рождает социальный пессимизм. Во многих странах принято устраивать «политические каникулы» в электронных СМИ на летний период, насыщая эфир теплыми, лирическими, веселыми, мажорными сюжетами. Психика людей должна отдыхать, заряжаться положи­тельной энергией. На наших телеэкранах - переизбыток «охоты на человеческую жизнь», «черной» информации. Поэтому вся социальная работа, - а именно к ней относится и социально-культурная деятельность, - должна быть направлена на анимацию общественного настроения, на формирование позитивного мышления и конструктивного действия. Неслучайно многие досуговые технологии включают в открытую информационную систему, с помощью которой обеспечивается свободный доступ к информации через музеи, библиотеки, Дома науки и техники и т.п.

Люди нуждаются в оперативном информировании о текущих событиях в контексте реформ и должны иметь возможность уча­стия в обсуждении проблем и оценках, в формировании обосно­ванного общественного мнения, особенно на местном уровне. В связи с этим расширяются диапазон информационного процесса, номенклатура информационных услуг, появляются экспресс-университеты, статистические службы, каникулярные школы, консультационно-справочные бюро, общественные прием­ные специалистов. Проводятся информационные встречи с руко­водителями акционерных компаний и представителями мэрии, районной, областной администрации, организуются деловые и творческие отчеты, конференции, дискуссии, создаются и дис­куссионные клубы.