§ 4. Политическая социализация белорусской молодежи в современных условиях
Молодежь занимает важное место в социально-демографической структуре и общественно-политической жизни белорусского общества. Она социально неоднородна, и различные ее категории (рабочая, крестьянская, учащаяся, армейская и т.д.) имеют свои специфические черты. Различные лидеры всегда обращались к молодежи, так как именно она в значительной степени решала исход политической борьбы.
Молодежь как социально-демографическую группу выделяют на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения, обусловленных теми или другими социально-психологическими характеристиками. На наш взгляд, целесообразным можно считать определение возрастных границ с момента получения базового образования и распространения трудового законодательства в отношении молодежи, т.е. с 14 лет, до момента становления молодого человека как личности и гражданина – получения им среднего образования, службы в Армии, обретения профессии (посредством среднего специального или высшего образования), стажа работы в качестве молодого специалиста – т.е. до 29 лет включительно.
Для характеристики особенностей деятельности молодого поколения в политической среде используется понятие политической социализации. Эта категория отражает весь спектр социально-экономических и общественно-политических перемен в обществе, а также роль самопознания, самоопределения, самоутверждения, самореализации, личности.
Политическая социализация – это компонент политической жизни, совокупный процесс, включающий в себя все периоды индивидуального развития, с помощью которых человек входит в социально-политическую среду, с одной стороны, для приобщения к основным нормам политической культуры, к системе функционирующих политических ориентаций, традиций и моделей поведения; с другой – для воспроизводства системы существующих политических отношений, процессов и явлений через активную политическую деятельность как на индивидуальном уровне, так и на уровне политической общности.
Политическая социализация является чрезвычайно сложным и разнонаправленным политико-культурным процессом постепенного освоения личностью норм политической культуры, видов политической деятельности, принятия на себя определенной роли в политике. Благодаря политической социализации человек последовательно становится не только личностью, но и гражданином; не только объектом, но и субъектом политики, а во многом – и творцом. Имеется несколько трактовок политической социализации.
Прежде всего, политическая социализация рассматривается как процесс усвоения личностью социально-нравственного и политического опыта, накопленного обществом и сконцентрированного в культурных традициях, в групповых и коллективных ценностях, нормах, и статусного, ролевого поведения.
Политическая социализация - процесс включения индивида в политическую систему.
Политическая социализация - процесс интегрирования и освоения отдельным человеком как членом определенного общества и государства основных элементов соответствующей политической культуры.
Анализируя данные понятия, можно сделать вывод о том, что политическая социализация является сложным процессом становления гражданина в обществе, которому присуща определенная последовательность:
усвоение и восприятие общественно-политического опыта, накопленного предыдущими поколениями, а также современного опыта;
превращение знаний об обществе, политике государства во внутренние убеждения индивида;
выработка способности отстаивать им свои политические взгляды и интересы;
приобретение необходимых навыков общественно-политической деятельности человека, освоение ее основных принципов и норм;
реализация знаний и убеждений в практической политической деятельности личности и в других сферах общественных отношений.
В решении проблем формирования политического поведения и культуры личности, в первую очередь, должно быть заинтересовано само государство, а также общественность, особенно политические партии и движения.
Социализация – двухсторонний процесс. Одна из сторон процесса социализации - усвоение социального опыта - это характеристика того, как среда воздействует на человека; вторая его сторона характеризует момент воздействия человека на среду посредством отношений, деятельности и общения.
Обычно выделяют несколько механизмов социализации, которые учитываются и используются в процессе социального воспитания молодежи. Условно их можно назвать и охарактеризовать следующим образом:
традиционный - через семью и микросоциальное окружение;
институциональный - через институты общества;
стилизированный - через субкультуры;
межличностный – посредством общения и деятельности;
рефлексивный – как индивидуальное переживание и осознание.
Таким образом, период социализации - между окончанием детского возраста и началом взрослости - есть период ускоренного усвоения элементов общественной среды путем повышения скорости приращения информации и расширения ее разнообразия (источников).
Молодежный возраст наиболее восприимчив к заимствованию новаций в сфере потребительских стандартов, передовой техники. Основные трудности, с которыми сталкивается общество в своих усилиях по социализации молодежи, проистекают из нестыковки между нуждами и устремлениями молодых граждан в быстроизменяющемся мире, с одной стороны, и тем, что общество предлагает им и требует от них, с другой стороны. Чтобы разрешить данное противоречие, молодежи следует создать условия для самореализации, дать возможность вносить свой вклад в процесс развития общества.
Приведем результаты социологических исследований, раскрывающих особенности отношения молодежи к труду и работе (по данным социологических исследований «Духовно-нравственные ориентации молодежи», проведенных в Витебской области, М.Кузьмич, «Беларусская думка», 2003, №9).
Отношение к труду и работе
| 1996 | 1998 | 2002 |
мотивация к труду | 82,1% | 79% | 78% |
работа - способ выразить себя, источник средств к существованию | 32,8% | 50% | 47% |
работа – дело важное, источник радости, удовольствия | - | 26% | 21% |
работа – удел старшего поколения
| 2,1% | 5% | 3% |
работа – это бремя, которое вынужден нести человек, если у него нет средств к существованию | 7,3% | 9% | 10% |
работа - это неприятная обязанность, которую хотелось бы избежать | 3,1% | 3% | 3% |
Как видно, большинство молодежи желает работать и, что немаловажно, на благо государства в реальном секторе экономики.
Предпочтения сфер деятельности
| 1996 | 1998 | 2002 |
на производстве | 20% | 27% | 28% |
в коммерческой сфере | 14% | - | 16% |
в органах государственного управления | 15% | 13% | 11% |
в правоохранительных органах | - | - | 3% |
в научной деятельности | - | - | 3% |
в любой сфере, в том числе и криминальной | 11% | 9% | 9% |
Однако необходимо отметить, что не только общество путем образования и воспитания социализирует молодежь, но и молодежь, несущая новые идеи и взгляды, в свою очередь, вынуждает общество приспосабливаться к ней, тем самым изменяя и развивая его.
Глубокие социально-экономические и политические изменения, происходящие в обществе, серьезно отражаются и на политическом поведении молодого поколения. Во-первых, наблюдается общая активизация политического сознания молодежи, которая находит выражение в интенсивном обсуждении острых общественных вопросов и в критической проверке предлагаемых различными политическими силами ответов на эти вопросы. Во-вторых, стремление самим разобраться в действительном положении дел приводит к тому, что социальное мышление юношей и девушек, ориентированных ранее на решение личных потребительских проблем быта и будней, все больше начинает переплетаться с политическим мышлением, которое порождает новые потребности, интересы и ценности. В-третьих, повышение информированности о политических процессах непосредственно сказывается на образе мыслей и действия молодых людей: уменьшается их конформизм, переоцениваются традиционные схемы объяснения общественных противоречий, ведутся интенсивные поиски новых радикальных решений возникающих вопросов.
Ни одна страна в мире не может нормально развиваться без четкой и глубоко продуманной программы воспитания и подготовки молодого поколения к профессиональной и политической деятельности. В этом заинтересовано прежде всего само общество. Социальный опыт, накопленный человечеством, показывает, что молодежь всегда была ниспровергателем старого, застойного, консервативного, находясь в первых рядах созидателей нового, прогрессивного. Молодость – это не только пора мечтаний и фантазий, а и время дерзаний, великих научных открытий и изобретений, оказывающих огромное воздействие на весь ход социального прогресса человеческой цивилизации.
Поэтому государственная молодежная политика обычно строится с учетом взаимосвязанности, взаимозависимости и преемственности поколений.
Формирование личности молодого человека осуществляется сегодня под влиянием нескольких относительно автономных социальных факторов, важнейшими из которых являются: семья, школа, общество сверстников (молодежные организации), средства массовой информации. Изучение проблем молодежи возможно при понимании того, что она не просто объект заботы и воспитания, но и сама активный субъект политической деятельности.
Одним из факторов социализации личности, в ходе которой вырабатываются политические представления и ценности, осознается собственная роль в политических процессах и ответственность за принимаемые выбор и решения, которые реализуются в политических отношениях, является политическое участие молодежи в социальных процессах. Основная цель политического участия молодого поколения – самоопределение, самоутверждение, самореализация, самоорганизация. Процесс становления молодежи как субъекта политической среды происходит под воздействием социально-политических и культурных трансформаций.
Этапом приобщения молодежи к политической культуре, а, следовательно, новым шагом по пути политической социализации может служить участие в тех или иных политических партиях, организациях, акциях, событиях, в ходе политического самообразования и других формах деятельности.
В связи с меняющимися условиями жизни, изменениями ценностных ориентаций человека политическая социализация не может быть односторонним процессом одного лишь приобретения и накопления личностью политических знаний и оценок. Наряду с этим процессом осуществляется другой процесс — нередко отказ человека от всего того, что не соответствует сложившейся конкретной политической обстановке, его новому подходу к оценке различных политических явлений. Поскольку же приобретение и утрачивание личностью тех или иных аспектов политических оценок не ограничено во времени, постольку этот противоречивый процесс политической социализации личности происходит постоянно, оказывая влияние на реальные качества личности как субъекта политики.
Главная задача политической социализации — формирование устойчивых ценностных воззрений, самостоятельного и ответственного субъекта политики на основе свободного выбора им политических пристрастий и ориентиров.
Согласно исследованию, если в 1996 году только 6,3% юношей и девушек проявляли большой интерес к политике в целом, то через 2 года их стало около 7%, а в 2002 году – 10%; сохраняли некоторый интерес – 46,8% (1996г.), 62% (1998г.), 57% (2002г.), не интересовались совсем 21,1% (1996г.), 20% (1998г.), 17% (2002г.). В тоже время 60% (1996г.), 62% (1998г.), 59% (2001г.) респондентов полагают, что молодежь должна активно участвовать в политической жизни страны.
Для государственной молодежной политики гражданская позиция, общественная и политическая активность молодежи представляют интерес, как с точки зрения ее развития, так и с точки зрения ее роли в активизации общественной жизни, в воспроизводстве политической структуры. Специфика проводимой государственной политики и ее направленность заключается в формировании общественно-политической активности молодежи, развития самоуправления в ее среде, поскольку молодежь как электоральный ресурс общества привлекает сегодня особое внимание политиков и лидеров общественного движения. Кроме того, молодежь является тем звеном, через которое практически реализуется преемственность поколений, происходит накопление интеллектуального потенциала общества. Практикой, в том числе и в нашей республике, доказано, что будущее имеют те общественные силы, которым удалось привлечь к себе молодежь. Сегодня появляется много возможностей приложения усилий молодых людей в решении насущных проблем общества и «молодежных» проблем, обусловленных особенностями молодежи как социально-демографической группы населения, через активную работу в общественных объединениях.
Роль молодежного движения в механизмах реализации общественной активности трудно переоценить. Являясь важной формой самоуправления, молодежные организации, объединения и движения призваны представлять интересы молодежи в государственной молодежной политике, реализуя тем самым ее субъектность во всех сферах жизнедеятельности общества.
В нашей стране молодежное движение наряду с профсоюзами, Советами всех уровней, ветеранскими организациями составляет опору белорусского общества. Работа с молодежью является важнейшей составляющей идеологической работы в целом, поскольку, кроме решения основных молодежных проблем, важной остается и общеполитическая задача – воспитание молодого поколения в духе белорусской национальной идеи, для которой важна духовно-нравственная составляющая, сформированная на основе белорусской модели развития. Вот некоторые гражданские позиции и взгляды молодежи.
| 1996 | 1998 | 2002 |
Считают обязательной службу в Вооруженных Силах Республики Беларусь | 60% | 56% | 62% |
Готовы защищать свою Родину | 63,6% | 67% | 62% |
Дороги опыт и вера старших поколений | 50,3% | 67% | 55% |
Гордятся тем, что являются гражданами Республики Беларусь | 45,3% | 47% | 38% |
Таким образом, в современных условиях роль молодежной организации существенно меняется. Теперь это не просто объединение молодежных инициатив, но и прежде всего инструмент реализации государственной молодежной политики. В таких условиях молодежь выступает не только объектом, на который направлены усилия общества для передачи приобретенного духовно-нравственного опыта и материальных ценностей предшествующих поколений, но и непосредственным участником этого процесса. В результате молодежь выступает как катализатор дальнейшего развития общества.
Отметим, что участие — это активность, посредством которой граждане пытаются влиять на власть таким образом, чтобы она предпринимала желаемые для них действия. К действиям, составляющим участие, относят: голосование, участие в демонстрациях, митингах, пикетах и т.п., внесение денежных взносов, написание писем, петиций, вступление в личные контакты с политиками и должностными лицами, членство в различных организациях, выдвижение гражданских инициатив на местном уровне и др.
Политическое участие рассматривается как влияние на процесс принятия политических решений, с одной стороны, а с другой — как воздействие на характер и ход реализации тех практических программ, которые принимаются органами государственного управления.
К факторам, влияющим на политическую активность личности, исследователи чаще всего относят возраст и уровень доходов. Считается, что политическое участие происходит под действием трех основных факторов — индивидуализированных условий социализации, мобилизацией индивидов со стороны организованных политических сил, социально-экономическим развитием наций. Связь между социально-экономическим развитием и уровнем участия отражает модель “стандартной социоэкономической мобилизации”. Повышение уровня социально-экономического развития приводит к усложнению гражданских установок индивидов и затем к расширению масштабов участия. Положительное влияние оказывают рост доходов, повышение образовательного уровня, становление современной системы профессиональных ролей и структуры занятости.
В молодежной среде отмечается проявление разновекторных тенденций: часть юношей и девушек пытается объединиться, решать свои проблемы в основном через членство в различных объединениях, часть активно идет в политику, стремясь представлять свои интересы в органах власти, баллотируясь на выборах, часть сплачивается вокруг оппозиционно настроенных сил (так в республике, кроме Белорусского республиканского союза молодежи, часто называют «ЗУБР» и «Малады фронт» как более-менее известные).
В качестве форм участия выделяют такие, как голосование (центральный и наиболее массовый аспект политического участия в соревновательных системах), участие в политических кампаниях, личные контакты с политиками, участие в местной политической жизни (в рамках деятельности локальных сообществ), участие в акциях протеста (конфликтное участие) и др. Как отмечают исследователи, в западных обществах наиболее распространено участие в виде сотрудничества граждан и структур государственного или местного управления. Выбор тех или иных конкретных форм участия обусловлен, таким образом, традиционным социокультурным контекстом данного общества, а также характером институционализации участия в процессах планирования и принятия решений.
Политические партии и общественные объединения, в том числе и молодежные, рассматриваются как основная структура политического или гражданского участия, как агенты политической социализации и одновременно как инструмент мобилизации общественной поддержки в конкурентной борьбе за власть. Как известно, чем выше в обществе показатели членства в организациях, в т.ч. политических, тем выше уровень участия. Партии и объединения появляются именно как следствие выхода политического участия за рамки немногочисленных групп традиционных политических элит.
По данным Министерства юстиции Республики Беларусь, на 1 января 2004 года в Республике Беларусь зарегистрировано 57 молодежных общественных объединений, в том числе 13 детских (на 4 организации больше, чем по состоянию на 1 января 2003 года), политических партий – 18, профсоюзов - 37.
Большая ответственность в реализации государственной молодежной политики возлагается на Белорусский республиканский союз молодежи (БРСМ).
Акцентируя в своей деятельности участие молодежи в создании сильного и процветающего государства, БРСМ ставит перед собой такие цели и задачи:
мобилизация усилий молодежи в общественных интересах,
воспитание гражданственности, нравственности и патриотизма,
формирование активной гражданской позиции,
решение насущных проблем молодежи,
раскрытие творческого потенциала молодежи.
Еще раз отметим, что участие молодых людей в жизни общества реализуется в основном через общественное движение – молодежные, детские общественные объединения и организации.
Поэтому важной остается разработка системы методов и подходов гражданского и патриотического воспитания молодежи, где особое место будут занимать молодежные общественные объединения, механизмов реализации государственной молодежной политики в современных условиях. Как бы ни были специфичными проблемы молодежи, они остаются в рамках общих социально-экономических, духовных и культурных потребностей общества. В таких условиях, какие созданы для молодежи в нашей республике, сами юноши и девушки могут реально участвовать в решении своих судеб, проявлять активность в разнообразных сферах жизнедеятельности, объединяться, сплачивать свои силы и усиливать свою роль в обществе.
- Академия управления
- Содержание
- Раздел I. Теория и методология идеологических процессов Глава 1. Предмет, теория и методология идеологии белорусского государства § 1. Предыстория возникновения термина “идеология”
- § 2. Корни и генезис идеологии как формы мировоззренческого опыта людей
- § 3. Власть идеологии. Функции политической идеологии
- § 4. Идеология государства – специфический тип идеологии
- § 5. Структура идеологии белорусского государства и ее основные компоненты
- Глава 2. Истоки и перспектива идеологии белорусской государственности § 1. Формирование идеологии белорусской государственности
- § 2. Перспективы развития идеологии белорусской государственности
- Глава 3. Становление идеологии белорусского государства § 1. Распад советской государственности
- § 2. Выбор идеологии белорусской государственности в постсоветский период
- § 3. Укрепление белорусской государственности
- Глава 4. Современные идеологические концепции и доктрины § 1. Либерализм
- § 2. Консервативная идеология
- § 3. Коммунистическая идеология
- § 4. Идеология белорусского государства в виде национальной идеи
- § 5. Идеология и демократия
- § 6. Идеология и гражданское общество
- Глава 5. Конституция Республики Беларусь – правовая основа идеологии белорусского государства § 1. Понятие, назначение, функции и структура Конституции Республики Беларусь
- Раздел I. Основы конституционного строя
- Раздел VII содержит нормы, касающиеся финансово-кредитной системы Республики Беларусь.
- § 2. Основные черты конституционного строя Республики Беларусь
- § 3. Политико-правовое значение суверенитета
- § 4 Характеристика основ конституционного строя
- § 5 Судебная система Республики Беларусь
- Хозяйственные и общие суды
- Раздел II. Динамика идеологических процессов Глава 6. Политическая культура и идеологические процессы
- §1. Политическая культура как духовная сфера
- §2. Проблемы формирования политической культуры
- §3. Идеология как основа общественно-политической жизни Беларуси
- §4. Идеологические процессы в Беларуси и их особенности
- Глава 7. Средства массовой информации в идеологических процессах
- § 1. Роль средств массовой информации в идеологических процессах
- § 2. Идеологическая функция средств массовой информации
- § 3. Информационное поле Беларуси
- § 4. Идеологическое взаимодействие средств массовой информации со структурами власти
- Глава 8. Молодежные организации в идеологических процессах §1. Социальный статус и проблемы социализации молодежи
- §2. Социальное развитие и стратификация молодежи
- § 3. Основные субъекты формирования и реализации государственной молодежной политики в Республике Беларусь
- § 4. Политическая социализация белорусской молодежи в современных условиях
- Глава 9. Религия и молодежь § 1. Религия в современной Беларуси
- § 2. Степень религиозности молодежи
- § 3. Взаимоотношения государственных институтов и религиозных организаций в образовательной сфере
- Глава 10. Идеология избирательных кампаний § 1. Понятие и функции выборов в политической системе общества
- § 2. Виды избирательных систем
- § 3. Стадии избирательного процесса
- Политико-правовой статус Президента Республики Беларусь
- Специфика президентской власти при «смешанной» системе правления
- § 2. Роль Президента Республики Беларусь в формировании идеологии белорусского государства
- Глава 12. Парламент, молодёжь и идеология белорусской государственности § 1. Этапы становления парламентаризма в Республике Беларусь
- I этап — советский (1919 г. — конец 80-х — начало 90-х годов)
- II этап — постсоветский (1991 год – настоящее время)
- § 2. Структура и функции белорусского парламента
- § 3. Совершенствование форм и методов реализации идеологической политики страны
- Глава 13. Правительство – Совет Министров Республики Беларусь и идеология белорусского государства § 1. Идеология деятельности исполнительной власти
- § 2. Идеология экономической политики Правительства
- § 3. Социальная сфера как объект идеологической деятельности
- § 4. Организационно-практические меры по повышению роли Правительства в формировании идеологической политики и работе с молодежью
- § 2. Концептуальные основы формирования национальных моделей рыночных экономик и белорусской экономической модели
- § 3. Современная экономическая политика Республики Беларусь
- Глава 15. Мировоззренческие основания и стратегические приоритеты идеологии белорусского государства § 1. Идеология и мировоззрение: содержание, структура, функции
- § 2. «Белорусская идея», славянские духовные ценности и традиции национальной культуры в становлении белорусской государственности
- § 3. Формирование ценностно-патриотических установок в сознании и реальном поведении молодежи
- § 4 Представления молодежи о любви, браке и семье
- Глава 16. Идеологическая политика в социальной сфере §1. Сущность и содержание социальной политики
- §2. Приоритеты в сфере образования
- §3. Приоритеты в сфере здравоохранения
- §4. Приоритеты в области социальной защиты населения
- §5. Приоритеты в сфере культуры, спорта и туризма
- Глава 17. Практическими делами сильна молодежь Беларуси
- Примерная тематика докладов, рефератов, выступлений и дискуссий
- Сведения об авторах
- Литература