Средства социально-культурной деятельности
Средства социально-культурной деятельности - это «набор инструментов» идейно-эмоционального воздействия, которые используются работниками учреждений культуры и досуга в процессе производственной деятельности.
В арсенале работников социально-культурных институтов имеются разнообразные средства и способы воздействия на человека. Как специалист широкого профиля организатор досуга должен, во-первых, удовлетворять социально-культурные интересы и потребности людей различных профессий и возрастов, а, во-вторых, разрабатывать инновационные технологии, которые будут способствовать более содержательному и развивающему досугу населения. «Принципиальная особенность такого специалиста в том, что знание психологии, педагогики, культурологии, социологии, экономики, политологии, права, теории управления и ряда других общественно-значимых и весьма престижных сегодня наук выступает не как самоцель, а как существенное средство реализации ведущей метафизики социально-культурной деятельности - приобщение человека к достижениям мировой и отечественной культуры, всемирное развитие его творческого потенциала».
К числу основных средств социально-культурной деятельности относятся: живое слово, печать, радио, телевидение, наглядные и технические средства, искусство и спорт, литература и художественная самодеятельность.
Следует отметить что все средства между собой тесно взаимосвязаны и их выбирают с учетом определенного объекта воздействия, т.е. дошкольники, подростки, молодежь, студенты, пенсионеры и т.д. К тому же, выбор средств зависит от тематической направленности мероприятия, проводимого организаторами досуга (вечер вопросов и ответов, «круглый стол», диспут, ток-шоу, конкурсы, аукционы, конференции, брифинги и т.д.).
Для успешного применения средств социально-культурной деятельности в практике организатора досуга исследователи советуют соблюдать ряд требований и правил:
• выбор средств всегда зависит от цели какого-либо мероприятия, воспитательной акции, именно цель определяет средство;
• количество и характер выбранных средств воздействия должны соответствовать художественно-постановочным задачам, недостаток средств и их избыток одинаково вредны;
• всякий избравший те или иные средства воспитатель должен в совершенстве владеть методикой их применения, знать их слабые и сильные стороны;
• имеющиеся в распоряжении средства «должны быть всегда под рукой и в полной исправности»
- Электронный учебник по дисциплине «Социально-культурная деятельность»“ Введение
- 1.1. Основные задачи и направления социально-культурной деятельности
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- 1.2. Сущность социально-культурных технологий
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- 1.3. Понятие отраслевых и дифференцированных технологий социально-культурной деятельности
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- 1.4. Средства, формы и методы социально-культурной деятельности как основные составляющие технологического процесса
- Средства социально-культурной деятельности
- Формы социально-культурной деятельности
- Методы социально-культурной деятельности
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- Технологии информационно-познавательной и просветительной деятельности в сфере культуры Задачи и основные направления информационно-просветительной деятельности
- Основные направления информационно-просветительной деятельности.
- Социальная информация и ее свойства
- Средства массовой информации и учреждения досуга
- Информационно-просветительная и рекреационно-оздоровительная деятельность за рубежом
- Современные информационно-просветительные технологии
- Контрольные вопросы
- «Технология самодеятельного творчества и любительских объединений Самодеятельное творчество как часть народной художественной культуры
- Контрольные вопросы
- Сущность, основные понятия и функции самодеятельного творчества
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- Категория творчества в контексте теории деятельности
- Контрольные вопросы
- Творчество и мастерство как факторы формирования личности
- Список рекомендованной литературы
- Классификация самодеятельного творчества
- Контрольные вопросы
- Список рекомендованной литературы
- Понятие и основные признаки любительских объединений и клубов по интересам
- Список рекомендуемой литературы
- Виды клубов по интересам и любительских объединений
- Влияние современной социокультурной ситуации на развитие личности подростка
- Список рекомендуемой литературы
- Основные проблемы в организации досуга детей и подростков
- Список рекомендуемой литературы
- Роль педагога в организации досуга детей, подростков и юношества
- Список рекомендованной литературы
- Пути оптимизации работы школы, учреждений культуры и семьи в процессе организации досуга подростков
- Новые технологии в организации досуга детей и подростков
- Вопросы для самопроверки:
- Подростковые клубы как наиболее эффективная форма организации досуга детей и подростков
- Список литературы
- Дополнительный список литературы.
- Технология молодежного досуга Молодежная культура как феномен сферы свободного времени
- Вопросы и задания
- Список рекомендуемой литературы
- Сущность, основные понятия молодежной культуры
- Вопросы и задания
- Список рекомендуемой литературы
- Молодежная субкультура
- Вопросы для самоконтроля
- Список рекомендуемой литературы
- Ориентиры молодежной культуры досуга в XXI веке
- Вопросы и задания
- Список рекомендуемой литературы
- Основные подходы к организации досуга пожилых людей
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Технологии досуговой деятельности старших возрастных групп населения в России
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Особенности организации досуговой деятельности лиц среднего и пожилого возраста в европейских странах
- Вопросы для самопроверки:
- Литература
- Технология организации семейного досуга Семья как социальный институт и малая социальная группа
- Функции семьи и их реализация в сфере досуга
- Литература
- Современные подходы к организации семейного досуга
- Список рекомендованной литературы
- Вопросы для самоконтроля
- Технология культурно-досуговой деятельности с семьей
- Значение социально-культурной деятельности в организации семейного досуга
- Контрольные вопросы и задания
- Современные этнокультурные технологии Этнокультурное образование: сущность, функции, понятия и социальный аспект
- Освоение этнокультурных технологий на музыкальных отделениях многоуровневой системы образования
- Технология этнохудожественного образования в условиях региональной культурной политики
- Список рекомендуемой литературы
- Вопросы для самоконтроля
- Содержание
- Глава I. Сущность и специфика современных социально-культурных технологий
- Глава II. Технологии информационно-познавательной и просветительной деятельности в сфере культуры
- Глава III. Технология самодеятельного творчества и любительских объединений
- Глава IV. Технология рекреационно-оздоровительной деятельности
- Глава V. Технология общения в социально-культурной сфере
- Глава VI. Технология организации досуга детей и подростков
- Глава VII. Технология молодежного досуга
- Глава VIII. Технология организации досуга лиц среднего
- Глава IX. Технология организации семейного досуга
- Глава XIII. Современные этнокультурные технологии