Вопросы для самоконтроля
1. Объясните термин «субкультура». По отношению к каким явлениям это понятие впервые стало употребляться в зарубежной литературе?
2. Для характеристики каких явлений молодежного движения в России стало использоваться понятие «субкультура»?
3. Что означает «субкультурный подход» к молодежи?
4. Дайте определение понятию «субкультура».
5. Какие факторы влияют на возникновение и развитие субкультур?
6. Охарактеризуйте понятие «стиль», как отличительную черту молодежной субкультуры.
7. Являетесь ли Вы субъектом какой-либо субкультуры?
8. Какие проблемы помогают Вам решать принадлежность к субгруппе.?
9. Можно ли использовать понятия «молодежная субкультура» и «молодежная культура» как идентичные?
Список рекомендуемой литературы с
1. Андреева КН., Галубева Н.Я., Новикова Л.Г. Молодежная субкультура: нормы, система ценностей. / Социологические исследования. 1989: №4. "
2. АриарскипМА. Педагогика досуга. Л.: ЛГИК, 1989. '
3. Борисова-Лукашанец Е.Г. О лексике современного молодежного жаргона / Литературная норма в лексике и фразеологии. М., 1983.
4. Бобахо В.А., Левикова С.И. Современные тенденции молодежной культуры: конфликт или преемственность поколений / Общественные науки и современность. 1996: №3.
5. Стрельцов Ю.А. Общение в сфере свободного времени. Учеб. пособие., М.:МГИК,1991.С.25.
6. Стрельцов Ю.А Социальная педагогика. Учеб. пособие М.: МГУК, 1998.
7. Суртаев В.Я. Молодежный досуг как социально-педагогическое явление. СПб.: А. К, 1997.
8. Трегубое Б.А. Свободное время молодежи. Сущность, типология, управление. СПб.: СПб университет, 1991.
9. Чеснокова В. Ф, Проблемы молодежных субкультур, возникающие на базе занятий искусством в свободное время / Народное творчество: перспективы развития и формы социальной организации. М.: НИИ культуры, 1990.
10. Щепанъская Т.Е. Символика молодежной культуры: опыт исследования системы. СПБ, 1993.
Неформальные объединения молодежи '} в социальной жизни общества
Потребность самовыражения, самоутверждения и общения . на основе единства взглядов, интересов сверстников привела к появлению в различных социально-возрастных группах неформальных объединений. В основе большинства неформальных группировок и объединений лежит стихийно-групповое общение. Несмотря на то, что эти группировки существуют независи-
мо от официальных объединений и организаций, определенная часть этих группировок сотрудничает с ними.
Анализ объективных и субъективных факторов появления различных группировок молодежи свидетельствует о наличии в молодежной среде иногда диаметраль противоположных взглядов на окружающий мир, действительность, общество и нравственные ценности Необходимо отметить, что основная часть молодежи, входящей в неформальные объединения, имеет позитивную направленность своих действий, что требует широкой поддержки этой деятельности со стороны официальных учреждений. В первую очередь это относится к объединениям социальных инициатив, экологического и историко-культурного движения.
Серьезные упущения в культурно-воспитательной работе по месту жительства, работы и учебы привели к распространению в обществе примитивного вкуса, пошлости, росту алкоголизма, наркомании, преступности. Если обратиться к данным социологического опроса 1999 года, проведенного среди подростков и молодежи в возрасте от 14 до 25 лет в г. Тамбове Центром медицинской профилактики, ТМО «Психиатрия-наркология», при участии кафедры социально-культурной деятельности, то можно увидеть, что из 500 опрошенных 35,8% респондентов уже пробовали наркотические вещества: из них юноши - 25,3%, и девушки -10,5%. И если у девушек первое употребление наркотиков происходило в возрасте 15-17 лет, то у юношей - в 11-14 лет. Были даже зафиксированы случаи употребления наркотических средств в 7-8-летнем возрасте.
Особенно большие недостатки видны в семейном воспитании, которое не могут заменить ни школьные, ни внешкольные учреждения. Данные исследований в различных регионах страны свидетельствуют, что неблагополучие в семьях, безответственность к родительским обязанностям, отсутствие у родителей времени на воспитание детей становятся основными причинами аморальных проявлений у молодежи. Семья слабо воспитывает трудолюбие, растит иждивенцев, потребителей, запросы молодежи растут год от года. Отсутствие контактов с родителями, снижение их авторитета в глазах молодежи приводит к бездуховности, эгоизму, жестокости.
Немалую роль играет и процесс отчуждения части молодежи от традиционных институтов социализации, которые наряду со школой и другими учебными и культурно-досуговыми учреждениями снизили свое влияние на молодежь. Отсюда и стремление молодежи к самореализации через группировки, кампании и объединения.
Данные социологического исследования, проведенного весной 2000 года в некоторых школах города Тамбова, свидетельствуют, что 35% опрошенных нами школьных педагогов однозначно квалифицировали любую досуговую деятельность подростков вне школы и семьи как отрицательно влияющую на их поведение и воспитание. Это при условии, что сами подростки в 96% случаев считали ее для себя необходимой, а 32% подростков пояснили, что именно неформальное общение в досуговой среде позволяет им легче переносить трудности, невзгоды, конфликты и другие негативные моменты, связанные с взаимоотношениями в семье, педагогами. Среди подростков с девиантным поведением об этом заявили почти 80% опрошенных респондентов.
Велика роль социально-психологических факторов вступления молодежи в неформальные группировки. Психологическая зависимость, подражание лидеру группы с твердым характером, волей и авторитетом в сочетании со стремлением уйти от опеки и контроля родителей, школы, являются основными причинами прихода молодежи, особенно подростков в антисоциальные группы.
Существуют различные подходы к типологии неформалов. Так, например В.Т, Лисовский подразделяет неформальные группы на:
- общественно-политические;
- социально-культурные, творческие (художественные, театральные, клубы по интересам);
- прикладного характера (клубы самодеятельных инициатив);
- клубы социальной помощи;
- религиозные и полурелигиозные;
- правозащитные группы и объединения;
- спортивные;
- спортивные и музыкальные фанаты;
- асоциальные в сфере свободного времени (панки, металлисты, рокеры и т.п.);
- антисоциальные (национал-социалистические, хулиганствующие и др.);
- националистические;
- этические (или социально-психологической направленности, семейные, родительские клубы);
- историко-патриотические.
Среди группировок асоциальной направленности можно выделить следующие:
Случайная группа, в нее входят молодые люди, лишенные самоконтроля, склонные к дракам на улице и в общественных местах, жестоким избиениям взрослых, сделавших замечание, и способные к актам вандализма. Это моталки - противостоящие друг другу группировки, организованные по территориальному принципу. У каждой моталки есть свой условный знак, которым они помечают дома и улицы, «принадлежащие» группе. Уличные -группировки с предельно низким общим уровнем развития, которые общаются на почве пьянства, токсикомании и сексуальной развращенности.
Группа переродившегося интереса, к ним относятся спортивные и музыкальные «фанаты», слепо поклоняющиеся своим «кумирам», «рокеры», для которых нормой является езда на мотоцикле со скоростью 150 км/час на заднем колесе в ночное время. Другое их название «ночные всадники». Противоречивость групп «ночных всадников» заключается в том, что, с одной стороны, в своем большинстве это обычно ребята, жаждущие приключений, общения, а с другой, идущие на нарушение общественного порядка.
Ретретистская группа, члены этой группы считают себя невинной жертвой каких-то враждебных сил, чаще всего со стороны взрослых и для них характерно стремление ухода от настоящей действительности. Это панки у которых довольно низкий уровень трудолюбия, крайне высокое самомнение о своих творческих способностях. Хайрасты - (системные люди»), -члены этой группы путешествуют по стране без денег, потребляют наркотики, бездельничают, занимаются «свободной любовью». Вседозволенность и распущенность - их основное кредо. Пацифисты - отличительными признаками этой группы явля-ются моральная незрелость, потребительский подход к жизни. Баба - члены этой группы пассивны, проповедуют смирение и ничегонеделание, что приводит к пьянству и наркомании.
Преступная группа, эти группы создаются осознанно для совершения преступлений. К ним относятся: теляги, которые объединены к «блатной жизни» и во всем стремятся копировать преступный элемент. Фашиствующие группировки. Это особо опасная группа, для которой характерна железная воля, дисциплина, культ насилия, вандализм, особая агрессивность.
Остановимся более подробно на причинах появления и развития группировок с антисоциальной направленностью. В стихийно возникающих в некоторых микрорайонах группировках с хулиганскими установками с наибольшей полнотой проявляется групповой эгоизм, юношеская тяга к коллективным действиям. Особо важную роль в организации и деятельности этих антисоциальных групп играют лидеры, чаще всего бывшие преступники. Немало написано о «казанском феномене». Долгие годы подростковая преступность в Казани привлекала внимание многочисленных комиссий, которые стараются оказать помощь различным учреждениям города в решении проблемы растущей подростковой преступности.
Тамбовская область тоже не является исключением. По данным социологических исследований, проведенных в последние годы в Тамбовской области, было зафиксировано более 40 видов различных неформальных объединений, как уже сформировавшихся, так находящиеся в стадии: формирования сегодня в пределах нашей области особое распространение получили объединения по месту жительства, как стихийные общности сверстников, складывающиеся по территориальному принципу. В основном возрастной состав колеблется от 13 до 25 лет. Первую возрастную группу составляют подростки от 13-14 до 18-19 лет, вторую - молодые люди от 19-20 до 23-25 лет, называемые на их жаргоне «стариками». Через эти объединения проходят до 80% юношей. Корни многих объединений по территориальному признаку уходят в историю. Социальный состав этих группировок довольно широк, от учащихся школ, ПТУ, техникумов до студентов вузов. Эти группировки объединяют в основном юношей и их влияние на девушек незначительно.
Любопытно отметить, что различные территориальные группировки делят сферы своего влияния в Тамбове следующим образом: «Бугор», «Центр», «Юг», «Монастырь», «Автовокзал», «Белый бак», «Пехотка», «Летка», «Шацкая», «Авангард», и пригороды: «Ласки», «Полынки», «Перикса», «Пригородный лес», «Донское». «Строитель», «Бокино» и другие. Для Моршан-ска характерны такие территории, как: «Вокзал», «Привокзал», «Центр», «Базево», «Громок», «Химмаш», «Климовка», «Со-ловьевка», «Коршуновка», «Америка», «Устье», а в городе Рассказове: «Большие дома», «Арженка», «Дубняк», «Чибизовка», «Мальщина», «Лесные», «Восточные», «Платоновка», «Совхоз» и другие.
Основное содержание деятельности территориальных группировок - это совместное проведение свободного времени. Процветают в этих группировках пьянство, токсикомания, сексуальная распущенность и отличаются они агрессивностью по отношению к другим объединениям молодежи. Эти группировки диктуют молодежи антисоциальные нормы поведения, поэтому часто происходят территориальные конфликты, которые возникают на танцах, дискотеках, в местах массового скопления молодежи. Процветает в этих группировках определенная система подавления более слабых сильными, различные формы самосуда. Лидеры территориальных группировок являются некоронованными королями улиц и микрорайонов. Чаще всего лидеры - бывшие уголовники и преступники - имеют определенные клички и используют в поведении и жаргоне элементы преступного мира.
Наибольшую опасность для нашего общества представляет деятельность группировок фашиствующей молодежи. Бездумное увлечение определенной части молодежи фашистской символикой и атрибутикой иногда сопровождается противонравственными действиями, насилием, жесткостью. И несмотря на то, что сами подростки называют эти действия играми, прежде всего в них надо видеть уголовщину и вызов нравственным принципам демократического общества. Фашистские группировки крайне малочисленны на фоне неформального движения в целом и рецидивы их появления зафиксированы, прежде всего, в крупных городах.
Исследователи пытаются определить причины участия молодежи в неформальных группировках. Главная причина заключается в общих просчетах в политическом, гражданственном, нравственном, патриотическом и интернациональном воспитании молодежи. Противоправные действия являются и откликом на социальную незащищенность, и ущемленность в правах молодежи. Согласно данным социологов, только 17% молодежи считают, что они имеют право участвовать в управлении государством, так как молодежь была практически выключена из участия в политической жизни страны. Много недостатков в заполнении свободного времени молодежи. О каком духовном росте можно говорить, если большинство школьников и молодежи ничего не читают.
Анкетирование, проведенное среди участников некоторых неформальных объединений, показало, что большинство участников их отмечает формализм, фальшь, бездуховность, показуху в работе с молодежью социальных институтов (семья, школа, училище, вуз и др.)
Нельзя требовать решения проблем только от правоохранительных органов, в работу должны включаться общественные организации, профсоюзы, трудовые коллективы, учебные заведения и культурно-досуговые в особенности.
Необходимо создание эмоционально-привлекательной альтернативы антисоциальному движению.
Необходимо выработать четко выраженную стратегию и тактику в отношении неформальных объединений молодежи.
Чаще всего в отношении к молодежным группировкам виден поверхностный, недеффиренцированный подход. Нельзя видеть только отрицательные стороны в неформальном движении, надо пресечь равнодушие со стороны социальных институтов к неформалам, так как они являются носителями не только отрицательных, но и положительных тенденций.
К сожалению, пока трудно противостоять неформалам, т.к. мы отстаем в осмыслении и прогнозировании явлений молодежной среды.
Основная задача заключается в том, чтобы вывести неформальные объединения на поверхность, научиться работать с неформалами не формально. Особое внимание должно быть уделено формированию личности молодежи, т.к. необходимо избежать социальной пассивности значительной части молодого поколения. Активизация самой личности, самостоятельность в освоении и осмыслении знаний, критический подход к различным точкам зрения могут способствовать повороту неформального движения к активному участию в положительной практической деятельности.
Несмотря на то, что современная молодежь вырабатывает и усваивает жизненные установки и ценности в сложной социальной обстановке, характеризующейся трудностями и противоречиями как субъективными, так и объективными, есть много путей социальной активизации молодежи.
Основные стратегические задачи социализации личности молодого человека заключаются в:
- усилении самодеятельных начал в деятельности подростков и молодежи;
- повышении политической культуры молодежи;
- развитии творческого потенциала и активности личности;
- осуществлении индивидуального воздействия на отдельную личность с учетом специфики его интересов, потребностей и психологических данных.
- Электронный учебник по дисциплине «Социально-культурная деятельность»“ Введение
- 1.1. Основные задачи и направления социально-культурной деятельности
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- 1.2. Сущность социально-культурных технологий
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- 1.3. Понятие отраслевых и дифференцированных технологий социально-культурной деятельности
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- 1.4. Средства, формы и методы социально-культурной деятельности как основные составляющие технологического процесса
- Средства социально-культурной деятельности
- Формы социально-культурной деятельности
- Методы социально-культурной деятельности
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- Технологии информационно-познавательной и просветительной деятельности в сфере культуры Задачи и основные направления информационно-просветительной деятельности
- Основные направления информационно-просветительной деятельности.
- Социальная информация и ее свойства
- Средства массовой информации и учреждения досуга
- Информационно-просветительная и рекреационно-оздоровительная деятельность за рубежом
- Современные информационно-просветительные технологии
- Контрольные вопросы
- «Технология самодеятельного творчества и любительских объединений Самодеятельное творчество как часть народной художественной культуры
- Контрольные вопросы
- Сущность, основные понятия и функции самодеятельного творчества
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- Категория творчества в контексте теории деятельности
- Контрольные вопросы
- Творчество и мастерство как факторы формирования личности
- Список рекомендованной литературы
- Классификация самодеятельного творчества
- Контрольные вопросы
- Список рекомендованной литературы
- Понятие и основные признаки любительских объединений и клубов по интересам
- Список рекомендуемой литературы
- Виды клубов по интересам и любительских объединений
- Влияние современной социокультурной ситуации на развитие личности подростка
- Список рекомендуемой литературы
- Основные проблемы в организации досуга детей и подростков
- Список рекомендуемой литературы
- Роль педагога в организации досуга детей, подростков и юношества
- Список рекомендованной литературы
- Пути оптимизации работы школы, учреждений культуры и семьи в процессе организации досуга подростков
- Новые технологии в организации досуга детей и подростков
- Вопросы для самопроверки:
- Подростковые клубы как наиболее эффективная форма организации досуга детей и подростков
- Список литературы
- Дополнительный список литературы.
- Технология молодежного досуга Молодежная культура как феномен сферы свободного времени
- Вопросы и задания
- Список рекомендуемой литературы
- Сущность, основные понятия молодежной культуры
- Вопросы и задания
- Список рекомендуемой литературы
- Молодежная субкультура
- Вопросы для самоконтроля
- Список рекомендуемой литературы
- Ориентиры молодежной культуры досуга в XXI веке
- Вопросы и задания
- Список рекомендуемой литературы
- Основные подходы к организации досуга пожилых людей
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Технологии досуговой деятельности старших возрастных групп населения в России
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Особенности организации досуговой деятельности лиц среднего и пожилого возраста в европейских странах
- Вопросы для самопроверки:
- Литература
- Технология организации семейного досуга Семья как социальный институт и малая социальная группа
- Функции семьи и их реализация в сфере досуга
- Литература
- Современные подходы к организации семейного досуга
- Список рекомендованной литературы
- Вопросы для самоконтроля
- Технология культурно-досуговой деятельности с семьей
- Значение социально-культурной деятельности в организации семейного досуга
- Контрольные вопросы и задания
- Современные этнокультурные технологии Этнокультурное образование: сущность, функции, понятия и социальный аспект
- Освоение этнокультурных технологий на музыкальных отделениях многоуровневой системы образования
- Технология этнохудожественного образования в условиях региональной культурной политики
- Список рекомендуемой литературы
- Вопросы для самоконтроля
- Содержание
- Глава I. Сущность и специфика современных социально-культурных технологий
- Глава II. Технологии информационно-познавательной и просветительной деятельности в сфере культуры
- Глава III. Технология самодеятельного творчества и любительских объединений
- Глава IV. Технология рекреационно-оздоровительной деятельности
- Глава V. Технология общения в социально-культурной сфере
- Глава VI. Технология организации досуга детей и подростков
- Глава VII. Технология молодежного досуга
- Глава VIII. Технология организации досуга лиц среднего
- Глава IX. Технология организации семейного досуга
- Глава XIII. Современные этнокультурные технологии