§ 2. Концептуальные основы формирования национальных моделей рыночных экономик и белорусской экономической модели
Современные модели рыночной экономики являются результатом трансформации политических, экономических и социальных институтов послевоенного капитализма в направлении создания социально ориентированного, экономически эффективного варианта смешанной экономики. Они формировались в рамках общей рыночной идеологии и под влиянием политических и социальных идей либералов, консерваторов, социалистов, марксистов, коммунистов, которые отражались в моделях рыночных экономик в их многочисленных переплетениях и модификациях.
Выработка теоретических основ формирования белорусской модели социально-экономического развития потребовала изучения и обобщения зарубежного опыта функционирования рыночной экономики, сложившихся в мировой практике моделей рыночной экономики, их характеристик и возможностей использования в условиях нашего государства.
Можно отметить, что нет универсальной модели экономики. Это объясняется целым рядом обстоятельств: специфическими условиями развития каждой страны; особенностями ее хозяйственной жизни; структурой экономики, территориального размещения стран, наличием и структурой ресурсного потенциала, национальными традициями, менталитетом народа и др. При этом ни одна модель не повторяет другую, имеет свои собственные отличия. Сегодня можно выделить различные модели рыночной экономики, например, либеральную, социал-демократическую, социально ориентированную.
Идеи развития либеральной модели основаны на абсолютном преобладании частной собственности, максимальной свободе субъектов рынка, ограниченных масштабах государственного регулирования экономики, невысоких долей госбюджета в ВВП и социального обеспечения в структуре государственных расходов. Своеобразным эталоном либеральной модели может служить экономика США.
Характерными чертами социально-демократических моделей являются: предельная социализация, какая только возможна в условиях рыночной экономики; высокая доля государственного сектора, в котором преобладают объекты социального назначения; высокая, превышающая 50 %, доля государственного бюджета в ВВП; финансирование за счет средств госбюджета развития социальной сферы; регулирование уровня безработицы, дифференциации населения по уровню доходов, трудовых отношений на национальном уровне; развитая система производственной демократии. Эта модель экономики имеет место в скандинавских странах - Швеции, Дании, Норвегии.
Социально-ориентированные модели отличаются высокой долей государственной собственности, широкими масштабами государственного регулирования, государственной поддержкой малого и среднего бизнеса, высокой долей госбюджета в ВВП, развитой системой социальной поддержки, наличием института производственной демократии. В завершенном виде модель социально ориентированной рыночной экономики позволяет сочетать свободную частную инициативу, конкуренцию с активной ролью государства, эффективность с высоким уровнем социальной защиты населения. Примером социально ориентированной модели рыночной экономики может служить Германия, Австрия, Голландия, Франция, Италия, Испания, Португалия.
Основными отличиями моделей рыночных экономик являются:
структура собственности;
социальная политика;
масштабы государственного вмешательства в экономику;
участие государства в перераспределительных процессах.
Основываясь на зарубежном опыте, используя приемлемые для нашей республики идеи формирования различных моделей национальных экономик, мы строим свою, белорусскую модель социально ориентированной рыночной экономики. Эта модель сохраняет в себе традиционные принципы функционирования рыночной экономики и специфику нашей национальной экономики, традиции народа, его менталитет. Преобладающими остаются такие черты, как коллективизм и взаимопомощь, социальная справедливость.
Концептуальными основами белорусской модели выступают: плюрализм форм собственности; значительная степень участия государства в обеспечении эффективности функционирования экономики, регулировании доходов населения; занятости; формировании условий, обеспечивающих удовлетворение целого ряда социально значимых потребностей всего населения. При этом учитываются ресурсный потенциал страны, структура, состояние и тенденции развития нашей экономики, а также геополитические, географические, социальные, демографические экологические и другие особенности республики.
Стержнем формирования белорусской экономической модели является человек, выступающий как многосторонняя личность, как начало и конец экономической системы, ее цель и средство.
Характерными чертами белорусской модели экономики, которые выделил Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, выступая 22 марта 2002 года на итоговом заседании постоянно действующего семинара руководящих работников республиканских и местных государственных органов, являются:
во-первых, сильная и эффективная государственная власть. В любой стране сильная, дееспособная, эффективная власть -- важнейшее условие успешного государственного управления, способного обеспечить экономический правопорядок и экономическую безопасность государства, безопасность граждан.
Государственная власть исходя из критериев общественного блага может и должна: не допускать нарушения норм и правил поведения на рынке; определять общие условия эффективного хозяйствования, темпы экономического роста; поддерживать оптимальную структуру производства, равномерное социально-экономическое развитие регионов; предотвращать криминализацию хозяйственной деятельности внутри страны, расслоение общества, стремление развитых стран, крупных иностранных корпораций использовать складывающуюся в республике ситуацию в своих экономических и политических целях;
вторая характерная особенность нашей модели -- это равноправное функционирование частного и государственного сектора экономики. При этом частный сектор может и должен развиваться наряду с государственным. Следует отметить, что практически в любой стране государственный сектор играет важнейшую роль в жизнедеятельности общества, в функционировании экономики. В условиях рыночных отношений государственный сектор необходим там и в той мере, где рыночный механизм не может, не хочет, либо недостаточно быстро и эффективно решает общие и частные социально-экономические проблемы. Он используется как инструмент для решения широкого спектра социально-экономических задач.
На каждом этапе экономического развития масштабы государственного и частного сектора могут быть различны, могут меняться. Их соотношения должны определяться с учетом национальных интересов. Именно национальные интересы государства должны быть главным приоритетом, главной целью, во имя которой должны функционировать государственный и частный сектор;
третья отличительная особенность нашей белорусской модели касается приватизации. Приватизацию следует рассматривать не как самоцель, а как средство найти заинтересованного инвестора, создать эффективного собственника. Приватизация должна осуществляться в соответствии с интересами всего государства, отрасли, предприятия, работающего человека. Поэтому при привлечении инвестиции речь может идти об инвесторах, заинтересованных в долгосрочном развитии экономики республики; об инвесторах, способных взять на себя обязательства по решению социальных проблем работающих, при условии, что инвестор пришел всерьез и надолго. В качестве важнейшего условия при приватизации должно выступать обеспечение эффективного и полезного для всего общества производства;
четвертая особенность белорусской модели -- развитие интеграционных процессов со странами СНГ, Россией.
Сегодня в мировой экономике происходят глубокие преобразования. Это касается процессов глобализации и международной экономической интеграции, которые так или иначе отражаются на развитии нашей национальной экономики. Либерализация международных отношений, развитие информационных, коммуникационных компьютерных технологий решающим образом способствуют росту международного обмена товарами, услугами и капиталом; способствуют объединению и взаимопроникновению разного рода рынков, развитию международного бизнеса, что и означает глобализацию в экономическом смысле. Но по мере развития процессов глобализации усиливается конкуренция -- конкуренция между странами, регионами, отдельными предприятиями и фирмами, присутствующими на глобализирующихся рынках. Безусловно, положительным здесь является возможность ускорения экономического роста. Одновременно глобализация усиливает неравенство, вызывает дальнейшую поляризацию в уровнях развития государств. И своеобразной оборонительной реакцией на глобализацию выступает международная интеграция, которую можно рассматривать как решающий фактор при выборе способа реализации национальных интересов, увеличения экономического потенциала страны. Фактор, способный усилить конкурентоспособность экономики страны, повысить эффективность ее функционирования, придать инновационный характер ее развитию и одновременно смягчить рост угроз для конкурентоослабленных отраслей, предприятий, обеспечить им определенный лаг времени для выхода на более высокий технологический уклад, адаптации к требованиям современных конкурентных рынков.
Беларусь развивает интеграционные процессы, ориентируясь в своей внешнеэкономической деятельности, в первую очередь, на своих традиционных партнеров – Россию, страны СНГ;
пятая характерная черта нашей модели -- сильная социальная политика -- краеугольный камень всей нашей государственной политики.
Социальная политика Республики Беларусь направлена на повышение общественного благосостояния, улучшение качества и уровня жизни населения, рациональное использование трудового потенциала.
На современном этапе главной целью социальной политики является создание для каждого трудоспособного гражданина условий, позволяющих ему своим трудом и предприимчивостью обеспечить собственное благосостояние и благосостояние семьи при усилении адресности социальной поддержки со стороны государства слабо защищенных групп населения.
По мере развития нашей экономики ответственность за социальную сферу, обеспечение социальной защиты человека и впредь будет лежать на государстве. При этом следует подчеркнуть, что социальная ориентация нашей экономики не только в помощи нуждающимся. Это и здоровье человека, его профессиональное, культурное, личностное развитие.
Сегодня государство должно решить важнейшую задачу -- формирование человека нового типа -- предприимчивого, деятельного и творческого, желающего работать и зарабатывать, создавать необходимые материальные ценности.
Все перечисленные черты характеризуют белорусскую модель социально ориентированной рыночной экономики. Но, как уже отмечалось, формирование белорусской модели требует учета особенностей, состояния и тенденций развития нашей национальной экономики, учета ее ресурсного потенциала, влияния внутренних и внешних факторов. При этом основные направления построения социально ориентированной рыночной экономики в Республике Беларусь должны пониматься системно в макроэкономическом (создание условий для стабильного развития), институциональном (изменение роли государства в экономике: основные усилия правительства должны быть направлены на формирование базовых институциональных основ рыночного развития) и социальном (повышение социального качества экономики) аспектах [5].
- Академия управления
- Содержание
- Раздел I. Теория и методология идеологических процессов Глава 1. Предмет, теория и методология идеологии белорусского государства § 1. Предыстория возникновения термина “идеология”
- § 2. Корни и генезис идеологии как формы мировоззренческого опыта людей
- § 3. Власть идеологии. Функции политической идеологии
- § 4. Идеология государства – специфический тип идеологии
- § 5. Структура идеологии белорусского государства и ее основные компоненты
- Глава 2. Истоки и перспектива идеологии белорусской государственности § 1. Формирование идеологии белорусской государственности
- § 2. Перспективы развития идеологии белорусской государственности
- Глава 3. Становление идеологии белорусского государства § 1. Распад советской государственности
- § 2. Выбор идеологии белорусской государственности в постсоветский период
- § 3. Укрепление белорусской государственности
- Глава 4. Современные идеологические концепции и доктрины § 1. Либерализм
- § 2. Консервативная идеология
- § 3. Коммунистическая идеология
- § 4. Идеология белорусского государства в виде национальной идеи
- § 5. Идеология и демократия
- § 6. Идеология и гражданское общество
- Глава 5. Конституция Республики Беларусь – правовая основа идеологии белорусского государства § 1. Понятие, назначение, функции и структура Конституции Республики Беларусь
- Раздел I. Основы конституционного строя
- Раздел VII содержит нормы, касающиеся финансово-кредитной системы Республики Беларусь.
- § 2. Основные черты конституционного строя Республики Беларусь
- § 3. Политико-правовое значение суверенитета
- § 4 Характеристика основ конституционного строя
- § 5 Судебная система Республики Беларусь
- Хозяйственные и общие суды
- Раздел II. Динамика идеологических процессов Глава 6. Политическая культура и идеологические процессы
- §1. Политическая культура как духовная сфера
- §2. Проблемы формирования политической культуры
- §3. Идеология как основа общественно-политической жизни Беларуси
- §4. Идеологические процессы в Беларуси и их особенности
- Глава 7. Средства массовой информации в идеологических процессах
- § 1. Роль средств массовой информации в идеологических процессах
- § 2. Идеологическая функция средств массовой информации
- § 3. Информационное поле Беларуси
- § 4. Идеологическое взаимодействие средств массовой информации со структурами власти
- Глава 8. Молодежные организации в идеологических процессах §1. Социальный статус и проблемы социализации молодежи
- §2. Социальное развитие и стратификация молодежи
- § 3. Основные субъекты формирования и реализации государственной молодежной политики в Республике Беларусь
- § 4. Политическая социализация белорусской молодежи в современных условиях
- Глава 9. Религия и молодежь § 1. Религия в современной Беларуси
- § 2. Степень религиозности молодежи
- § 3. Взаимоотношения государственных институтов и религиозных организаций в образовательной сфере
- Глава 10. Идеология избирательных кампаний § 1. Понятие и функции выборов в политической системе общества
- § 2. Виды избирательных систем
- § 3. Стадии избирательного процесса
- Политико-правовой статус Президента Республики Беларусь
- Специфика президентской власти при «смешанной» системе правления
- § 2. Роль Президента Республики Беларусь в формировании идеологии белорусского государства
- Глава 12. Парламент, молодёжь и идеология белорусской государственности § 1. Этапы становления парламентаризма в Республике Беларусь
- I этап — советский (1919 г. — конец 80-х — начало 90-х годов)
- II этап — постсоветский (1991 год – настоящее время)
- § 2. Структура и функции белорусского парламента
- § 3. Совершенствование форм и методов реализации идеологической политики страны
- Глава 13. Правительство – Совет Министров Республики Беларусь и идеология белорусского государства § 1. Идеология деятельности исполнительной власти
- § 2. Идеология экономической политики Правительства
- § 3. Социальная сфера как объект идеологической деятельности
- § 4. Организационно-практические меры по повышению роли Правительства в формировании идеологической политики и работе с молодежью
- § 2. Концептуальные основы формирования национальных моделей рыночных экономик и белорусской экономической модели
- § 3. Современная экономическая политика Республики Беларусь
- Глава 15. Мировоззренческие основания и стратегические приоритеты идеологии белорусского государства § 1. Идеология и мировоззрение: содержание, структура, функции
- § 2. «Белорусская идея», славянские духовные ценности и традиции национальной культуры в становлении белорусской государственности
- § 3. Формирование ценностно-патриотических установок в сознании и реальном поведении молодежи
- § 4 Представления молодежи о любви, браке и семье
- Глава 16. Идеологическая политика в социальной сфере §1. Сущность и содержание социальной политики
- §2. Приоритеты в сфере образования
- §3. Приоритеты в сфере здравоохранения
- §4. Приоритеты в области социальной защиты населения
- §5. Приоритеты в сфере культуры, спорта и туризма
- Глава 17. Практическими делами сильна молодежь Беларуси
- Примерная тематика докладов, рефератов, выступлений и дискуссий
- Сведения об авторах
- Литература