logo
ДИПЛОМ / ДИПЛОМ / гумер классика соц / Смирнова И

17.1. Понятие и принципы демографической политики

Несколько десятилетий назад весь мир потрясали слова «демографический взрыв», «бомба перенаселения». Рост населения (а темп прироста в середине XX гг. составлял до 4% в год) сравнивали с III мировой войной.

Между тем в современное время впору уже говорить не о «бомбе перенаселения», а о «бомбе депопуляции», т.е. сокращении численности населения.

В 1999 г. в Липецке состоялся съезд демографов, на котором обсуждалась одна из важнейших для России проблем - проблема депопуляции. Ученые пришли к выводу, что наша страна переживает уже четвертый период сокращения численности населения. В отличие от трех предыдущих, он не связан ни с какими катастрофическими событиями: революциями, войнами, эпидемиями и т.д., а является итогом «внутренних» изменений в воспроизводстве населения, являющихся прямым следствием кризиса семьи как социального института. (По прогнозам ООН к 2050 г. население России составит 104,3 млн. человек, т.е. чуть менее чем за 50 лет население России сократится более чем на 40 млн. человек.)

«Естественная» убыль частично компенсируется положительным сальдо миграции. Но роль миграционного прироста постоянно уменьшается. Как констатируют специалисты в области миграции, миграционный потенциал близок к исчерпанию. В этой связи прогнозируется уменьшение сальдо миграции практически до нуля.

В ближайшие десятилетия уменьшение численности населения России будет продолжаться.

Эта катастрофическая динамика населения страны является прямым следствием неблагоприятного характера основных демографических процессов: рождаемости, смертности, брачности и разводимости.

Нарастание кризисных явлений в жизни российской семьи прежде всего отражается в динамике рождаемости в России. В России снижение рождаемости началось более 100 лет назад. Но особенно стремительно этот процесс проходил именно в последние четыре десятилетия, когда созрели все социально-экономические предпосылки отмирания репродуктивной функции семьи, да и самой семьи как социального института.

Главная же причина снижения рождаемости и в России, и в других странах - это уменьшение самой потребности в детях, повысить которую не может никакое улучшение условий жизни. Если бы дело обстояло иначе, самые высокие уровни рождаемости наблюдались бы в странах с самым высоким уровнем жизни. Согласно результатам микропереписи населения России 1994 г. в самом лучшем случае рождаемость в стране может повыситься максимум до 2,03 ребенка в расчете на одну брачную пару, что не может служить гарантией прекращения депопуляции (для этого необходимо, чтобы на семью приходилось не менее 2,6 ребенка).

Одной из особенностей рождаемости в России является рост внебрачной рождаемости, происходящий на фоне общего ее падения. Доля внебрачных рождений составляет более 1/3 от всех рождений. Причем распределение внебрачной рождаемости имеет два пика: первый в возрасте до 20 лет и второй в возрасте 30-35 лет, что характеризует наличие совершенно различных аспектов кризиса семьи. Если первый пик внебрачной рождаемости отражает рост подростковых рождений, постоянное снижение возраста начала активной половой жизни и размывание социальных норм, запрещающих добрачные половые связи и добрачные беременности и рождения, то второй говорит о том, что в старших возрастах внебрачные рождения часто являются результатом «сознательного» отказа от регистрации брачных отношений не только со стороны мужчин, но и со стороны женщин, т.е. являются еще одним выражением так называемого бегства от брака. Но и в том, и в другом случаях внебрачная рождаемость служит ярким выражением кризиса семьи, выражением размывания и ослабления социокультурных норм семейного поведения, ярким признаком депопуляции.

Тревожной является и динамика смертности и средней продолжительности жизни в России. Общий коэффициент смертности в конце 90-х гг. прошлого века колебался на уровне 15-16 ‰. При этом смертность особенно высока на первом году жизни и в трудоспособных возрастах. Уровень младенческой смертности в России в настоящее время в 5 раз превышает соответствующие показатели в странах Запада. Острейшей проблемой в России остается материнская смертность, уровень которой в 15-20 раз превышает показатели развитых стран. Как итог Россия имеет одну из самых низких в мире величину средней ожидаемой продолжительности жизни: в 2002 г. Россия с 68,3 года занимала по этому показателю 111 место в мире.

Сочетание низкой рождаемости и высокой смертности делает депопуляцию в России крайне глубокой и трагичной. Трагизм современной демографической ситуации в России обусловлен теми негативными демографическими, экономическими, социальными, геополитическими и другими последствиями, которые несет с собой депопуляция.

В демографическом плане депопуляция означает самоубийство населения, исчезновение нации и ее культуры. В особенности это касается Севера Европейской части России, Сибири и Дальнего Востока. При этом по историческим меркам, ждать полного демографического исчезновения нашей страны не так уж и долго - 100-150 лет.

Экономические последствия депопуляции связаны, прежде всего, с абсолютным сокращением рабочей силы, того трудового потенциала, который общество может вовлечь в производство и экономическую активность вообще, а также со старением населения. Это может привести к замедлению экономического роста, сужению возможностей технического уровня производства, появления новых технологий и т.п.

Социальные последствия депопуляции весьма многообразны. Часть их так же связана со старением населения. Последнее порождает новые требования к социальному обеспечению и медицинскому обслуживанию пожилых и старых людей. Увеличение их доли на фоне сокращающейся абсолютно и относительно численности экономически активного населения ведет к росту демографической нагрузки, создает дополнительные трудности в их пенсионным обеспечении. Усиливаются проблемы одиночества пожилых и старых людей, растет их отчужденность от более молодых поколений.

Депопуляция и снижение рождаемости имеют негативные последствия и для здоровья нации. Преобладание доли первенцев среди родившихся само по себе означает ухудшение психофизиологических характеристик населения, поскольку первенцы имеют худшие показатели здоровья по сравнению с детьми последующих очередностей. К тому же высокая доля первенцев среди родившихся обусловливает и рост вторичного соотношения полов (т.е. соотношения мальчиков и девочек среди родившихся живыми), что может иметь своим следствием рост смертности и снижение ожидаемой продолжительности жизни.

Для такой страны, как Россия с ее огромной территорией, депопуляция неизбежно будет означать ухудшение ее геополитического положения в мире. В ближайшие десятилетия снижение численности населения России будет в любом случае будет проходить на фоне роста населения большинства соседних стран. Это неизбежно вызовет сильнейшее миграционное давление на Россию, а возможно, и попытки экспансии со стороны некоторых соседей.

Велики и возможные негативные внутриполитические последствия депопуляции. Самое главное - это возможность появления попыток решения демографических проблем тоталитарными методами: запрета разводов, абортов, внутрисемейного регулирования рождаемости (планирования семьи), введения в России многоженства и т.д.

В результате можно констатировать тот факт, что Россия стоит перед лицом демографической катастрофы. Идет процесс семейной деградации, изменение структуры и функций семьи. Акцент современной цивилизации на направлен на отдельную личность, свободную от всех связей, в том числе и семейных. Поэтому необходима действенная демографическая политика, направленная на преодоление депопуляции и ее последствий, а также на обеспечение устойчивого воспроизводства населения нашей страны в будущем.

Этапы разработки демографической политики:

  1. определение текущего состояния объекта управления, т.е. современной демографической ситуации и ее характеристик;

  2. определение параметров желательной (оптимальной) демографической ситуации;

  3. разработка методов воздействия на демографические процессы, т.е. инструментов демографической политики, реализация которых позволит обществу перейти от существующего режима воспроизводства населения к желательному;

  4. разработка методов контроля за динамикой демографической ситуации в ходе реализации ее мероприятий.

Основными принципами демографической политики являются:

  1. принцип суверенности семьи,

  2. принцип общественного договора,

  3. принцип свободы выбора семьей любого образа жизни,

  4. принцип единства целей федеральной и региональной политики

  5. принцип социального участия.

Принцип суверенности семьи означает, что семья независима от государства и имеет право принимать любые решения, касающиеся ее жизни, в частности рождения или отказа от рождения детей, совершенно самостоятельно, сообразуясь лишь с собственными целями и интересами. Это означает и право семьи на любой тип семейного (брачного, сексуального и репродуктивного) поведения, в том числе и на тот, который с точки зрения преобладающих социокультурных и моральных норм рассматривается как отклоняющийся от нормы. Для реализации данного принципа необходима соответствующая нормативная база, обеспечивающая суверенность семьи.

Принцип суверенности семьи тесно связан с принципом свободы выбора, который означает наличие в обществе подлинной альтернативы и возможности действительно выбирать любой тип семьи и семейного поведения.

Принцип общественного договора означает договорную регламентацию взаимоотношений семьи как социального института и государства. Иначе говоря, семья и государство заключают между собой общественный договор, в котором на равноправной основе формулируются все существующие политические, социальные, экономические и другие отношения между ними. Семья как социальный институт обеспечивает общество трудовыми ресурсами, исполнителями социальных ролей. А общество, в свою очередь, должно испытывать потребность, заинтересованность в том, чтобы семья выполняла свои функции воспроизводства новых поколений.

Принцип единства целей федеральной и региональной демографической политики означает, что ее цели едины для всей страны и не зависят от конкретных особенностей демографической ситуации на той или иной территории - части одного и того же государства. Учет региональных особенностей при этом может достигаться как за счет путей конкретизации единой в своей основе цели демографической политики, так и путем применения специфических средств ее достижения. Наилучшим организационным механизмом обеспечения единства целей демографической политики и учета региональных особенностей являются специальные региональные программы.

Принцип социального участия означает, что субъекты демографической политики (семья, социальные объединения и государство) взаимодействуют ради реализации семейно-демографической политики. Социальное участие - это понятие, объединяющее широкий спектр ситуаций, в которых граждане непосредственно или через свои объединения вовлечены в процессы выработки и реализации социально значимых решений, той или иной затрагивающей их интересы социальной политики (в данном случае - демографической).

Стратегической, долгосрочной целью демографической политики является преодоление депопуляции и ее последствий на основе укрепления семьи как социального института, снижения смертности и увеличения продолжительности жизни. Эта цель наиболее полно выражается в упрочнении семейного образа жизни и требует переориентации всей социальной жизнедеятельности с интересов индивида на интересы жизни в семье и семьей. Более определенное и конкретное выражение этой цели означает поддержку, поощрение со стороны общества и государства полной семьи с 3—4 детьми, желательно многопоколенной.

Помимо стратегической, долгосрочной цели демографическая политика имеет и краткосрочные, тактические цели, которые можно выразить как социальную поддержку семьям, которые на стадии репродуктивного родительства сталкиваются с различными напряженными ситуациями, испытывая те или иные стрессы и проблемы, которые мешают удовлетворению имеющейся у семей потребности в детях и ведет к росту заболеваемости и смертности членов семей.

Демографическая политика разрабатывается и осуществляется как комплекс взаимосвязанных конкретных мер экономического, социального, административного, правового, пропагандистского и просветительского характера.

К социально-экономическим относятся меры по повышению уровня жизни семьи при ее формировании, рождении и воспитании детей. Они направлены на стимулирование определенного числа детей в семье (например, выплата детских пособий, единовременные выплаты при рождении ребенка, целевые кредиты на приобретение жилья, гибкий график работы и т.д.).

Правовые меры призваны законодательно защитить права матери и ребенка, закрепить социальные стандарты и нормы в направлениях демографической политики.

Просветительские меры призваны формировать общественное мнение, нормы и стандарты желательного демографического поведения, определять нужный демографический климат в обществе.

Важным событием в реализации семейно-демографической политики стало принятие «Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года» (Распоряжение Председателя Правительства РФ от 24 сентября 2001 г.).

В данной концепции поставлены цели стабилизации численности населения страны и формирования предпосылок к последующему демографическому росту на основе увеличения ожидаемой продолжительности жизни, улучшения демографического здоровья населения, создание предпосылок для повышения рождаемости, всестороннего укрепления института семьи как формы гармоничной жизнедеятельности личности.

Концепция нацеливает на «формирование системы общественных и личностных ценностей, ориентированных на семью с двумя детьми и более», а также на «создание социально-экономических условий, благоприятных для рождения, содержания и воспитания нескольких детей».