§ 3. Формирование ценностно-патриотических установок в сознании и реальном поведении молодежи
Чем большие задачи социально-экономического, культурного и духовно-нравственного развития стоят перед белорусским государством, тем активнее к их решению привлекается молодежь – один из многочисленных и перспективных слоев населения. Однако в современных условиях, решая повседневные дела народнохозяйственного значения, органы власти, общественные объединения, учебные заведения порой упускают вопросы идеологического обеспечения своей деятельности, ее патриотическую направленность. Принимая в качестве аксиомы то обстоятельство, что в силу ряда объективных и субъективных причин молодежь оказалась в какое-то время одной из социально слабо защищенных категорий населения, представители властных структур на местах многое делают (и должны еще больше сделать!) для ее трудоустройства, ликвидации безработицы, строительства жилья, организации культурного досуга юношей и девушек, искоренения пьянства, бытовой распущенности, других антисоциальных явлений. Эта благородная деятельность заслуживает всяческого одобрения и поддержки. В то же время, как показывают социологические исследования, в психологии некоторых молодых людей проявляются сугубо потребительские черты, суть которых в том, что им всегда «все должны», что они «имеют права», но, оказывается, не хотят понимать своих обязанностей перед ближними и дальними, перед обществом в целом. Имеет место явное снижение собственной активности, направленной на самоутверждение, самообеспечение и самореализацию. Ощущать свою защищенность в обществе – многое значит для молодежи. Но вот парадокс – значительная часть молодых людей слабо знает законы, по которым живет… Так, недавнее социологическое исследование выявило, что учащаяся молодежь о конституционных принципах имеет недостаточные знания (39,7% респондентов), слабые (33,0%), никаких знаний (8,7%); хорошими признали свои знания лишь 13,5% респондентов. Характерно, что в 1985 году СМИ как источник пополнения правовых знаний назвали 88,9% опрошенных, зато теперь – 29,7% (вузовские занятия – 28,3%; школьные – 38,5%). Встает вопрос: «Если это Закон твоей жизни, то почему ты не знаешь его?» Тут есть над чем поразмышлять идеологам…
В первой главе книги речь велась о степени религиозности населения, в том числе – молодежи. Не будем повторять количественные и процентные показатели. Заметим лишь, что и до подлинного верования многим молодым людям далеко. И, тем не менее, не следует забывать о том, что и верующие и неверующие молодые люди – наши сограждане, и нам надо искать не столько то, что нас разъединяет, сколько то, что объединяет.
Опыт показывает, что сплачивать и организовывать молодежь целесообразно на положительной идее. В постсоветское время научными работниками, деятелями искусства, государственными лидерами выдвигалось немало конструктивных предложений на сей счет: это – и национальное возрождение, и христианские нравственные ценности, и славянское единство, и другие. Однако в гипертрофированном виде, в отрыве одной от другой, в их противопоставлении, пожалуй, больше социального вреда, чем пользы. Это полезно усвоить всем, но прежде всего тем, кто стремится стоять только на «собственной точке зрения». Между тем, есть такое социальное явление, как патриотизм, который действительно может и должен стать объединительной идеей, поскольку органически включает в себя и перечисленные выше позиции, и то, о чем следует сказать дополнительно.
Воспитательная работа среди молодежи усложняется в силу размытости идеалов общественного устройства и личности. Тем не менее, молодые люди любят, когда их приглашают к совместным размышлениям. В самом деле – что может стать объединительной идеей?
Интересы коренной, «титульной» нации? – Разумеется, поскольку именно эта нация определяет облик страны. Но при условии, что эти интересы реализуются не в ущерб другим нациям, народностям, этническим группам, проживающим на Белой Руси, считающим ее своей Родиной. Наша страна – многонациональная, гордится тем, что все народы вместе боролись с внешними врагами, созидали наш общий дом. Чем богаче будет самобытная культура каждой нации, тем красочнее и многоцветнее будет сама коренная белорусская нация, да и страна в целом. Добрососедство – признак высокой этнической культуры белорусов.
Идея славянского содружества? – В значительной степени, поскольку исторически на Беларуси группировались братья-славяне; однако же, и другие жители чувствовали себя достаточно комфортно, не враждовали, растили детей, строили семейное и общественное благополучие. Так стоит ли сегодня делать упор только на этой идее, тем более, что противостояние «славянофильства» и «западничества» оказалось исторически несостоятельным?
Возможно, идея особой миссии православия? Если обратиться к истории, подтверждение для этой позиции найдется. Однако в сегодняшних реалиях, когда церковь отделена от государства и все религиозные конфессии равны перед Законом; когда Конституцией гарантирована свобода совести личности, имеющей право придерживаться любого вероисповедания или оставаться неверующей и атеистом; когда немалую конкуренцию православию составляют католицизм и протестантизм, нетрадиционные гуманистические церковные организации, –объединительная миссия для православия, пожалуй, непосильна (как и любой другой религии, где половина населения страны стоит на научно-атеистических позициях).
Идея христианских нравственных ценностей? Но ведь простые нормы нравственности и справедливости, которые изложены в христианских заповедях («Не убий», «Не кради», «Не лжесвидетельствуй», «Почитай родителей» и т.д.) существовали у наших пращуров и в дохристианской истории, да и в других религиях (иудаизме, исламе) они идентичны, потому что порождены логикой здравомыслия в процессе общения и жизнедеятельности людей; сегодня их одновременно можно считать и светскими, и религиозными «заповедями». Короче говоря, не всех сограждан они могут сплотить в современных социально-экономических и культурных условиях. Белорусский же народ по духу толерантный, признает мировоззренческий плюрализм; поэтому у нас мирно уживаются верующие в бога и неверующие, демократы и консерваторы, материалисты и идеалисты, «рыночные социалисты» и нарождающиеся «капиталисты». Главное, чтобы их мировоззренческие дискуссии не выходили за рамки нравственных приличий, носили этический характер и не вели к мизантропии.
Идея следования общечеловеческим нравственным ценностям современного цивилизованного мира? Всеобщему гуманизму? Прекрасно, но это – лишь призыв, которому в нынешнем социально пестром мире противостоит голый политико-экономический прагматизм, а подлинная гуманность проявляется лишь на уровне индивидуальной деятельности, как идеал, продолжая оставаться частью абстрактного гуманизма.
Принцип государственности? Несомненно, но при условии главенства Закона для каждой личности, при окончательном преодолении взаимного отчуждения государства и гражданина в процессе реализации лозунга: «Не человек для государства, а государство для человека». До такого состояния еще очень далеко, и прежде нужно построить гражданское общество.
Так что все эти, не лишенные оснований, идеи, выполняющие тактические социально-политические задачи, имеют право на существование, но уязвимы с учетом стратегической цели формирования сплоченного гражданского общества, живущего по законам нравственности, в мире и согласии. Более того, навязываемая в качестве безальтернативной, любая из этих идей чаще всего отторгается молодежью. Между тем, в многонациональной, поликонфессиональной, имеющей богатую духовно-нравственную культуру и традиции, суверенной Беларуси идея патриотизма может и должна стать организующей, мобилизующей, превратиться в нравственный принцип всеобщего согласия и поведения.
Патриотизм (греч. рatris – родина) – высокоблагородное чувство и моральный принцип, включающий: уважение к историческому прошлому и традициям народов, населяющих территорию Беларуси; гордость за ее социально-экономические, политические, культурные и духовно-нравственные достижения; заботу об интересах, независимости и будущем единого белорусского народа; стремление к суверенитету страны и укреплению ее Союза с Россией, сотрудничеству со всеми миролюбивыми странами мира во имя социального и научно-технического прогресса; обеспечение гражданину Республики Беларусь гарантированных Конституцией всех прав и свобод личности; любовь к родным местам, своим ближним.
У каждого молодого человека должно быть понимание того, что Родину надо воспринимать в двух органически взаимосвязанных аспектах: во-первых, это место рождения и обитания, во-вторых, родная страна, Отчизна – Беларусь. Наилучший путь познания, принятия, восприятия просторов и духа народа всей страны лежит через глубокую любовь к своей малой родине: родителям, отчему дому, селу или городу, тропинке в поле, лесной полянке, школе, народу и его языку, морали, обычаям, традициям, культуре.
Беларусь находится в центре Европы, на стыке восточной и западной цивилизаций, имеет свою неповторимую историю и самобытную культуру. Ее территория – 207,6 тыс. км2, протяженность с севера на юг 560 км, с запада на восток – 650 км. Население – около 10-ти млн. человек. Молодежи следует напоминать, что немецко-фашистские захватчики уничтожили на территории Белоруссии более 2,6 млн. граждан (погиб каждый четвертый житель). Оккупанты сожгли и разрушили 209 городов и районных центров, 9200 деревень. Но и получил враг невиданное всенародное сопротивление – беспримерный героизм воинов регулярной армии и белорусских партизан изумил всю планету. Благодаря помощи народов бывшего Советского Союза, наша республика восстановила города и села, народное хозяйство, культуру. На примере восстановления столицы республики – города Минска, областных и районных городов, построенных новых промышленных центров (Жодино, Солигорска, Светлогорска, Новополоцка, Белозерска, Новолукомля и др.) молодые люди могут убедиться в созидательных возможностях народа-патриота. Велики успехи белорусской науки, образования, культуры, литературы и искусства, о чем в определенной мере осведомлены юноши и девушки. У них не может не вызывать гордость и достоинство тот факт, что после распада Советского Союза Беларусь, оказавшаяся наедине со своими экономическими проблемами, усугубленными Чернобыльской катастрофой, не только выстояла, но и не попала в зависимость от могущественных западных стран. Несмотря на ограниченность природных ископаемых и энергоресурсов, суверенная Беларусь живет на полной самоокупаемости, является полноправным торговым партнером со многими странами. Республика избежала конфликтов на межнациональной почве, религиозных и иных разногласий.
Говоря о менталитете белорусского народа, все, как правило, отмечают такие его свойства, как трудолюбие, толерантность, смекалистость, эмоциональная сдержанность, рассудительность, гостеприимство, добропорядочность, душевная щедрость и открытость, отсутствие религиозного фанатизма, национальной исключительности, долготерпение, политический интерес, умение в случае необходимости постоять за честь своей Родины. А разве это не черты народа-патриота? Патриотизм – не только мировоззренческий принцип, дополняемый интернационализмом, но и действенное проявление нравственно-чувственной сферы бытия людей.
Разумеется, есть и целенаправленные формы патриотической работы, учитывающие возрастные особенности, региональные, национальные, демографические, учебно-познавательные и профессионально-трудовые различия социальных групп молодежи.
В Республике Беларусь патриотизм правомерно отнесен к важнейшей духовно-нравственной ценности, которая формирует у широких слоев молодежи готовность к исполнению гражданского долга во всех сферах общественной и государственной деятельности.
Местные исполнительные и распорядительные органы власти рассматриваются как важнейший субъект патриотического воспитания подрастающих поколений. Они принимают участие не только в осуществлении комплекса мер по материальному и финансовому обеспечению допризывной подготовки молодежи, развитию материально-технической базы музейно-краеведческих и клубных учреждений, спортивно-оздоровительных центров. Это – личное участие руководителей всех рангов во встречах с учащейся, работающей и армейской молодежью; награждения ценными подарками и грамотами ветеранов войны и труда, уроки гражданственности, патриотизма и мужества; изготовление вымпелов, буклетов, издание тематических публицистических материалов, организация передвижных выставок, посвященных героическим событиям и прославленным людям этой местности; участие в телепередачах, шествиях ветеранов; создание в учебных заведениях, воинских частях опорных центров и пунктов патриотического воспитания молодежи. В целях дальнейшего развития поисковой деятельности молодежи, ее участия в сохранении памяти о защитниках Отечества местные органы власти помогают проводить поисковые экспедиции с привлечением молодежных отрядов, обеспечивают надлежащее содержание мест воинских захоронений. Естественно, во всей этой работе они опираются на молодежные организации, поддерживают их инициативу. Молодежь вовлекается в конкретную работу. Весьма полезными являются республиканские акции милосердия: «Поделись теплом души своей» (помощь детям-сиротам и инвалидам), «Молодежь – ветеранам» (заготовка сельхохзпродукции, сена, топлива и т.д.), «Солидарность студентов» (поддержка студентов-инвалидов), «Долг» (восстановление и уход за памятниками, мемориальными комплексами, местами захоронений защитников Отечества). Действуют десятки патриотических клубов, молодежных оперативно-экспериментальных отрядов, центров по работе с трудными подростками, с допризывниками; проводятся военно-спортивные игры «Буран», «Прорыв» и др. Главное – заинтересованность, душевность в подобной работе!
Любопытная деталь: хотя патриотическое воспитание проводилось постоянно (некоторый спад в этой работе в начале 90-х годов здесь можно проигнорировать), а молодежь нашу в антипатриотизме не упрекнешь, при социологических опросах последнего десятилетия не такой уж и большой процент респондентов, ставящих этот моральный принцип в верхнюю шкалу ценностей. По мнению профессиональных социологов, объясняется это тем, что молодые люди, особенно учащиеся и студенты, не любят «лобовых» вопросов, предпочитают более утонченные «косвенные». Это касается и других социально весомых категорий и чувств. С точки зрения тех же социологов, уровень знаний и профессионализма молодежи в нашей стране достаточно высокий, чему способствует реформа общеобразовательной, профессионально-технической средней школы, системы высшего и последипломного образования, современные СМИ. Естественно, молодежь представляет, какое содержание включает в себя такое ценностное понятие как патриотизм.
Под ценностью мы понимаем философскую категорию, применяемую для обозначения предметов и явлений духовного и материального мира, включенных в систему жизненно важных потребностей людей, способствующих их прогрессивным устремлениям и гуманности.
Ценности молодежи – индикатор общей культуры общества и семьи, показатель эффективности воспитательной работы в среде, где живут и общаются юноши и девушки, свидетельство действенности средств массовой информации и коммуникаций. Известно, что молодежь сейчас духовно и нравственно раскрепощена; потому ответы молодых респондентов при социологических опросах достаточно искренние. Сравнивая их по одним и тем же параметрам сегодня с ответами пятнадцатилетней давности, видим, что у всех слоев молодежи на первые места в шкале ценностей выдвинулись те, что связаны с личностным благополучием: любовь, семья, здоровье, дружба, материальное благосостояние и бытовое благоустройство, комфортность; зато показатель степени рвения к исполнению общественного долга, патриотических обязанностей значительно снизился. Однако не следует усматривать в этом проявление какой-то потребительской позиции, социальной индифферентности или нравственной инфантильности молодежи: в конечном счете вся политика цивилизованного государства и его долгосрочных программ преследует цель максимального обеспечения благосостояния человека – труженика и гражданина; и чем больше будет благоустроенных людей в личной жизни, тем более патриотичным будет само общество и отдельный человек. В самом деле, каким патриотом может быть бездельник, вор или антисоциальный тип? И в то же время труженик, честный и добропорядочный гражданин патриотичен по своей сути.
Показательно, что на вопрос социологов: «Какое значение, по-Вашему, имеет в жизни человека работа?» – ответы молодых людей распределились так: это возможность содержать свою семью (79,0%), реализовать свои знания (33,5%), быть в коллективе (30,4%), стать профессионалом (24,8%), быть полезным обществу (18,9%), сделать карьеру (18,9%), исполнить долг гражданина (12,2%). Однако, если правильно понимать, что означает долг гражданина, то не только последний процент отражает это понятие, а все 100%, ибо обеспеченно содержать семью, быть полезным обществу, коллективу и проявить себя в учебно-познавательной и профессионально-трудовой сфере – это фактически продемонстрировать уровень гражданственности и, в конечном счете, степень патриотичности. Таковым должен быть рациональный взгляд по сути.
Кстати, на вопрос социологов: «Что, по-Вашему, заставляет молодых людей уезжать за границу?» – получены ответы: низкая оплата труда (88,1%), стремление посмотреть мир (30,8%), невозможность реализовать свои творческие способности (19,8%).
Бесспорно, что все вопросы гражданско-нравственного и патриотического воспитания легче решаются в организованных коллективах, тем более – учебных заведениях различного уровня. Разумеется, само образование – уже нравственная ценность и выгодное вложение «капитала». Однако во время его приобретения продолжают формироваться такие качества личности, которые составляют духовную основу гражданственности и патриотичности: гордость за историческое прошлое, героизм отцов и дедов, коллективизм, товарищество, трудолюбие, культура общения, порядочность, стремление быть полезным людям и др.
Патриотизм не может и не должен быть созерцательным, как раз наоборот: это чувство – показатель социальной активности личности, которой не безразлично все происходящее сегодня и рассчитанное на перспективу. Иногда решение сугубо практических задач: наведение и поддержание образцового порядка в подъезде дома, лифте, общежитии, дворе, местах массового отдыха юношей и девушек, борьба с хулиганством и т.д. – свидетельство подлинного хозяйского отношения к делу, патриотизма.
Показателем социальной активности в известной степени является участие молодежи в избирательных кампаниях в Беларуси, начиная от местных Советов и кончая парламентом, выборами Президента страны. Конституция Республики Беларусь предоставляет гражданину страны, достигшему 18-летнего возраста, право самому избирать и быть избранным депутатом Палаты представителей в возрасте 21 год, членом Совета Республики – в 30 лет (статьи 64, 92). Понятно что, имея свое представительство в ранге депутатов Палаты или членов Совета Республики, молодежи легче отстаивать и решать свои жизненно важные интересы; следовательно, она должна смелее и настойчивее выдвигать своих кандидатов на выборах и добиваться в конкурентной борьбе благородными, в рамках морали и Закона, путями и средствами желаемого результата.
Вся социальная среда, вовлеченная в процесс личностного воспитания и самореализации, так или иначе подпитывает патриотические чувства и настроения молодежи. По мнению молодых респондентов, любви к Отчизне и уважению к законам своего государства учит семья (62,0% ответов), телепрограммы по данной тематике (57,0%), газетные материалы, журнальные публикации (18,0%-19,8%), радио (17,5%), литература (17,0%), встречи с именитыми людьми (7,6%), армия (6,3%), церковь (6,2%), иной ответ – 2,7% респондентов.
58,2% опрошенных юношей и девушек гордятся своей страной – Республикой Беларусь (затруднились определиться – 20,2%). Живут надеждами (60,3%) и уверенностью (26,2%) большинство юношей и девушек, каждый четвертый испытывает чувство неопределенности.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что формирование ценностно-патриотических установок в сознании и повседневном поведении молодежи было и остается одним из важнейших направлений воспитательной деятельности. В современных условиях эта сфера духовной жизни обогащается такими аспектами, как героико-исторический, социально-политический, культурно-эстетический и нравственно-гражданский. Данный процесс обеспечивается системой общереспубликанских мер мировоззренческого, идеологического, правового, политического, пропагандистско-информационного и организационного характера, подкрепленных конкретными будничными делами самой молодежи. На это нацелена и создаваемая в Республике Беларусь в общенациональном масштабе система идеологической работы. Молодежь должна иметь ценностно-мировоззренческие прогрессивные ориентиры, научные представления об идеале общественного устройства.
- Академия управления
- Содержание
- Раздел I. Теория и методология идеологических процессов Глава 1. Предмет, теория и методология идеологии белорусского государства § 1. Предыстория возникновения термина “идеология”
- § 2. Корни и генезис идеологии как формы мировоззренческого опыта людей
- § 3. Власть идеологии. Функции политической идеологии
- § 4. Идеология государства – специфический тип идеологии
- § 5. Структура идеологии белорусского государства и ее основные компоненты
- Глава 2. Истоки и перспектива идеологии белорусской государственности § 1. Формирование идеологии белорусской государственности
- § 2. Перспективы развития идеологии белорусской государственности
- Глава 3. Становление идеологии белорусского государства § 1. Распад советской государственности
- § 2. Выбор идеологии белорусской государственности в постсоветский период
- § 3. Укрепление белорусской государственности
- Глава 4. Современные идеологические концепции и доктрины § 1. Либерализм
- § 2. Консервативная идеология
- § 3. Коммунистическая идеология
- § 4. Идеология белорусского государства в виде национальной идеи
- § 5. Идеология и демократия
- § 6. Идеология и гражданское общество
- Глава 5. Конституция Республики Беларусь – правовая основа идеологии белорусского государства § 1. Понятие, назначение, функции и структура Конституции Республики Беларусь
- Раздел I. Основы конституционного строя
- Раздел VII содержит нормы, касающиеся финансово-кредитной системы Республики Беларусь.
- § 2. Основные черты конституционного строя Республики Беларусь
- § 3. Политико-правовое значение суверенитета
- § 4 Характеристика основ конституционного строя
- § 5 Судебная система Республики Беларусь
- Хозяйственные и общие суды
- Раздел II. Динамика идеологических процессов Глава 6. Политическая культура и идеологические процессы
- §1. Политическая культура как духовная сфера
- §2. Проблемы формирования политической культуры
- §3. Идеология как основа общественно-политической жизни Беларуси
- §4. Идеологические процессы в Беларуси и их особенности
- Глава 7. Средства массовой информации в идеологических процессах
- § 1. Роль средств массовой информации в идеологических процессах
- § 2. Идеологическая функция средств массовой информации
- § 3. Информационное поле Беларуси
- § 4. Идеологическое взаимодействие средств массовой информации со структурами власти
- Глава 8. Молодежные организации в идеологических процессах §1. Социальный статус и проблемы социализации молодежи
- §2. Социальное развитие и стратификация молодежи
- § 3. Основные субъекты формирования и реализации государственной молодежной политики в Республике Беларусь
- § 4. Политическая социализация белорусской молодежи в современных условиях
- Глава 9. Религия и молодежь § 1. Религия в современной Беларуси
- § 2. Степень религиозности молодежи
- § 3. Взаимоотношения государственных институтов и религиозных организаций в образовательной сфере
- Глава 10. Идеология избирательных кампаний § 1. Понятие и функции выборов в политической системе общества
- § 2. Виды избирательных систем
- § 3. Стадии избирательного процесса
- Политико-правовой статус Президента Республики Беларусь
- Специфика президентской власти при «смешанной» системе правления
- § 2. Роль Президента Республики Беларусь в формировании идеологии белорусского государства
- Глава 12. Парламент, молодёжь и идеология белорусской государственности § 1. Этапы становления парламентаризма в Республике Беларусь
- I этап — советский (1919 г. — конец 80-х — начало 90-х годов)
- II этап — постсоветский (1991 год – настоящее время)
- § 2. Структура и функции белорусского парламента
- § 3. Совершенствование форм и методов реализации идеологической политики страны
- Глава 13. Правительство – Совет Министров Республики Беларусь и идеология белорусского государства § 1. Идеология деятельности исполнительной власти
- § 2. Идеология экономической политики Правительства
- § 3. Социальная сфера как объект идеологической деятельности
- § 4. Организационно-практические меры по повышению роли Правительства в формировании идеологической политики и работе с молодежью
- § 2. Концептуальные основы формирования национальных моделей рыночных экономик и белорусской экономической модели
- § 3. Современная экономическая политика Республики Беларусь
- Глава 15. Мировоззренческие основания и стратегические приоритеты идеологии белорусского государства § 1. Идеология и мировоззрение: содержание, структура, функции
- § 2. «Белорусская идея», славянские духовные ценности и традиции национальной культуры в становлении белорусской государственности
- § 3. Формирование ценностно-патриотических установок в сознании и реальном поведении молодежи
- § 4 Представления молодежи о любви, браке и семье
- Глава 16. Идеологическая политика в социальной сфере §1. Сущность и содержание социальной политики
- §2. Приоритеты в сфере образования
- §3. Приоритеты в сфере здравоохранения
- §4. Приоритеты в области социальной защиты населения
- §5. Приоритеты в сфере культуры, спорта и туризма
- Глава 17. Практическими делами сильна молодежь Беларуси
- Примерная тематика докладов, рефератов, выступлений и дискуссий
- Сведения об авторах
- Литература