Сущность, основные понятия молодежной культуры
Проблемы свободного времени следует рассматривать в тесной связи с конкретной фазой жизни, в которой формируется личность, детство, юность, зрелость и старость. В каждом из этих периодов так или иначе имеется фаза свободного времени, в связи с чем возникают специфические проблемы. Роль периода юности в сфере свободного времени является темой множества исследований и размышлений. Трудности с молодежью, существующие на протяжении веков, часто состоят в стремлении к значительному расширению сферы развлечений за счет сферы исполнения непреложных обязанностей, протестуя против дисциплины и принуждения.
Юность - это период учебы и подготовки к общественной жизни. В современном обществе социализация молодежи протекает большей степени вне первичного института опеки - семьи. В настоящее время более значительную роль играют в этом процессе социальные институты: школа, вузы, СМИ, учреждения социокультурной сферы, группы сверстников (peer droup) и др.
В современных условиях молодежь резко противопоставляет ценность свободного времени, проводимого в семье или в местах, где осуществляется заметный контроль со стороны старшего поколения, ценности времени, проводимого вне контроля, главным образом, в группах сверстников. Свободное время молодежи имеет свои культурные особенности, определяющиеся биологическими, психологическими, социальными характеристиками. Характеристика молодежи достаточно изучена в отечественной и зарубежной литературе. Молодежь - эмоциональна, интеллектуально восприимчива, физически активна и подвижна, склонна к игровой деятельности. Для нее характерен альтруизм, что способствует непринужденному вхождению в культурную общественную среду; легкостью сближения со сверстниками, что становится важнейшим «группобразующим фактором». Акселерация, с одной стороны, отодвижение брачного возраста на более поздние сроки и связи с увеличение периода подготовки к профессиональному труду, с другой, расширяют потенциальные возможности молодежи для культурного времяпровождения.
Социальный статус молодежи позволяет характеризовать ее как не самостоятельную. Вопреки такому представлению, сама молодежь настойчиво стремится к обособлению. Чтобы утвердить статус своей самостоятельности, молодежь прибегает к различным «неформальным» организованным методам сопротивления против такого «непризнания». Иногда она вторгается в область политики, но больше всего проявляет себя в области культуры.
В окружении себе подобных молодежь накапливает знания о культурной жизни и к этим знаниям вписывает свое понимание, уточняет свои предпочтения, выявляет своих кумиров, постигает групповые нравы, сравнивает и сопоставляет их с нравами взрослых, с которыми они часто бывают не согласны. При этом молодежь формирует свои гипотезы, часто иллюзорные, и в соответствии с собственным пониманием или непониманием совершает поступки, строит свой образ и стиль жизни. Из этого складывается то, что называется молодежной культурой.
Возникновение обособленной молодежной культуры является результатом индустриального развития общества и иных факторов. Среди этих факторов еще в 1969 году С. Лем обозначил быстрое, благодаря НТР, достижение обществом высокого уровня материального благосостояния. Резкое снижение сопротивления внешней среды создало определенный «люфт», свободный от выполнения необходимых биологических действий от ежедневной борьбы за существование. Постепенно этот «люфт» начал заполняться случайными, избыточными образцами поведения, и прежде всего со стороны молодежи. За спиной молодых людей, обретших свободу от пожизненного труда, - мощный пласт многовековой культуры, который и служит основным материалом для построения молодежной культуры. Лем рассматривает молодежную культуру как имманентный феномен культурно-исторического процесса, с необходимостью возникающий в обществе, достигшем высокого материального благосостояния. Никогда общество не могло предложить молодежи столь массовые формы свободного времяпрепровождения, какие возникли в индустриальных странах «массового потребления». В отличие от прежних социально обусловленных форм досуга современные в большей степени затрагивают художественно-эстетические переживания и ориентированы на специфическое восприятие молодежи.
Стержневым элементом в отечественной молодежной культуре оказалось удовлетворение музыкально-развлекательных потребностей. В структуре досуговых интересов современной молодежи среди 12 видов досуга 5 оказались наиболее предпочтительными и они связаны с восприятием музыки. Шествие рок-музыки по российской земле оформилось в рок движение. Рок-музыка в нашем отечестве являла собой вызов окружающему миру, и молодежь использовала ее как средство противопоставить себя, свое мироощущение идеалам старших поколений. Причины же, вызвавшие молодежное культурное движение, еще до конца не выявлены.
Зарубежные исследователи, в частности Т. Парсонс отмечают следующие специфические проявления молодежной культуры:
- стремление выработать автономные формы поведения и независимые от взрослых формы мышления и выйти из-под контроля взрослых;
- резко критическое отношение к традиционным ценностям образа жизни;
- «открытость» по отношению к новым ценностям и ценностным ориентациям;
- двойственность (амбивалентность) психических переживаний, связанных с маргинальностью, и неоднозначность противоречивых соотношений чувств любви и ненависти.
Немецкий исследователь молодежной культуры Гугенбергер основные проявления молодежной культуры охарактеризовал как коллективный «нарциссизм», безучастное сосуществование с общественной культурой, антиурбанистический эффект утомленных групп.
К. Кенистон отмечает, что для взрослых обычно допущение: молодежь ведет себя сумасбродно, эксцентрично, неправильно потому, что таков возраст. Но сегодня такое поведение - основа молодежной культуры. Ценности молодежной культуры действительно отличаются от ценностей доминирующей в обществе культуры. Но ценностная специфика каждой из функционирующих молодежных культур признается лишь на время до приобретения общественного статуса.
Охарактеризованные проявления молодежной культуры позволяют отметить, что молодежная культура как феномен общественной культуры представляет собой сложное, противоречивое образование, обособившееся в системе культуры общества. При этом место молодежи в общественной жизни, ее отношение к ценностям культуры общества, традициям, зависит от происходящих на каждом данном историческом этапе социокультурных процессов. Это высказывание находит подтверждение у Айзенштадта, который писал, что появление формализованных и возрастно-однородных групп в обществе тем выше, чем более закрытыми или недоступными для молодежи являются его ведущие социальные институты и чем менее эффективно семья, как институт социализации. Таким образом, дистанцированность от общественной жизни и вытеснение молодежи в культурно-досуговую область не всегда зависят от нее самой. Но в зависимости от того, какое место занимает молодежь в жизни общества, складывается и ее отношение к господствующим в обществе ценностям. Отношение к ним может быть как пассивным, некритическим, так и оценивающим, вплоть до отрицания.
Рассмотрение сущностных проявлений молодежной культуры позволяет перейти к рассмотрению проблемы дефиниции данного понятия. В этом направлении предпринят целый ряд попыток. Рассмотрим некоторые из них. Одним из так называемых широких определений является следующее: «Молодежная культура - это часть общей культуры общества». Данное определение указывает на соотношение молодежной культуры и общества, как части к целому, без содержательной характеристики указанных явлений и взаимосвязей. Более определенную характеристику молодежной культуры содержит другое определение. «Современная молодежная культура - довольно сложное, социально духовное образование, включающее в себя научное мировоззрение, правовые, политические, нравственные, художественные познания, культурную общность мышления, чувств, быта, досуга». Тем не менее, это определение не позволяет увидеть разницу между молодежной культурой и культурой общества, которое также является «сложным социально духовным образованием». Наиболее полным и содержательным, на наш взгляд, определением является следующее: «Молодежная культура - это исторически сложившееся и обособившееся в культуре общества сложное противоречивое социально-культурное образование со специфическими ценностями, нормами, образцами поведения, носителями которых является молодежь как специфическая социально-демографическая группа».
- Электронный учебник по дисциплине «Социально-культурная деятельность»“ Введение
- 1.1. Основные задачи и направления социально-культурной деятельности
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- 1.2. Сущность социально-культурных технологий
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- 1.3. Понятие отраслевых и дифференцированных технологий социально-культурной деятельности
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- 1.4. Средства, формы и методы социально-культурной деятельности как основные составляющие технологического процесса
- Средства социально-культурной деятельности
- Формы социально-культурной деятельности
- Методы социально-культурной деятельности
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- Технологии информационно-познавательной и просветительной деятельности в сфере культуры Задачи и основные направления информационно-просветительной деятельности
- Основные направления информационно-просветительной деятельности.
- Социальная информация и ее свойства
- Средства массовой информации и учреждения досуга
- Информационно-просветительная и рекреационно-оздоровительная деятельность за рубежом
- Современные информационно-просветительные технологии
- Контрольные вопросы
- «Технология самодеятельного творчества и любительских объединений Самодеятельное творчество как часть народной художественной культуры
- Контрольные вопросы
- Сущность, основные понятия и функции самодеятельного творчества
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- Категория творчества в контексте теории деятельности
- Контрольные вопросы
- Творчество и мастерство как факторы формирования личности
- Список рекомендованной литературы
- Классификация самодеятельного творчества
- Контрольные вопросы
- Список рекомендованной литературы
- Понятие и основные признаки любительских объединений и клубов по интересам
- Список рекомендуемой литературы
- Виды клубов по интересам и любительских объединений
- Влияние современной социокультурной ситуации на развитие личности подростка
- Список рекомендуемой литературы
- Основные проблемы в организации досуга детей и подростков
- Список рекомендуемой литературы
- Роль педагога в организации досуга детей, подростков и юношества
- Список рекомендованной литературы
- Пути оптимизации работы школы, учреждений культуры и семьи в процессе организации досуга подростков
- Новые технологии в организации досуга детей и подростков
- Вопросы для самопроверки:
- Подростковые клубы как наиболее эффективная форма организации досуга детей и подростков
- Список литературы
- Дополнительный список литературы.
- Технология молодежного досуга Молодежная культура как феномен сферы свободного времени
- Вопросы и задания
- Список рекомендуемой литературы
- Сущность, основные понятия молодежной культуры
- Вопросы и задания
- Список рекомендуемой литературы
- Молодежная субкультура
- Вопросы для самоконтроля
- Список рекомендуемой литературы
- Ориентиры молодежной культуры досуга в XXI веке
- Вопросы и задания
- Список рекомендуемой литературы
- Основные подходы к организации досуга пожилых людей
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Технологии досуговой деятельности старших возрастных групп населения в России
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Особенности организации досуговой деятельности лиц среднего и пожилого возраста в европейских странах
- Вопросы для самопроверки:
- Литература
- Технология организации семейного досуга Семья как социальный институт и малая социальная группа
- Функции семьи и их реализация в сфере досуга
- Литература
- Современные подходы к организации семейного досуга
- Список рекомендованной литературы
- Вопросы для самоконтроля
- Технология культурно-досуговой деятельности с семьей
- Значение социально-культурной деятельности в организации семейного досуга
- Контрольные вопросы и задания
- Современные этнокультурные технологии Этнокультурное образование: сущность, функции, понятия и социальный аспект
- Освоение этнокультурных технологий на музыкальных отделениях многоуровневой системы образования
- Технология этнохудожественного образования в условиях региональной культурной политики
- Список рекомендуемой литературы
- Вопросы для самоконтроля
- Содержание
- Глава I. Сущность и специфика современных социально-культурных технологий
- Глава II. Технологии информационно-познавательной и просветительной деятельности в сфере культуры
- Глава III. Технология самодеятельного творчества и любительских объединений
- Глава IV. Технология рекреационно-оздоровительной деятельности
- Глава V. Технология общения в социально-культурной сфере
- Глава VI. Технология организации досуга детей и подростков
- Глава VII. Технология молодежного досуга
- Глава VIII. Технология организации досуга лиц среднего
- Глава IX. Технология организации семейного досуга
- Глава XIII. Современные этнокультурные технологии