Глава 8. Молодежные организации в идеологических процессах §1. Социальный статус и проблемы социализации молодежи
Молодежь – социально-демографическая группа, обладающая совокупными половозрастными и социально-психологическими особенностями, проходящая стадии социализации в реальных условиях жизнедеятельности общества.
Молодежь в процессе социализации приобретает соответствующий социальный статус, который зависит от многих как объективных, так и субъективных факторов, условий внешней среды. Социальный статус молодежи формируется в процессе социализации. При организации идейно-воспитательной, идеологической работы с различными категориями молодежи необходимо всегда учитывать тот факт, что ее статус определяется не только реальным положением в системе общественных отношений, ее правами и обязанностями в обществе, но и совокупными внутренними социально-психологическими качествами, интеллектуальным и духовным потенциалом, физическими возможностями.
Социальный статус молодежи можно определить, прежде всего, как ее реальное положение в обществе в соответствии с достигнутым уровнем образования, квалификации, полученной профессией и родом деятельности. Этот статус определяется политическими, социальными и экономическими условиями жизнедеятельности общества. Статус различных категорий молодежи можно рассматривать с таких, например, позиций:
как официально обозначенный, занимаемый субъектом (коллективом, группой) в структурированной системе или организации (в учебном заведении, на предприятия, в учреждении), определяющийся четко предписанными правами и обязанностями;
как номинально-формальный, занимаемый субъектом в организации, складывающейся на основе собственных деклараций, дополняющих или игнорирующих официальный статус структурных сообществ;
как маргинальный (лат. margo – край) – выходящий за пределы общепринятых способов или форм деятельности, чаще всего осуществляемой субъектом в диссонансе с целями институтов управления, образования и культуры.
Данная классификация социального статуса молодежи может быть дополнена и другими видами, в зависимости от конкретной сферы жизнедеятельности, например: профессиональным или социально-профессиональным, экономическим или социально-экономическим, политическим или социально-политическим, культурным и социокультурным видом и т.д. В реальной ситуации может прослеживаться несоответствие уровней положения определенной группы или индивида в иерархии статусов других социальных групп (молодежи или старшего поколения) по различным параметрам: уровню образования, квалификации, доходам, престижу, отношению к общественным объединениям и т.п. Такое несоответствие, как правило, вызывает противоречие или даже социальный конфликт между различными группами молодежи или конфликт поколений (между молодежью и старшим поколением). В этой связи может возникнуть своеобразный вид социальной патологии – статусфрения, при которой индивид или группа молодежи разными способами, чаще всего незаконными, стремятся к тому влиянию и тому положению в обществе, которое для них является наиболее высокопрестижным и может привести при определенных условиях к желаемому результату. Так, деятельность неформальных объединений может привести к повышенному интересу к ним и влиянию на другие сообщества. Но это влияние является кратковременным, ибо оно, как правило, сопряжено с противоправными действиями, которые должны пресекаться органами правопорядка. Статусфрения имеет место тогда, когда молодые люди не обладают должным уровнем культуры и житейского опыта, чтобы адекватно реагировать на те или иные события. Эти психологические и половозрастные особенности молодежи могут использовать в политических целях оппозиционные группы и партии.
Можно также рассматривать так называемое выравнивание статусов, их унификацию на основе внедрения социальных стандартов в стране и создания равных условий для духовно-нравственного и гражданского становления молодежи. В то же время необходимо отметить, что абсолютного равенства, построенного на патронаже государства, достичь нельзя, ибо общество развивается по своим законам, где совершенно отчетливо проявляется конкуренция между различными социальными группами, в том числе и молодежи. Например, вполне допустима конкуренция при поступлении в ВУЗы и ССУЗы при соблюдении одинаковых прав абитуриентов, равно как и при получении престижной профессии, высокооплачиваемой и творческой работы. Без здоровой конкуренции не может успешно развиваться общество, в том числе и молодежь как наиболее мобильная и динамичная социальная категория населения.
Молодежь может выступать в качестве самостоятельного объекта исследования. Однако ее нельзя отрывать от других социальных кагорт белорусского общества, ибо развитие и становление молодежи во многом определяется общесоциальными условиями. Тем не менее, изучение сложных процессов социализации позволит проводить на научной основе целенаправленную идейно-воспитательную работу среди молодежи.
Остановимся на проблеме возрастной дифференциации молодежи. Важным признаком молодежи является ее возраст, границы которого различные авторы определяют по-разному (как правило, такая периодизация находится в пределах от 14 до 33 лет). Но большинство исследователей все же придерживаются возрастных границ от 16 до 30 лет. Это связано не столько с теоретическими или методологическими проблемами, сколько с теми реальными общественными процессами, которые протекают в обществе. Каждому новому этапу общественного процесса соответствуют те характерные особенности социального развития, которые во многом определяют половозрастные и социально-психологические особенности населения. В то же время в различных регионах мира процессы социального половозрастного развития индивида не идентичны. Характерной особенностью является ускоренное физическое развитие и несколько замедленное социальное. Акселераты-подростки сегодня по внешним признакам, казалось бы, могли выполнять те же социальные функции, что и старшие возрастные группы; но на самом деле реализовать свой потенциал в полной мере они способны только после достижения более зрелого возраста, получения образования, профессии, а главное – освоения тех норм жизнедеятельности, которые свойственны для старших возрастных групп.
Юность и отрочество являются определенными этапами социализации личности. Социологи, в отличие от психологов, медиков, физиологов, биологов, этнографов и других специалистов, определяют возрастные границы молодежи сообразно тем социальным характеристикам, которыми обладает индивид соответствующего возраста. Если, например, психологи считают подростковый возраст - это период от 16 до 18 лет, то медики-психиатры считают, что к такой возрастной группе относятся юноши и девушки от 14 до 18 лет. Очевидно, что определение возрастных групп всецело связано с теми специфическими критериями, которые используют специалисты (в данном случае вышеназванные) различных областей знаний. Не секрет, что при определении социальной зрелости молодых людей многое зависит от того, в какой степени они унаследовали не только нравственные ценности старшего поколения, но и насколько они способны выполнять функции взрослых. В частности, социологами замечено, что чем более разнообразна жизнедеятельность и самостоятельность детей, тем скорее они осваивают трудовые и социальные функции своих родителей. В этой связи сельская молодежь более адаптивна к социальным трудностям, чем городская, у которой уровень комфорта жизни гораздо выше. В то же время в многодетных семьях дети более самостоятельны в своих действиях, поступках.
Критерии социальной зрелости личности являются многомерными. Они характеризуют не только уровень самостоятельности выполнения соответствующих социально значимых функций, но и их качественные характеристики. Социальное происхождение оказывает существенное влияние на гражданское и профессиональное становление молодежи. Трудовые навыки, которые приобретает подросток, во многом определяют его дальнейшее развитие, становление как гражданина и профессионала. В то же время социально-психологические особенности юношеского возраста могут проявляться именно в определенный период физического и психического развития. Не случайно, что до сих пор в определении возрастных характеристик, в изучении особенностей различных возрастных групп молодежи значительную роль играет психоанализ, основоположником которого является известный австрийский психиатр Зигмунд Фрейд. Необходимо отметить, что психоанализ и фрейдизм как одно из направлений исследования личности, играет значительную роль в разработке теории юношеского возраста. До сих пор в психологии, и педагогике являются весьма авторитетными работы ученых В.Е. Смирнова, разработавшего психологию юношеского возраста, и Л.С. Выготского, автора теории развития высших психических функций. Известные психологи и педагоги А.В. Петровский, А.Н. Леонтьев и др. выдвинули ряд важнейших положений, связанных с возрастной психологией молодежи. Корреляция между объективными условиями жизнедеятельности и конкретной деятельностью молодежи очевидна, но совершено ясно и то, что должна быть установлена гармоничная связь между физическими, психическими, интеллектуальными, социальными и иными характеристиками молодого человека. Возрастная дифференциация (стратификация молодежи) – процесс объективный и многомерный. Со всей определенностью можно сказать, что переход от детства к зрелости охватывает большой период и длится примерно около 10 лет (от 12-13 до 23-24 лет). Причем этот переход можно условно разделить на несколько промежуточных периодов.
Первый период – подростковый (от 12 до 14-15 лет). Этот период является фазой первичной социализации индивида. Для подростков характерен ряд общих социально-психологических и физиологических особенностей, отличающих их от других возрастных групп молодежи. Процесс взросления – первичной социализации – наиболее сложный и чреват различными социальными последствиями. Неадекватное восприятие и усвоение норм жизнедеятельности общества, равно как и социальное становление, сопровождаемое эмоциональными переживаниями, весьма характерны для подростков. Причем, девочки-подростки заметно быстрее адаптируются в социальной среде, несмотря на то, что большинство из них сложно переживают свое физическое развитие. Осознание своего места и роли в обществе, равно как и осознание своей социальной значимости, сопричастности с другими половозрастными группами молодежи, безусловно, сказывается на дальнейшей социализации молодежи. Поэтому, как никто другой, подросток нуждается в очень корректном отношении со стороны взрослых. Несмотря на сложность подросткового возраста, большинство молодых людей достаточно быстро адаптируются в социальной среде и переходят в новую стадию – стадию юношества.
Второй период – юношество (от 14-15 до 18 лет). Он наступает, как правило, к 14-15 годам. В этот период завершается физическое созревание, хотя не в полной мере формируются социальные качества личности. Для периода юношества характерна большая самостоятельность во всех областях жизнедеятельности: в быту, в учебе, а также в посильном труде. В то же время этот период является пограничным со взрослой жизнью, ибо уже с 16-18 лет молодые люди могут выполнять профессионально-трудовые функций на законных основаниях. Законодательством, как известно, определены соответствующие ограничения и льготы для этой категории молодежи в сфере трудовой деятельности. Однако это вовсе не означает, что молодые люди в этом возрасте не должны трудиться. Напротив, именно в этом возрасте реально проявляются способности, наклонности, интересы и другие ценные качества, с помощью которых можно определить, в какой конкретной сфере трудовой деятельности может в будущем работать, реализовать себя как личность, молодой человек. Поэтому целесообразно именно в этой возрастной группе расширять диапазон выполняемых социальных ролей, не навязывая искусственно те или иные профессии, ибо интерес к профессии вовсе еще не означает ее выбор, эффективность труда, удовлетворенность ее характером и содержанием в будущем. Очевидно, что прагматизм родителей, равно как и педагогов, уязвим. Искусственное навязывание молодым людям той или иной профессии, будь то рабочей или творческой, или военной, гуманитарной или технической, может привести к отрицательным результатам в будущем. Именно на этой стадии необходимо использовать наиболее современные методики изучения профессиональной ориентации молодежи на основе социально-психологических и физиологических характеристик, ее интеллектуальных данных.
Третий период (от 18 до 23-24 лет). Наиболее важный период социализации молодежи, ибо он связан с профессиональным и гражданским становлением, дальнейшим физическим и интеллектуальным развитием личности. Объектом социализации молодой человек становится с гораздо более четко выраженными социальными качествами, поэтому общество вправе не только оказывать ему всяческую поддержку, но и рассчитывать на его ответственное отношение к выполнению своих обязанностей. Несмотря на то, что молодые люди в этот период еще получают соответствующие профессии, завершая учебу в средних, средних специальных и высших учебных заведениях, или проходят службу в армии, большинство из них имеют более четко выраженные ценностные ориентации и жизненные ориентиры, связанные со своим будущим: трудом, местом жительства, социальным положением и др. Молодые люди в этой возрастной группе обладают большей степенью самоконтроля, более осознанно выполняют те или иные функции. Тем не менее, они по-прежнему отличаются повышенной эмоциональностью и чрезмерной критичностью к событиям и людям. Порой завышенная самооценка превалирует над реальными возможностями реализовать себя как личность. Большинство молодых людей не признают навязываемых авторитетов, но, тем не менее, склонны сами создавать себе кумиров и ориентироваться на тех из них, кто в большей степени соответствует их ценностным ориентациям. Освоение профессиональных знаний в этом возрасте происходит сравнительно несложно, поскольку, как правило, связано с научением, стажерством, то есть с продолжением обучения без большой личной ответственности за результаты труда. Они по-прежнему считают, что имеют право на ошибки, и этот психологический барьер им трудно преодолевать. Как в сфере учебы, так и трудовой и семейно-бытовой жизни, молодые люди этой возрастной группы все еще рассчитывают на снисходительное к ним отношение. Между тем, если именно в этот период, не сформировалась высокая доля личной ответственности за содеянное, в более старшем возрасте ее уже трудно сформировать.
Четвертый период (от 25 до 30 лет). Характеризуется большей самостоятельностью личности во всех сферах жизнедеятельности. Большинство молодых людей к этому возрасту вступают в брак, и у них появляются свои наследники – дети, которым они обязаны передавать свой жизненный опыт и воспитывать должным образом. В то же время этот период является наиболее сложным в профессиональном и социальном становлении. Молодые люди после получения в системе образования соответствующей профессии участвуют в трудовой деятельности, стремятся создать необходимые материально-бытовые условия для себя и своей семьи. Однако, далеко не всем это удается сделать, поскольку разнятся стартовые экономические возможности у различных социальных групп. По данным социологических исследований, лишь около 10% опрошенных молодых людей обходятся без материальной помощи родителей и ближайших родственников; 75% из них получают ее постоянно и около 15% – периодически. Размеры этой материальной помощи, безусловно, неравнозначны. Процесс социализации, таким образом, в этот период связан не только с передачей социального опыта старших, но и с реальной материальной помощью. В этой связи многие молодые люди серьезно задумываются над дальнейшим своим пребыванием в тех или иных регионах, городах, городских поселках, селах, на тех или иных работах. Более половины, по данным социологических исследований, проведенных в 2003 г., при благоприятных условиях хотели бы выехать за пределы Беларуси на временные заработки или постоянное жительство. Это связано, прежде всего, с относительно низким уровнем заработной платы, не позволяющей молодым людям приобретать дорогостоящие предметы длительного пользования и особенно – строить свое собственное жилье. Несмотря на реальную поддержку со стороны государства (гарантированное предоставление первого рабочего места, льготные кредиты, материальная поддержка предприятиями и т.п.), тем не менее, по мнению молодых людей, эти реальные виды государственной помощи трудно получить и ее, к сожалению, бывает недостаточно для реализации первоначальных жизненно важных целей. Таким образом, значительная часть молодежи находится перед альтернативой: или искать дополнительные заработки, порой связанные с нелегальным бизнесом, или искать возможность выехать за пределы страны с целью создания материальных условий для жизни молодой семьи. К сожалению, эти мотивы часто становятся иллюзорными, нереализуемыми, так как и в ближнем, и в дальнем зарубежье молодых людей встречает множество трудностей, с которыми сложно справиться, и процесс социализации адаптации, к новым условиям жизни затягивается. В этой связи, безусловно, необходима более эффективная политика, направленная на поддержку молодежи страны, создание благоприятных условий для реализации ее образовательного и интеллектуального потенциала на родине. Безусловно, молодые люди могли бы оставаться на местах своего прежнего жительства при условии, если бы им было обеспечена перспектива служебного и профессионального роста, перспектива создания благоприятных материальных и социальных условий жизни. Ситуация усугубляется тем, что молодые пары, в которых есть дети, нуждаются гораздо в большей поддержке, чем те, кто находится вне брака. Однако вступление в брак, как юношей, так и девушек, связано с определенной тревогой за будущее, и, прежде всего с возможностью содержать семью, обеспечивать ее материально, воспитывать детей. Поэтому многие молодые люди поневоле откладывают время вступления в брак до достижения определенных целей: получения образования, приобретения жилья и др. Однако с каждым годом этот процесс усугубляется тем, что многие сомневаются в правильности выбора спутника жизни и важности создания семьи. Альтернативой становится так называемый гражданский брак, где обе стороны не находятся в юридической зависимости друг от друга и всегда вправе, по их мнению, прервать семейные отношения.
Таким образом, вышеуказанные периоды возрастной стратификации имеют определенные особенности в процессе адаптации и социализации молодых людей. Молодежь, как города, так и села находится в большой зависимости от условий социально-экономического развития страны и отдельных регионов, от реальной помощи государства в их гражданском и профессиональном становлении, в создании благоприятных условий жизнедеятельности. Вместе с тем в общей численности населения страны прослеживается уменьшение численности состава подрастающих поколений. Так, например, в конце ХХ столетия, по данным переписи населения, в Республике Беларусь количество детей в возрасте до 4-х лет составляло 476,1 тыс. чел., что примерно в 2 раза меньше, чем в конце 60-х годов, в возрасте до 9 лет – 656,1 тыс. чел., что в 1,5 раза меньше в указанный период. В то же время возрастная группа 10-14 лет составляла 828,3 тыс. чел., что на 170 тыс. больше, чем 40 лет тому назад. Аналогичная тенденция прослеживается и в отношении возрастной группы 15-19 лет. Ее численность на 130 тыс. больше, чем в конце 60-х годов. Однако динамика уменьшения старших возрастных групп (20-24 года и 25-29 лет) очевидна. Так, например, каждая возрастная группа более чем на 40 тыс. чел. меньше, чем 40 лет назад. Общая же численность трудоспособной молодежи в возрасте до 35 лет более чем на 380 тыс. чел. меньше, чем в 1959 г. Соответственно, граждан старшего трудоспособного возраста за указанный период стало практически в 2 раза больше. Подобная динамика сохраняется и в характеристике городского и сельского населения. Однако если количество молодежи трудоспособного возраста в городах увеличилось за данный период более, чем в 2 раза и составило на конец ХХ столетия более, чем 1,5 млн. чел., то сельское население, напротив, уменьшилось практически в 3 раза соответственно с 1 800,5 тыс. чел. до 622,4 тыс. чел. В то же время количество граждан старшего трудоспособного возраста в городе увеличилось за этот период в 5,5 раз (с 230,3 тыс. чел. До 1 120,4 тыс. чел.), а количество граждан старшего возраста, проживающих в сельской местности увеличилось с 860,0 тыс. чел. до 1 039,9 тыс. чел. Половозрастная динамика продолжает сохраняться. Важно при этом отметить, что доля численности половозрастных групп молодежи в общей возрастной структуре населения страны практически не увеличивается, хотя в последние годы несколько повысился процент рождаемости. Доля населения по экономическим группам моложе трудоспособного и старше трудоспособного возраста в различных областях республики примерно одинакова. В целом по Республике Беларусь доля населения моложе трудоспособного возраста составляет 21,2%, трудоспособного – 57,3% и старше трудоспособного - 21,5%. Исключением является столичный мегаполис, где явно наблюдается процесс урбанизации, и доля молодежи трудоспособного возраста в нем составляет 19,9%, всего трудоспособного – 64,2% и старшего трудоспособного - 15,9%. К сожалению, доля трудоспособного населения в Республике Беларусь постоянно уменьшается. Среди городского населения эта доля составляет в настоящее время - 62,2%, а сельского населения – 46,1%.
Анализ динамики половозрастной структуры населения Республики Беларусь показывает, что, во-первых, процесс социализации молодежи в городе и на селе имеет свои особенности в связи с объективными тенденциями увеличения реальной нагрузки на трудоспособную молодежь в связи с необходимостью выполнять дополнительные функции по социальной поддержке населения старшего возраста, пенсионеров. В то же время, как было отмечено ранее, молодежь, вплоть до 30-летнего возраста, постоянно ориентируется на материальную помощь своих родителей и родственников. Участвуя же в реальном секторе экономики, молодые люди по существу должны выполнять сложную социальную и экономическую задачу – обеспечивать за счет своего труда (за счет отчислений от своей заработной платы в пенсионный фонд) финансовую поддержку пенсионеров. Если учесть, что значительная часть молодежи продолжает обучение в средних специальных и высших учебных заведениях, а также, учитывая безработных, не занятых в народном хозяйстве, включая скрытую форму безработицы, оказывается, что в производственной сфере (промышленном и аграрном секторе экономики) занято лишь около 1,3 экономически активного населения, среди которой молодежь составляет небольшую часть.
Исходя из данного анализа необходимо сделать вывод о том, что социальный статус, безусловно, связан с половозрастной дифференциацией молодежи. В то же время такая дифференциация предполагает проведение целенаправленной идейно-воспитательной и идеологической работы с различными категориями белорусской молодежи, направленную на ускорение процесса ее социализации в белорусском обществе.
Социализация молодежи — двухсторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта, идеалов, ценностей и норм культуры путем вхождения в социальную среду, в систему социальных взаимодействий с другими людьми, а с другой стороны, процесс активного воспроизводства социального опыта, ценностей, норм, стандартов поведения за счет его активной социальной деятельности, личностной переработки и видоизменения социального опыта.
Для молодежи процесс социализации имеет решающее значение, но этот процесс, как показано выше, связан с половозрастными особенностями юношей и девушек. Социализация – не спонтанный, а целенаправленный процесс в среде обитания.
Существуют различные подходы к анализу среды обитания. Но более традиционный подход связан с анализом основных сфер жизнедеятельности человека в обществе: культурно-познавательной, производственно-трудовой, общественно-политической и семейно-бытовой. Такая градация вполне правомерна, особенно применительно к процессу гражданского и профессионального становления молодежи, ибо формирование всесторонне развитой личности невозможно без ее участия в различных сферах жизнедеятельности. Уходит в прошлое трактовка теоретиков, что социализация– это лишь процесс целенаправленного воздействия на личность с целью придания ей необходимых обществу качеств. Социализация – это, прежде всего, двухсторонний процесс: во-первых, общественного воспитания и, во-вторых, самовоспитание индивида, т.е. усвоения норм жизнедеятельности общества на основе активного включения молодого человека в реальную жизнь, собственное физическое, интеллектуальное, духовное и нравственное развитие. Нельзя преувеличивать роль общественных факторов. Совершенно очевидно, что социальные общности, в том числе молодежные группы, находятся под влиянием различных факторов социализации.
Все факторы социализации можно подразделить на четыре основные группы: мега-, макро-, мезо- и микрофакторы. К мегафакторам можно отнести влияние космоса, геоэкологических и геоклиматических условий нашей планеты; к группе макрофакторов – естественную географическую среду данного региона, этнос и влияние государства. Две первых группы факторов являются определяющими не только для социализации, но и для обеспечения жизни на Земле и в конкретном регионе и в конкретной стране. В условиях системной трансформации общественной жизни, в том числе в Республике Беларусь, меняется соотношение между естественно природными и общественно политическими факторами. Все в большей степени приобретает значимость экологическая составляющая социализации. Однако роль государства как регулятора общественных отношений не ослабевает. Меняется лишь соотношение функций, которые выполняет государство. В условиях демократизации общественной жизни развивается самоуправление, функции государственного контроля за социальным поведением ослабевают. В то же время внедрение социальных стандартов во всех сферах жизнедеятельности, обеспечение необходимыми социально-бытовыми условиями как населения в целом, так и молодежи в особенности, создает предпосылки для ускорения процесса социализации молодежи, укрепления здорового морально-психологического климата в обществе.
Действия двух других групп (мезо- и микро-) факторов социализации (системы образования, центров массовой культуры, средств массовой информации, а также семьи, общественных формирований и религиозных организаций) непосредственно влияют на формирование мировоззрения молодежи и ускорение или замедление процесса социализации. Однако среди них наибольшее влияние на гражданское становление молодежи оказывает массовая субкультура молодежи и различные средства массовой информации. Действие последних неоднозначно. Распространение в молодежной среде норм массовой субкультуры, влияние неформальных молодежных объединений, создаваемых на основе общих интересов и потребностей в сфере досуга играет роль. Эту роль нельзя однозначно определять как конструктивную. Данные факторы скорее создают иллюзию легкого существования некритическому принятию норм западного образа жизни, искусственное насаждение их в белорусском социуме. К сожалению, молодые люди как бы усредняются, нивелируются их индивидуальные качества в угоду групповым и корпоративным интересам тех референтных групп, в которые вольно или невольно они сами входят ввиду естественного желания общаться со своими сверстниками.
Наши исследования показывают, что определяющее влияние на процессы социализации молодежи сказывает сфера свободного времени. Несмотря на то, что государственные и негосударственные институты образования, центры культуры и спорта постоянно дают информацию о значительных успехах в приобщении молодежи к активной образовательной, культурной и спортивной деятельности, о проводимых массовых мероприятиях, фестивалях, конкурсах, соревнованиях, нельзя утверждать, что их деятельность определенный характер в социализации молодежи.
Более важными, по нашему мнению, являются микрофакторы, к которым относятся, прежде всего, семья и религия. Социализирующие функции этих институтов общества очевидны. Чем прочнее семейно-брачные узы, взаимоотношения родителей, тем более высока их культура поведения и отношения к детям, тем более конструктивно и эффективно влияние родителей на подрастающее поколение. Однако, кризис семьи продолжается. Размытость нравственных идеалов, ослабление воспитательной функции семьи, привели к тому, что эпицентр социализации отдельных личностей сместился за пределы семьи, к сожалению не в официальные институты (например, школы, дома культуры, спортивные общества), а в неформальные организации, референтные группы молодежи. Об этом свидетельствуют данные социологических исследований, проведенных в 2003 г. по инициативе Министерства образования Республики Беларусь среди различных половозрастных групп, включающих и студенческую молодежь. Абсолютное большинство респондентов в своих ответах подтвердили мнение о том, что наибольшее влияние на их мировоззрение оказывает индустрия свободного времени, досуга. Не решают в должной мере эту проблему детские и молодежные организации, в том числе и БРСМ. В результате духовного вакуума, который характерен для определенных групп молодежи, значительно активизируется деятельность религиозных организаций в деле ее воспитания. Но нельзя однозначно сказать о том, что деятельность религиозных организаций носит только положительный характер. Замечено, что чем раньше молодые люли приобщились к участию в религиозных обрядах, тем эффективнее влияет церковь (как православная, так и католическая, равно как и другие конфессии) на сознание и поведение молодежи. В то же время нельзя не отметить, что создаваемые приходы, возрождаемые храмы порой претендуют на роль альтернативы институтам образования и воспитания, а также семье. Отношение различных семей к церкви неоднозначно. Если младшие школьники в основном по воле родителей и вместе с ними посещают церковь и участвуют в религиозных обрядах, то с течением времени старшие могут стать заложниками деструктивных сект. В результате часто происходит подрыв нравственных ценностей молодежи, авторитета семьи и церкви.
Формирующийся рынок труда, трансформационные изменения в обществе накладывают определенный отпечаток на процессы социализации молодежи. Молодежь постсоветского периода в целом стала более самостоятельной в своих действиях. Она получила больше свободы для реализации своего потенциала. В то же время возник ряд противоречий. С одной стороны, молодежь стремится жить иначе, лучше, чем родители, с другой, не способна строить свою жизнь без активной помощи с их стороны. Очевидно, что в этих условиях государство может взять на себя дополнительные функции по созданию условий для реализации потенциала личности молодого человека. Однако нельзя придавать государству паттерналистские функции по отношению к молодежи, ее социальной защите. Главная функция государства в этой связи как раз и состоит в том, чтобы с помощью законов, других нормативных актов, институтов управления и субъектов хозяйствования, образования и культуры, создать условия, при которых молодые люди представляющие различные половозрастные группы, могли бы самостоятельно реализовать себя в различных сферах жизнедеятельности, реально почувствовать свою причастность к делам общества и государства, убедиться в своих потенциальных возможностях и способностях учиться, работать, зарабатывать, создавать материальные и духовные блага, заниматься спортом, правильно и интересно организовывать свой досуг. Именно эта направленность деятельности белорусского государства посредством новой концепции идеологии, государственной молодежной политики, программы социально-экономического развития, позволит достигнуть желаемых социально значимых показателей в жизни молодежи.
- Академия управления
- Содержание
- Раздел I. Теория и методология идеологических процессов Глава 1. Предмет, теория и методология идеологии белорусского государства § 1. Предыстория возникновения термина “идеология”
- § 2. Корни и генезис идеологии как формы мировоззренческого опыта людей
- § 3. Власть идеологии. Функции политической идеологии
- § 4. Идеология государства – специфический тип идеологии
- § 5. Структура идеологии белорусского государства и ее основные компоненты
- Глава 2. Истоки и перспектива идеологии белорусской государственности § 1. Формирование идеологии белорусской государственности
- § 2. Перспективы развития идеологии белорусской государственности
- Глава 3. Становление идеологии белорусского государства § 1. Распад советской государственности
- § 2. Выбор идеологии белорусской государственности в постсоветский период
- § 3. Укрепление белорусской государственности
- Глава 4. Современные идеологические концепции и доктрины § 1. Либерализм
- § 2. Консервативная идеология
- § 3. Коммунистическая идеология
- § 4. Идеология белорусского государства в виде национальной идеи
- § 5. Идеология и демократия
- § 6. Идеология и гражданское общество
- Глава 5. Конституция Республики Беларусь – правовая основа идеологии белорусского государства § 1. Понятие, назначение, функции и структура Конституции Республики Беларусь
- Раздел I. Основы конституционного строя
- Раздел VII содержит нормы, касающиеся финансово-кредитной системы Республики Беларусь.
- § 2. Основные черты конституционного строя Республики Беларусь
- § 3. Политико-правовое значение суверенитета
- § 4 Характеристика основ конституционного строя
- § 5 Судебная система Республики Беларусь
- Хозяйственные и общие суды
- Раздел II. Динамика идеологических процессов Глава 6. Политическая культура и идеологические процессы
- §1. Политическая культура как духовная сфера
- §2. Проблемы формирования политической культуры
- §3. Идеология как основа общественно-политической жизни Беларуси
- §4. Идеологические процессы в Беларуси и их особенности
- Глава 7. Средства массовой информации в идеологических процессах
- § 1. Роль средств массовой информации в идеологических процессах
- § 2. Идеологическая функция средств массовой информации
- § 3. Информационное поле Беларуси
- § 4. Идеологическое взаимодействие средств массовой информации со структурами власти
- Глава 8. Молодежные организации в идеологических процессах §1. Социальный статус и проблемы социализации молодежи
- §2. Социальное развитие и стратификация молодежи
- § 3. Основные субъекты формирования и реализации государственной молодежной политики в Республике Беларусь
- § 4. Политическая социализация белорусской молодежи в современных условиях
- Глава 9. Религия и молодежь § 1. Религия в современной Беларуси
- § 2. Степень религиозности молодежи
- § 3. Взаимоотношения государственных институтов и религиозных организаций в образовательной сфере
- Глава 10. Идеология избирательных кампаний § 1. Понятие и функции выборов в политической системе общества
- § 2. Виды избирательных систем
- § 3. Стадии избирательного процесса
- Политико-правовой статус Президента Республики Беларусь
- Специфика президентской власти при «смешанной» системе правления
- § 2. Роль Президента Республики Беларусь в формировании идеологии белорусского государства
- Глава 12. Парламент, молодёжь и идеология белорусской государственности § 1. Этапы становления парламентаризма в Республике Беларусь
- I этап — советский (1919 г. — конец 80-х — начало 90-х годов)
- II этап — постсоветский (1991 год – настоящее время)
- § 2. Структура и функции белорусского парламента
- § 3. Совершенствование форм и методов реализации идеологической политики страны
- Глава 13. Правительство – Совет Министров Республики Беларусь и идеология белорусского государства § 1. Идеология деятельности исполнительной власти
- § 2. Идеология экономической политики Правительства
- § 3. Социальная сфера как объект идеологической деятельности
- § 4. Организационно-практические меры по повышению роли Правительства в формировании идеологической политики и работе с молодежью
- § 2. Концептуальные основы формирования национальных моделей рыночных экономик и белорусской экономической модели
- § 3. Современная экономическая политика Республики Беларусь
- Глава 15. Мировоззренческие основания и стратегические приоритеты идеологии белорусского государства § 1. Идеология и мировоззрение: содержание, структура, функции
- § 2. «Белорусская идея», славянские духовные ценности и традиции национальной культуры в становлении белорусской государственности
- § 3. Формирование ценностно-патриотических установок в сознании и реальном поведении молодежи
- § 4 Представления молодежи о любви, браке и семье
- Глава 16. Идеологическая политика в социальной сфере §1. Сущность и содержание социальной политики
- §2. Приоритеты в сфере образования
- §3. Приоритеты в сфере здравоохранения
- §4. Приоритеты в области социальной защиты населения
- §5. Приоритеты в сфере культуры, спорта и туризма
- Глава 17. Практическими делами сильна молодежь Беларуси
- Примерная тематика докладов, рефератов, выступлений и дискуссий
- Сведения об авторах
- Литература