logo
grigoreva_e_i_sovremennye_tehnologii_socialno_k

Современные подходы к организации семейного досуга

Учреждения социально-культурной сферы, направленные на работу с семьей, обладают значительным педагогическим потенциалом для взаимодействия с институтом семьи, развитием и совершенствованием ее функций.

Эпоха коренных изменений во всех сферах общественной жизни самым серьезным образом отразилась на социально-культурной сфере. Современный кризис, поразивший страну, обострил и более явно выявил проблемы как учреждений социально-культурной сферы, так и каждой семьи. Непосредственное вмешательство в процессы функционирования семьи на современном этапе развития рекреативной деятельности не представляется возможным из-за сложности разработки методик работы и образовательных программ, общего уровня развития духовной культуры современного общества.

Практически все современные семьи испытывают затруднения или же не имеют возможности эффективно их разрешать. Потребности членов семьи должны стать социальным заказом для учреждений социально-культурной сферы. Но не все неудовлетворенные потребности могут быть объектами деятельно­сти данных учреждений. Учреждениям культурно-досуговой сферы необходимо конкретизировать актуальные неудовлетворенные потребности семьи, разработать доступные эффективному воздействию формы социально-культурной работы.

В этих условиях перед структурами социально-культурной сферы стоит задача выработки жизнеспособной социально востребованной программы деятельности. Одним из наиболее интересных и перспективных направлений в реорганизации деятельности социально-культурной сферы является изменение ее культурно-просветительной парадигмы.

Появляется ряд исследований, в которых конкретизируется социальная парадигма обновления социально-культурной деятельности. Одним из путей в решении этой задачи может стать создание такой традиционной формы, как семейный клуб, но с новым содержанием. Л.А. Миронова обосновывает, что «современной семье нужна помощь в психологических знаниях по преодолению деструктивности...», а «пропаганда семейных ценностей и адекватной семейно-брачной морали имеет не меньшее значение, чем развитие системы подготовки к семейной жизни». «В идеальном варианте руководителем клуба должен быть либо психолог ... либо культпросветчик ... с психологическими знаниями», которые смогут проводить «психологический тренинг».

Научная общественность проводит ряд мероприятий на федеральном уровне. Это международные научно-практические конференции «Социальная помощь семье и детям: передовой опыт работы» в 1992 году; «Семья в процессе развития» в ноябре 1993 года. На региональном уровне проходят межрегиональная научно-практическая конференция «Молодежь, как объект социальной работы: сущность, проблемы, перспективы». В сентябре 1997 года в г. Тамбове состоялась международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы подготовки кадров для социальной сферы на региональном уровне». Функционирует федеральная программа «Развития социального обслуживания семей и детей».

Главным документом в сфере взаимодействия государства и института семьи является принятый в 1996 году федеральный законопроект «Основные направления государственной семейной политики», который носит рекомендательный характер. Данный документ базируется на следующих правовых нормах: Конституции России, Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте об экономических, социальных, культурных правах и многих других. В документе указывается цель социальной семейной политики, которая заключается в обеспечении государством условий для реализации семьей ее функций и повышении качества жизни семьи, что достигается реализацией принципов самостоятельности и независимости семьи от государства; равенства всех ее членов; приоритетом интересов каждого ребенка, независимо от очередности рождения и от того, в какой семье он воспитывается; обеспечением полноценного физического, психологическо­го, интеллектуального и социального развития всех членов семьи; равенства мужчины и женщины. В документе декларируется приоритет общечеловеческих ценностей; отношения партнерства семьи и государства; принятия на себя государством обязательств по безопасности и защите семьи от нищеты и лишений. Документ гарантирует стабильность государственной семейной политики. В свете этого документа разрабатывается ряд программ и мероприятий, которые реализуются с различной степенью эффективности.