logo
идеология / Идеология и молодежь Беларуси

I этап — советский (1919 г. — конец 80-х — начало 90-х годов)

Первая Конституция Социалистической Советской Республики Белоруссии (ССРБ) была принята на I съезде Советов Белоруссии 3 февраля 1919 г. В Конституции развивались идеи представительной демократии, было провозглашено: “Вся власть в пределах Социалистической Советской Республики Белоруссии принадлежит всему рабочему населению страны, объединенному в городских и сельских Советах”; “Верховная власть Социалистической Советской Республике Белоруссии принадлежит Съезду Советов Белоруссии, а в период между съездами — Центральному Исполнительному Комитету”. Именно Съезд Советов в период своей деятельности являлся высшим представительным и правотворческим органом. Съезд должен был созываться не реже двух раз в год. Предусматривалась возможность созыва чрезвычайных съездов Советов. В период между съездами высшей властью республики являлся ЦИК Белоруссии как высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган.

Вторая Конституция Белорусской Социалистической Советской Республики была принята 11 апреля 1927 г. на VIII Всебелорусском съезде Советов. К этому времени был образован СССР, принята Конституция СССР, явившаяся основой для принятия республиканских законов. Важнейшими нововведениями Конституции 1927 года стали определение возможностей законотворческой деятельности высших и центральных органов государственной власти Белоруссии в соотношении с полномочиями аналогичных органов СССР, более полная регламентация их статуса и деятельности. В Конституции закреплялись конкретные “предметы ведения” верховных и центральных органов БССР. К числу верховных органов власти были отнесены Съезд Советов БССР и ЦИК. Очередные Съезды Советов БССР должны были созываться ЦИК один раз в год. Устанавливалось, что ЦИК ответственен перед Съездом Советов БССР. По Конституции Съезд Советов БССР, хотя и получил определение верховного органа власти, однако не обладал верховенством по всем вопросам законотворчества. ЦИК БССР являлся законотворческим органом по широкому кругу вопросов.

Центральные органы власти республики — Президиум ЦИК и Совет Народных Комиссаров также наделялись существенной компетенцией в сфере законотворческой деятельности. Президиум ЦИК в период между сессиями ЦИК являлся высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом власти Белорусской Социалистической Советской Республики. СНК как центральный постоянно действующий орган власти являлся законодательно-распорядительным органом БССР.

Важное значение для развития парламентаризма имела Конституция БССР 1937года (принята 19 февраля 1937 года). Новая Конституция БССР полностью соответствовала Конституции СССР 1936 г. В ней провозглашалось, что вся власть в БССР принадлежит трудящимся города и деревне в лице Советов депутатов трудящихся, но наиболее важные вопросы государственной жизни были отнесены к компетенции СССР. Высшим органом государственной власти республики провозглашался Верховный Совет, который избирал Президиум и образовывал правительство — Совет Народных Комиссаров БССР. Существенным образом менялась избирательная система. Провозглашалось, что выборы депутатов во все Советы депутатов трудящихся (Верховный Совет БССР, окружные, районные советы депутатов и т.д.) осуществляются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Организация высших органов государственной власти претерпела значительные изменения. Прекратила существование система съездов Советов. Законодательная власть стала принадлежать Верховному Совету БССР. Верховный Совет работал в сессионном порядке и не являлся постоянно действующим органом. Сессии созывались два раз в год. Постоянно действующим высшим органом государственной власти стал Президиум Верховного Совета.

В случае необходимости в период между сессиями Верховного Совета БССР его Президиум имел право внести изменения в действующее законодательство с последующим утверждением на очередной сессии Верховного Совета.

В Конституции БССР 1978 г. прежней осталась система органов государственной власти и управления. Высшими органами государственной власти и управления по-прежнему были Верховный Совет, функционирующий в сессионном порядке, и Президиум Верховного Совета — постоянно действующий орган представительной власти. Верховный Совет БССР — высший орган государственной власти БССР стал “правомочен решать вопросы, отнесенные Конституцией СССР и настоящей Конституцией к ведению Белорусской ССР”, была определена исключительная компетенция Верховного Совета. Таким образом, Основной Закон страны 1978 г. отдавал приоритет Верховному Совету над всеми остальными органами, относящимися к другим ветвям власти.