7.2. Влияние репродуктивного поведения на уровень рождаемости
В демографии принято различать два основных подхода к измерению влияния репродуктивного поведения на уровень рождаемости:
Нормативный подход;
Эмпирический подход («анализ промежуточных (непосредственных) переменных (детерминант) рождаемости»)
Нормативный подход связан с представлениями о существовании некоего стандарта повозрастной брачной рождаемости, не ограничиваемой никаким вмешательством в репродуктивный цикл. Эта ничем неограниченная рождаемость (т.е. при отсутствии намеренного вмешательства в репродуктивный цикл) получила название естественной рождаемости. Сопоставив фактическую рождаемость со стандартом естественной рождаемости, можно оценить соотносительную роль поведения и демографической структуры.
Разработка нормативного подхода связана с именами французского демографа Л. Анри, американских демографов Э. Коула, Дж. Трассела и российского демографа В.А. Борисова. Их объединяет общее для нормативного подхода представление о существовании стандарта естественной рождаемости (ЕР), с которым сопоставляется рождаемость фактическая. Однако первые исходят из представлений о максимуме ЕР, определяемой вне зависимости от наличных социально-экономических условий, а В.А. Борисов выдвинул идею о существовании минимума ЕР, обусловленного социально-экономическими и санитарно-гигиеническими условиями, которые ограничивают ЕР.
Э. Коул полагал, что в качестве стандарта ЕР необходимо принимать реальную рождаемость населений, в которых бы сочетались высокий уровень социально-экономического развития, высокая санитарно-гигиеническая культура, поголовная брачность, полное отсутствие какого-либо намеренного вмешательства в репродуктивный цикл, относительно короткий период грудного вскармливания, а также низкие уровни внутриутробной и младенческой смертности.
Именно поэтому Коул предложил использовать в качестве стандарта ЕР показатели повозрастной рождаемости религиозной секты гуттеритов (браки, заключенные в 1920-х гг.). У гуттеритов уникально сочетаются хорошие санитарные условия, высокий уровень жизни, низкая смертность и неограничиваемая рождаемость.
Э. Коул разработал индексы рождаемости (индексы Коула) для сравнения фактического уровня рождаемости со стандартом.
По расчетам Коула, население России использует максимальный потенциал рождаемости лишь на 10 %.
Российский демограф В.А. Борисов, разрабатывая свой вариант нормативного подхода, исходил из того, что использовать рождаемость гуттеритов в качестве стандарта естественной рождаемости нельзя из-за уникальности этого субнаселения. По его мнению, таким стандартом может быть только стандарт, разработанный на основе математической модели репродуктивного процесса, так как только в этом случае можно использовать массовые фактические данные. По мнению В.А. Борисова, более правильно определять не максимум, а минимум ЕР, чтобы быть уверенным, что уровень естественной брачной рождаемости не опустится ниже этого минимума в нормальных санитарных условиях. Свой стандарт естественной рождаемости В.А. Борисов назвал гипотетическим минимумом естественной рождаемости, или ГМЕР. По его мнению, естественная повозрастная брачная рождаемость может быть ниже определенных значений только при наличии хотя бы одного из следующих факторов:
Недоучет числа родившихся;
Высокая доля бесплодных браков;
Высокая доля раздельно живущих супругов;
Намеренное ограничение числа рождений в браке (это основной фактор репродуктивного поведения).
Важным недостатком ГМЕР и индексов Коула является их нормативность, а также возможность использования только в годы, близкие к переписи населения, поскольку для их расчета необходимы данные о брачной структуре населения.
Как видно из рис. 7.1 фактическая рождаемость намного ниже даже минимального уровня естественной рождаемости.
Эмпирический подход к измерению влияния репродуктивного поведения на уровень рождаемости исходит из совершенно других предпосылок. В рамках этого подхода не предполагается априорного существования какого-либо стандарта естественной рождаемости. Разработка эмпирического подхода связана с именами американских социологов К. Дэвиса, Дж. Блейка, а развитую форму он получил в работах Дж. Бонгаартса и его коллег.
Дж. Бонгаартс исходил из традиционного представления о существовании некоторого биологического потенциала рождаемости (плодовитости), степень реализации которого определяется действием ряда биологических и социальных факторов. В результате их совместного действия и формируется тот фактический уровень естественной рождаемости (ее суммарного коэффициента), который фиксируется демографической статистикой. Факторный анализ показал, что из всей совокупности этих факторов («промежуточных переменных рождаемости») решающую роль играют всего пять, названные Бонгаартсом «непосредственными детерминантами рождаемости»:
доля женщин, состоящих в постоянных брачных союзах;
применение контрацепции;
послеродовая аменорея, основным фактором которой является длительность грудного вскармливания;
стерильность, индикатором которой служит доля женщин, никогда не имевших детей к возрасту 50 лет.
Соответственно им была предложена система индексов непосредственных детерминант рождаемости, характеризующих роль каждой переменной.
С помощью этой модели Бонгаартсу удалось, например, установить, что средняя максимальная плодовитость равна примерно 15,3 рождений на одну женщину репродуктивного возраста.
Непосредственные детерминанты рождаемости – это, за исключением только окончательной бездетности, социологические переменные, которыми в принципе может манипулировать любой человек. Каждый решает, вступать ему в брак или нет, применять или нет контрацепцию и искусственные аборты, кормить или не кормить ребенка грудью, если кормить, то как долго. Следовательно, на уровне всего населения модель непосредственных детерминант раскрывает роль брачного и репродуктивного поведения и их компонентов в формировании статистически фиксируемой величины суммарного коэффициента рождаемости. При этом достоинством модели является ее ненормативный характер, т.е. отсутствие априорных допущений о каком бы то ни было стандарте естественной рождаемости.
- Оглавление
- Тема 3. Численность и структура населения 28
- Вернуться в оглавление Тема 1. Демография как отрасль знаний о населении. Предмет, задачи и методы демографии
- Теоретические и практические аспекты изучения демографии
- Предмет и объект демографии
- 1.2.1.Виды движения населения
- Задачи и методы исследования в демографии
- 1.4. Демография и другие науки. Специализация внутри демографии
- Эволюция демографии
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 2. Источники информации о населении и демографических процессах. Перепись населения
- 2.1. Основные источники информации о населении и демографических процессах в демографии
- 2.1.1. Виды информации о населении. Требования, предъявляемые к демографической информации
- 2.1.2. Основные виды источников первичной демографической информации о населении и демографических процессах Переписи населения
- Текущий учет демографических событий
- Списки и регистры населения
- Специальные выборочные обследования населения
- 2.2. Переписи населения
- 2.2.1. Понятие переписи населения, основные принципы переписи населения.
- Основные принципы переписи населения:
- 2.2.2. Категории населения, учитываемые при переписи
- 2.2.3. Программа переписи населения
- 2.2.4. История переписей в мире и в России История переписей в мире
- История переписей в России
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 3. Численность и структура населения
- 3.1. Абсолютная численность населения. Уравнение демографического баланса
- 3.2. Относительные показатели динамики численности населения
- 3.2.1. Коэффициенты роста и прироста за период
- 3.2.2. Среднегодовые коэффициенты и темпы роста и прироста
- 3.2.3. Период удвоения численности населения
- 3.3. Структуры населения
- 3.3.1. Пол и половая структура населения
- 3.3.2. Возраст и возрастная структура населения
- Возрастно-половая пирамида
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 4. Коэффициенты и вероятности
- 4.1. Время и возраст в демографии. Ориентация во времени
- 4.2. Сетка Лексиса
- 4.3. Продольный и поперечный анализ. Когорты и поколения
- 4.4. Среднее население
- 4.5. Коэффициенты и вероятности
- Классификация демографических коэффициентов
- Коэффициенты класса а
- 4.6. Общее понятие о стандартизации демографических коэффициентов
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 5. Брачность и разводимость
- 5.1. Сущность и виды брака
- 5.2. Брачно-семейная структура населения
- 5.2.1. Брачное состояние и брачная структура
- 5.2.2. Семейная структура населения
- 5.3. Брачность
- 5.3.1. Понятие и коэффициенты брачности
- 5.3.2. Потенциал брачности
- 5.3.3. Нерегистрируемые браки, или сожительства
- 5.4. Развод и разводимость
- 5.4.1. Понятие разводимости. Коэффициенты разводимости
- 5.4.2. Факторы разводимости
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 6. Рождаемость
- 6.1. Рождаемость и плодовитость
- 6.2. Показатели рождаемости
- 6.2.1. Показатели рождаемости для периода (показатели рождаемости для условного поколения)
- 6.2.2. Показатели рождаемости для когорты (показатели рождаемости для реального поколения)
- 6.3. Региональные различия рождаемости в России
- 6.4. Различия в рождаемости в разных странах мира
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 7. Репродуктивное поведение
- 7.1. Понятие и структура репродуктивного поведения
- 7.2. Влияние репродуктивного поведения на уровень рождаемости
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 8. Введение в метод демографических таблиц
- 8.1. Общее понятие о демографических таблицах
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 9. Смертность
- 9.1. Понятие смертности. Показатели уровня смертности
- 9.2. Таблицы смертности
- 9.3. Смертность по причинам
- 0/00000,
- 0/00000 ,
- 9.4. Эволюция продолжительности жизни
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 10. Самосохранительное поведение
- 10.1. Понятие и структура самосохранительного поведения
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 11. Воспроизводство населения
- 11.1. Понятие воспроизводства населения
- 11.2. Брутто-коэффициент воспроизводства населения
- 11.3. Нетто-коэффициент воспроизводства населения
- 11.4. Длина поколения
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 12. Миграция населения
- 12.1. Виды и причины миграций, показатели территориальной подвижности населения
- 12.2. Миграции населения мира
- 12.3. Миграции населения России
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 13. Урбанизация и особенности расселения в России
- 13.1. Основные черты урбанизации в современном мире
- 13.2. Особенности урбанизации в России
- 13.3. Плотность населения и система расселения
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 14. Экономические аспекты роста населения. Экономика и население
- 14.1. Влияние особенностей производства на демографические процессы
- 14.2. Влияние демографических факторов на занятость
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 15. Демографическое прогнозирование
- 15.1. Понятие и цели демографического прогноза
- 15.2. Классификация демографических прогнозов
- Аналитический прогноз
- Прогноз-предостережение
- Нормативный прогноз
- Функциональный прогноз
- 15.3. Методы перспективного исчисления населения
- 15.3.1. Методы, основанные на применении математических функций
- Экстраполяционный метод
- Аналитический метод
- 15.3.2.Метод компонент, или метод передвижки возрастов
- 15.4. Прогнозы численности населения мира и России
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 16. Анализ демографической обстановки Калужской области
- 16.1. Демографическая ситуация в Калужской области на начало 2004 года
- 16.2. Демографическая ситуация в Калужской области в гендерном аспекте
- 16.3. Прогноз численности населения Калужской области до 2011 года
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 17. Демографическая политика в России
- 17.1. Понятие и принципы демографической политики
- Вопросы для самопроверки:
- Приложения Приложение 1. Концепция демографического развития Российской Федерации
- I. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации
- II. Цели и задачи демографического развития
- III. Приоритеты демографического развития в области укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни населения
- IV. Приоритеты демографического развития в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи
- V. Приоритеты демографического развития в области миграции и расселения
- VI. Информационное обеспечение реализации Концепции
- VII. Механизм реализации Концепции
- Приложение 2. Программа Всероссийской переписи населения 2002 г.
- Приложение 3. Краткие итоги Всероссийской переписи населения 2002 г.
- Приложение 5. Глоссарий
- Приложение 6. Список литературы