Современные подходы к организации семейного досуга
Учреждения социально-культурной сферы, направленные на работу с семьей, обладают значительным педагогическим потенциалом для взаимодействия с институтом семьи, развитием и совершенствованием ее функций.
Эпоха коренных изменений во всех сферах общественной жизни самым серьезным образом отразилась на социально-культурной сфере. Современный кризис, поразивший страну, обострил и более явно выявил проблемы как учреждений социально-культурной сферы, так и каждой семьи. Непосредственное вмешательство в процессы функционирования семьи на современном этапе развития рекреативной деятельности не представляется возможным из-за сложности разработки методик работы и образовательных программ, общего уровня развития духовной культуры современного общества.
Практически все современные семьи испытывают затруднения или же не имеют возможности эффективно их разрешать. Потребности членов семьи должны стать социальным заказом для учреждений социально-культурной сферы. Но не все неудовлетворенные потребности могут быть объектами деятельности данных учреждений. Учреждениям культурно-досуговой сферы необходимо конкретизировать актуальные неудовлетворенные потребности семьи, разработать доступные эффективному воздействию формы социально-культурной работы.
В этих условиях перед структурами социально-культурной сферы стоит задача выработки жизнеспособной социально востребованной программы деятельности. Одним из наиболее интересных и перспективных направлений в реорганизации деятельности социально-культурной сферы является изменение ее культурно-просветительной парадигмы.
Появляется ряд исследований, в которых конкретизируется социальная парадигма обновления социально-культурной деятельности. Одним из путей в решении этой задачи может стать создание такой традиционной формы, как семейный клуб, но с новым содержанием. Л.А. Миронова обосновывает, что «современной семье нужна помощь в психологических знаниях по преодолению деструктивности...», а «пропаганда семейных ценностей и адекватной семейно-брачной морали имеет не меньшее значение, чем развитие системы подготовки к семейной жизни». «В идеальном варианте руководителем клуба должен быть либо психолог ... либо культпросветчик ... с психологическими знаниями», которые смогут проводить «психологический тренинг».
Научная общественность проводит ряд мероприятий на федеральном уровне. Это международные научно-практические конференции «Социальная помощь семье и детям: передовой опыт работы» в 1992 году; «Семья в процессе развития» в ноябре 1993 года. На региональном уровне проходят межрегиональная научно-практическая конференция «Молодежь, как объект социальной работы: сущность, проблемы, перспективы». В сентябре 1997 года в г. Тамбове состоялась международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы подготовки кадров для социальной сферы на региональном уровне». Функционирует федеральная программа «Развития социального обслуживания семей и детей».
Главным документом в сфере взаимодействия государства и института семьи является принятый в 1996 году федеральный законопроект «Основные направления государственной семейной политики», который носит рекомендательный характер. Данный документ базируется на следующих правовых нормах: Конституции России, Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте об экономических, социальных, культурных правах и многих других. В документе указывается цель социальной семейной политики, которая заключается в обеспечении государством условий для реализации семьей ее функций и повышении качества жизни семьи, что достигается реализацией принципов самостоятельности и независимости семьи от государства; равенства всех ее членов; приоритетом интересов каждого ребенка, независимо от очередности рождения и от того, в какой семье он воспитывается; обеспечением полноценного физического, психологического, интеллектуального и социального развития всех членов семьи; равенства мужчины и женщины. В документе декларируется приоритет общечеловеческих ценностей; отношения партнерства семьи и государства; принятия на себя государством обязательств по безопасности и защите семьи от нищеты и лишений. Документ гарантирует стабильность государственной семейной политики. В свете этого документа разрабатывается ряд программ и мероприятий, которые реализуются с различной степенью эффективности.
- Электронный учебник по дисциплине «Социально-культурная деятельность»“ Введение
- 1.1. Основные задачи и направления социально-культурной деятельности
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- 1.2. Сущность социально-культурных технологий
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- 1.3. Понятие отраслевых и дифференцированных технологий социально-культурной деятельности
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- 1.4. Средства, формы и методы социально-культурной деятельности как основные составляющие технологического процесса
- Средства социально-культурной деятельности
- Формы социально-культурной деятельности
- Методы социально-культурной деятельности
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- Технологии информационно-познавательной и просветительной деятельности в сфере культуры Задачи и основные направления информационно-просветительной деятельности
- Основные направления информационно-просветительной деятельности.
- Социальная информация и ее свойства
- Средства массовой информации и учреждения досуга
- Информационно-просветительная и рекреационно-оздоровительная деятельность за рубежом
- Современные информационно-просветительные технологии
- Контрольные вопросы
- «Технология самодеятельного творчества и любительских объединений Самодеятельное творчество как часть народной художественной культуры
- Контрольные вопросы
- Сущность, основные понятия и функции самодеятельного творчества
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- Категория творчества в контексте теории деятельности
- Контрольные вопросы
- Творчество и мастерство как факторы формирования личности
- Список рекомендованной литературы
- Классификация самодеятельного творчества
- Контрольные вопросы
- Список рекомендованной литературы
- Понятие и основные признаки любительских объединений и клубов по интересам
- Список рекомендуемой литературы
- Виды клубов по интересам и любительских объединений
- Влияние современной социокультурной ситуации на развитие личности подростка
- Список рекомендуемой литературы
- Основные проблемы в организации досуга детей и подростков
- Список рекомендуемой литературы
- Роль педагога в организации досуга детей, подростков и юношества
- Список рекомендованной литературы
- Пути оптимизации работы школы, учреждений культуры и семьи в процессе организации досуга подростков
- Новые технологии в организации досуга детей и подростков
- Вопросы для самопроверки:
- Подростковые клубы как наиболее эффективная форма организации досуга детей и подростков
- Список литературы
- Дополнительный список литературы.
- Технология молодежного досуга Молодежная культура как феномен сферы свободного времени
- Вопросы и задания
- Список рекомендуемой литературы
- Сущность, основные понятия молодежной культуры
- Вопросы и задания
- Список рекомендуемой литературы
- Молодежная субкультура
- Вопросы для самоконтроля
- Список рекомендуемой литературы
- Ориентиры молодежной культуры досуга в XXI веке
- Вопросы и задания
- Список рекомендуемой литературы
- Основные подходы к организации досуга пожилых людей
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Технологии досуговой деятельности старших возрастных групп населения в России
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Особенности организации досуговой деятельности лиц среднего и пожилого возраста в европейских странах
- Вопросы для самопроверки:
- Литература
- Технология организации семейного досуга Семья как социальный институт и малая социальная группа
- Функции семьи и их реализация в сфере досуга
- Литература
- Современные подходы к организации семейного досуга
- Список рекомендованной литературы
- Вопросы для самоконтроля
- Технология культурно-досуговой деятельности с семьей
- Значение социально-культурной деятельности в организации семейного досуга
- Контрольные вопросы и задания
- Современные этнокультурные технологии Этнокультурное образование: сущность, функции, понятия и социальный аспект
- Освоение этнокультурных технологий на музыкальных отделениях многоуровневой системы образования
- Технология этнохудожественного образования в условиях региональной культурной политики
- Список рекомендуемой литературы
- Вопросы для самоконтроля
- Содержание
- Глава I. Сущность и специфика современных социально-культурных технологий
- Глава II. Технологии информационно-познавательной и просветительной деятельности в сфере культуры
- Глава III. Технология самодеятельного творчества и любительских объединений
- Глава IV. Технология рекреационно-оздоровительной деятельности
- Глава V. Технология общения в социально-культурной сфере
- Глава VI. Технология организации досуга детей и подростков
- Глава VII. Технология молодежного досуга
- Глава VIII. Технология организации досуга лиц среднего
- Глава IX. Технология организации семейного досуга
- Глава XIII. Современные этнокультурные технологии