1.2. Сущность социально-культурных технологий
Необходимость введения данного раздела в учебное пособие диктуется потребностью разработки общей терминологии для изучения этого сложного и многопланового процесса и выработки концептуальных подходов к самой проблеме использования технологии в сфере образования, культуры и досуга.
В настоящее время в России происходит процесс становления новой системы образования, в котором первостепенная роль отводится духовному воспитанию личности, социальному самоопределению человека, увеличению роли науки в создании педагогических технологий.
Сегодня, когда общественно-политическая и экономическая ситуация постоянно изменяется, необходимы принципиально новые подходы к содержанию образования.
Уже сейчас в российском образовании основные акценты делаются на вариантность педагогического процесса, который включает" научную разработку и практическое обоснование новых идей и технологий, внедрение компьютерных средств обучения с использованием телекоммуникационных сетей глобального масштаба.
Термин «технология» появился совсем недавно, но уже прочно вошел как в педагогический лексикон, так и в терминологию социально-культурной сферы.
Существуют разные трактовки определения «технология» и, несмотря на большие разночтения в понимании и употреблении этого термина, есть ряд объединяющих позиций, характерных для этого понятия. Так, в толковом словаре В. Даля мы читаем: «технология» - это совокупность приемов, применяющихся в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.
В материалах ЮНЕСКО указывается, что педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов, и их взаимодействия, ставящих своей задачей оптимизацию форм образования.
В учебном пособии «Основы социально-культурной деятельности» Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников отмечают, что технология - это механизм реализации теории в практику социально-педагогической деятельности.
По нашему мнению, технология - это средства, формы и методы социально-культурной деятельности, которые используются в учебном прогрессе, и с помощью которых достигаются планируемые результаты обучения и воспитания.
Следует отметить, что существуют технологии, применяемые в сфере образования, культуры, промышленного производства и т.д.
В зависимости от того, на каком уровне разрабатываются и внедряются технологии, можно говорить о:
• крупномасштабных технологиях на уровне страны, республики, региона;
• макротехнологиях в отдельных городах, трудовых объединениях, социальных и общественных институтах и т.д.;
• микротехнологиях, которые направлены на определенные общественные процессы и рассчитаны на небольшие группы людей.
В настоящее время появилось большое разнообразие исследований, в которых рассматриваются педагогические технологии. Среди них можно назвать работы В.П. Беспалько, П.Р. Атутова, М.В. Кларина, В.М. Монахова, В.Ю. Питюкова, Г.К. Селевко, В. В. Юдина и ряд других.
Рассматривая современные образовательные технологии, Г.К. Селевко дает им следующую классификацию:
1) по уровню применения;
2) по философской основе;
3) по ведущему фактору психического развития;
4) по ориентации на личностные структуры;
5) по характеру содержания и структуры;
6) по типу организации и управления познавательной деятельностью [6].
Безусловно, может быть и другой подход к выделению основных педагогических технологий. Возможна классификация технологий по основным видам деятельности людей, сферам общественной жизни и многие другие, но, как справедливо отмечает А.Д. Жарков, главное, чтобы «педагогическая технология была направлена на повышение прикладного, организационно-методического потенциала педагогики, а ее четкая прикладная направленность привлекала к ней внимание педагогов во всем мире».
Если говорить о «педагогической технологии», то она можег существовать в трех уровнях:
1) научном, когда разрабатываются цели, задачи, содержание и методы обучения, проектируются педагогические процессы;
2) процессуально-описательном, где происходит описание целей, задач, методов, средств, форм и содержания процесса для ! получения заранее планируемых результатов обучения; '
3) процессуально-действенном - в основу которого положено осуществление технологического процесса с применением различных методов и средств обучения.
Существуют определенные различия в технологиях, применяемых в учебном процессе и технологиях, разрабатываемых в . сфере культуры и досуга.
Учитывая то, что социально-культурная сфера представлена 'большим количеством разнопрофильных социальных институтов, которые имеют свои определенные функции и формы работы, то и технологии, применяемые в различных учреждениях, используют множество методов, с помощью которых не только формируется, но и активно осваивается культурно-досуговая среда.
В целом технологии, применяемые в сфере культуры и досуга, можно разделить на основные группы: общие, функциональные и дифференцированные (по Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильникову):
1) общие технологии ориентируют на наиболее характерные процессы, происходящие в культурно-досуговой деятельности (например: процесс внедрения хозрасчетных механизмов в практику учреждений культуры и досуга);
2) функциональные (отраслевые) технологии в своей основе содержат различные направления культурно-досуговой деятельности, т.е. совокупность методов и средств для реализации определенного содержания сферы культуры и досуга (примером служит технология информационно-познавательной и просветительной деятельности, технология самодеятельного творчества и ряд других);
3) дифференцированные технологии представляют собой методики, направленные на работу с отдельными категориями населения и различными возрастными группами.
Говоря о структуре технологии, следует отметить, что составными ее элементами должны служить:
• концептуапьность, т.е. опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое и социально-педагогическое обоснование достижения поставленных целей;
• системность, которая заключается в логике и целостности процесса, взаимосвязи всех ее частей;
• управляемость, предполагающая компетентный анализ конкретной ситуации; разработку и реализацию проектов и программ; диагностику на определенных этапах развития процесса и способность варьировать средствами и методами для достижения результатов;
эффективность современных технологий должна заключаться в конечных результатах и оптимальных затратах на их разработку и внедрение;
• и еще важный элемент технологии - это воспроизводимость разработанной технологии в других однотипных учреждениях и другими субъектами.
Таким образом, технологии могут существовать в сферах общественной жизни людей, но в их основе лежит содержательная техника реализации теории в практику,
- Электронный учебник по дисциплине «Социально-культурная деятельность»“ Введение
- 1.1. Основные задачи и направления социально-культурной деятельности
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- 1.2. Сущность социально-культурных технологий
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- 1.3. Понятие отраслевых и дифференцированных технологий социально-культурной деятельности
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- 1.4. Средства, формы и методы социально-культурной деятельности как основные составляющие технологического процесса
- Средства социально-культурной деятельности
- Формы социально-культурной деятельности
- Методы социально-культурной деятельности
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- Технологии информационно-познавательной и просветительной деятельности в сфере культуры Задачи и основные направления информационно-просветительной деятельности
- Основные направления информационно-просветительной деятельности.
- Социальная информация и ее свойства
- Средства массовой информации и учреждения досуга
- Информационно-просветительная и рекреационно-оздоровительная деятельность за рубежом
- Современные информационно-просветительные технологии
- Контрольные вопросы
- «Технология самодеятельного творчества и любительских объединений Самодеятельное творчество как часть народной художественной культуры
- Контрольные вопросы
- Сущность, основные понятия и функции самодеятельного творчества
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- Категория творчества в контексте теории деятельности
- Контрольные вопросы
- Творчество и мастерство как факторы формирования личности
- Список рекомендованной литературы
- Классификация самодеятельного творчества
- Контрольные вопросы
- Список рекомендованной литературы
- Понятие и основные признаки любительских объединений и клубов по интересам
- Список рекомендуемой литературы
- Виды клубов по интересам и любительских объединений
- Влияние современной социокультурной ситуации на развитие личности подростка
- Список рекомендуемой литературы
- Основные проблемы в организации досуга детей и подростков
- Список рекомендуемой литературы
- Роль педагога в организации досуга детей, подростков и юношества
- Список рекомендованной литературы
- Пути оптимизации работы школы, учреждений культуры и семьи в процессе организации досуга подростков
- Новые технологии в организации досуга детей и подростков
- Вопросы для самопроверки:
- Подростковые клубы как наиболее эффективная форма организации досуга детей и подростков
- Список литературы
- Дополнительный список литературы.
- Технология молодежного досуга Молодежная культура как феномен сферы свободного времени
- Вопросы и задания
- Список рекомендуемой литературы
- Сущность, основные понятия молодежной культуры
- Вопросы и задания
- Список рекомендуемой литературы
- Молодежная субкультура
- Вопросы для самоконтроля
- Список рекомендуемой литературы
- Ориентиры молодежной культуры досуга в XXI веке
- Вопросы и задания
- Список рекомендуемой литературы
- Основные подходы к организации досуга пожилых людей
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Технологии досуговой деятельности старших возрастных групп населения в России
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Особенности организации досуговой деятельности лиц среднего и пожилого возраста в европейских странах
- Вопросы для самопроверки:
- Литература
- Технология организации семейного досуга Семья как социальный институт и малая социальная группа
- Функции семьи и их реализация в сфере досуга
- Литература
- Современные подходы к организации семейного досуга
- Список рекомендованной литературы
- Вопросы для самоконтроля
- Технология культурно-досуговой деятельности с семьей
- Значение социально-культурной деятельности в организации семейного досуга
- Контрольные вопросы и задания
- Современные этнокультурные технологии Этнокультурное образование: сущность, функции, понятия и социальный аспект
- Освоение этнокультурных технологий на музыкальных отделениях многоуровневой системы образования
- Технология этнохудожественного образования в условиях региональной культурной политики
- Список рекомендуемой литературы
- Вопросы для самоконтроля
- Содержание
- Глава I. Сущность и специфика современных социально-культурных технологий
- Глава II. Технологии информационно-познавательной и просветительной деятельности в сфере культуры
- Глава III. Технология самодеятельного творчества и любительских объединений
- Глава IV. Технология рекреационно-оздоровительной деятельности
- Глава V. Технология общения в социально-культурной сфере
- Глава VI. Технология организации досуга детей и подростков
- Глава VII. Технология молодежного досуга
- Глава VIII. Технология организации досуга лиц среднего
- Глава IX. Технология организации семейного досуга
- Глава XIII. Современные этнокультурные технологии