§2. Приоритеты в сфере образования
Идеологическая политика в сфере образования состоит из основополагающих теоретических принципов и практических мер, предпринимаемых государством в учебно-воспитательном процессе в стране, рассчитанном на сегодняшние кадровое удовлетворение экономики и культуры белорусского общества и прогностические тенденции общемирового масштаба. В общенациональном измерении образования – основа стратегии суверенной Беларуси, в личностном – нравственный капитал, аналога которому нет. Главное – вовремя и разумно распорядиться этим достоянием. Это, в свою очередь, зависит от социального заказа, определяемого научно-техническим и общественным прогрессом общества. Хотя традиционно важными профессиями остаются педагог, врач и инженер, общество как бы на время забывает о них, отдавая предпочтение тем профессиям, которые, или являются или кажутся престижными (юриста, экономиста, психолога и т.д.). Для того, чтобы не было крена, то в сторону технических, то в сторону гуманитарных специальностей, и существует социальный заказ, учитывающий общенациональные интересы (спрос на аграрников, к примеру); он, как правило, строится на научно обоснованных программах государства.
Государственные требования фиксируются в национальных стандартах образования, разрабатываемых с учетом социально-экономических и духовно-культурных запросов страны и мирового образовательного пространства.
Идеология образования базируется на экономических, демографических, геополитических, научно-технологических, культурных, профессионально-нравственных достижениях общества. Большое значение имеет инфрастуктура тех или иных регионов страны (приграничных областей, например), требующая конкретных специалистов (архитекторов, железнодорожников, асфальтобетонщиков, мелиораторов и т.д.). В современном мире берется в расчет и международное разделение труда, учитываются инновационные процессы.
Идеология образования своей главной целью считает повышение качества управления образованием, прогностику последнего, что помогает максимально учитывать интересы общества и личности, трудового коллектива и семьи. Именно эту задачу ставила начавшаяся еще в 1996 году реформа общеобразовательной системы в Беларуси. С учетом новых реалий, накопленного в нашей стране и зарубежных странах управленческо-педагогического опыта, реформа продолжается и сегодня.
В мае 2004 года по поручению Президента Республики Беларусь была создана межведомственная комиссия, изучавшая целесообразность перехода средней общеобразовательной школы на 12-летний срок обучения. Заключение комиссии было положительным. Дополнительно введенный 12-й класс позволяет улучшить содержание образования, перераспределить объем учебных заданий, уменьшить обязательную недельную нагрузку уроками, успешнее осуществить профильное обучение в старших классах, сориентировать выпускников на дальнейший путь приобретения знаний и специальности. Естественно, улучшена работа по подготовке новых и переработке имеющихся учебников и учебных пособий, в ряде из них предусмотрена нравственно-патриотическая и идеологическая составляющая.
Примечательно, что по указанию А.Г.Лукашенко проводится большая работа по качественному улучшению учебного процесса в сельской школе, что дало возможность ее выпускникам конкурировать с учащимися горожанами на различного рода олимпиадах, поступать на престижные факультеты во все вузы страны (например, в 2004-2005 учебном году в Бел госуниверситете количество первокурсников – сельчан удвоилось по сравнению с предыдущим годом). Следует, однако, заметить, что задача подготовки специалистов – аграрников, в целом специалистов для работы в сельской местности остается все еще актуальной.
В нашей стране существует стройная система общеобразовательной и профессиональной подготовки. В базовой 9-летней школе, средне 12-летней школе, лицее, гимназии учащиеся получают ту подготовку, которая позволяет им оставаться на уровне современных требований к культурному человеку. Если он желает совершенствоваться в интеллектуальном и профессиональном аспектах, то может поступить в специальные средние профессиональные заведения или высшие (как государственные, так и частные, дающие дипломы государственного достоинства) учебные заведения. Каждой личности в нашей стране гарантированно это Конституцией; фактически имеется столько учебных заведений различного уровня, насколько существует потребность в них общества, семьи, личности. Высшие учебные заведения осуществляют подготовку к практической профессиональной деятельности по специальностям, требующим длительного обучения; подготовку наиболее способной части студенчества к научно-исследовательской работе; способствуют формированию высокообразованной, интеллектуальной и культурной личности.
Систему учебных заведений страны дополняет сеть вне учебных: детские дошкольные учреждения (ясли, сад); кружки, секции, клубы по интересам (технического творчества, художественно-эстетического профиля; спортивно-оздоровительные и туристические); центры и дома детского творчества, дворцы детей и молодежи; инициативные учреждения дополнительного образования (для одаренных детей; для углубленного изучения отдельных предметов; по специальным программам для детей с ограниченными возможностями); учреждения летне-оздоровительного отпуска детей, подростков, юношей; учреждения по допризывной подготовке юношей.
Незыблемым принципом деятельности учебных и вне учебных учреждений является основной педагогический: обучая, воспитывать; воспитывая, обучать. Их цель – сформировать человека высокой профессиональной и нравственной культуры, семьянина и патриота.
Поскольку жизнь диктует необходимость постоянного профессионального совершенствования, соответствия спросу рынка труда, то в нашей стране сложилась система непрерывного образования личности, благодаря которой человек чувствует себя достаточно уверенным в социокультурном и научно-техническом пространстве. Этому способствуют различного рода государственные учреждения последипломного образования, институты повышения квалификации, постоянно действующие республиканские и региональные курсы подготовки и переподготовки кадров.
Гарантией стабильного будущего белорусского общества, расцвета нации, нравственного достоинства личности являются государственные инвестиции в образование. В нашей стране не только сохранились важнейшие средние учебные заведения, готовящие кадры специалистов – рабочих (СПТУ, ПТУ и др.), но и появились колледжи различного профиля с их мощной материальной базой. На новом подъеме находятся высшие учебные заведения (выросшие из институтов университеты); более того – создан новый Барановичский госуниверситет.
Большинство студентов обучается бесплатно, получают стипендию. Наиболее отличившиеся поощряются из Фонда Президента страны (с момента его создания премировано более 2 тысяч студентов, только в 2004 г. – 100). Всем выпускникам государственных учебных заведений гарантировано первое рабочее место.
Высокое качество подготовки специалистов – выпускников вузов отмечается во всем мире; их стараются переманивать зарубежные фирмы и научные центры, суля большие материальные блага. Но все же основная масса молодых специалистов трудится в родной Беларуси, составляя золотой фонд нации, обеспечивая ее стабильность и укрепляя международный авторитет.
- Академия управления
- Содержание
- Раздел I. Теория и методология идеологических процессов Глава 1. Предмет, теория и методология идеологии белорусского государства § 1. Предыстория возникновения термина “идеология”
- § 2. Корни и генезис идеологии как формы мировоззренческого опыта людей
- § 3. Власть идеологии. Функции политической идеологии
- § 4. Идеология государства – специфический тип идеологии
- § 5. Структура идеологии белорусского государства и ее основные компоненты
- Глава 2. Истоки и перспектива идеологии белорусской государственности § 1. Формирование идеологии белорусской государственности
- § 2. Перспективы развития идеологии белорусской государственности
- Глава 3. Становление идеологии белорусского государства § 1. Распад советской государственности
- § 2. Выбор идеологии белорусской государственности в постсоветский период
- § 3. Укрепление белорусской государственности
- Глава 4. Современные идеологические концепции и доктрины § 1. Либерализм
- § 2. Консервативная идеология
- § 3. Коммунистическая идеология
- § 4. Идеология белорусского государства в виде национальной идеи
- § 5. Идеология и демократия
- § 6. Идеология и гражданское общество
- Глава 5. Конституция Республики Беларусь – правовая основа идеологии белорусского государства § 1. Понятие, назначение, функции и структура Конституции Республики Беларусь
- Раздел I. Основы конституционного строя
- Раздел VII содержит нормы, касающиеся финансово-кредитной системы Республики Беларусь.
- § 2. Основные черты конституционного строя Республики Беларусь
- § 3. Политико-правовое значение суверенитета
- § 4 Характеристика основ конституционного строя
- § 5 Судебная система Республики Беларусь
- Хозяйственные и общие суды
- Раздел II. Динамика идеологических процессов Глава 6. Политическая культура и идеологические процессы
- §1. Политическая культура как духовная сфера
- §2. Проблемы формирования политической культуры
- §3. Идеология как основа общественно-политической жизни Беларуси
- §4. Идеологические процессы в Беларуси и их особенности
- Глава 7. Средства массовой информации в идеологических процессах
- § 1. Роль средств массовой информации в идеологических процессах
- § 2. Идеологическая функция средств массовой информации
- § 3. Информационное поле Беларуси
- § 4. Идеологическое взаимодействие средств массовой информации со структурами власти
- Глава 8. Молодежные организации в идеологических процессах §1. Социальный статус и проблемы социализации молодежи
- §2. Социальное развитие и стратификация молодежи
- § 3. Основные субъекты формирования и реализации государственной молодежной политики в Республике Беларусь
- § 4. Политическая социализация белорусской молодежи в современных условиях
- Глава 9. Религия и молодежь § 1. Религия в современной Беларуси
- § 2. Степень религиозности молодежи
- § 3. Взаимоотношения государственных институтов и религиозных организаций в образовательной сфере
- Глава 10. Идеология избирательных кампаний § 1. Понятие и функции выборов в политической системе общества
- § 2. Виды избирательных систем
- § 3. Стадии избирательного процесса
- Политико-правовой статус Президента Республики Беларусь
- Специфика президентской власти при «смешанной» системе правления
- § 2. Роль Президента Республики Беларусь в формировании идеологии белорусского государства
- Глава 12. Парламент, молодёжь и идеология белорусской государственности § 1. Этапы становления парламентаризма в Республике Беларусь
- I этап — советский (1919 г. — конец 80-х — начало 90-х годов)
- II этап — постсоветский (1991 год – настоящее время)
- § 2. Структура и функции белорусского парламента
- § 3. Совершенствование форм и методов реализации идеологической политики страны
- Глава 13. Правительство – Совет Министров Республики Беларусь и идеология белорусского государства § 1. Идеология деятельности исполнительной власти
- § 2. Идеология экономической политики Правительства
- § 3. Социальная сфера как объект идеологической деятельности
- § 4. Организационно-практические меры по повышению роли Правительства в формировании идеологической политики и работе с молодежью
- § 2. Концептуальные основы формирования национальных моделей рыночных экономик и белорусской экономической модели
- § 3. Современная экономическая политика Республики Беларусь
- Глава 15. Мировоззренческие основания и стратегические приоритеты идеологии белорусского государства § 1. Идеология и мировоззрение: содержание, структура, функции
- § 2. «Белорусская идея», славянские духовные ценности и традиции национальной культуры в становлении белорусской государственности
- § 3. Формирование ценностно-патриотических установок в сознании и реальном поведении молодежи
- § 4 Представления молодежи о любви, браке и семье
- Глава 16. Идеологическая политика в социальной сфере §1. Сущность и содержание социальной политики
- §2. Приоритеты в сфере образования
- §3. Приоритеты в сфере здравоохранения
- §4. Приоритеты в области социальной защиты населения
- §5. Приоритеты в сфере культуры, спорта и туризма
- Глава 17. Практическими делами сильна молодежь Беларуси
- Примерная тематика докладов, рефератов, выступлений и дискуссий
- Сведения об авторах
- Литература