logo search
идеология / Идеология и молодежь Беларуси

§ 3. Совершенствование форм и методов реализации идеологической политики страны

Другой реальной возможностью влияния парламентов на формирование и становление идеологии является законодательное содействие создания необходимых объективных и субъективных условий, способствующих формированию новых идей, ценностей, взглядов, моделей поведения.

В качестве основных факторов формирования идеологии можно выделить следующее:

— совершенствование социальных отношений и политической системы общества, усиления самоуправления широких народных масс, утверждения во всех сферах общественной жизни принципов социальной справедливости и социальной защиты, повышения социально-политической активности различных структур белорусского общества;

— обогащение духовной жизни граждан республики, их политической, нравственной, профессиональной, художественной культуры на основе дальнейшего развития образования, культуры, науки, искусства, литературы, утверждения принципов нравственности и морали всех социальных групп страны:

— развитие производства, повышение благосостояния людей, участие граждан в совершенствовании производственных отношений, развитие всех форм собственности и так далее.

Одним из главных факторов, влияющим на формирование определенных взглядов, идеалов, ценностей, принципов, концепций, является политическая жизнь. Именно политическая жизнь — один из основных, если не основной объект законодательного регулирования парламентов всех стран мира.

Содержание политической жизни – это особая форма взаимоотношений между социальными слоями и группами, нациями и конфессиями, политическими партиями и личностями по сознательному использованию политической власти, направленной на удовлетворение их основных интересов. Причем все это определяется и регулируется при помощи законов, принимаемых законодательными органами страны.

Следует также особо подчеркнуть, что современное государство обладает целой системой организационных структур, которые по основному предназначению призваны решать идеологические проблемы через комплекс взаимодействующих друг с другом политических организаций и институтов. К ним относятся политические партии и органы самоуправления, образования, культуры, науки, средств массовой информации, литературы, кино и т.д. Через них государство формирует политическую культуру и политическое сознание людей, обеспечивает законность и правопорядок, права и свободы граждан, определяет идеологические нормы и установки. Все они функционируют по законам, принимаемым парламентами.

Формирование современных идеологических подходов и норм, ценностей и взглядов, концепций и установок, идеалов и моделей поведения в условиях развития представительской демократии невозможно без совершенствования системы местного управления и самоуправления. Именно прямое участие людей в управлении государством формирует у людей определенные личные качества, направленные на решение как государственных, так и региональных проблем, позволяет выполнять определенные идейно-воспитательные функции. В последнее время идеологическая деятельность органов местного управления и самоуправления становится все более разносторонней и эффективной, повышается их воспитательная роль. Они занимаются массово-политической и культурно-просветительной работой, охраной общественного порядка, воспитанием молодежи, организацией ее досуга и т.д. Разносторонняя деятельность этих органов регулируется специальным Законом Республики Беларусь “О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь”. Данный закон определяет основные принципы местного управления и самоуправления:

— народовластие, участие граждан в местном управлении и самоуправлении;

— законность, социальная справедливость, гуманизм, защита прав и охраняемых законом интересов граждан;

— взаимодействие органов местного управления и самоуправления;

— разграничение компетенции представительных и исполнительных органов;

— единство и целостность системы местного управления и самоуправления;

— самостоятельность и независимость Советов, других органов местного самоуправления в пределах своих полномочий в решении вопросов местной жизни;

— выборность Советов, других органов местного самоуправления, их подотчетность населению;

— сочетание местных и общегосударственных интересов, участие органов местного управления и самоуправления в решении вышестоящими органами вопросов, затрагивающих интересы населения соответствующей территории;

— ответственность за законность и обоснованность принятых решений.

Реализация данных принципов местного управления и самоуправления не только помогает решать важные управленческие задачи, но и способствует формированию определенных личностных качеств и идеалов, подходов к решению тех или иных проблем. Это очень важно в настоящее время, когда идеологическое содержание государственного управления и самоуправления постоянно возрастает, повышается воспитательная роль трудовых коллективов, учреждений образования, организационных структур по месту жительства, занимающихся непосредственной массово-политической и культурно-просветительской работой.

Предметом особого внимания парламентариев является личность, с одной стороны, как один из важнейших субъектов политической жизни, с другой стороны, как объект законотворческой деятельности. Личность активно участвует в общественной деятельности, демонстрируя при этом определенную человеческую субъективность, конкретные личностные качества, свойства, идеалы, ценности. Все они формируются в ходе политической социализации личности и процессе вхождения человека в политическую жизнь общества, предполагающего овладение определенными ценностями, нормами, образцами поведения и способами политической деятельности, творчески активное отношение к ним. Целый ряд законодательных актов Республики Беларусь детерминируют развитие определенных человеческих качеств, очень важных для вхождения в общественную жизнь. Закон Республики Беларусь “О гражданстве Республики Беларусь” не только определяет правовые основы государственного регулирования в области гражданства, не только регламентирует основание и порядок приобретения, сохранения и прекращения гражданства Республики Беларусь, принятия, исполнения и обжалования решений по вопросам гражданства, но и способствует формированию чувств патриотизма, гражданственности, любви к своей Родине — Республике Беларусь.

На основании данного закона в гражданство Республики Беларусь может быть принято любое лицо, достигшее 18-летнего возраста, если оно берет на себя обязательство соблюдать и уважать Конституцию Республики Беларусь и иные акты законодательства Республики Беларусь, знает один из государственных языков Республики Беларусь в пределах, необходимых для общения, постоянно проживает на территории Республики Беларусь на протяжении последних семи лет, имеет законный источник средств существования, не имеет другого гражданства, или утрачивает гражданство иностранного государства в случае приобретения гражданства Республики Беларусь.

В цивилизованных странах постоянно растет роль политических партий как важнейших субъектов гражданского общества. Политическая партия — это основанный на идеологических и политических ценностях добровольный союз людей, представляющий интересы определенных социальных слоев и групп, стремящихся к реализации их коренных интересов путем завоевания политической власти или участия в ней. Одной из важнейших функций политических партий являются разработка идеологий и политических установок (доктрин), отражающих интересы общественных групп, внедрение их в широкие народные массы.

Закон Республики Беларусь “О политических партиях” регламентирует деятельность данных политических структур, гарантирует гражданам Республики Беларусь право на свободу объединения в политические партии, отмечает, что политические партии Республики Беларусь действуют на основе принципов свободы ассоциаций, демократизма, самоуправления, законности, гласности и равноправия.

В настоящее время в Беларуси действует 17 политических партий. Они имеют различную численность: от пятнадцати тысяч в либерально-демократической партии до одной тысячи членов в Белорусской социал-демократической громаде. У белорусских политических партий существенно отличается рейтинг популярности. От почти десяти процентов у Коммунистической партии Белоруссии или Белорусской партии женщин “Надежда” до 0,1%—0,3% у Белорусской республиканской партии. Однако все они имеют свои идеалы, ценности, концепции, теории, конституируют свои подходы и взгляды, стремятся довести их до широких народных масс, убедить их в правильности, превратить их в убеждения и конкретные действия, отстаивают интересы определенных социальных групп и, как результат, способствуют формированию в Беларуси гражданского общества.

В Беларуси продолжает расти роль и значение общественных объединений. Их в Беларуси уже более двух тысяч, и их число продолжает увеличиваться. Подавляющее большинство объединений обладают целым рядом важных принципов и характеристик, которыми они руководствуются в своей повседневной деятельности: во-первых, стремлением решать гуманные, важные для белорусского народа и государства цели, во-вторых, высоким уровнем демократичности при решении уставных задач, в-третьих, стремлением обогатить духовный мир людей, оздоровить их физически, сделать более нравственными, культурными, интеллигентными.

Деятельность общественных структур законодательно регулирует Закон “Об общественных объединениях”. По этому закону граждане Республики Беларусь имеют право по своей инициативе создавать общественные объединения и вступать в действующие. Не допускается создание общественных объединений, деятельность которых направлена на свержение либо насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности и безопасности государства, пропаганду войны, насилия, разжигание национальной, религиозной и расовой вражды, а также общественных объединений, деятельность которых может отрицательно влиять на физическое и психическое здоровье граждан. Общественные объединения создаются и действуют на основе принципов добровольности, самостоятельности гласности, и основывают свою деятельность согласно уставу и осуществляют ее в соответствии с Конституцией Республики Беларусь.

Создание общественных объединений способствует повышению социальной и политической активности граждан Республики Беларусь, формированию многих важных и нужных личностных качеств, созданию полезной для общества личности.

Среди общественных объединений особое место профессиональные союзы. Они выполняют самые различные функции: от защиты прав, свобод и интересов трудящихся, привлечению их к управлению общественными и производственными делами до воспитания, формирования системы определенных взглядов, идей, ценностей. В Республике Беларусь действует Закон “О профессиональных союзах”. Он детерминирует объективные и субъективные условия создания и деятельности белорусских профсоюзов, право добровольного их образования, а также независимость профессиональных союзов в нашей стране.

Особое внимание депутатский корпус постоянно уделяет молодежи как важному субъекту и объекту идеологической деятельности. Молодежь – это будущее всех наций, основной потенциал строительства нового общества, это люди, на которых возлагается особые надежды и ответственность за воплощение мечты отцов, дедов и прадедов. Юноши и девушки – самая активная, самая динамичная часть любого общества. Это хорошо понимают в каждой стране, в каждой социальной группе.

В последние годы проявляется повышенное внимание к молодежным проблемам во всех сферах белорусского общества. Это и понятно, ведь молодежь представляет мощную силу и способна эффективно решать многие проблемы.

Что же делает молодежь достаточно привлекательным и в то же время особо уязвимым объектом целенаправленного воздействия различных политических сил?

Во-первых, сознание молодых людей более восприимчиво к идеологическому влиянию, чем сознание старших поколений.

Во-вторых, вследствие недостаточного жизненного опыта молодежи сложно разобраться в нюансах и причинах политических процессов, политических амбициях и тайных устремлениях различных политических деятелей, молодые люди еще не прошли суровой жизненной школы, не имеют социального опыта их отцов.

В-третьих, молодежь обладает лишь относительной самостоятельностью и материальной независимостью, ограничены ее возможности в организации досуга, проведении свободного времени.

В-четвертых, молодежи присущ комплекс таких социально-политических качеств, как недостаточная психологическая устойчивость, впечатлительность, экспрессивность, склонность к принятию радикальных решений.

В-пятых, молодежь, как правило, стремится к справедливости, не имея четких ценностных ориентиров и достаточной подготовки, ясности цели и твердости духа, что заставляет ее принимать не всегда правильные решения.

Борьба за умы и сердца людей особенно усиливается на современном этапе, когда нашей республике в условиях становления белорусской государственности приходится выбирать направление своего развития – дикий капитализм с обнищанием подавляющего большинства народа и растущей безработицей или социально-ориентированное общество с высоким уровнем благосостояния и надежной системой социальной защиты, ориентироваться на Восток или на Запад и т.д.

Благодаря Президенту Республики Беларусь и белорусскому парламенту в стране разработана сильная государственная молодежная политика, формирующая жизнеспособное поколение с современным уровнем образования и духовной культуры. Ее основные положения изложены в Законе Республики Беларусь «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь». Согласно этому закону, государственная молодежная политика – это система социально-экономических, политических, организационных и правовых мер, направленных на поддержку молодых граждан Республики Беларусь в возрасте до 31 года, осуществляемых государством для социального становления, развития молодежи и наиболее полной реализации ее потенциала в интересах всего общества.

Субъектами государственной молодежной политики являются:

Важными субъектами в области управления государственной молодежной политикой являются высшие органы государственной власти страны, в компетенцию которых входит:

Данным законом определены принципы государственной молодежной политики в Республике Беларусь:

Определены и первоочередные цели государственной молодежной политики: жилищное строительство, занятость, духовно-нравственное и патриотическое воспитание, создание условий для культурного, физического развития и оздоровления, поддержка талантливой молодежи, молодежных и детских общественных объединений, развитие международного сотрудничества.

Особую значимость в нашей стране имеет решение проблемы трудоустройства молодежи. Перед Правительством поставлена задача недопущения роста молодежной безработицы. Она успешно выполняется. Благодаря развитию экономики создаются новые рабочие места. Действует Указ Президента о гарантии предоставления первого рабочего места выпускникам вузов, техникумов, профтехучилищ и демобилизованным воинам срочной службы. Он гарантирует молодым людям возможность устроиться в жизни, определять свой статус в обществе. Беларусь – это единственная страна в СНГ, где не угасло стройотрядовское движение. Оно осталось школой самостоятельности, ответственности, проявления дружбы и взаимовыручки.

Важнейшим фактором современной молодежной политики стало решение проблем занятости юношей и девушек в свободное от учебы время, развитие службы занятости студентов и учащихся, становление студенческого сервиса. У белорусской молодежи в последние годы активно проявилась тяга к знаниям. Конкурсы в вузы и техникумы перекрывают даже уровень советских времен. Это свидетельствует о хороших перспективах развития страны, высоком уровне образованности белорусской нации. По мере возможности в стране постоянно увеличиваются стипендии учащейся молодежи.

Патриотическое воспитание молодежи стало стержнем государственной молодежной политики. По поручению Президента страны были разработаны Концепция и Программа патриотического воспитания детей и молодежи. В стране постоянно обновляются и создаются краеведческие музеи, музеи боевой и трудовой славы, возрождается шефство школьников над инвалидами войны и труда, проводятся уроки мужества, Вахты памяти, агитпереходы, "звездные походы", укрепляются шефские связи молодежи с воинскими частями. Молодежь прекрасно понимает, что патриотизм - это глубокое уважение своего государства, его символов - герба и флага, это уважение отцов или дедов, которые строили белорусское государство и мужественно защищали его на полях сражений. Патриотизм - это не только чувство гордости за свою страну, но и стремление сделать ее сильнее, богаче, краше.

Особую роль в вопросах формирования патриотизма играют детские и молодежные общественные организации. Среди них выделяются Белорусская пионерская организация и Белорусский республиканский союз молодежи. А всего десятки тысяч молодых людей входят в состав белорусских молодежных организаций конструктивной направленности.

Закон Республики Беларусь «Об общих началах государственной молодежной политике в Республике Беларусь» помогает формированию активной нравственной позиции белорусских юношей и девушек, открывает большие возможности для самореализации, самосовершенствования молодежи.

В идеологической деятельности парламента особое место занимает законодательное регулирование духовной жизни. Духовная жизнь — это активная жизнедеятельность, особый вид общественного производства по освоению имеющихся культурных ценностей, созданию новых, их распределению и потреблению. И как всякая общественная деятельность, она нуждается в законодательном регулировании.

Одним из важнейших объектов законодательной деятельности в сфере духовной жизни является образование. Наряду с овладением системы знаний, формированием политической и правовой культуры образование вырабатывает общее мировоззрение, формирует эстетические взгляды человека, его нравственные принципы, закладывает основы культуры в обществе, семье, в быту, на производстве, в отношениях между людьми.

В Республике Беларусь деятельность в сфере образования регулируется целым комплексом законов. Основным, системообразующим является Закон “Об образовании в Республике Беларусь”. Согласно этого Закона каждый гражданин Республики Беларусь имеет право на получение образования. Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение бесплатного общего среднего, профессионально-технического и на конкурсной основе бесплатного среднего специального и высшего образования в учреждениях образования. Это право обеспечивается:

Учащиеся, получение образования которыми финансируется за счет средств республиканского и местного бюджетов, имеют право на получение бесплатного образования в объеме, определяемом требованиями образовательных стандартов; бесплатное пользование информационными ресурсами библиотек, учебной, производственной, научной и культурно-спортивной базой учреждений образования; пользование учебниками, учебными пособиями, иной литературой, необходимой для получения образования.

Закон “Об образовании в Республике Беларусь ” дает возможность каждому гражданину Беларуси получить образование, приобрести необходимые качества и знания.

При помощи Закона “Об образовании в Республике Беларусь” удалось решить целый ряд финансовых и материальных проблем. Теперь государственная политика направлена на достижение уровня среднемесячной заработной платы педагогических работников не ниже уровня среднемесячной заработной платы работников в промышленности, а профессорско-преподавательского состава — не менее чем в 1,5 раза выше этого уровня. Правительство Республики Беларусь в целях сближения уровней средней заработной платы работников учреждений образования, финансируемых из республиканского и (или) местных бюджетов, и работников промышленности ежегодно при разработке прогноза социально-экономического развития и бюджета Республики Беларусь устанавливает соотношение между уровнями заработной платы работников указанных отраслей. Государственные учреждения образования финансируются из республиканского и (или) местных бюджетов. Объем бюджетного финансирования на содержание и развитие национальной системы образования утверждается законом Республики Беларусь о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год и устанавливается в размере не менее 10 процентов от валового внутреннего продукта.

Можно сделать вывод, что система существующих в Республике Беларусь законов об образовании законодательно создает необходимые условия для формирования интеллектуально активной, высоконравственной, разносторонне развитой, профессионально подготовленной личности.

Особое место в системе духовной жизни играет культура. В самом широком смысле этого слова культуру можно рассматривать как развивающуюся совокупность материальных, политических и духовных достижений человечества, характеризующих определенный способ общественно-практической деятельности людей на каждом историческом этапе. Духовная культура в ряду явлений культуры занимает особое место. Она пронизывает все сферы общественного бытия и оказывает активное влияние на всю жизнедеятельность человека и общества. Как отражение общественного бытия, она несет на себе отпечаток интересов и потребностей больших социальных групп людей. В обществе духовная культура проявляется через процесс освоения ценностей и норм предшествующих поколений, производство и развитие новых духовных ценностей. Главная цель и главная функция духовной культуры состоит в создании определенного идеологического типа личности, формировании определенных норм и ценностей, регулировании поведения человека в процессе его взаимоотношений с обществом, природой и окружающим миром.

Деятельность в сфере белорусской культуры регулируется целым рядом законов: “О культуре в Республике Беларусь”; “О музеях и музейном фонде Республики Беларусь”; “О библиотечном деле” и других. Эти законы создают реальную возможность всем жителям пользоваться достижениями белорусской культуры, формироваться духовно богатыми и гармонически развитыми личностями. Для достижения важных идеологических целей определены конкретные задачи, на решении которых концентрируются имеющиеся материальные и духовные ресурсы. К числу важнейших приоритетных направлений можно отнести следующие:

Основными законодательно утвержденными принципами обеспечения культурной деятельности в Республике Беларусь являются:

— свобода художественного творчества и любой другой культурной творческой деятельности, саморазвитие творческих процессов;

— разнообразность направлений, форм, жанров и стилей в культурной творческой деятельности, недопущение монополизма в культуре и монополизации культурной деятельности;

— общедоступность культурных ценностей, которые находятся в государственных и общественных фондах;

— равенство субъектов культурной деятельности перед законом;

— ориентация на национальные и общекультурные ценности, культурные ценности, которые носят высокохудожественный и высоко моральный характер;

— гуманистическая направленность и усиление любого начала в культурной деятельности;

— всемерная охрана, рациональное использование историко-культурного наследия и интеллектуальной собственности в области культуры;

— свободное развитие культур всех национальных меньшинств, которые проживают в Республике Беларусь;

— приоритет условий для развития белорусской национальной культуры;

— взаимодействие белорусской национальной культуры с культурами других народов;

— соединение государственных и общественных начал в организации культурной деятельности и управлении ею.

Особое место в идеологической системе духовной культуры занимает кино — самое важное из искусств, как говорил Владимир Ильич Ленин. Нравственно-воспитательные функции кино имеют свою специфику и огромный потенциал. Кино всегда изображает жизнь, нравственные и политические ценности и идеалы в определенном идеологическом ракурсе и с определенных моральных позиций. Создатели фильма глубоко изучали жизнь, вместе с героями любят, ненавидят, борются, побеждают, гибнут, радуются и страдают. Заставляют это делать и зрителей. Но за что погибает герой — за свою Родину, за свой народ или за деньги, золото и бриллианты? Чей выбор правилен? Стоит ли к этому стремиться? Отвечая на эти вопросы, создатели фильмов, показывая отношение своих героев к тем или иным событиям, помогают формированию одних моральных ценностей и установок и отвергают другие.

Особенно сильное воздействие оказывает современное кино на молодежь. Оно способно не только посеять в неокрепших душах доброе, умное, светлое, сформировать творческий характер, но и толкнуть молодого человека в бездну. К сожалению, в последние годы для кино характерны лицемерие, безвкусица, жалкий примитивизм, невежественное мышление, вседозволенность. В сериалах давно доброту, сострадание, искренность, любовь, патриотизм вытеснили эротика, насилие, секс, озлобленность. В одном социологическом интервью шестнадцатилетняя школьница призналась, что ей стыдно смотреть некоторые кинофильмы, когда рядом находятся ее родители. Двадцатипятилетний житель села сказал, что мы раньше стеснялись говорить о том, что сегодня показывают в кинотеатрах и по телевизору. Даже в мультфильмах ранее любимых Алёнушку, Деда Мороза, Снегурочку заменили вечно дерущиеся люди-пауки, вурдалаки.

Закон “О кинематографии в Республике Беларусь” помогает решить многие идеологические вопросы, социально защитить работников белорусского кино, вернуть белорусским фильмам былую славу. Закон определяет основные принципы и направления государственной политики в сфере кинематографии:

В современных условиях наука как особый вил деятельности по производству духовных и материальных ценностей приобретает все более широкие идеологические функции. Прежде всего, следует отметить ее воспитательную, познавательную и мировоззренческую направленность. На основе развития производительных сил и производственных отношений, образования и культуры наука достигла такого уровня, что способно предложить белорусскому обществу конкретные рекомендации, разносторонние и строго обоснованные методы решения имеющихся проблем

Особое место в идеологической системе занимают гуманитарные науки. Они изучают формы человеческого общежития, коллективного и индивидуального развития самого человека, его сознание и образ жизни модели поведения. Специфика гуманитарных наук состоит в том, что самые ими намечаются наиболее общие мировоззренческие, экономические, социальные, политические и идеологические ориентиры практической и теоретической деятельности, изучаются общественные отношения, мотивы людей, определяются перспективы субъективной жизни. Все это имеет самое непосредственное отношение и идеологической функции науки.

Белорусская ССР всегда отличалась высоким уровнем развития науки и техники. Республика была своеобразным сборочным цехов Советского Союза и развивалась прежде всего за счет создания высокотехнических наукоемких производств. За годы советской власти в Белоруссии сформировался значительный научно-технический потенциал, позволяющий работать на уровне мировых достижений, обеспечивать непрерывный прогресс производственной сферы.

Распад Советского Союза привел к значительному кризису и в сфере науки. Была разрушена высокоэффективная и хорошо отлаженная централизованная система организации, управления и обеспечения научно-технической деятельности. Уничтожены связи между учеными и организациями бывших республик СССР. Из-за экономического кризиса резко снизились вложения в науку.

И вместе с тем, несмотря на все проблемы, научный потенциал Республики Беларусь был сохранен. В большинстве научных организаций была сохранена научная элита — лучшие научные кадры. Сохранены основные научные школы. Восстановление и активно развиваются связи с многими международными научными организациями. Созданы основы национального законодательства в области науки, техники и инновационной деятельности с учетом исторических традиций и сложившихся политических и экономических реалий. Был принят целый ряд законодательных актов, которые, кажется, и не касаются вышеназванных сфер деятельности, но существенно влияющие на ее объекты. Например, были введены в действие новые Гражданский и Трудовой кодексы Республики Беларусь, определяющие порядок и условия регистрации и перерегистрации научных и творческих коллективов, предоставления и продолжительности творческих отпусков и т.д.

Одним из основных законов в сфере науки был Закон Республики Беларусь “О научной деятельности”, которым определены правовые основы и гарантии осуществления научной деятельности, определены ее виды, закреплен статус научного работника и научной организации, выделены основные принципы государственного регулирования научной деятельности. Особое место в законе отведено мерам социальной поддержки научных работников, установлены ежемесячные доплаты за ученые степени и звания.

Особое значение для развития белорусской науки, приостановления утечки лучших умов за границу имеет Закон Республики Беларусь “О государственной поддержке и государственных гарантиях инновационной деятельности в Республике Беларусь”, разработанный депутатами И.В.Котляровым, В.М.Здановичем, В.В.Делендиком.

Задачи и основные положения данного законопроекта состоят в следующем:

— определение полномочий органов государственного управления в области государственного регулирования инновационной деятельности;

— выделение форм государственной поддержки инновационной деятельности, определение основных принципов и условий системы предоставления государственной поддержки;

— определение условий и гарантий обеспечения реализации государственной политики (вопросы финансирования и кредитно-налоговой политики, развития инновационной инфраструктуры, информационного обеспечения, таможенные и налоговые льготы и т.д.);

— решение вопросов стимулирования создания и использования объектов права промышленной собственности в инновационной деятельности, распределения прав на результаты инновационной деятельности, полученные с привлечением бюджетных средств.

В случае принятия данного закона субъекты инновационной деятельности — талантливые ученые смогут получать 1—1,5 тысячи долларов в месяц за свои научные изыскания дома и не поедут “за длинным рублем” за границу. Данный закон поможет сформировать совершенно новую идеологическую концепцию в белорусской науке.

Усиление идеологической роли науки, ее воспитательных функций, целей и ориентиров — это объективный процесс. И законодательная база способствует этому.

Важнейшими объектами законодательной деятельности в современных условиях являются физическая культура и спорт. Физическая культура — составная часть общей культуры общества и личности, одна из сфер социальной деятельности людей, направленной на укрепление здоровья и развитие их физических способностей. Она является составной частью социальных отношений между людьми, представляет собой субъективный и объективный факторы жизнедеятельности людей, помогает сохранению и укреплению их здоровья и работоспособности, дает возможность совершенствоваться физически, духовно и культурно. Таким образом, она обогащает творческие возможности человека, повышает его трудовую активность, является важным фактором формирования образа жизни каждой конкретной личности в отдельности и общества в целом.

Спорт — вид социальной деятельности людей, направленной на раскрытие физических и духовных возможностей человека, заключающейся в организованном сопоставлении их сил и физических способностей в борьбе за первенство или высокие спортивные результаты, система организации и проведения соревнований по различным комплексам физических упражнений Спорт исторически сложился как особая сфера выявления и унифицированного сравнения достижений в определенных видах физических упражнений, уровня физического развития людей.

В числе важнейших социальных функций физической культуры и спорта входят:

— воспитательная функция, связанная с воспитанием и формированием определенных нравственных качеств личности, умением терпеть и преодолевать трудности, бороться, побеждать и проигрывать;

— оздоровительная функция, направленная на поддержание, формирование физической основы жизнедеятельности людей;

— оборонная функция, связанная с подготовкой юношей к службе в армии и защите Родины;

— развлекательная (гедонистическая), обусловленная зрелищной сущностью спорта и физической культуры, красотой физических упражнений.

Физическая культура и спорт способствуют более рациональному использованию трудовых ресурсов, так как отодвигает границы фактической работоспособности за пределы пенсионного возраста, т.е. продлевает творческое долголетие. Она поможет избавиться от лишнего веса, в определенной мере заменит дорогостоящие лекарства. Физическая культура населения Беларуси будет способствовать минимизации результатов аварии на Чернобыльской АЭС. Физические упражнения способны стать эффективным средством в оздоровлении детей из загрязненной радионуклидами зоны.

Основополагающим законом в этой сфере деятельности является Закон Республики Беларусь “О физической культуре и спорте”. Данный закон предусматривает комплексное регулирование общественных отношений в области физической культуры и спорта с целью создания благоприятных условий для развития физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой работы, воспитанию людей здоровыми, сильными, физически развитыми, а также проведения спортивных мероприятий в республике и участия спортсменов нашей страны в международных спортивных соревнованиях.

Парламент законодательно решает и многие проблемы языка. По данным социологических исследований в настоящее время за два государственных языка — белорусский и русский — выступает более восьмидесяти процентов населения страны, за одни белорусский — 10 процентов. Депутаты в парламенте представляют и защищают интересы и тех, и других. Они не согласны с одним известным белорусским политиком, который сказал, что “беларускі народ дурны, ён нічога не разумее”. Народ все понимает и на референдуме выбрал свой подход к проблеме языка. Закон “Аб мовах у Рэспубліке Беларусь” достаточно взвешенный, отражает интересы всех социальных групп, дает возможность каждому разговаривать на том языке, на котором он хочет. И все же депутаты И.В.Котляров и В.М.Зданович разработали изменения в Закон “Аб мовах у Рэспубліке Беларусь”, в которых предусмотрели существенное увеличение сферы использования белорусского языка, и внесли их в парламент.

Парламент является важным идеологическим органом. От его деятельности во многом зависит, как будут думать завтра люди, как они будут жить, какие у них будут ценности, идеалы, потребности, запросы, модели поведения. Депутаты ответственны за тех людей, которые избрали их в парламент.

По мере формирования и укрепления идеологии белорусского государства идеологическая роль парламента также будет расти.