logo
идеология / Идеология и молодежь Беларуси

§ 4. Политическая социализация белорусской молодежи в современных условиях

Молодежь занимает важное место в социально-демографической структуре и общественно-политической жизни белорусского общества. Она социально неоднородна, и различные ее категории (рабочая, крестьянская, учащаяся, армейская и т.д.) имеют свои специфические черты. Различные лидеры всегда обращались к молодежи, так как именно она в значительной степени решала исход политической борьбы.

Молодежь как социально-демографическую группу выделяют на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения, обусловленных теми или другими социально-психологическими характеристиками. На наш взгляд, целесообразным можно считать определение возрастных границ с момента получения базового образования и распространения трудового законодательства в отношении молодежи, т.е. с 14 лет, до момента становления молодого человека как личности и гражданина – получения им среднего образования, службы в Армии, обретения профессии (посредством среднего специального или высшего образования), стажа работы в качестве молодого специалиста – т.е. до 29 лет включительно.

Для характеристики особенностей деятельности молодого поколения в политической среде используется понятие политической социализации. Эта категория отражает весь спектр социально-экономических и общественно-политических перемен в обществе, а также роль самопознания, самоопределения, самоутверждения, самореализации, личности.

Политическая социализация – это компонент политической жизни, совокупный процесс, включающий в себя все периоды индивидуального развития, с помощью которых человек входит в социально-политическую среду, с одной стороны, для приобщения к основным нормам политической культуры, к системе функционирующих политических ориентаций, традиций и моделей поведения; с другой – для воспроизводства системы существующих политических отношений, процессов и явлений через активную политическую деятельность как на индивидуальном уровне, так и на уровне политической общности.

Политическая социализация является чрезвычайно сложным и разнонаправленным политико-культурным процессом постепенного освоения личностью норм политической культуры, видов политической деятельности, принятия на себя определенной роли в политике. Благодаря политической социализации человек последовательно становится не только личностью, но и гражданином; не только объектом, но и субъектом политики, а во многом – и творцом. Имеется несколько трактовок политической социализации.

Прежде всего, политическая социализация рассматривается как процесс усвоения личностью социально-нравственного и политического опыта, накопленного обществом и сконцентрированного в культурных традициях, в групповых и коллективных ценностях, нормах, и статусного, ролевого поведения.

Политическая социализация - процесс включения индивида в политическую систему.

Политическая социализация - процесс интегрирования и освоения отдельным человеком как членом определенного общества и государства основных элементов соответствующей политической культуры.

Анализируя данные понятия, можно сделать вывод о том, что политическая социализация является сложным процессом становления гражданина в обществе, которому присуща определенная последовательность:

  1. усвоение и восприятие общественно-политического опыта, накопленного предыдущими поколениями, а также современного опыта;

  2. превращение знаний об обществе, политике государства во внутренние убеждения индивида;

  3. выработка способности отстаивать им свои политические взгляды и интересы;

  4. приобретение необходимых навыков общественно-политической деятельности человека, освоение ее основных принципов и норм;

  5. реализация знаний и убеждений в практической политической деятельности личности и в других сферах общественных отношений.

В решении проблем формирования политического поведения и культуры личности, в первую очередь, должно быть заинтересовано само государство, а также общественность, особенно политические партии и движения.

Социализация – двухсторонний процесс. Одна из сторон процесса социализации - усвоение социального опыта - это характеристика того, как среда воздействует на человека; вторая его сторона характеризует момент воздействия человека на среду посредством отношений, деятельности и общения.

Обычно выделяют несколько механизмов социализации, которые учитываются и используются в процессе социального воспитания молодежи. Условно их можно назвать и охарактеризовать следующим образом:

традиционный - через семью и микросоциальное окружение;

институциональный - через институты общества;

стилизированный - через субкультуры;

межличностный – посредством общения и деятельности;

рефлексивный – как индивидуальное переживание и осознание.

Таким образом, период социализации - между окончанием детского возраста и началом взрослости - есть период ускоренного усвоения элементов общественной среды путем повышения скорости приращения информации и расширения ее разнообразия (источников).

Молодежный возраст наиболее восприимчив к заимствованию новаций в сфере потребительских стандартов, передовой техники. Основные трудности, с которыми сталкивается общество в своих усилиях по социализации молодежи, проистекают из нестыковки между нуждами и устремлениями молодых граждан в быстроизменяющемся мире, с одной стороны, и тем, что общество предлагает им и требует от них, с другой стороны. Чтобы разрешить данное противоречие, молодежи следует создать условия для самореализации, дать возможность вносить свой вклад в процесс развития общества.

Приведем результаты социологических исследований, раскрывающих особенности отношения молодежи к труду и работе (по данным социологических исследований «Духовно-нравственные ориентации молодежи», проведенных в Витебской области, М.Кузьмич, «Беларусская думка», 2003, №9).

Отношение к труду и работе

1996

1998

2002

мотивация к труду

82,1%

79%

78%

работа - способ выразить себя, источник средств к существованию

32,8%

50%

47%

работа – дело важное, источник радости, удовольствия

-

26%

21%

работа – удел старшего поколения

2,1%

5%

3%

работа – это бремя, которое вынужден нести человек, если у него нет средств к существованию

7,3%

9%

10%

работа - это неприятная обязанность, которую хотелось бы избежать

3,1%

3%

3%

Как видно, большинство молодежи желает работать и, что немаловажно, на благо государства в реальном секторе экономики.

Предпочтения сфер деятельности

1996

1998

2002

на производстве

20%

27%

28%

в коммерческой сфере

14%

-

16%

в органах государственного управления

15%

13%

11%

в правоохранительных органах

-

-

3%

в научной деятельности

-

-

3%

в любой сфере, в том числе и криминальной

11%

9%

9%

Однако необходимо отметить, что не только общество путем образования и воспитания социализирует молодежь, но и молодежь, несущая новые идеи и взгляды, в свою очередь, вынуждает общество приспосабливаться к ней, тем самым изменяя и развивая его.

Глубокие социально-экономические и политические изменения, происходящие в обществе, серьезно отражаются и на политическом поведении молодого поколения. Во-первых, наблюдается общая активизация политического сознания молодежи, которая находит выражение в интенсивном обсуждении острых общественных вопросов и в критической проверке предлагаемых различными политическими силами ответов на эти вопросы. Во-вторых, стремление самим разобраться в действительном положении дел приводит к тому, что социальное мышление юношей и девушек, ориентированных ранее на решение личных потребительских проблем быта и будней, все больше начинает переплетаться с политическим мышлением, которое порождает новые потребности, интересы и ценности. В-третьих, повышение информированности о политических процессах непосредственно сказывается на образе мыслей и действия молодых людей: уменьшается их конформизм, переоцениваются традиционные схемы объяснения общественных противоречий, ведутся интенсивные поиски новых радикальных решений возникающих вопросов.

Ни одна страна в мире не может нормально развиваться без четкой и глубоко продуманной программы воспитания и подготовки молодого поколения к профессиональной и политической деятельности. В этом заинтересовано прежде всего само общество. Социальный опыт, накопленный человечеством, показывает, что молодежь всегда была ниспровергателем старого, застойного, консервативного, находясь в первых рядах созидателей нового, прогрессивного. Молодость – это не только пора мечтаний и фантазий, а и время дерзаний, великих научных открытий и изобретений, оказывающих огромное воздействие на весь ход социального прогресса человеческой цивилизации.

Поэтому государственная молодежная политика обычно строится с учетом взаимосвязанности, взаимозависимости и преемственности поколений.

Формирование личности молодого человека осуществляется сегодня под влиянием нескольких относительно автономных социальных факторов, важнейшими из которых являются: семья, школа, общество сверстников (молодежные организации), средства массовой информации. Изучение проблем молодежи возможно при понимании того, что она не просто объект заботы и воспитания, но и сама активный субъект политической деятельности.

Одним из факторов социализации личности, в ходе которой вырабатываются политические представления и ценности, осознается собственная роль в политических процессах и ответственность за принимаемые выбор и решения, которые реализуются в политических отношениях, является политическое участие молодежи в социальных процессах. Основная цель политического участия молодого поколения – самоопределение, самоутверждение, самореализация, самоорганизация. Процесс становления молодежи как субъекта политической среды происходит под воздействием социально-политических и культурных трансформаций.

Этапом приобщения молодежи к политической культуре, а, следовательно, новым шагом по пути политической социа­лизации может служить участие в тех или иных политиче­ских партиях, организациях, акциях, событиях, в хо­де политического самообразования и других формах деятельности.

В связи с меняющимися условиями жизни, изменениями ценностных ориентаций человека политическая социализа­ция не может быть односторонним процессом одного лишь приобретения и накопления личностью политических зна­ний и оценок. Наряду с этим процессом осуществляется другой процесс — нередко отказ человека от всего того, что не со­ответствует сложившейся конкретной политической обста­новке, его новому подходу к оценке различных политиче­ских явлений. Поскольку же приобретение и утрачивание личностью тех или иных аспектов политических оценок не ограничено во времени, постольку этот противоречивый процесс политической социализации личности происходит постоянно, оказывая влияние на реальные качества лично­сти как субъекта политики.

Главная задача политической социализации — формирование устойчивых ценностных воззрений, само­стоятельного и ответственного субъекта политики на осно­ве свободного выбора им политических пристрастий и ориентиров.

Согласно исследованию, если в 1996 году только 6,3% юношей и девушек проявляли большой интерес к политике в целом, то через 2 года их стало около 7%, а в 2002 году – 10%; сохраняли некоторый интерес – 46,8% (1996г.), 62% (1998г.), 57% (2002г.), не интересовались совсем 21,1% (1996г.), 20% (1998г.), 17% (2002г.). В тоже время 60% (1996г.), 62% (1998г.), 59% (2001г.) респондентов полагают, что молодежь должна активно участвовать в политической жизни страны.

Для государственной молодежной политики гражданская позиция, общественная и политическая активность молодежи представляют интерес, как с точки зрения ее развития, так и с точки зрения ее роли в активизации общественной жизни, в воспроизводстве политической структуры. Специфика проводимой государственной политики и ее направленность заключается в формировании общественно-политической активности молодежи, развития самоуправления в ее среде, поскольку молодежь как электоральный ресурс общества привлекает сегодня особое внимание политиков и лидеров общественного движения. Кроме того, молодежь является тем звеном, через которое практически реализуется преемственность поколений, происходит накопление интеллектуального потенциала общества. Практикой, в том числе и в нашей республике, доказано, что будущее имеют те общественные силы, которым удалось привлечь к себе молодежь. Сегодня появляется много возможностей приложения усилий молодых людей в решении насущных проблем общества и «молодежных» проблем, обусловленных особенностями молодежи как социально-демографической группы населения, через активную работу в общественных объединениях.

Роль молодежного движения в механизмах реализации общественной активности трудно переоценить. Являясь важной формой самоуправления, молодежные организации, объединения и движения призваны представлять интересы молодежи в государственной молодежной политике, реализуя тем самым ее субъектность во всех сферах жизнедеятельности общества.

В нашей стране молодежное движение наряду с профсоюзами, Советами всех уровней, ветеранскими организациями составляет опору белорусского общества. Работа с молодежью является важнейшей составляющей идеологической работы в целом, поскольку, кроме решения основных молодежных проблем, важной остается и общеполитическая задача – воспитание молодого поколения в духе белорусской национальной идеи, для которой важна духовно-нравственная составляющая, сформированная на основе белорусской модели развития. Вот некоторые гражданские позиции и взгляды молодежи.

1996

1998

2002

Считают обязательной службу в Вооруженных Силах Республики Беларусь

60%

56%

62%

Готовы защищать свою Родину

63,6%

67%

62%

Дороги опыт и вера старших поколений

50,3%

67%

55%

Гордятся тем, что являются гражданами Республики Беларусь

45,3%

47%

38%

Таким образом, в современных условиях роль молодежной организации существенно меняется. Теперь это не просто объединение молодежных инициатив, но и прежде всего инструмент реализации государственной молодежной политики. В таких условиях молодежь выступает не только объектом, на который направлены усилия общества для передачи приобретенного духовно-нравственного опыта и материальных ценностей предшествующих поколений, но и непосредственным участником этого процесса. В результате молодежь выступает как катализатор дальнейшего развития общества.

Отметим, что участие — это активность, посредством которой граждане пытаются влиять на власть таким образом, чтобы она предпринимала желаемые для них действия. К действиям, составляющим участие, относят: голосование, участие в демонстрациях, митингах, пикетах и т.п., внесение денежных взносов, написание писем, петиций, вступление в личные контакты с политиками и должностными лицами, членство в различных организациях, выдвижение гражданских инициатив на местном уровне и др.

Политическое участие рассматривается как влияние на процесс принятия политических решений, с одной стороны, а с другой — как воздействие на характер и ход реализации тех практических программ, которые принимаются органами государственного управления.

К факторам, влияющим на политическую активность личности, исследователи чаще всего относят возраст и уровень доходов. Считается, что политическое участие происходит под действием трех основных факторов — индивидуализированных условий социализации, мобилизацией индивидов со стороны организованных политических сил, социально-эконо­мическим развитием наций. Связь между социально-экономическим развитием и уровнем участия отражает модель “стандартной социоэкономической мобилизации”. Повышение уровня социально-экономического развития приводит к усложнению гражданских установок индивидов и затем к расширению масштабов участия. Положительное влияние оказывают рост доходов, повышение образовательного уровня, становление современной системы профессиональных ролей и структуры занятости.

В молодежной среде отмечается проявление разновекторных тенденций: часть юношей и девушек пытается объединиться, решать свои проблемы в основном через членство в различных объединениях, часть активно идет в политику, стремясь представлять свои интересы в органах власти, баллотируясь на выборах, часть сплачивается вокруг оппозиционно настроенных сил (так в республике, кроме Белорусского республиканского союза молодежи, часто называют «ЗУБР» и «Малады фронт» как более-менее известные).

В качестве форм участия выделяют такие, как голосование (центральный и наиболее массовый аспект политического участия в соревновательных системах), участие в политических кампаниях, личные контакты с политиками, участие в местной политической жизни (в рамках деятельности локальных сообществ), участие в акциях протеста (конфликтное участие) и др. Как отмечают исследователи, в западных обществах наиболее распространено участие в виде сотрудничества граждан и структур государственного или местного управления. Выбор тех или иных конкретных форм участия обусловлен, таким образом, традиционным социокультурным контекстом данного общества, а также характером институционализации участия в процессах планирования и принятия решений.

Политические партии и общественные объединения, в том числе и молодежные, рассматриваются как основная структура политического или гражданского участия, как агенты политической социализации и одновременно как инструмент мобилизации общественной поддержки в конкурентной борьбе за власть. Как известно, чем выше в обществе показатели членства в организациях, в т.ч. политических, тем выше уровень участия. Партии и объединения появляются именно как следствие выхода политического участия за рамки немногочисленных групп традиционных политических элит.

По данным Министерства юстиции Республики Беларусь, на 1 января 2004 года в Республике Беларусь зарегистрировано 57 молодежных общественных объединений, в том числе 13 детских (на 4 организации больше, чем по состоянию на 1 января 2003 года), политических партий – 18, профсоюзов - 37.

Большая ответственность в реализации государственной молодежной политики возлагается на Белорусский республиканский союз молодежи (БРСМ).

Акцентируя в своей деятельности участие молодежи в создании сильного и процветающего государства, БРСМ ставит перед собой такие цели и задачи:

Еще раз отметим, что участие молодых людей в жизни общества реализуется в основном через общественное движение – молодежные, детские общественные объединения и организации.

Поэтому важной остается разработка системы методов и подходов гражданского и патриотического воспитания молодежи, где особое место будут занимать молодежные общественные объединения, механизмов реализации государственной молодежной политики в современных условиях. Как бы ни были специфичными проблемы молодежи, они остаются в рамках общих социально-экономических, духовных и культурных потребностей общества. В таких условиях, какие созданы для молодежи в нашей республике, сами юноши и девушки могут реально участвовать в решении своих судеб, проявлять активность в разнообразных сферах жизнедеятельности, объединяться, сплачивать свои силы и усиливать свою роль в обществе.