Особенности организации досуговой деятельности лиц среднего и пожилого возраста в европейских странах
В 1980 году специальная комиссия по вопросам старения палаты представителей американского Конгресса провела обследование столетних граждан США, которых в то время насчитывалось 13 тысяч человек, а также тех, кому было от 85 до 100 лет (около 2 млн.). Исследование показало, что значительная их часть ведет активный образ жизни, участвуя при этом в различных клубных учреждениях. Многие из них через клубы знакомств вступали в брак после 70-80 лет.
Институциональные формы вовлечения населения в куль-турно-досуговую деятельность разнообразны и характерны для всех индустриально развитых стран. Швеция - одна из стран, где придается большое значение участию широких масс в культуре и предпринимаются сознательные усилия для демократизации культурной жизни. При этом «культурное равенство» по значимости приравнивается к экономическому и социальному статусу граждан. Важную роль в шведской культурной политике играют добровольные объединения или ассоциации для взрослых. В настоящее время в стране 12 таких ассоциаций, которые действуют в рамках различных народных организаций - религиозных, профсоюзных и т.п. Особое место занимает Народный университет. По данным 1994 года, примерно 3,2 млн. людей среднего и пожилого возраста вовлечены в какую-либо ассоциацию, которую поддерживают как государственные, так и местные власти. Досуговая деятельность в стране имеет форму «тематических кружков», так называемых «культурных групп» (хоры, танцевальные, театральные группы) и «культурных программ» (лекции, выставки и т.п.). Специальные гранты программам и группам выделяет Национальный совет искусств. Шведам удалось создать «культурную окружающую среду высокого качества», обеспечив доступ широких слоев населения к культуре. Люди пожилого возраста принимают активное участие во многих программах в качестве экспертов, консультантов, организаторов и участников различных акций, движений, ассоциаций. Среди рекомендаций, которые дают эксперты в области социально-культурной деятельности, можно выделить следующие:
• побудить учреждения культуры соперничать в борьбе за аудиторию;
• полнее знакомить шведскую публику с международными достижениями в области театра, музыки, изобразительного и декоративно-прикладного искусства;
• содействовать многостороннему культурному сотрудничеству разновозрастных объединений на межрегиональном уровне;
• совершенствовать поддержку любительского искусства в стране, используя интеграцию опыта, творческого потенциала и инновационных технологий досуговой деятельности;
• творчески использовать позитивный опыт других европейских стран.
Швеция является одной из лидирующих стран в Европе по объему затрат на развитие культуры. В среде шведских политиков сфера культуры и досуга чрезвычайно авторитетна. Роль законодательства ограничена, существуют лишь законы, защищающие культурное наследие страны и гарантирующие свободу печати. В 1988 году в Швеции была создана Ассоциация искусства и бизнеса в поддержку культурного спонсорства. В программу действий включена подготовка менеджеров в области искусства, введение художественного маркетинга и др.
Особая роль в Швеции отведена культурному туризму. Разработаны программы как для детей, так и для людей среднего и пожилого возраста. Интересно поставлена работа в моноклубах по спорту (футбольные или хоккейные), мультиклубы (многопрофильные или состоящие из нескольких секций). В каждом - своя схема руководства: председатель, секретарь, казначей. Председатель - особая личность. Он не чиновник, а лидер, вожак, ветеран. В скандинавских странах непрофессиональный спорт финансируется государством.
Несомненный интерес представляет реализация долгосрочной культурно-педагогической программы на общенациональном уровне в ФРГ. 300 текстов стали результатом проекта «Штутгарт пишет»: письма, дневники, автобиографическая проза, рассказы и зарисовки, собранные вместе, дают как бы мозаичную картину города. В проекте принимали активное участие люди среднего и пожилого возраста. Выяснилось, что многие из них нуждаются в поддержке, квалифицированном совете, иногда просто в одобрении. Развитие культуры письменного творчества способствовало реализации различных форм общения людей разных возрастов. В проекте «Игра и сказки» выступления детского театра в дортмундском центре пенсионеров «вызвали» к жизни ответное действо - спектакль «вечер сказок». В этом проекте важна идея общения двух поколений - сегодняшних детей, подвергающих мощному воздействию технизированного развлечения и сегодняшних пенсионеров, сохранивших со времен своего детства и юности традицию рассказывания историй и сказок. История о принце из Эмдена была задумана как скрытый театр. Детей ждали «детективные» путешествия с пожилой «писательницей», которая попросила помощи в розысках кумира своей юности, своего «принца». «Сказка для детей и взрослых» помогла общению и дружбе двух поколений.
Художественный аспект в сфере домашнего хозяйства стал темой одного из гамбургских проектов. Цель его - раскрепостить, изменить сферу домашнего хозяйства. В течение года в культурном центре для взрослых «Калепнагель» были организованы шесть тематических мастерских под общей вывеской «Кухонная латынь»: «Курс грязи и чистки», «Швейная аэробика», «Чудо-стирка» и др. Кроме того, в культурных центрах города были проведены соответствующие представления: «Танец с метлой», «Демонстрация половых тряпок» и т.п., в которых с одинаковым успехом принимали участие и дети, и люди среднего возраста, и пенсионеры. «Старые - да, но не слишком старые» - художественный проект для пенсионеров. Пластика, графика, искусство - связующая материя между одинокими людьми. Успех курса был необычно велик. Культурная комиссия муниципалитета г. Кобленца согласилась частично финансировать его еще два семестра. Не был обойден проект и вниманием общественности: заключительная выставка работ прошла в краеведческом музее при полном аншлаге.
Проектная форма работы в области культурной политики стала популярной в Германии и некоторых странах Европы. Клуб «Друзья Исторической Шотландии» объединяет 300 тыс. энтузиастов охраны исторического и культурного наследия. Для членов клуба ежеквартально издается бюллетень, организуются экспедиции. Особое внимание уделяется работе со школьниками и пожилыми людьми. Под эгидой исторической Шотландии в Эдинбурге работает реставрационный центр. Главной целью образования в сфере культуры считается трансформация пассивных потребителей культуры в энергичную, критическую и творческую публику независимо от возраста.
Во Франции, начиная с 1973 года, Министерство культуры поручало Департаменту научных исследований и перспектив изучать виды культурной деятельности и досуга. Было проведено три общенациональных исследования культурного досуга французов: в 1973, 1981, 1988-1989 годах. Результаты показали наличие таких видов досуга в зависимости от сфер культуры, как аудиовидение, прослушивание музыки, чтение комиксов, «вечеринки у друзей» и т.п. Наблюдается своеобразное смешивание «современных вкусов» с «изящными» симпатиями классического типа, причем часто досуговая деятельность молодежи созвучна развлечениям лиц пожилого возраста. Почти полвека во Франции существует понятие «социокультурный аниматор» (лицо, владеющее совокупностью методов деятельности, позволяющих активно вовлекать членов коллектива в культурную и социальную жизнь группы). Французские аниматоры - это люди-энтузиасты, работающие на добровольных началах в свободное от работы время или лица пожилого возраста (преподаватели, ученые, общественные деятели, служащие, пенсионеры и др.). Выделяется два типа аниматоров: руководители (координаторы) и аниматоры - специалисты кружков (ремесла, техническая и художественная самодеятельность и т.п.), преподающие на различных курсах (обучение автомобилистов, туристов, популяризация науки и техники, актерские и режиссерские курсы и т.п.). Аниматоры осуществляют юридическое консультирование, способствуют социальной адаптации эмигрантов, ведут досуговую деятельность по месту жительства и даже оказывают психологическую помощь («служба доверия» и др.).
Как правило, аниматоры стремятся уйти от влияния политических институтов. Их деятельность предполагает создание условий для многогранных контактов между людьми разных возрастов, развития их творческого потенциала.
На пороге XXI века специалисты в области «терапии рекреацией» спорили о путях, средствах и методах работы с людьми старшего поколения. Пожилые, часто одинокие люди, которые в западных странах составляют довольно большую часть населения, все настоятельнее требуют особого внимания со стороны общества. Ученые в области «терапии рекреацией» признают, что одним из средств такой терапии для каждого конкретного человека может стать обращение к миру его детства, юности в окружении определенных предметов, вещей, особо хранящихся и заботливо ими оберегаемых. Нередко такие вещи играют роль талисманов, оберегов, передаются по наследству в качестве семейных реликвий. Ученые считают, что символика таких предметов и вещей очень важна для создания психологического комфорта пожилого человека, облегчения адаптации на новом месте или в другом качестве. Интересен опыт изучения проблем стариков, живущих как в обычных условиях, так и в домах-приютах, с точки зрения удовлетворенности жизнью. Более высокий уровень активности, состояния комфортности наблюдался у пожилых людей, находившихся в мире своих «грез и воспоминаний», символами которых служили их вещи, предметы, памятные подарки и т.п. Семейные реликвии и фотографии, символические драгоценности имеют особое значение для пожилого человека. Некоторые предметы «из прошлой жизни» служат «визитной карточкой» людям старшего возраста, помогают в общении, в досуговой деятельности. В комнатах имеются специальные выставочные витрины, где приносимое имущество становится доступным для обозрения, обсуждения, вызывает воспоминания-ассоциации, способствует большему взаимопониманию, доверию и взаимодействию. Апелляция к таким предметам помогает и во время общественного, «юмористического» расслабления, терапии животными, контактов пожилых людей разных поколений, национальностей и культур.
- Электронный учебник по дисциплине «Социально-культурная деятельность»“ Введение
- 1.1. Основные задачи и направления социально-культурной деятельности
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- 1.2. Сущность социально-культурных технологий
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- 1.3. Понятие отраслевых и дифференцированных технологий социально-культурной деятельности
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- 1.4. Средства, формы и методы социально-культурной деятельности как основные составляющие технологического процесса
- Средства социально-культурной деятельности
- Формы социально-культурной деятельности
- Методы социально-культурной деятельности
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- Технологии информационно-познавательной и просветительной деятельности в сфере культуры Задачи и основные направления информационно-просветительной деятельности
- Основные направления информационно-просветительной деятельности.
- Социальная информация и ее свойства
- Средства массовой информации и учреждения досуга
- Информационно-просветительная и рекреационно-оздоровительная деятельность за рубежом
- Современные информационно-просветительные технологии
- Контрольные вопросы
- «Технология самодеятельного творчества и любительских объединений Самодеятельное творчество как часть народной художественной культуры
- Контрольные вопросы
- Сущность, основные понятия и функции самодеятельного творчества
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- Категория творчества в контексте теории деятельности
- Контрольные вопросы
- Творчество и мастерство как факторы формирования личности
- Список рекомендованной литературы
- Классификация самодеятельного творчества
- Контрольные вопросы
- Список рекомендованной литературы
- Понятие и основные признаки любительских объединений и клубов по интересам
- Список рекомендуемой литературы
- Виды клубов по интересам и любительских объединений
- Влияние современной социокультурной ситуации на развитие личности подростка
- Список рекомендуемой литературы
- Основные проблемы в организации досуга детей и подростков
- Список рекомендуемой литературы
- Роль педагога в организации досуга детей, подростков и юношества
- Список рекомендованной литературы
- Пути оптимизации работы школы, учреждений культуры и семьи в процессе организации досуга подростков
- Новые технологии в организации досуга детей и подростков
- Вопросы для самопроверки:
- Подростковые клубы как наиболее эффективная форма организации досуга детей и подростков
- Список литературы
- Дополнительный список литературы.
- Технология молодежного досуга Молодежная культура как феномен сферы свободного времени
- Вопросы и задания
- Список рекомендуемой литературы
- Сущность, основные понятия молодежной культуры
- Вопросы и задания
- Список рекомендуемой литературы
- Молодежная субкультура
- Вопросы для самоконтроля
- Список рекомендуемой литературы
- Ориентиры молодежной культуры досуга в XXI веке
- Вопросы и задания
- Список рекомендуемой литературы
- Основные подходы к организации досуга пожилых людей
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Технологии досуговой деятельности старших возрастных групп населения в России
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Особенности организации досуговой деятельности лиц среднего и пожилого возраста в европейских странах
- Вопросы для самопроверки:
- Литература
- Технология организации семейного досуга Семья как социальный институт и малая социальная группа
- Функции семьи и их реализация в сфере досуга
- Литература
- Современные подходы к организации семейного досуга
- Список рекомендованной литературы
- Вопросы для самоконтроля
- Технология культурно-досуговой деятельности с семьей
- Значение социально-культурной деятельности в организации семейного досуга
- Контрольные вопросы и задания
- Современные этнокультурные технологии Этнокультурное образование: сущность, функции, понятия и социальный аспект
- Освоение этнокультурных технологий на музыкальных отделениях многоуровневой системы образования
- Технология этнохудожественного образования в условиях региональной культурной политики
- Список рекомендуемой литературы
- Вопросы для самоконтроля
- Содержание
- Глава I. Сущность и специфика современных социально-культурных технологий
- Глава II. Технологии информационно-познавательной и просветительной деятельности в сфере культуры
- Глава III. Технология самодеятельного творчества и любительских объединений
- Глава IV. Технология рекреационно-оздоровительной деятельности
- Глава V. Технология общения в социально-культурной сфере
- Глава VI. Технология организации досуга детей и подростков
- Глава VII. Технология молодежного досуга
- Глава VIII. Технология организации досуга лиц среднего
- Глава IX. Технология организации семейного досуга
- Глава XIII. Современные этнокультурные технологии