§ 3. Информационное поле Беларуси
Информационное поле — это устойчивая совокупность социальных и политических связей и отношений, в которых массовая информация выступает как социальный и политический ресурс, а журналистика и/или СМИ как социальный и политический институт. Это, в свою очередь означает, что в настоящее время СМИ являются одновременно и объектом идеологического воздействия, и субъектом идеологических процессов.
Подход к журналистике как к социальному и политическому институту позволяет выделить шесть основных социальных типов СМИ в информационном поле Беларуси:
Государственные СМИ, создаваемые и финансируемые органами государственной власти и управления.
Государственно-общественные СМИ.
СМИ организаций и структур гражданского общества, открыто отстаивающие и пропагандирующие их позиции и выходящие на их средства.
Альтернативные СМИ, которые финансируются негосударственными структурами, и деятельность которых направлена на формирование общественного мнения, взглядов, оценок, отличающихся от официально принятых.
СМИ коммерческого характера, создаваемые ради получения прибыли.
СМИ неполитических структур и организаций, имеющие «узкую» специализацию и специфическую аудиторию.
По состоянию на 1 января 2004 года в республике были зарегистрированы 902 газеты, 520 журналов, 57 бюллетеней, 3 каталога, 2 альманаха, 9 информационных агентств, 52 программы телевещания (государственные –– 14, негосударственные –– 38), 131 программа радиовещания (государственные –- 108, негосударственные –– 23). При этом более чем 2/3 зарегистрированных печатных изданий имеют негосударственную форму собственности. За последнее время укрепились позиции молодежных и детских печатных изданий. Так на 1 января 2004 года по сравнению с 1 января 2003 года возросли подписные тиражи следующих молодежных и детско-юношеских изданий: «Знамя юности» –– с 3713 до 10975 экземпляров (или на 195%), «Зорька» –– с 9795 до 14838 (или на 51%), «Раніца» –– с 5650 до 6703 (или на 18,4%), «Вясёлка» –– с 13459 до 15741 (или на 17%), «Качели» –– с 1981 до 2205 (или на 11,3%). Однако резервы роста тиражей у данной группы изданий далеко не исчерпаны. Следует отметить, что по сравнению с предыдущими годами, значительно увеличили доходность редакции газет «Зорька» и «Раніца», высокий удельный вес доходов имеют редакции «Вясёлки» и «Переходного возраста».
Региональные СМИ прежде всего представлены 135 государственными изданиями, учредителями которых являются областные, городские и районные исполкомы. Сегодня в Беларуси выходит 9 областных, 8 городских и 118 районных и объединенных газет, в том числе: в Брестской области –– 19, Витебской –– 25, Гомельской –– 23, Гродненской –– 18, Минской –– 25, Могилевской –– 25.
Неотъемлемыми инфраструктурными элементами информационного поля Беларуси являются Республиканское государственное объединение «Белпочта» и торговые унитарные предприятия «Белсоюзпечать». «Белпочта» — самый крупный распространитель печатных СМИ на территории республики, в структуре которого 730 городских отделений связи, 3036 сельских отделений связи, 118 районных и городских узлов почтовой связи. В свою очередь, «Белсоюзпечать» является реально монопольным распространителем периодических изданий через розничную торговую сеть, которая насчитывает боле 1300 торговых точек, через которые в настоящее время распространяются почти 4 тысячи зарубежных, прежде всего российских, газет и журналов. Еще один элемент – полиграфия. Сейчас работает 455 полиграфических предприятий, 45 из которых подчинены Министерству информации. Однако на большинстве предприятий изношенность активной части основных фондов – 81%, печатного оборудования – 86, в том числе офсетного – 90, переплетно-брошюровального – 71.
Оценивая роль и место печатных СМИ в идеологических процессах, следует учитывать, что кроме зарегистрированных газет, журналов, альманахов в информационном поле страны присутствуют еще около 360 непрофессиональных периодических изданий с тиражом до 300 экземпляров, которые по действующему законодательству не нуждаются в регистрации в Министерстве информации. Интегрированная аудитория этого типа печатных СМИ составляет примерно 80 тысяч человек. Причем 102 издания из этой группы принадлежат общественным объединениям и инициативам и имеют форму газет, журналов, бюллетеней, альманахов, дайджестов и, как следствие, имеют регулярную целевую читательскую аудиторию. Этому способствует то обстоятельство, что более 55,0% от общего числа незарегистрированных печатных СМИ выходят в регионах59.
Наконец, постоянным структурным компонентом информационного поля Беларуси являются союзные СМИ. Прежде всего, Телерадиовещательная организация Союза Беларуси и России (ТРО Союза), которая была учреждена в соответствии с пунктом 4 Решения Высшего Государственного Совета Союза Беларуси и России от 23 мая 1997 года № 1 и подписанным президентами двух стран Договором о совместной ТРО Союза от 22 января 1998 года. ТРО Союза зарегистрирована как электронное СМИ. По заказу ТРО Союза на белорусских и российских телеканалах выходят телепрограммы: «Москва-Минск», «Знакомьтесь: Беларусь», «Общий дом», «Союзное вече». Второй компонент — это радиостанция «Союз», которая учреждена ТРО Союза с целью производства и размещения радиопрограмм на российских радиостанциях «Радио России», «Маяк», «Юность». Радиостанция «Союз» готовит в эфир радиопередачи: «Новости Союзного государства», «Радиомост «Москва-Минск», «Две Руси», «Россия и Беларусь». К союзным СМИ относится газета «Союз. Беларусь и Россия» — периодическое издание Совета Министров Союзного государства. Газета выходит тетрадкой-вложением в газетах: «Российская газета» и «Советская Белоруссия». Тираж — около 750 тысяч экземпляров. С мая 2002 года «Союз» выходит также приложением к «Липецкой газете» (тираж 30 тысяч экземпляров). Еще одно периодическое издание — газета «Союзное вече», учредителем которой является Парламентское Собрание Союза Беларуси и России. Кроме того, субъектами информационного поля Беларуси также можно считать информационное агентство «Союз-Инфо» и Союзное информационное агентство.
- Академия управления
- Содержание
- Раздел I. Теория и методология идеологических процессов Глава 1. Предмет, теория и методология идеологии белорусского государства § 1. Предыстория возникновения термина “идеология”
- § 2. Корни и генезис идеологии как формы мировоззренческого опыта людей
- § 3. Власть идеологии. Функции политической идеологии
- § 4. Идеология государства – специфический тип идеологии
- § 5. Структура идеологии белорусского государства и ее основные компоненты
- Глава 2. Истоки и перспектива идеологии белорусской государственности § 1. Формирование идеологии белорусской государственности
- § 2. Перспективы развития идеологии белорусской государственности
- Глава 3. Становление идеологии белорусского государства § 1. Распад советской государственности
- § 2. Выбор идеологии белорусской государственности в постсоветский период
- § 3. Укрепление белорусской государственности
- Глава 4. Современные идеологические концепции и доктрины § 1. Либерализм
- § 2. Консервативная идеология
- § 3. Коммунистическая идеология
- § 4. Идеология белорусского государства в виде национальной идеи
- § 5. Идеология и демократия
- § 6. Идеология и гражданское общество
- Глава 5. Конституция Республики Беларусь – правовая основа идеологии белорусского государства § 1. Понятие, назначение, функции и структура Конституции Республики Беларусь
- Раздел I. Основы конституционного строя
- Раздел VII содержит нормы, касающиеся финансово-кредитной системы Республики Беларусь.
- § 2. Основные черты конституционного строя Республики Беларусь
- § 3. Политико-правовое значение суверенитета
- § 4 Характеристика основ конституционного строя
- § 5 Судебная система Республики Беларусь
- Хозяйственные и общие суды
- Раздел II. Динамика идеологических процессов Глава 6. Политическая культура и идеологические процессы
- §1. Политическая культура как духовная сфера
- §2. Проблемы формирования политической культуры
- §3. Идеология как основа общественно-политической жизни Беларуси
- §4. Идеологические процессы в Беларуси и их особенности
- Глава 7. Средства массовой информации в идеологических процессах
- § 1. Роль средств массовой информации в идеологических процессах
- § 2. Идеологическая функция средств массовой информации
- § 3. Информационное поле Беларуси
- § 4. Идеологическое взаимодействие средств массовой информации со структурами власти
- Глава 8. Молодежные организации в идеологических процессах §1. Социальный статус и проблемы социализации молодежи
- §2. Социальное развитие и стратификация молодежи
- § 3. Основные субъекты формирования и реализации государственной молодежной политики в Республике Беларусь
- § 4. Политическая социализация белорусской молодежи в современных условиях
- Глава 9. Религия и молодежь § 1. Религия в современной Беларуси
- § 2. Степень религиозности молодежи
- § 3. Взаимоотношения государственных институтов и религиозных организаций в образовательной сфере
- Глава 10. Идеология избирательных кампаний § 1. Понятие и функции выборов в политической системе общества
- § 2. Виды избирательных систем
- § 3. Стадии избирательного процесса
- Политико-правовой статус Президента Республики Беларусь
- Специфика президентской власти при «смешанной» системе правления
- § 2. Роль Президента Республики Беларусь в формировании идеологии белорусского государства
- Глава 12. Парламент, молодёжь и идеология белорусской государственности § 1. Этапы становления парламентаризма в Республике Беларусь
- I этап — советский (1919 г. — конец 80-х — начало 90-х годов)
- II этап — постсоветский (1991 год – настоящее время)
- § 2. Структура и функции белорусского парламента
- § 3. Совершенствование форм и методов реализации идеологической политики страны
- Глава 13. Правительство – Совет Министров Республики Беларусь и идеология белорусского государства § 1. Идеология деятельности исполнительной власти
- § 2. Идеология экономической политики Правительства
- § 3. Социальная сфера как объект идеологической деятельности
- § 4. Организационно-практические меры по повышению роли Правительства в формировании идеологической политики и работе с молодежью
- § 2. Концептуальные основы формирования национальных моделей рыночных экономик и белорусской экономической модели
- § 3. Современная экономическая политика Республики Беларусь
- Глава 15. Мировоззренческие основания и стратегические приоритеты идеологии белорусского государства § 1. Идеология и мировоззрение: содержание, структура, функции
- § 2. «Белорусская идея», славянские духовные ценности и традиции национальной культуры в становлении белорусской государственности
- § 3. Формирование ценностно-патриотических установок в сознании и реальном поведении молодежи
- § 4 Представления молодежи о любви, браке и семье
- Глава 16. Идеологическая политика в социальной сфере §1. Сущность и содержание социальной политики
- §2. Приоритеты в сфере образования
- §3. Приоритеты в сфере здравоохранения
- §4. Приоритеты в области социальной защиты населения
- §5. Приоритеты в сфере культуры, спорта и туризма
- Глава 17. Практическими делами сильна молодежь Беларуси
- Примерная тематика докладов, рефератов, выступлений и дискуссий
- Сведения об авторах
- Литература