logo
идеология / Идеология и молодежь Беларуси

§2. Социальное развитие и стратификация молодежи

Социальное развитие и стратификация молодежи – два взаимосвязанных процесса. Динамика социального развития во многом связана с теми стратификационными изменениями, которые протекают в обществе. Что же собой представляет социальная стратификация?

Социальная стратификация молодежи — это процесс дифференциации (расслоения) на относительно самостоятельные группы по ряду объективных критериев: возраст, пол, образование, квалификация, престиж профессии, уровень доходов, влияние в обществе, а также ранжирование социальных статусов и ролей в зависимости от выполняемых функций.

Стратификация - научное понятие. Его можно рассматривать как многомерное либо одномерное. Многомерная стратификация рассматривается на основе многих критериев. Например: уровень дохода, образование, профессия, престиж должности и т.д. Одномерная стратификация – осуществляется на основе лишь какого-либо одного критерия. Например, уровня реальных доходов или уровня образования.

Проблема социального развития и стратификации молодежи является комплексной. Она включает решение ряда взаимосвязанных задач в области социальной и экономической политики, предусматривает создание благоприятных условий жизнедеятельности для гармоничного развития всех социальных групп общества. Молодежь, как неотъемлемая составная часть общества, может гармонично развиваться при условии наиболее полной социализации в системе «человек-природа-общество-государство».

Гармонизация общественных отношений и определение приоритетных направлений развития общества и молодежи невозможно без всестороннего системного его анализа и разработки на этой основе научно обоснованных социальных программ. В свою очередь, необходимо детально изучить социальную структуру, динамику развития белорусского общества в целом и молодежи, как наиболее интенсивно развивающуюся группы. Молодое поколение по своему социальному положению способно в значительной степени определить будущее развитие общества и государства. Однако оно имеет свои особенности развития, связанные с многообразными политическими, экономическими, социальными, экологическими, культурными и идеологическими процессами, которые протекают в обществе. В то же время общество является наследником и продолжателем предшествующего исторического опыта развития. Политические, военные, экономические и экологические катаклизмы в значительной степени влияют на динамику развития молодежи, на изменение ее половозрастного, профессионального и национального состава. Доля молодежи в общей социальной структуре белорусского общества меняется в зависимости от тех реальных процессов и явлений, которые протекают внутри страны или на европейском континенте. Наибольшее влияние на изменение социальной структуры белорусского общества оказали Первая и Вторая мировые войны, Гражданская война, периоды коллективизации, индустриализации, культурной революции, так называемой перестройки, перехода от советского к постсоветскому периоду развития, к рыночной системе отношений. Каждый из этих периодов в той или иной степени анализировался историками, политологами, культурологами и экономистами, но в меньшей степени – социологами, психологами и представителями других гуманитарных наук. Безусловно, эта периодизация требует тщательного анализа, ибо социальные процессы, в какой бы исторический период они не проходили, взаимосвязаны между собой. Известно, что демографические процессы зависят от социально-политических и экологических катаклизмов. Мальтузианская теория о народонаселении и человеческом развитии, хотя и была подвергнута резкой критике со стороны философов и демографов, содержит рациональные идеи, связанные с изменением соотношения половозрастных групп в период войн. Республика Беларусь, испытавшая на себе две мировые войны, пострадала больше, чем какая бы то ни было страна Европы. По некоторым данным, если бы Беларусь не находилась в географическом центре Европы и ее не коснулись бы мировые войны, нынешняя численность населения страны была бы в несколько раз больше (ведь большинство погибших на фронтах войны были молодыми людьми, защищавшими наше Отечество). Каждый 3-й житель Беларуси погиб во время Великой Отечественной войны, реальные потери, с учетом гражданского населения, - около 3-х млн. человек. Прошло более 60 лет со времени освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков, однако раны войны не зажили, социальные последствия войны сохраняются и по настоящее время. Демографические провалы, в связи с изменением численности и половозрастной структуры населения, ощущаются и ныне. Все это сказывается на социально-экономическом развитии Беларуси.

Современное белорусское общество представляет собой систему, состоящую преимущественно из 4-х подсистем: политической, экономической, социальной и культурной. Все они органически взаимосвязаны между собой, однако системообразующей, является, на наш взгляд, социальная подсистема. Она представляет собой исторически изменяющуюся, основанную на реальных взаимодействиях, форму жизнедеятельности людей, реализующуюся в функционировании и развитии социальных институтов, организаций, общностей, групп и отдельных личностей. Как было отмечено, молодежь занимает особое место в социальной структуре общества. Она органически взаимосвязана с другими половозрастными группами общества: детьми, средним и старшим поколением. Социализация молодежи в этой связи предусматривает взаимодействие с пограничными половозрастными группами общества.

Всесторонний системный анализ белорусского общества позволяет выяснить основные структурные элементы и типы социальных взаимодействий, обусловленные индивидуальными или групповыми (корпоративными) интересами и действиями людей. Без такого анализа невозможно выработать четкое представление о процессах адаптации и социализации молодежи, разрабатывать общенациональные, региональные и местные социальные проекты и программы. Для проведения такого анализа необходимо четко представить современную трактовку общества. Молодежи вне общества не может существовать, и вне его молодежь не способна социализироваться. Несмотря на дискуссии о конфликте поколений, попытки искусственного отделения молодежи от других социальных групп, вся реальная практика социального развития подтверждает тезис о том, что жить в обществе и быть свободным от общества нельзя.

Общество –широкое понятие, употребляемое в философии, социологии, политологии, психологии, юриспруденции и во многих других гуманитарных науках. Но каждая из этих наук подходит к изучению общества и его отдельных социальных групп, в том числе и молодежи, по-своему. Возможно, поэтому и существует своеобразие трактовок ученых о процессах, о динамике и о развитии молодежи. Складывается обширный калейдоскоп теорий, концепций, мнений о том, что собой представляет общество и молодежь, в чем заключается их сущность, каковы их отличительные признаки и особенности развития. Целесообразно об обществе и молодежи как о его составной части кратко изложить следующим образом:

Общество – это исторически развивающаяся система взаимоотношений и взаимодействий между людьми и их общностями, складывающимися в процессе их совместной деятельности.

Общество как целостная система находится в постоянном процессе изменения и развития. Оно представляет собой сложную систему, проходящую различные этапы развития, обладающую определенными признаками, структурой, функциями, содержание которых определяется природно-климатическими и экологическими условиями жизни, политическими, социальными, экономическими и культурными процессами.

Современное белорусское общество – это динамически развивающаяся целостная система социальных взаимодействий. Оно имеет соответствующую структуру, которая состоит из различных половозрастных и профессиональных групп. Нынешняя социальная структура белорусского общества сложилась под влиянием как естественных социально-демографических, так и исторически обусловленных процессов и явлений. Социальная структура белорусского общества представляет собой совокупность различных по численности и статусу в системе общественных отношений группы и общности, взаимосвязанные между собой. Основным элементом социальной структуры является социальная группа.

Социальная группа – это совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе. Основными признаками социальной группы являются способ взаимодействия и осознание своего членства в группе. В этой связи искусственное деление общества лишь по полу и возрасту, выделение в качестве отдельной отрасли знаний – юниологии, является далеко не всегда обоснованным. Научное представление о социальной группе не сводится только к половозрастным признакам, хотя, безусловно, они являются весьма важными. С точки зрения научного анализа различают первичные и вторичные, так называемые формальные и неформальные социальные группы. К числу наиболее важных первичных групп общества относятся те, которые связаны с родственными и близкими социально-психологическими отношениями. В первую очередь к ним относится семья – первичная ячейка общественного организма, от состояния которой зависят многие социальные процессы и явления. В этой связи формирование молодой семьи, адаптация к семейной жизни молодых супругов является важнейшим элементом социализации. Прочная семья – основа стабильности общества. К первичным группам относятся также неформальные группы, которые формируются на основе личных интересов и симпатий, форм проведения свободного времени по месту жительства, а также в учебных заведениях и трудовых коллективах. Специфическим видом неформальной группы является референтная группа, которую молодые люди стремятся создать на основе общих норм, ценностей и интересов. Особенно это характерно для подростков и молодежи. В референтной группе формируется школа отношений и поведения, значительно отличающаяся от установок других социальных групп. Референтная группа из числа молодых людей, безусловно, имеет свои формы взаимодействия и организации времени, которые весьма отличаются от традиционных, характерных для большинства других половозрастных групп молодежи.

Формальные группы создаются на основе совместной деятельности, установленных норм отношений в учебных заведениях, на предприятиях, в организациях, которые регулируются законодательством, внутренними регламентами, коллективными договорами, различными положениями и инструкциями. Немаловажную роль в создании таких групп играет система коллективных оценок, сложившееся общественное мнение, традиции и т.п. Молодые люди, впервые оказавшись в этой системе, могут принимать как должное, как естественное существующие общественные нормы или не соглашаться с ними и переходить в другие группы, трудовые коллективы, учебные заведения. Молодежь, будучи наиболее многочисленной и неоднородной по своему составу социальной когортой общества, находится в системе как формальных, так и неформальных отношений вместе с другими половозрастными и профессиональными группами общества. В более однородных по своему составу социальных группах быстрее происходит процесс первичной адаптации и социализации. Например, учебные, спортивные, культурные, этнические, конфессиональные и иные группы, создаваемые по вполне определенному единому признаку, могут быть более благоприятной социальной средой для социализации молодежи, ибо в этих группах строятся отношения на основе общих интересов.

Дифференциация белорусского общества на относительно самостоятельные социальные группы позволяет более точно учитывать настроения членов этих групп, прежде всего в зависимости от реальных форм и видов жизнедеятельности. Однако распределение белорусского общества по социальным группам не ограничивается только этими критериями. В настоящее время в трансформируемом белорусском обществе идет интенсивный процесс социальной стратификации, который имеет ряд критериев, главными из которых являются: уровень образования и квалификации, доходов, социальный, политический и профессиональный статус. Однако эти критерии не в полной степени характеризуют процесс социальной стратификации. Значительную роль в этом процессе играют половозрастные, национальные, интеллектуальные и физические особенности личности, а также врожденные особенности, ролевые функции, выполнение определенных социальных и профессиональных функций в обществе, индивидуальные характеристики обладания (наличие у индивидов определенных материальных и духовных ценностей, привилегий).

Дифференциация на социальные группы (страты), характеризующиеся различиями по уровням образования и квалификации, по отношению к формам собственности, реальным доходам и способам их получения, участию в системе управления и другим признакам, представляет социальную стратификацию белорусского общества. Основными критериями социальной стратификации, таким образом, могут являться:

Анализ статистических и социологических материалов свидетельствует о том, что в белорусском обществе разделение населения по имущественному положению можно представить следующим образом:

В данной иерархии молодые люди, получившие образование и приступившие к выполнению трудовых функций, находятся в составе среднеобеспеченной и малообеспеченной частей белорусского общества.

Вышеназванные социальные группы сложились в период перехода к рыночной экономике в начале ХХ столетия, когда значительно ослабло влияние государства в области социальной политики, обеспечения социальных гарантий граждан. Но, тем не менее, с середины 90-х годов, благодаря введению президентской формы правления и формированию вертикали власти, целенаправленной политике белорусского государства, реальностью стала социальная поддержка малоимущих и социально незащищенных слоев населения, особенно молодежи. Стабильное финансирование системы образования, выделение стипендий учащимся профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведений, материальная поддержка малоимущих и инвалидов позволила создать условия для социализации молодежи. Социальное расслоение, стратификационные изменения по признаку материального достатка в белорусском обществе замедлились. Политическое руководство страны не допустило резкого имущественного расслоения в обществе, появления олигархов по аналогии с соседними странами. В стране начал формироваться «средний класс» из высококвалифицированных и хорошо оплачиваемых групп населения, которому предначертана роль стабилизатора общества. Однако процесс становления среднего класса в Беларуси проходит непросто. Причиной тому являются как объективные трудности социально-экономического развития, так и некоторые субъективные факторы, связанные со стремлением некоторой части населения получить доходы незаконно.

Наиболее характерными социально-статусными группами в современном белорусском обществе являются:

В вышеперечисленных социальных группах молодежь занимает незначительное место, поскольку абсолютное большинство молодых людей учатся, а те, кто начал трудовую жизнь, достигли к 30 годам, как правило, немногого.

Кроме вышеперечисленных групп, представляющих социальную структуру общества, ее стратификационную модель, целесообразно выделять менее крупные, исходя из социокультурных, мировоззренческих, идейно-политических, религиозных, ценностных ориентаций, идеологических предпочтений различных слоев населения, ибо в каждой относительно небольшой социальной группе, состоящей из молодежи, различаются референтные группы, объединенные общими интересами и ценностями. Такой подход позволяет проследить движение молодежи в иерархии социальных слоев и выработать соответствующие рекомендации по оптимизации взаимоотношений в молодежной среде, тем самым обеспечив динамичное развитие всех социальных групп белорусского общества. Необходимо при этом отметить, что дифференциация общества и молодежи на социально-статусные группы не является единственной. Белорусское общество, равно как его молодежь, различается также по социокультурным, этнонациональным, мировоззренческим, религиозным и идейно-политическим признакам. Например, социокультурные признаки включают отношение к различным видам народной, элитарной, массовой культуры, а также псевдокультуры и контркультуры. Определенные группы молодежи могут создавать свою субкультуру, отличающуюся от общепринятой лишь тем, что ее признает небольшая часть населения. Религиозные признаки, безусловно, связаны с конфессиональными различиями (православные, католики, протестанты, мусульмане, а также некоторые нетрадиционные религиозные общины и секты). Этнонациональные признаки связаны с дифференциацией как общества, так и молодежи по принадлежности к той или иной нации. Учитывая, что в современном паспорте гражданина Республики Беларусь нет графы, характеризующей национальность, а также доминирующий интернациональный характер взаимоотношений в белорусском обществе, для абсолютного большинства молодых людей отношение к национальности не имеет принципиального значения. Однако возникают ситуации, при которых эта позиция приобретает значимость. Например, при желании выехать на учебу, временную работу или постоянное жительство в другие страны, законодательством которых предусмотрены определенные льготы, связанные с национальной принадлежностью. Возникают также некоторые социально-психологические противоречия при формировании межнациональных браков: предубежденность, в основном, родителей, родственников. Однако необходимо отметить, что в белорусском обществе не поддерживаются межнациональные конфликты, тем более, конфликты в молодежной среде.

Количество социальных групп молодежи дополняется с учетом реальных условий жизни, труда и организации свободного времени. Среда обитания (природная, социальная, культурная, производственная), а также определенный тип населенного пункта, уровень урбанизации, в значительной степени определяют характер, содержание, особенности жизнедеятельности отдельных половозрастных групп молодежи.

Численность трудовых ресурсов Республики Беларусь сохранялась в период с 1995 по 2001 гг. на уровне около 6 млн. человек, соответственно, экономически активного населения – 4,5 млн. человек, в том числе занятого – 4,4 млн. человек. Однако начиная с 2003 года наблюдается постепенный процесс уменьшения трудовых ресурсов, особенно экономически активного населения в регионах страны. В связи с сокращением притока молодежи, оканчивающей среднюю школу или профессионально-технические училища и средние специальные учебные заведения – техникумы и колледжи, в реальный сектор экономики. Необходимо разработать эффективные меры органов государственного и местного управления, направленные на сохранение не только численного, но и качественного состава трудовых ресурсов страны. Социализация молодежи в обществе будет проходить тем успешнее, чем гармоничнее будут складываться взаимоотношения возрастных групп в обществе. Поэтому культивирование в обществе самой идеи преемственности поколений, уважительное отношение к историческим, культурным ценностям белорусского народа является важным условием воспитания молодежи.

Рассматривая социальные взаимодействия в белорусском обществе как взаимодействия между половозрастными и профессиональными группами, необходимо отметить, что типология этих взаимодействий зависит, прежде всего, от тех социальных ролей, которые выполняет в обществе каждая из социальных групп. В то же время выполнение соответствующих социальных ролей или функций каждой из социальных групп, в том числе и молодежи, не должно происходить изолированно друг от друга. В противном случае это может привести к самоизоляции и нарушению процессов социализации молодежи. Регулирование социальных ролей и взаимоотношения в обществе старшего и младшего поколения может придать большую целостность и устойчивость в развитии общественных процессов. Такое регулирование возможно осуществить на основе соответствующих законодательных и нормативных актов, создания и функционирования органов местного самоуправления, в которых бы изучались, анализировались, обобщались различные предложения, инициативы граждан, в том числе и молодежные инициативы. В этой связи необходимо рассматривать и анализировать в процессах социализации молодежи три основных типа взаимодействия: первый тип – его можно характеризовать как определенный способ коммуникации, передачу социального опыта от старшего поколения к младшему, информация от одной социальной группы или индивида к другой или постоянный обмен информацией в рамках одной социальной группы или территории на уровне местного самоуправления. Второй тип можно характеризовать как сотрудничество, связанное с достижением общих целей старшего и младшего поколений, различных половозрастных групп населения. Данный тип предусматривает, безусловно, определение общих целей и наиболее приемлемых способов их достижения несколькими социальными группами или, по крайней мере, непротиводействие достижению поставленной цели со стороны отдельных граждан или социальных групп. Такой тип взаимодействия, безусловно, сопряжен с необходимостью выработки общих решений, согласованных действий на различных уровнях управления: местном, региональном, республиканском. Как показывают социологические исследования, такой тип взаимодействий наиболее приемлемый для социализации молодежи, ибо он предусматривает непосредственную передачу социального опыта, освоение норм жизнедеятельности как в рамках отдельных социальных общностей, так и в рамках отдельных трудовых коллективов, территорий и общества в целом. К сожалению, такой тип взаимодействия может нарушиться в результате бюрократического вмешательства отдельных представителей органов управления, от согласия которых зависит принятие того или иного решения в различных областях деятельности. Особенно активно сопротивляются этой форме взаимодействия те представители органов управления, чьи личные интересы не совпадают или превышают общественные. Как правило, это связано с явлениями карьеризма, коррумпированности и бюрократизма отдельных представителей системы управления. В первую очередь это отрицательно влияет на социальные настроения и морально-психологический климат молодежи. Однако молодежь не всегда улавливает истинные причины такого противодействия, ибо обычно оно происходит в скрытой форме под различными предлогами: отсутствие материальных средств, стремление к их экономии, отсутствие времени, опасность возникновения каких-либо негативных последствий и т.д. Третий тип взаимодействия – это конкуренция (соревнование, соперничество). Этот тип характеризует формирующиеся рыночные отношения, где критерий эффективности каких бы то ни было принятых решений, как правило, определяется прежде всего экономической выгодой. Как известно, конкуренция далеко не всегда приводит к социально значимым результатам. Если конкуренция в молодежной среде, например, среди молодых предпринимателей, носит нецивилизованный характер, она может привести к весьма негативным социальным результатам. Об этом в частности, свидетельствуют разборки в постсоветских регионах, конкурирующих группировок, унесших жизни многих молодых людей в странах СНГ.

Вышеназванные типы взаимодействия молодежи в процессе социализации дифференцируются на несколько видов. Например, первый тип - коммуникация – дифференцируется на межличностную, внутригрупповую, межгрупповую и массовую. Второй тип – сотрудничество – может выражаться в виде кооперации, взаимопомощи и достижения консенсуса в процессе взаимодействия. Третий тип – соперничество – может выражаться в форме конкурентной борьбы, соревнования или социального конфликта. Вышеперечисленные типы взаимодействий молодежи в процессе социализации, безусловно, связаны с теми идеями, нормами и ценностями, которые доминируют или проповедуются в обществе – политическими, идеологическими, нравственными, религиозными, культурными, научными и т.д. Социальное взаимодействие и социальное развитие молодежи сопряжено с множеством таких взаимодействий, которые имеют различный уровень определенности, четкого или размытого представления об общественных нормах, явлениях и процессах. Такая неопределенность положения молодежи возникает на уровне информации о том или ином процессе или явлении, мотивации участия или неучастия в каких-либо мероприятиях (моральные, нравственные, материальные), сообразно ее жизненным интересам и потребностям. Все эти типы и виды взаимодействия в обществе могут интегрироваться или дезинтегрироваться, быть упорядоченными или хаотичными. Необходимо отметить, что состояние определенности и уверенности в завтрашнем дне является чрезвычайно важным фоном для социализации молодежи. Однако в обществе переходного периода это естественное требование далеко не всегда реализуется. Когда в обществе происходит переоценка существующих ранее традиционных ценностей, норм и идеалов, когда новые формы общественной жизни еще не утвердились в общественном сознании, тогда различные группы молодых людей, равно как и большинство членов общества, обеспокоены своим будущим. Иллюзорное представление некоторой части молодежи о том, что рыночные отношения помогут ей реализовать все ее жизненные цели, сталкиваются с реальной действительностью, в которой происходит противоборство двух тенденций: с одной стороны, стремление к сохранению старых порядков, с другой – формирование новых, порой гипертрофированных под предлогом радикальных реформ во всех областях жизнедеятельности. В результате многие молодые люди становятся заложниками этих двух противодействующих тенденций. Именно они в наибольшей степени испытывают трудности переходного периода.