logo
идеология / Идеология и молодежь Беларуси

§ 3. Информационное поле Беларуси

Информационное поле — это устойчивая совокупность социальных и политических связей и отношений, в которых массовая информация выступает как социальный и политический ресурс, а журналистика и/или СМИ как социальный и политический институт. Это, в свою очередь означает, что в настоящее время СМИ являются одновременно и объектом идеологического воздействия, и субъектом идеологических процессов.

Подход к журналистике как к социальному и политическому институту позволяет выделить шесть основных социальных типов СМИ в информационном поле Беларуси:

  1. Государственные СМИ, создаваемые и финансируемые органами государственной власти и управления.

  2. Государственно-общественные СМИ.

  3. СМИ организаций и структур гражданского общества, открыто отстаивающие и пропагандирующие их позиции и выходящие на их средства.

  4. Альтернативные СМИ, которые финансируются негосударственными структурами, и деятельность которых направлена на формирование общественного мнения, взглядов, оценок, отличающихся от официально принятых.

  5. СМИ коммерческого характера, создаваемые ради получения прибыли.

  6. СМИ неполитических структур и организаций, имеющие «узкую» специализацию и специфическую аудиторию.

По состоянию на 1 января 2004 года в республике были зарегистрированы 902 газеты, 520 журналов, 57 бюллетеней, 3 каталога, 2 альманаха, 9 информационных агентств, 52 программы телевещания (государственные –– 14, негосударственные –– 38), 131 программа радиовещания (государственные –- 108, негосударственные –– 23). При этом более чем 2/3 зарегистрированных печатных изданий имеют негосударственную форму собственности. За последнее время укрепились позиции молодежных и детских печатных изданий. Так на 1 января 2004 года по сравнению с 1 января 2003 года возросли подписные тиражи следующих молодежных и детско-юношеских изданий: «Знамя юности» –– с 3713 до 10975 экземпляров (или на 195%), «Зорька» –– с 9795 до 14838 (или на 51%), «Раніца» –– с 5650 до 6703 (или на 18,4%), «Вясёлка» –– с 13459 до 15741 (или на 17%), «Качели» –– с 1981 до 2205 (или на 11,3%). Однако резервы роста тиражей у данной группы изданий далеко не исчерпаны. Следует отметить, что по сравнению с предыдущими годами, значительно увеличили доходность редакции газет «Зорька» и «Раніца», высокий удельный вес доходов имеют редакции «Вясёлки» и «Переходного возраста».

Региональные СМИ прежде всего представлены 135 государственными изданиями, учредителями которых являются областные, городские и районные исполкомы. Сегодня в Беларуси выходит 9 областных, 8 городских и 118 районных и объединенных газет, в том числе: в Брестской области –– 19, Витебской –– 25, Гомельской –– 23, Гродненской –– 18, Минской –– 25, Могилевской –– 25.

Неотъемлемыми инфраструктурными элементами информационного поля Беларуси являются Республиканское государственное объединение «Белпочта» и торговые унитарные предприятия «Белсоюзпечать». «Белпочта» — самый крупный распространитель печатных СМИ на территории республики, в структуре которого 730 городских отделений связи, 3036 сельских отделений связи, 118 районных и городских узлов почтовой связи. В свою очередь, «Белсоюзпечать» является реально монопольным распространителем периодических изданий через розничную торговую сеть, которая насчитывает боле 1300 торговых точек, через которые в настоящее время распространяются почти 4 тысячи зарубежных, прежде всего российских, газет и журналов. Еще один элемент – полиграфия. Сейчас работает 455 полиграфических предприятий, 45 из которых подчинены Министерству информации. Однако на большинстве предприятий изношенность активной части основных фондов – 81%, печатного оборудования – 86, в том числе офсетного – 90, переплетно-брошюровального – 71.

Оценивая роль и место печатных СМИ в идеологических процессах, следует учитывать, что кроме зарегистрированных газет, журналов, альманахов в информационном поле страны присутствуют еще около 360 непрофессиональных периодических изданий с тиражом до 300 экземпляров, которые по действующему законодательству не нуждаются в регистрации в Министерстве информации. Интегрированная аудитория этого типа печатных СМИ составляет примерно 80 тысяч человек. Причем 102 издания из этой группы принадлежат общественным объединениям и инициативам и имеют форму газет, журналов, бюллетеней, альманахов, дайджестов и, как следствие, имеют регулярную целевую читательскую аудиторию. Этому способствует то обстоятельство, что более 55,0% от общего числа незарегистрированных печатных СМИ выходят в регионах59.

Наконец, постоянным структурным компонентом информационного поля Беларуси являются союзные СМИ. Прежде всего, Телерадиовещательная организация Союза Беларуси и России (ТРО Союза), которая была учреждена в соответствии с пунктом 4 Решения Высшего Государственного Совета Союза Беларуси и России от 23 мая 1997 года № 1 и подписанным президентами двух стран Договором о совместной ТРО Союза от 22 января 1998 года. ТРО Союза зарегистрирована как электронное СМИ. По заказу ТРО Союза на белорусских и российских телеканалах выходят телепрограммы: «Москва-Минск», «Знакомьтесь: Беларусь», «Общий дом», «Союзное вече». Второй компонент — это радиостанция «Союз», которая учреждена ТРО Союза с целью производства и размещения радиопрограмм на российских радиостанциях «Радио России», «Маяк», «Юность». Радиостанция «Союз» готовит в эфир радиопередачи: «Новости Союзного государства», «Радиомост «Москва-Минск», «Две Руси», «Россия и Беларусь». К союзным СМИ относится газета «Союз. Беларусь и Россия» — периодическое издание Совета Министров Союзного государства. Газета выходит тетрадкой-вложением в газетах: «Российская газета» и «Советская Белоруссия». Тираж — около 750 тысяч экземпляров. С мая 2002 года «Союз» выходит также приложением к «Липецкой газете» (тираж 30 тысяч экземпляров). Еще одно периодическое издание — газета «Союзное вече», учредителем которой является Парламентское Собрание Союза Беларуси и России. Кроме того, субъектами информационного поля Беларуси также можно считать информационное агентство «Союз-Инфо» и Союзное информационное агентство.