Творчество и мастерство как факторы формирования личности
Существенным фактором, оказывающим воздействие на социально-культурные процессы в художественной культуре общества и сферу творческой активности масс, является самодеятельность как общественно историческое явление. Основными признаками самодеятельного художественного творчества являются ориентация на форму бытования профессионального искусства, фольклора, организованного и неорганизованного любительства. Рассматривая самодеятельное художественное творчество, необходимо подробнее раскрыть понятия «творчество» и «мастерство», которые являются его основными составляющими. Каковы же «корни» творчества и мастерства?
В основе творчества и мастерства заложен природный талант личности любителя. Мастерство - умение овладеть каким-либо ремеслом, применяя опыт предшественников. Можно быть мастером, но не быть творцом. Творчество -это свободное выражение своей индивидуальности, результатом которого может быть нечто качественно новое.
Именно творческий потенциал личности и потребность самоорганизации, самоактулизации движет врожденным свойством людей к результату творческого саморазвития. Творческий потенциал в отличие от уровня мастерства личности не зависит от социальных условий - в этом их принципиальное различие. Поэтому творчество является условием становления личности, в котором возникают и удовлетворяются ее нравственно-эстетические потребности. Творчество - «вечный двигатель» к порождению нового. Острая общественная потребность повышения уровня духовного развития личности наиболее ярко проявляется в потоке народного художественного творчества, которое проходит несколько начальных этапов. Среди них можно выделить «примитив», «наивное творчество» и «самодеятельное творчество любительской деятельности». Эти формы базируются на общечеловеческих ценностях и. затрагивая духовную сферу личности, формируют готовность к гуманным поступкам, гуманистическим отношениям. Каждого человека в процессе его жизненного пути увлекает какая-либо идея, стремление к реализации «себя». Это имеет как отрицательные (в некоторых случаях), так и положительные стороны. Стремление к нравственному результату через эстетические особенности «увлеченности» обязательно даст положительный эффект, даже если это увлечение будет на уровне примитивизма.
Организованные и стихийно возникающие формы любительских занятий искусством через сохранение этнокультурных традиций, а также развитие самодеятельного творчества масс являются наиболее актуальными и необходимыми для рассмотрения в современной социально-культурной сфере. В основе данного процесса лежит способность подрастающего поколения к эстетическому восприятию тех норм и ценностей, которые наполнены значимым содержанием, основанным на опыте поколений. Такая личность готова к социальным действиям, в том числе к действиям, происходящим в организованном и неорганизованном свободном времяпрепровождении. Основным связующим звеном здесь является духовно-эмоциональное общение. Результатом самодеятельности является оригинальность, новизна «для себя», даже если она не имеет значение «для других».
Художественная самодеятельность - это огромный вклад в развитие творчества разных уровней общественной значимости. Это представление касается всех видов самодеятельного творчества: научного, технического, художественного, которые реализуются в художественно-эстетическом, прикладном творчестве, спортивно-туристическом, оздоровительно-валеологиче-ском, культурно-образовательном, психолого-коммуникативном, техническом, военно-патриотическом, эколого-природоведческом, досуговом и социально-педагогическом направлениях. Функцией творчества является развитие, движение человеческого общества, прогресс. Тем не менее, каждый человек имеет талант, который по-своему индивидуален, самобытен и неповторим.
Само понятие «творчество» еще с древнейших времен имело обозначение «Божественная деятельность». Начиная с эпохи Возрождения и появления первых исследований и изобретателей, понятие «творчество» открывает возможность возвеличивания человека в ранг творца и в искусстве. Особенно это относится к эпохе романтизма. В XX веке понятие «творчество» (эпитет творческий») стало применяться к различным видам жизнедеятельности человека (профессиональной деятельности, общению, управлению и др.). Появились такие определения, как творческая экспрессия, творческое отношение, творческое развитие, творческая личность. Наряду с этим, в 20-х годах XX века наблюдалось многообразие форм организации творческой деятельности масс, что способствовало изменению и традиционных форм самодеятельного творчества. В это же время создается множество любительских объединений, студий, кружков, стремительно стала развиваться художественная самодеятельность (агитколлективы, изостудии, музыкальные коллективы, певческие кружки, агитсуды, литмонтажи, театральные студии - постановки клубных оперетт, говорящий хор - коллективная декламация и пр.).
Современные аспекты рассмотрения феномена творчества (процесс, результат, совокупность факторов, определяющих социальный климат человеческой деятельности, соединение индивидуальных особенностей субъекта) привели в 30-40-е годы к развитию эвристики - методологии творческой деятельности. Этому предшествовали работы многих ученых, в числе которых были: Декарт, Паппа, Лейбниц, Больцано, Буль, Пойа и др.
К началу XXI века творчество становится объектом особого изучения по возможностям развития творческих предрасположений и умений людей. В вузах появляются новые предметы «Педагогика творчества», «Психология творчества», программы курса «Общие вопросы природы одаренности», «Диагностика одаренности», «Развитие творческих способностей у детей», «Психологические требования к учителю и воспитателю одаренных детей» и т.п. Важность рассмотрения проблемы происхождения одаренности (роль природного и социального) касается творческих групп художественной деятельности (литературной, изобразительной, музыкальной, хореографической и др.), которые используют и вносят множество путей, способствующих созданию творческого эмоционального подъема. Так, в краткой литературной энциклопедии охарактеризованы пять главных комплексов в художественном творчестве. Это искусство: слова, воображения, звуков (музыка), вещей (архитектура и прикладные искусства), зрелищные искусства. Ведь каждому возрасту присуще свое личностное новообразование творческого развития, и в этом большую роль может сыграть мастерство руководителя, лидера коллектива и группы. A.M. Горький писал, что талант развивается из чувства любви к делу, возможно даже, что талант в сущности его - и есть любовь к делу, к процессу работы. Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд - даже самый грубый - возвышается до творчества. /
Следовательно, творчество выражается не только в удовлетворении потребности быть личностью, но и является условием ее становления. А для этого руководителям творческих групп, любительских объединений необходимо знать и применять принципы педагогики и психологии творчества. Так среди наиболее значимых принципов Г.Н. Алова отмечает следующее:
• раскрыть самого «себя» (принцип педагогики творчества);
• развивать склонности к самостоятельному познанию и творчеству через творческий процесс (принцип соответствия);
• ориентировать на сотворчество (принцип открытости диалогу и пониманию);
• инициировать ситуации творческой деятельности для развития самосозидающей активности личности (принцип синергизма);
• побуждать к поисковой деятельности личности (принцип открытого содержания);
• создавать условия для воплощения творческого потенциала, ' расширяющего возможности человека шире его специализации " (принцип опережающего развития общих творческих способностей); '
• преодолевать инерционность интеллектуальной позиции личности, используя всю полноту инструментов познания - эвристические правила (принцип диалектичности и системности);
• усиливать возможности межличностного взаимодействия (принцип группового творческого поиска)
Понятие «творчество» основывается, прежде всего, на том, что творчество - это появление чего-то нового применительно ко всем процессам жизни человека.
На протяжении долгого пути развития, становления и возрождения культуры народов постоянно происходило отдельное Угасание некоторых видов и форм народного художественного
89творчества. Замена традиционных видов искусства новыми технологическими и художественными приемами не всегда и не везде несла в себе разрушение уже созданного. Мастерство творца было основой научения. Эта основа способствовала введению самобытности, индивидуальности в творческий процесс последователя (преемника) мастера.
Нельзя не согласиться с высказыванием Е.И. Смирновой, которая говорила, что «...мастерство и творчество взаимосвязаны. Чаще всего творчество возможно на основе мастерства, хотя бывают и исключения. Если мастерство - результат школы, тренировки, опыта, то творчество как оригинальное, неожиданное, нестандартное решение проявляется необязательно как результат «школы». Творчество детей, художников-примитивистов, научные открытия энтузиастов-любителей подтверждают, что новаторство возможно и не на основе высокого мастерства».
- Электронный учебник по дисциплине «Социально-культурная деятельность»“ Введение
- 1.1. Основные задачи и направления социально-культурной деятельности
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- 1.2. Сущность социально-культурных технологий
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- 1.3. Понятие отраслевых и дифференцированных технологий социально-культурной деятельности
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- 1.4. Средства, формы и методы социально-культурной деятельности как основные составляющие технологического процесса
- Средства социально-культурной деятельности
- Формы социально-культурной деятельности
- Методы социально-культурной деятельности
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- Технологии информационно-познавательной и просветительной деятельности в сфере культуры Задачи и основные направления информационно-просветительной деятельности
- Основные направления информационно-просветительной деятельности.
- Социальная информация и ее свойства
- Средства массовой информации и учреждения досуга
- Информационно-просветительная и рекреационно-оздоровительная деятельность за рубежом
- Современные информационно-просветительные технологии
- Контрольные вопросы
- «Технология самодеятельного творчества и любительских объединений Самодеятельное творчество как часть народной художественной культуры
- Контрольные вопросы
- Сущность, основные понятия и функции самодеятельного творчества
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- Категория творчества в контексте теории деятельности
- Контрольные вопросы
- Творчество и мастерство как факторы формирования личности
- Список рекомендованной литературы
- Классификация самодеятельного творчества
- Контрольные вопросы
- Список рекомендованной литературы
- Понятие и основные признаки любительских объединений и клубов по интересам
- Список рекомендуемой литературы
- Виды клубов по интересам и любительских объединений
- Влияние современной социокультурной ситуации на развитие личности подростка
- Список рекомендуемой литературы
- Основные проблемы в организации досуга детей и подростков
- Список рекомендуемой литературы
- Роль педагога в организации досуга детей, подростков и юношества
- Список рекомендованной литературы
- Пути оптимизации работы школы, учреждений культуры и семьи в процессе организации досуга подростков
- Новые технологии в организации досуга детей и подростков
- Вопросы для самопроверки:
- Подростковые клубы как наиболее эффективная форма организации досуга детей и подростков
- Список литературы
- Дополнительный список литературы.
- Технология молодежного досуга Молодежная культура как феномен сферы свободного времени
- Вопросы и задания
- Список рекомендуемой литературы
- Сущность, основные понятия молодежной культуры
- Вопросы и задания
- Список рекомендуемой литературы
- Молодежная субкультура
- Вопросы для самоконтроля
- Список рекомендуемой литературы
- Ориентиры молодежной культуры досуга в XXI веке
- Вопросы и задания
- Список рекомендуемой литературы
- Основные подходы к организации досуга пожилых людей
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Технологии досуговой деятельности старших возрастных групп населения в России
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Особенности организации досуговой деятельности лиц среднего и пожилого возраста в европейских странах
- Вопросы для самопроверки:
- Литература
- Технология организации семейного досуга Семья как социальный институт и малая социальная группа
- Функции семьи и их реализация в сфере досуга
- Литература
- Современные подходы к организации семейного досуга
- Список рекомендованной литературы
- Вопросы для самоконтроля
- Технология культурно-досуговой деятельности с семьей
- Значение социально-культурной деятельности в организации семейного досуга
- Контрольные вопросы и задания
- Современные этнокультурные технологии Этнокультурное образование: сущность, функции, понятия и социальный аспект
- Освоение этнокультурных технологий на музыкальных отделениях многоуровневой системы образования
- Технология этнохудожественного образования в условиях региональной культурной политики
- Список рекомендуемой литературы
- Вопросы для самоконтроля
- Содержание
- Глава I. Сущность и специфика современных социально-культурных технологий
- Глава II. Технологии информационно-познавательной и просветительной деятельности в сфере культуры
- Глава III. Технология самодеятельного творчества и любительских объединений
- Глава IV. Технология рекреационно-оздоровительной деятельности
- Глава V. Технология общения в социально-культурной сфере
- Глава VI. Технология организации досуга детей и подростков
- Глава VII. Технология молодежного досуга
- Глава VIII. Технология организации досуга лиц среднего
- Глава IX. Технология организации семейного досуга
- Глава XIII. Современные этнокультурные технологии