Технология культурно-досуговой деятельности с семьей
Задача технологии как науки состоит в выявлении закономерностей развития культурно-досуговой деятельности с целью определения и использования на практике наиболее эффективных и производительных процессов. Совокупность объективных фактов требует исследования социально-культурных проблем института современной семьи в системе рекреативной деятельности, используя концептуальную основу социально-культурной деятельности, культурологии, индивидуальной, аналитической и социальной психологии, и в частности положения о семье как малой социальной группе.
Потребность в осмыслении жизни семьи, как малой социальной группы, представляется валидной в силу многих причин. Среди них, на наш взгляд, не менее важными являются следующие:
• снижение роли и значения учреждений социально-культурной деятельности в жизни института семьи;
• недостаточная разработанность теоретико-методологических основ рекреативной деятельности для работы с семьей, как досуговым коллективом.
Нами было проведено социологическое исследование наличия свободного времени у респондентов с целью анализа семьи как досугового коллектива. Распределение ответов о наличии свободного времени в семьях в первичном срезе показало следующее. Основная масса - около 90% работающего населения -располагает не более 1-2 часами свободного времени в день, при 1-2 двух свободных днях в неделю. Эти данные полностью соответствуют современному образу жизни россиян в условиях экономических реформ. Профессиональная деятельность не обеспечивает необходимого для семьи уровня доходов. Большая часть населения ищет дополнительную занятость помимо основной работы. Это характерно для всех групп респондентов: для работающих, служащих, военнослужащих, студентов, профессорско-преподавательского состава. С другой стороны, предельно заняты и более обеспеченные слои современного общества: бизнесмены и высокооплачиваемые предприниматели. В настоящей выборке последние социальные группы представлены незначительно:
• социальная общность «обеспеченных» людей в среднем по России составляет менее 7%, в провинциальном городе данная пропорция еще менее, в сельской местности - ниже;
• данная общность локализуется вне площадок настоящего исследования и не доступна для методов социологического изучения;
• социальная общность «обеспеченных» людей имеет в силу своего материального положения иные структуры потребностей, мотивов и ценностей в отличие от изучаемой общности рабочих, служащих, военнослужащих, преподавателей, студентов, крестьянства, домохозяек.
Незначительно представленная часть населения обладает существенными объемами свободного времени - 8% респондентов. Эту категорию ответов представляют, по большей части: безработные, инвалиды и больные люди, беженцы, бомжи, и т.д. Спад производства и обнищание народа в значительной мере поставили перечисленные группы населения в тяжелое положение. С другой стороны, свободным временем располагают также и обеспеченные граждане, чей уровень доходов позволяет им жить по собственным ценностям и нормам.
За годы реформ количество естественного прироста населения снизилось на 700 тысяч детей - такое количество детей по России в 1998 году недосчитали первые классы школ.
Наибольшая доля респондентов представлена возрастом 20-25 лет. Этот возраст является возрастом увеличения напряжения либидо, появления проблем социализации и стабилизации личности в обществе, а также наибольшего количества заключаемых браков. Таким образом, заключение брачного союза во многом вызывает конкретные трудности и проблемы в совместной жизни молодых супругов. Выявление и помощь в решении этих трудностей во многом являлись целью работы клуба семьи. Лица среднего возраста приняли не достаточно активное участие в социологическом опросе и анкетировании. Это объясняется относительной стабильностью образа жизни, в том числе и семейной, устоявшимися формами межличностного взаимодействия; инертностью отношения к макросоциальным и микросоциальным процессам и явлениям; определенным фатализмом и отсутствием перспектив в жизни, что проявляется в смирении перед фактами бытия. Это является следствием ряда факторов. К ним отнесем:
• оптимистический взгляд на жизнь свойствен в основном молодежи;
• нарастает астенизация населения;
• усиливается социальное обусловливание пассивного типа личности.
Семейное положение респондентов во многом типично для современной России. Подавляющее число людей проживают в семьях и стремятся к созданию семьи.
Среди разводящихся пар вступающие в брак после сравнительно кратковременного знакомства составляют 52%. Среди пар, продолжающих жить в браке, только 17,1%. Соответственно пары, вступающие в брак, зная друг друга не менее года, составляют в первом случае 34%, во втором - 58%.
Связь между культурным уровнем молодежи и прочностью брака проявляется в степени обоснованности не только решения о вступлении в брак, но и решениями, принимаемыми в различные периоды супружеской жизни. Содержание брака не исчерпывается любовью и счастьем. В браке супруги сразу же встречаются с трудностями приспособления друг к другу и к новым условиям существования.
Проблема подготовки молодежи к браку стоит сейчас перед обществом как одна из важных проблем. Требуются серьезные усилия для преодоления дезорганизации и примитивизации сексуальной жизни людей, которые проявляются в поведении значительной части населения. Эти трудности в значительной степени обусловлены также и деятельностью средств массовой информации.
Наибольшее значение в свете настоящего исследования имел блок вопросов, посвященный предпочтениям свободного времени респондентов, их интересам, мотивам и потребностям. Подавляющее большинство респондентов указали, что имеют проблемы с недостатком времени и средств, их наиболее волнуют недостаток стабильности в жизни, тревога за судьбы близких людей и будущее Родины. Следующую значительную группу проблем представляют трудности в семейной жизни: воспитание детей, конфликты с членами семьи, в частности с родителями супруга или супруги. Последние в значительной мере коррелируют с жилищными проблемами, хозяйственными и бытовыми затруднениями. Также значительное число респондентов имеют трудности в общении, что отражено в ответах на вопрос об одиночестве и сексуальном фантазировании. Проблемы со здоровьем, недостаток сил также является значительной проблемой в современных условиях у членов семьей. Одной их значимых проблем является проблема с работой, в частности материальная и психологическая неудовлетворенность ею. Необходимо классифицировать проблемы по степени их решения психолого- педагогическими методами. Актуальные проблемы респондентов были классифицированы на три группы, по степени их разрешения в системе рекреативной деятельности. К первой группе наиболее разрешимых проблем отнесены следующие:
• воспитание детей;
• одиночество;
• конфликты и трудности в общении с родителями супруга или супруги, с матерью или отцом, с детьми, с супругой или супругом;
• неудовлетворенные сексуальные фантазии;
• низкое общественное положение.
Затруднения следующего ряда могут быть разрешены психолого-педагогическими методами с меньшими результатами:
• здоровье;
• хозяйственные и бытовые трудности;
• тревога за судьбы близких людей;
• недостаток сил.
Данные проблемы можно в какой-то степени облегчить и решить методами и формами социально-культурной деятельности. Конкретные методы и формы психолого-педагогической деятельности в реализации общественного заказа нашли свое воплощение в описанном ниже эксперименте.
Следующие проблемы непосредственно этими методами практически не решаются:
• недостаток времени;
• нехватка средств; нестабильность в жизни;
• трудности с жильем;
• проблемы с работой.
Первичный социально-культурный аспект деятельности «Клуба молодой семьи» заключался в организации встреч семей военнослужащих, для которых «в складчину» приобретались продукты, силами жен и детей проводились самодеятельные мероприятия, празднования Дня 8 Марта, Нового года, профессиональные праздники, чествования и юбилеи. Эти мероприятия не исчерпывали потребности членов клуба, Наблюдался устойчивый спрос на психологические знания процессов и явлений в семейной жизни. Эпизодически приглашаемые психологи центра планирования семьи поддерживали интерес и потребности членов клуба. Такого рода деятельность не соответствует общеметодическим принципам последовательности, систематичности и постоянства.
Социально-психологический портрет респондента клуба семьи доказывает, что он является типичным представителем исследуемой общности населения. Социально-экономические и культурно-психологические характеристики участников экспериментальной работы полностью тождественны аналогичным характеристикам респондентов в регионе. В экспериментальной группе пропорция соотношения мужчин и женщин имеет более гармоничные показатели по сравнению с данными по региону. В этой группе несколько меньше разведенных и вдовых. Семейное положение респондентов объединения полностью соответствует социальным пропорциям для исследуемых возрастных групп.
Образовательный уровень респондентов клуба семьи также отражает социальные пропорции исследуемого региона. У респондентов мужского пола уровень образования несколько выше, чем у женщин, что отражает некоторые тенденции брачного поведения в исследованной среде. Это может как стабилизировать семью, так и способствовать конфликтности и нестабильности ее, но не имеет принципиального значения для исследования.
Локализация клуба семьи предопределила социально-профессиональное положение членов клуба. Преобладающую часть членов клуба семьи составляют мужчины - военнослужащие, курсанты и военнослужащие в запасе, а также служащие, домохозяйки, безработные и студенты. Занятость мужчин - членов клуба - значительно выше занятости в регионе. Занятость женщин - членов клуба - аналогична или меньше занятости в регионе.
Отношение к профессиональной деятельности детерминировано социальными ожиданиями, оплатой конкретного труда, снижением общественного статуса деятельности и коррелируют с социальным положением респондента. Вторичный исследовательский замер показал значимое положительное изменение отношения к профессиональной деятельности респондентов, при небольшом, до 3% негативном изменении общественного положения членов клуба. Таким образом, морально-культурные характеристики микросоциума в определенной мере могут противостоять социальной деструкции.
В условиях современного кризиса, в условиях дороговизны баров, клубов и дискотек клуб семьи стал основным социокультурным объединением в конкретном сообществе. Наполненность свободного времени отличается от среднестатистической по нескольким показателям. Интересы и потребности респондентов практически не отличаются от данных, полученных при составлении социально-психологического портрета респондента в регионе. Несколько больше внимания уделяется увлечению спортом и физической культурой, чтению, больше проводится времени в кругу друзей и знакомых, культивации здорового образа жизни. Типичны также данные по месту проживания респондентов и количеству детей в их семьях. Меньше времени и внимания по сравнению с регионом отдается просмотру телевизора, общению в кругу семьи, танцам и музыке, реже посещают дискотеки и бары. Значительно ниже - около 5% показатель «ничего не делаю», что отражает конструктивную занятость респондентов, в том числе в созидательном досуге, предложенном Клубом семьи. Значительно уменьшились пассивные виды досуга: просмотр телепередач, посещение дискотек, танцев и баров.
Социально-культурная работа клуба семьи активизировала спрос на духовные виды досута. Возросло на 9% время, выделяемое на чтение; на проведение времени в кругу семьи на 12%; на работу в объединениях по интересам, на увлечение фото- и киносъемкой, туризмом и народными промыслами - на 2%; изготовление одежды - на 5%. Дополнительные корреляции вносят экономические проблемы, побуждающие членов семьи к ведению натурального хозяйства. Происходит увеличение затрат времени и повышение ранга интереса к изготовлению одежды на 5% и работе на сельскохозяйственном участке. Выявлено повышение рангов интереса к работе досугового объединения более чем на 16%. Возросло в ходе работы объединения удовлетворение актуальных проблем респондентов: прослеживается устойчивая по времени и показателям тенденция к снижению проблем и конфликтов в семье, налаживанию взаимопонимания, уменьшилось количество одиноких людей на 9%, утратили остроту хозяйственно-бытовые трудности. Проблемы материального плана, такие, как трудности с жильем, нехватка средств, отсутствие стабильности в жизни и сопутствующие им социально-психологические проблемы семьи - недостаток времени, низкое общественное положение, тревога за будущее Родины и судьбы близких людей - требуют глобальных изменений семейной политики. Региональные социально-культурные мероприятия, на каком бы высоком теоретическом и практическом уровне ни проводились, разрешить социально-культурные проблемы семьи не могут. Состояние членов семьи и ее морально-нравственная атмосфера зависят от возможностей сплоченно трудиться, удовлетворять витальные потребности: в еде и жилье, в стабильности завтрашнего дня и судьбах своих детей. Если это условие не будет выполнено, система национальной рекреативной деятельности окажется невостребованной большинством семей.
Исследование выявило, на какие конкретные формы социально-культурной деятельности наблюдается устойчивый спрос населения. Членов клуба привлекло интересное общение под компетентным руководством, возможность получить новую информацию и знания, сформировать определенные умения и навыки. Вызвали устойчивое внимание традиционные формы социально-культурной работы: концерты и вечера отдыха с игровыми программами, занятия, лекции и беседы; встречи с интересными людьми; театрализованные представления, календарные праздники и празднование юбилеев. Посещаемость увеличилась на 23%. Важным и необходимым условием активного участия членов семьи в рекреативной деятельности является их участие в социально-культурном процессе.
Таким образом, реализованные личностные потребности членов клуба есть основа социокультурного обновления семьи. Потребность, ставшая возможностью выступать на сцене, петь, танцевать, общаться и понимать людей, узнавать новое, укрепить здоровье, наладить семейную жизнь, найти друзей и помогать людям, научиться улаживать конфликты есть богатый потенциал учреждений досуга в становлении и реабилитации семьи.
Все разработанные нами приемы досуговой работы имеют в своей основе психологическое обоснование.
В частности:
• научение коммуникации, в том числе невербальной в малой социальной группе;
• научение бытовым навыкам с положительным обусловливанием социально необходимых правил поведения;
• становление нарушенных социальных и семейных ролей супругов;
• позитивное восприятие ситуации и личности в кризисной ситуации;
• анализ воспроизводства инфантильных конфликтов в супружеской семье;
• обусловливание реализации функций семьи;
• обучение методам релаксации и восстановления душевного равновесия;
• создание необходимых условий для проявления и закрепления эмпатии и ряд других инструментов практического психолога.
За время работы клубного объединения проявился существенный признак результативности социально-культурной деятельности: в клубе возникли традиции, возросла их нравственная значимость. Одновременно с этим усилился интерес к миру личности, к проблемам ее становления и развития как в семье, так и социуме. Посвящение в члены клуба, дни рождения и чествования юбиляров стали не только типичными формами досуговой работы, а своеобразным противоборством с феноменом отчуждения. Традиции позволяют противопоставить личность и семью современному общественному кризису и деструкции. Они несут высокий нравственный потенциал, позволяющий сохранить и приумножить духовность и культуру, как первичного и главнейшего института общества - семьи, так и самого общества. Традиции - это исторически сложившиеся социальный и индивидуальный механизмы, имеющие в своей основе психолого-педагогический фундамент, обеспечивающие социализацию поколений и эволюционный прогресс. Нет ни одного жизненно значимого события, которое не было бы освящено традициями.
- Электронный учебник по дисциплине «Социально-культурная деятельность»“ Введение
- 1.1. Основные задачи и направления социально-культурной деятельности
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- 1.2. Сущность социально-культурных технологий
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- 1.3. Понятие отраслевых и дифференцированных технологий социально-культурной деятельности
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- 1.4. Средства, формы и методы социально-культурной деятельности как основные составляющие технологического процесса
- Средства социально-культурной деятельности
- Формы социально-культурной деятельности
- Методы социально-культурной деятельности
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- Технологии информационно-познавательной и просветительной деятельности в сфере культуры Задачи и основные направления информационно-просветительной деятельности
- Основные направления информационно-просветительной деятельности.
- Социальная информация и ее свойства
- Средства массовой информации и учреждения досуга
- Информационно-просветительная и рекреационно-оздоровительная деятельность за рубежом
- Современные информационно-просветительные технологии
- Контрольные вопросы
- «Технология самодеятельного творчества и любительских объединений Самодеятельное творчество как часть народной художественной культуры
- Контрольные вопросы
- Сущность, основные понятия и функции самодеятельного творчества
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- Категория творчества в контексте теории деятельности
- Контрольные вопросы
- Творчество и мастерство как факторы формирования личности
- Список рекомендованной литературы
- Классификация самодеятельного творчества
- Контрольные вопросы
- Список рекомендованной литературы
- Понятие и основные признаки любительских объединений и клубов по интересам
- Список рекомендуемой литературы
- Виды клубов по интересам и любительских объединений
- Влияние современной социокультурной ситуации на развитие личности подростка
- Список рекомендуемой литературы
- Основные проблемы в организации досуга детей и подростков
- Список рекомендуемой литературы
- Роль педагога в организации досуга детей, подростков и юношества
- Список рекомендованной литературы
- Пути оптимизации работы школы, учреждений культуры и семьи в процессе организации досуга подростков
- Новые технологии в организации досуга детей и подростков
- Вопросы для самопроверки:
- Подростковые клубы как наиболее эффективная форма организации досуга детей и подростков
- Список литературы
- Дополнительный список литературы.
- Технология молодежного досуга Молодежная культура как феномен сферы свободного времени
- Вопросы и задания
- Список рекомендуемой литературы
- Сущность, основные понятия молодежной культуры
- Вопросы и задания
- Список рекомендуемой литературы
- Молодежная субкультура
- Вопросы для самоконтроля
- Список рекомендуемой литературы
- Ориентиры молодежной культуры досуга в XXI веке
- Вопросы и задания
- Список рекомендуемой литературы
- Основные подходы к организации досуга пожилых людей
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Технологии досуговой деятельности старших возрастных групп населения в России
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Особенности организации досуговой деятельности лиц среднего и пожилого возраста в европейских странах
- Вопросы для самопроверки:
- Литература
- Технология организации семейного досуга Семья как социальный институт и малая социальная группа
- Функции семьи и их реализация в сфере досуга
- Литература
- Современные подходы к организации семейного досуга
- Список рекомендованной литературы
- Вопросы для самоконтроля
- Технология культурно-досуговой деятельности с семьей
- Значение социально-культурной деятельности в организации семейного досуга
- Контрольные вопросы и задания
- Современные этнокультурные технологии Этнокультурное образование: сущность, функции, понятия и социальный аспект
- Освоение этнокультурных технологий на музыкальных отделениях многоуровневой системы образования
- Технология этнохудожественного образования в условиях региональной культурной политики
- Список рекомендуемой литературы
- Вопросы для самоконтроля
- Содержание
- Глава I. Сущность и специфика современных социально-культурных технологий
- Глава II. Технологии информационно-познавательной и просветительной деятельности в сфере культуры
- Глава III. Технология самодеятельного творчества и любительских объединений
- Глава IV. Технология рекреационно-оздоровительной деятельности
- Глава V. Технология общения в социально-культурной сфере
- Глава VI. Технология организации досуга детей и подростков
- Глава VII. Технология молодежного досуга
- Глава VIII. Технология организации досуга лиц среднего
- Глава IX. Технология организации семейного досуга
- Глава XIII. Современные этнокультурные технологии